https://izdanie-nauka.ru ISSN: 2713-2838 (online)
УДК 37.015.2:159.9.019.2 https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_174 EDN: NRWBLH
Научная статья
И.М. Никитенко И , Д.В. Жогова
Белгородский институт развития образования г. Белгород, Россия И [email protected]
Метод сенсорной интеграции как фактор социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли метода сенсорной интеграции в процессе социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность темы обусловлена возрастающей потребностью в разработке и применении эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, направленных на формирование социально-адаптивных навыков. Современные подходы к ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей ОВЗ акцентируют внимание на комплексном воздействии на все сферы развития личности, включая сенсорную сферу. Целью данной статьи является анализ влияния метода сенсорной интеграции на процесс социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ, выявление основных принципов и методик применения в образовательном процессе. В статье анализируется теоретический аспект сенсорной интеграции, которая активирует работу всех органов чувств, чтобы способствовать развитию ребенка и корректировать его нарушения. Метод сенсорной интеграции позволяет адаптировать ребенка к внешним раздражителям, уменьшить сенсорную перегрузку и сформировать адекватную сенсорную регуляцию. Рассматривается роль сенсорной терапии в педагогической практике, а также ее воздействие на эффективность коррекционных мероприятий и на улучшение таких параметров, как поведение, эмоциональная регуляция, моторные навыки, речь, внимание и адаптивные способности. Обсуждается практика внедрения новаторских методов сенсорной интеграции в процесс реабилитации детей, испытывающих трудности с обработкой сенсорной информации.
Ключевые слова: сенсорные умения, сенсорная интеграция, развитие речи, реабилитация, дети с особыми образовательными потребностями
Для цитирования: Никитенко И.М., Жогова Д.В. Метод сенсорной интеграции как фактор социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 5. С. 174-179. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_174 ЕРЫ: NRWBLH
Original article
I.M. Nikitenko И, D.V. Zhogova
Belgorod Institute of Education Development Belgorod, Russia И [email protected]
Sensory integration method as a factor of socialization of preschool
children with disabilities
Abstract. The article is devoted to the study of the role of the method of sensory integration in the process of socialization of preschool children with disabilities. The relevance of the topic is due to the increasing need for the development and application of effective methods of correction and developmental work with children with disabilities, aimed at the formation of socially adaptive skills. Modern approaches to early diagnosis and
© Никитенко И.М., Жогова Д.В., 2024
'S) Check for Updates
correction of developmental disorders in children with disabilities emphasize the complex impact on all spheres of personal development, including the sensory sphere. The purpose of this article is to analyze the impact of the method of sensory integration on the process of socialization of preschool children with disabilities, identifying the basic principles and methods of application in the educational process. The article analyzes the theoretical aspect of sensory integration, which activates the work of all sensory organs to promote the child's development and correct his/her disorders. The method of sensory integration allows to adapt the child to external stimuli, reduce sensory overload and form adequate sensory regulation. The role of sensory therapy in pedagogical practice is considered, as well as its impact on the effectiveness of corrective measures and on the improvement of such parameters as behavior, emotional regulation, motor skills, speech, attention and adaptive abilities. The practice of introducing innovative methods of sensory integration into the rehabilitation of children with sensory processing difficulties is discussed.
Keywords: sensory skills, sensory integration, speech development, rehabilitation, children with special educational needs
For citation: Nikitenko IM, Zhogova DV. Sensory integration method as a factor of socialization of preschool children with disabilities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(5):174-179. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_174 EDN: NRWBLH
Введение
Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития сенсорных умений, восприятия, умений - оснований сенсорных стандартов. Это время, когда происходит активное сенсорное развитие, которое играет ключевую роль в формировании интеллектуальных возможностей ребенка. Это важно для улучшения работы органов чувств, накопления знаний об окружающем мире и распознавания сенсорных возможностей ребенка. Эффективное сенсомоторное развитие в этот период способствует дальнейшему формированию когнитивных и социальных навыков. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в России продолжает расти ежегодно.
По информации, полученной в 2024 году, в стране зарегистрировано более 1,5 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), что составляет 9,3% от общего числа детей. Категория включает в себя широкий спектр диагнозов детей: с нарушениями слуха, речи, зрения, а также с проблемами опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройствами аутисти-ческого спектра.
Одним из важных факторов в развитии детей с особыми образовательными потребностями является недостаточная сенсорная интеграция. В этом случае хоть процесс восприятия и остается в целом сохранным, интерпретация получаемых ощущений оказывается нарушенной или отсутствует вовсе. Ребенок чувствует дискомфорт, но не осознает, откуда возникает неприятное ощущение. В результате, его реакции сосредоточены на этом состоянии.
Обзор литературы
Анализ научных источников показал, что исследованием сенсорного развития детей с ограниченными возможностями занимались как за-
рубежные, так и отечественные ученые. К числу зарубежных исследователей относятся: Э. Джин Айрес, С. Барон-Коэн, П. Болтона, У. Кислинга, А Банди. В России к этой теме обращались исследователи: Ю.В. Никитина, О.П. Комарова, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.И. Морозова, С.А. Морозов.
Учение, иллюстрирующее роль сенсорной интеграции в социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ, это прежде всего теория сенсорной интеграции Э. Джин Айрэс [1]. Эта теория утверждает, что мозг обрабатывает сенсорную информацию, и от того, как происходит эта обработка, зависят поведение и развитие ребёнка. Дети с нарушением сенсорной интеграции могут испытывать трудности с регулированием своего поведения, взаимодействием с окружающим миром. Например, ребенок с сенсорной гиперчувствительностью к тактильным ощущениям может испытывать дискомфорт при прикосновениях к другим детям или игрушкам. Это может приводить к изоляции и трудностям в совместных играх. В рамках сенсорной интеграции, разработаны упражнения на постепенное снижение чувствительности, такие как легкие прикосновения, перебирание различных материалов с разной текстурой. Постепенно ребёнок учится управлять реакцией на тактильные стимулы, что способствует более спокойному и уверенному взаимодействию с другими.
Еще одна значимая теория - теория сенсорной дисграфии. Эта теория подчёркивает, что не только сами сенсорные ощущения, но и их правильная организация внутри мозга крайне важны для формирования навыков письма и чтения. Проблемы с сенсорной дисграфией в свою очередь могут влиять на социальное взаимодействие. Пример: Ребенок с нарушениями в моторном планировании может испытывать трудности с копированием, выполнением заданий, связанных с мелкими
движениями. Такие трудности, связанные с сенсорной дисграфией, могут привести к снижению мотивации к выполнению заданий и повышенному уровню стресса. В рамках данной теории, сочетание сенсорной стимуляции, направленной на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия (например, работа с пластилином, мозаикой, застегивание пуговиц), помогает улучшить координацию движений и тем самым преодолеть трудности, связанные с письмом и чтением. Со временем, это улучшает и социальные взаимоотношения, так как ребенок чувствует себя более уверенным в своих способностях.
В современное время появилась необходимость внедрения современных методов сенсорной интеграции в процесс реабилитации детей, испытывающих трудности с обработкой сенсорной информации. Это помогает повысить общую эффективность коррекционных занятий и улучшить такие показатели, как регуляция поведения, управление эмоциями, развитие моторики, речевые навыки, внимание и уровень адаптивности.
Материалы и методы
В период работы использовались следующие методы: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение фактов и теории диссертационных исследований по изучаемой проблеме, систематизация информационного контента среды Интернет; сравнительно-сопоставительный анализ, методы проектирования и моделирования). Исследование проводилось с обучающимися с особыми образовательными потребностями общеобразовательных организаций г. Белгорода.
Результаты исследования и их обсуждение
У детей с особыми образовательными потребностями наблюдаются отклонения в развитии речи, причем не только увеличивается число таких нарушений, но и степень тяжести, проявляющаяся в различных клинических формах. Причиной затруднений в речевом развитии являются трудности, связанные с обработкой сенсорной информации. Каждый из аспектов речевого развития (артикуляция, лексические и грамматические структуры, связность высказываний) строится на сенсорных взаимосвязях и напрямую от них зависит. Сенсорные стимулы влияют на мотивацию детской активности, включая и речевую коммуникацию. Эффективность умственного, речевого, физического, эстетического воспитания во многом определяется уровнем сенсорного развития детей, то есть тем, насколько хорошо ребенок воспринимает звуковую, визуальную и тактильную информацию о мире вокруг [2].
Направления организации коррекционной работы с применением метода сенсорной интеграции для детей с ограниченными возможностями
здоровья включают в себя:
• формирование специальных условий окружения, которые способствуют облегчению восприятия объектов и эффективному взаимодействию с ними;
• адаптация окружающей среды в соответствии с потребностями детей, страдающих от нарушений сенсорной интеграции;
• развитие полисенсорных навыков, что подразумевает улучшение отдельных перцептивных умений, таких как тактильные, вестибулярные и проприоцептивные, а также обучение комбинированному использованию этих навыков для синтеза информации, поступающей от различных сенсорных систем.
Разработка и функционирование модели в едином образовательном пространстве дошкольной образовательной организации соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программы.
Это создает условия для изучения и применения новаторских подходов, а также новых направлений в теоретических и практических аспектах дошкольного образования. Основное понятие -сенсорная интеграция (от латинского «sensus» -восприятие и «^едга^» - объединение) рассматривается как процесс организации и упорядочивания сенсорной информации, необходимой для функционирования мозга. Это процесс, в котором нервная система получает сигналы от рецепторов чувствительных органов, анализирует их и применяет их для выполнения определенных действий [1].
В основе педагогической концепции сенсорного развития лежат исследования различных ученых, включая Л.А. Венгера [3], А.В. Запорожца [4], Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной, О.М. Дьяченко, В.Н. Аванесовой и других. Они рассматривали сенсорное воспитание как постепенное и целенаправленное знакомство ребенка с сенсорной культурой человека. Этот процесс осуществляется систематически и планомерно, то есть в определенной последовательности. Сенсорная культура ребенка формируется на основе усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, сенсорное воспитание представляет собой целенаправленные педагогические воздействия, направленные на развитие чувственного познания и улучшение ощущений и восприятия.
Сенсорная интеграция представляет собой способность нервной системы эффективно объединять информацию, поступающую через различные каналы восприятия. Степень развития этой способности влияет на успешность и эффективность человеческой деятельности в целом. Сенсорная интеграция проявляется в том, что многие
трудности в обучении и поведении детей с особыми образовательными потребностями возникают из-за искажений в восприятии сенсорной информации.
Успех умственного, речевого, физического, эстетического и экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития таких детей, а именно от того, насколько адекватно они воспринимают звуки, изображения и тактильные ощущения окружающего мира в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития таких детей.
Метод сенсорной интеграции направлен на развитие способности обрабатывать и сочетать сенсорные данные, поступающие из различных источников (от тела и окружающей среды, включая визуальные, слуховые, тактильные, пропри-оцептивные и вестибулярные аспекты. Поэтому важно обогащение чувственного опыта детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может способствовать формированию нейронных связей в мозге, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на социализацию ребенка [5].
Для достижения этой цели необходимо создать специально организованную среду и комплекс упражнений, которые будут способствовать развитию сенсорных навыков и улучшению взаимодействия с окружающим миром. Дети с особыми обучающими потребностями потребуют создания особых условий, которые помогут им усвоить адаптированные образовательные программы. Это предполагает наличие безбарьерной среды, специализированного оборудования, а также индивидуально разработанных образовательных планов и психолого-педагогического сопровождения [6].
Обычно работа по коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя организацию как групповых, так и индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Важным аспектом этого процесса является закрепление приобретенных навыков при взаимодействии с воспитателями.
С помощью специально оформленного пространства и наборов упражнений, проводимых педагогами специалистами различных направлений (воспитателями, дефектологами, психологами, инструкторами физической культуры) могут быть реализованы практические техники сенсорной интеграции.
Современный подход обеспечивает преемственность и междисциплинарное сотрудничество, что позволяет достичь стабильных положительных результатов в восстановлении нарушенных сенсорных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы работы с использованием метода сенсорной интеграции включают в себя:
• оценка особенностей работы сенсорных систем и создание сенсорного профиля для ребёнка с особыми образовательными потребностями;
• разработка индивидуальной программы занятий, основанной на анализе сенсорного профиля (индивидуальный выбор игр и мероприятий с учетом выявленных особенностей);
• формулирование рекомендаций для родителей (или законных представителей) по выбору, организации и эффективному использованию развивающего пространства дома [7; 8].
Сенсорная среда играет главную роль в развитии сенсорной интеграции, выступая основным источником стимулов для ребенка. Она способствует развитию отдельных сенсорных систем, так и их объединению, что позволяет комплексно воздействовать на восприятие сенсорной информации мозгом ребенка.
Благодаря этим условиям улучшается чувствительность к различным стимулам тактильным, зрительным, звуковым и слуховым. Снижается уровень двигательного беспокойства, улучшение мышечного тонуса и координации движений, а также повышение концентрации внимания. Внедрение метода сенсорной интеграции в практику оказывается эффективным инструментом для обнаружения и исправления нарушений в развитии детей [9].
Заключение
Применение данного подхода, а также его методическое обеспечение в процессе обучения дошкольников, позволяет добиться позитивных результатов, особенно в коррекции дисфункций сенсорной интеграции у детей с особыми образовательными потребностями. Хорошо развитая сенсорная интеграция способствует успешности детей в различных сферах их активности и повышает учебную способность. Это помогает ребенку лучше адаптироваться к образовательной среде и более эффективно усваивать новые знания и навыки. Грамотное применение методов сенсорной интеграции для дошкольников с ОВЗ приводит к следующим результатам:
• улучшение сенсорной регуляции: дети начинают лучше реагировать на сенсорные стимулы, уменьшается сенсорная перегрузка или, наоборот, недостаток сенсорного опыта, что приводит к снижению тревожности и гиперактивности [10];
• повышение уровня эмоциональной устойчивости: дети становятся более спокойными, уверенными в себе, способными справляться со стрессовыми ситуациями. Они демонстрируют меньшее количество негативных эмоциональных реакций;
• развитие когнитивных функций;
• улучшение двигательных навыков: развивается координация, равновесие, мелкая моторика. Это способствует большей уверенности и комфорту в пространстве, что позитивно влияет на социальные взаимодействия.
• снижение поведенческих проблем: уменьшаются проявления гиперактивности, агрессивности, тревожности, что делает детей более
гармоничными и приемлемыми в коллективе; • повышение самооценки: уверенность в себе и своих возможностях растёт, что способствует адаптации и успешному включению в социальную среду.
В целом, методы сенсорной интеграции помогают детям с ОВЗ достичь большей независимости, самостоятельности и полноценного участия в социальной жизни.
Список литературы
1. Айрес Э.Д., Роббинс Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / пер. с англ. Ю. Даре. 2-е изд. М.: Теревинф. 2009. 272 с.
2. Карнаухова Е.В., Рябова Е.С., Зимина М.В. Сенсорное воспитание - основа умственного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Образовательная система: вопросы теории и практики: сб. науч. трудов, Казань. Казань: СитИвент, 2019. С. 152-155. EDN: ZBZGSL
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / под ред. Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
4. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие / под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. 324 с.
5. Денисова А.С., Савельева Ю.М. Сенсорная интеграция - метод терапии в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // E-Scio. 2022. № 1 (64). C. 633-640. EDN: NLTNKR
6. Перышкова С.А., Сушкова А.М. Психологические особенности сенсорного развития младших дошкольников // Наука и образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 201-206. EDN RJFKJB
7. Минаева Н.Г. Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями: учебное пособие. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2017. 334 с.
8. Петрова И.Х. Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и девиантным поведением // Интернаука. 2021. № 27 (203). С. 6062. https://doi.org/10.32743/26870142.2021.27.203.296119
9. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. № 2. C. 201-210.
10. Baranek G.T. Efficacy of sensory and motor interventions for children with autism // Journal of autism and developmental disorders. 2002. Т. 32. С. 397-422. https://doi.org/10.1023/A:1020541906063
References
1. Ayres AJ, Robbins J. Sensory Integration and the Child. Understanding hidden sensory challenges. 2th ed. Moscow: Terevinf Publ.; 2009. 272 p. (In Russ.).
2. Karnaukhova EV, Riabova ES, Zimina MV. Sensornoe vospitanie - osnova umstvennogo razvitiia obuchaiushchikhsia s intellektual'nymi narusheniiami = Sensory education - the basis of mental development of students with intellectual disabilities. Obrazovatel'naia sistema: voprosy teorii i praktiki: sbornik nauch. trudov. = Educational System: Issues of Theory and Practice: Collection of Scientific Works, Kazan. Kazan: Sitlvent Publ.; 2019. p. 152-155. (In Russ.).
3. Venger LA, Piliugina EG, Venger NB. Vospitanie sensornoi kul'tury rebenka ot rozhdeniia do 6 let = Nurturing a child's sensory culture from birth to age 6. Venger LA. (ed.) Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1988. 144 p. (In Russ.).
4. Zaporozhets AV, Venger LA, Zinchenko VP, Ruzskaia AG. Vospriiatie i deistvie = Perception and action. Zaporozhets AV. (ed.) Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1967. 324 p. (In Russ.).
5. Denisova AS., Savel'eva IuM. Sensornaia integratsiia - metod terapii v reabilitatsii detei s tiazhelymi mnozhestvennymi narusheniiami v razvitii = Sensory integration as a method of
therapy in the rehabilitation of children with severe multiple developmental disorders. E-Scio. 2022;(1):633-640. (In Russ.). EDN: NLTNKR
6. Peryshkova SA, Sushkova AM. Psikhologicheskie osobennosti sensornogo razvitiia mladshikh doshkol'nikov = Psychological peculiarities of sensory development of younger preschool children. Nauka i obrazovanie. 2020;3(3):201-206. (In Russ.). EDN RJFKJB
7. Minaeva NG. Obuchenie i vospitanie detei s sensornymi narusheniiam = Education and upbringing of children with sensory impairments. Saransk: Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevieva Publ.; 2017. 334 p. (In Russ.).
8. Petrova IH. The use of the sensory integration method in correctional and developmental work with children with disabilities and deviant behavior. Internauka. 2021;(27):60-62. (In Russ.). https://doi.org/10.32743/26870142.2021.27.203.296119
9. Terecheva MN, Pavlova LN. Tekhnologiia sensornoi integratsii v sotsializatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia = Sensory integration technology in the socialization of children with disabilities. Pushkin Leningrad State University Journal. 2019;(2):201-210. (In Russ.).
10. Baranek GT. Efficacy of sensory and motor interventions for children with autism. Journal of autism and developmental disorders. 2002;32:397-422. https://doi.org/10.1023/A:1020541906063
Информация об авторах:
Никитенко Ирина Михайловна, заведующий центром методического сопровождения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Белгородский институт развития образования (308007, г. Белгород, ул. Студенческая, д. 14, Россия), еmail: [email protected] Жогова Дина Викторовна, методист центра методического сопровождения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Белгородский институт развития образования (308007, г. Белгород, ул. Студенческая, д. 14, Россия), е^^И: [email protected]
Вклад авторов: Авторы внесли равный вклад в исследовательскую работу.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию: 14.09.2024 Одобрена после рецензирования: 07.11.2024 Принята к публикации: 16.11.2024
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Information about the authors:
Irina M. Nikitenko, Head of the methodical center, Belgorod Institute of Education Development (14 Studencheskaya Str., Belgorod 308007, Russia), е^^И: [email protected]
Dina V. Zhogova, Educational consultant, Belgorod Institute of Education Development (14 Studencheskaya Str., Belgorod 308007, Russia), еmail: [email protected]
Contribution of the authors: The contribution of the authors is equal.
Conflict of interests: The authors declare that there is no conflict of interest.
Received: 14.09.2024
Approved after reviewing: 07.11.2024
Accepted for publication: 16.11.2024
The authors read and approved the final version of the manuscript