Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / METHOD OF PROJECTS / DEVELOPMENT OF CHILD'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко А.В.

В статье реализована попытка раскрыть значение использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Данный метод дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD AS AN IMPORTANT TOOL IN THE WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In the article an attempt to reveal the value of using project method in the work with children of preschool age. This method gives the opportunity to educate "figure" and not "contractor", to develop volitional qualities of personality, skills partnership. The use of project method in primary education allows a significant increase in independent activity of children, to develop creative thinking, ability of children themselves in different ways to find information about a particular object or phenomenon and to use this knowledge to create new objects in reality.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Использованные источники:

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно--досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.;

2. Морозов Г.Н. Культурно-досуговые учреждения: проблемы и решения / Г.Н. Морозов, Г.В. Алексеев // Власть. - 2013 - С. 82-85;

3. Капустина Е.А. Влияние социально-культурной среды на организацию досуговой деятельности населения [Электронный ресурс] // Белгородский государственный институт искусств и культуры. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016026345 (дата обращения 5.04.2019).

УДК:372.34

Павленко А.В. обучающаяся группы КЗДО-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье реализована попытка раскрыть значение использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Данный метод дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, метод проектов, развитие личности ребенка.

Pavlenko A.V., student of the group KZDO-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol PROJECT METHOD AS AN IMPORTANT TOOL IN THE WORK WITH

CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Abstract: in the article an attempt to reveal the value of using project method in the work with children of preschool age. This method gives the

opportunity to educate "figure" and not "contractor", to develop volitional qualities of personality, skills partnership. The use of project method in primary education allows a significant increase in independent activity of children, to develop creative thinking, ability of children themselves in different ways to find information about a particular object or phenomenon and to use this knowledge to create new objects in reality.

Keywords: children of preschool age, method of projects, development of child's personality.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Цель статьи: раскрыть значение использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:

1. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

2. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

3. Проектный метод - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

4. Основное предназначение методов проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной,

целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста [2, с. 98].

Проекты направлены на совместную работу педагога, дошкольников и родителей. Проекты для дошкольников носят практический характер, чтобы результаты можно было оценить наглядно. Дети активно участвуют в образовательной деятельности по теме проекта. При этом педагоги продумывают, как включить в деятельность максимальное количество детей группы, какими способами можно отслеживать результативность, какие методические пособия и материалы необходимы для того, чтобы проектная деятельность в ДОУ была эффективной, интересной и полезной для детей

[7].

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им [4, с. 23].

Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности. Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

- взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, раскрывающими выбранную тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:

1. Подготовительный (целеполагание) - определение цели.

2. Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)

3. Выполнение проекта - практическая часть, получение продукта проекта.

4. Подведение итогов - презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.

В практике дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

По предметно-содержательной области: монопроект (одна образовательная область); интегративный проект (две и более образовательные области).

По продолжительности: краткосрочные (1-4 недели); среднесрочные (до 1 месяца); долгосрочные (от полугода до года).

По доминирующему виду проектной деятельности:

- (информационные дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.);

- исследовательские (осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

- практико-ориентированные (дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её);

- творческие (как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.)

По характеру контактов: среди детей одной группы, нескольких групп, среди детей всего ДОУ.

По составу участников: индивидуальный; парный; групповой; фронтальный.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Неудачно выполненных проектов не бывает, поскольку каждый проект имеет свой уникальный результат, позволяя мотивировать детей на дальнейшее познание мира. Умение пользоваться проектным методом -показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей [3].

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний. В ходе

реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Важная роль в проектной деятельности отводится родителям. Существуют разные формы участия родителей в проектной работе дошкольников [5].

Мотивационная поддержка может потребоваться ребенку на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с детьми.

Информационная поддержка - актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

Организационная поддержка - одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта).

Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото - и видео-съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников. Также ребенку требуется поддержка в самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе (чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты, И обязательно отметить достижения ребёнка [5, с. 123-124].

Таким образом, организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении поможет приобрести ребенку опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находить способы реализации своего проекта.

Использованные источники:

1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

3. Ганеева А. С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / А.С. Ганеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 115-117.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

6. Котлярова Е.А. Проектная деятельность детей дошкольного возраста / Е.А. Котлярова // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 12. - С. 14-18.

7. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

УДК:372.34

Панчук Г.И. обучающаяся группы КЗДО-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Аннотация: в статье раскрыта важность процесса предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Приобретая элементарные математические представления, ребенок старшего дошкольного возраста учится ориентироваться в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними. Полученные знания, умения и навыки дошкольник начинает применять на практике. Это позволяет ему связать процессы познания с окружающим миром, воспитывает положительные личностные качества и создает предпосылки для возникновения целостной картины мира.

Ключевые слова: предматематическая подготовка, математические представления, дети старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.