ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И.И. Гончарова, д-р пед. наук, профессор Т.Н. Матвеева, студент
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-85-87
Аннотация. Статья является результатом исследования по выявлению условий необходимых для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с природой родного края. В статье рассматривается краткое описание возможностей применения метода проектов в ДОУ, для всех его участников.
Ключевые слова: метод проектов в ДОУ, проект, познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление детей с природой родного края.
Применение метода проектов в ДОУ, с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, позволяет ребёнку развивать самостоятельность в принятии решений; дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; развивать коммуникативные навыки: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, способствовать - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута; у ребенка развиваются творческие способности [1]. Проектная деятельность помогает вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс: улучшает детско-родительские отношения, повышает культуру родителей, информированность в той или иной сфере, активизирует творчество и открывает новые способности у родителей, а также воспитатель повышает профессиональное мастерство [2].
Метод проектов подразумевает реализацию ряда действий по основным этапам, которые предполагают: постановку цели проекта, поиск формы его реализации, разработку содержания учебно-воспитательного процесса, организацию предметной среды, определение направления поисковой деятельности, организацию совместной деятельности (творческой, по-
исковой, практической), осуществление работы над частями проекта и демонстрацию полученных результатов [6]. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе [5].
Информационно-исследовательский проект «Ознакомление детей с природой родного края» направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира): начальных экологических знаний, экологической ситуации, экологического поведения. Проект является долгосрочным (учебный год) и включает в себя три раздела: «Животные родного края», «Птицы нашего леса» и «Растительный мир». Через все эти разделы проходят темы, рекомендованные рабочей программой МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» и с учетом комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» [3].
На первом этапе был разработан проект, поставлены цели и задачи, подбирался ин-
формационный материал по разделам проекта (художественная литература, иллюстрации, презентации, картотеки прогулок, подборка игр и др.), в приемной группы был оформлен информационный стенд «Роль семьи в реализации проектов ДОУ» [4], индивидуально велась активная работа с родителями по разъяснению что такое проект?, как он проходит?, какая помощь от них потребуется для детей и педагогов. Были разработаны конспекты образовательной деятельности по каждому разделу проекта, совместно с инструктором ФИЗО составлен план экскурсии в парк.
В процессе реализации основного этапа проекта дети активно включались в разные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, трудовую, конструктивную, продуктивную, коммуникативную, изобразительную, чтение художественной литературы. Дети закрепляли и расширяли свои знания о растительном и животном мире нашего края, учились вести наблюдение за отдельными объектами природы (деревья, птицы, растения), проводить простые исследования некоторых видов растений (сравнение веток хвойных и лиственных деревьев, семян деревьев и цветов, еловых, кедровых и сосновых шишек и др.) ребята активно трудились на участке группы (убирали листву осенью, собирали мусор после ветреной погоды, утепляли деревья снегом зимой); учились работать в коллективе, проявлять самостоятельность; высказывать свою точку зрения ; расширяли словарный запас.
Дома с родителями дети учили стихи о животных, птицах, растениях, которые свойственны для нашего края; рисовали рисунки, изготавливали аппликации, раскрашивали раскраски, для оформления групповой «Красной книги», собирали природный материал для уголка природы; совместно с детьми изготавливали макеты на тему «В нашем лесу»; приобрели семена для альбома «Коллекция семян» и оформили его; участвовали в конкурсе кормушек «Самая лучшая кормушка». При помощи родителей, дети научились находить источники информации: в интернете; энциклопедиях; ходили в парк, лес; посещали музеи. Многие родители активно принимали участие в проекте, это конечно сближает всех участников процесса.
На заключительном этапе проекта дети совместно с педагогом оформили «Красную книгу» группы и участвовали в викторине «Природа нашего края», с целью контроля уровня знаний детей по завершению проекта.
Также для педагогов и родителей была подготовлена презентация проекта, разработаны рекомендации для педагогов по проведению проектов в ДОУ.
Для развития познавательно-исследовательской деятельности, в условиях ДОУ, метод проектов является актуальным и вполне эффективным: у детей развивается познавательный интерес, умение анализировать ситуацию, планировать деятельность по этапам, аргументировать свою точку зрения, устанавливать взаимосвязи и закономерности.
Библиографический список
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений // Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 77 с.
2. Вовлечение семей воспитанников в совместную образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО: сайт: Воспитатель детского сада. Журнал для воспитателей и педагогов ДОУ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/705 (дата обращения: 22.03.2021)
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. - СПб.: «Издательство «Детство - ПРЕСС, 2019. - 352 с.
4. Консультация для родителей: персональный сайт Платоновой О.А. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://platonova-ds22-schel.edumsko.ru/attestation/post/2329358 (дата обращения: 25.03.2021)
5. Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения: сайт: всероссийский учебно-методический портал «Педсовет». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedsov.ru/gallery/k1-1026.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ // авт. сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М: АРКТИ, 2013.
USE OF THE PROJECT METHOD IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE-RESEARCH ACTIVITIES WITH ELDER PRESCHOOL CHILDREN
I.I. Goncharova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor T.N. Matveeva, Student
Khakass State University named after N.F. Katanov (Russia, Abakan)
Abstract. The article is the result of a study to identify the conditions necessary for the development of cognitive and research activities of older preschool children in the process of their acquaintance with the nature of their native land. The article provides a brief description of the possibilities of applying the project method in the DOW, for all its participants.
Keywords: the method of projects in the DOW, the project, educational and research activities, familiarization of children with the nature of their native land.