Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТИПОЛОГИЯ И ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТОВ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красношлык З.П.

В статье отмечено, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, при этом наиболее эффективным является метод проектов. Указано, что формирование и развитие познавательного интереса - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Это развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Сформулированы основные теоретические позиции проектного обучения, раскрыта тематика и содержание проектов для старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

© Красношлык З.П.1

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье отмечено, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, при этом наиболее эффективным является метод проектов. Указано, что формирование и развитие познавательного интереса - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Это развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Сформулированы основные теоретические позиции проектного обучения, раскрыта тематика и содержание проектов для старших дошкольников.

Ключевые слова метод проектов, познавательный интерес, проектное обучение, типология и тематика проектов, содержание проектов для старших дошкольников.

Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Современное общество ставит задачу подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные организации, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных организаций, совершенствования педагогических технологий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека является приоритетной задачей государства [6].

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных организаций, совершенствования педагогических технологий. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения до-

1 Доцент кафедры Начального и дошкольного образования, к.п.н.

школьников, при этом одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных организаций. Этот метод актуален и эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Анализ ряда исследований (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Матяш, В.М. Монахов) свидетельствуют о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях: «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [2, с. 43]. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности творческого характера, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Суть проектной деятельности - стимулировать интерес детей к определенным проблемам. При этом дошкольники, владея лишь некоторой суммой знаний в проектной деятельности, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, получают новые знания и применяют их на практике.

Необходимо отметить, что в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Проект - прежде всего принятое, осознанное детьми, актуальное, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Современными исследователями (Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимова, Л.Н. Прохорова и др.) метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1, с. 24].

Содержание проектной деятельности определяется последовательностью работы над ним. Говоря об общих подходах к структурированию проекта, можно выделить следующие шаги:

- поисковый (создание проблемной ситуации, включение в нее, определение наиболее актуальной и посильной задачи для детей на определенный отрезок времени);

- практический (планирование деятельности по достижению цели (определение способов решения проблемной ситуации, последовательности их использования), выполнение проекта (комплекса действий, завершающихся созданием продукта проекта));

- презентационный (оформление продукта, его презентация).

Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.

В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний [3, с. 29].

Поскольку метод проектов - это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

В центре внимания - ребенок. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию. Индивидуальный темп работы над проектом

обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям: доминирующая в проекте деятельность - исследовательский проект («Дерево», «По следам елочных игрушек» и др.); практико-ориентированный («Украсим группу (участок) к празднику», «Книжкина больница» и др.); творческий («Подарок маме к Дню 8 Марта», «Новое окончание сказок...» и др.); игровой (сюжетно-ролевая игра «Морской круиз», «В гости к бабушке» и др.) [5, с. 112].

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [4, с. 41].

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом - игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые: «Игра-путешествие в подводное царство»; сюжетно-ролевая игра «Театр»; «Строим город будущего»; «Путешествие в древний мир»; «Строим сказочный снежный городок». Творческие: осенний (весенний, зимний) вернисаж; музыкальная сказка (по выбору); настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям); «Веселая ярмарка»; создание фильмотеки рисованных диафильмов; фестиваль искусств «Весенняя капель». Познавательные: журнал «Почемучка»; «Путешествие в Царство Математики»; конкурс «Моя родословная»; «Красная Книга» и др.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр,

прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОО предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Таким образом, дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Проектная деятельность выступать в роли особого вида интеллектуальной деятельности творческого характера. Суть проектной деятельности - стимулировать интерес детей к определенным проблемам. При этом дошкольники, владея лишь некоторой суммой знаний в проектной деятельности, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, получают новые знания и применяют их на практике.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозайка-Синтез, 2011. - 209 с.

2. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Академия, 2012. - 210 с.

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ - М.: Сфера, 2011. - 148 с.

4. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зубкова М.Б. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. - М.: 2011. - 204 с.

5. Коробкина О.Г., Попова Е.А. Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников 5 года жизни в процессе сюжетно-ролевых игр. - М. Академия, 2009. - 315 с.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/ 2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.