Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством дип «Сонор»'

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством дип «Сонор» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина М.П.

В статье раскрывается использование игровой технологии ДИП «Сонор» в формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Определяются задачи и методы, приемы эффективного построения педагогической системы, используя игровую технологию в образовательном пространстве ДИП «Сонор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством дип «Сонор»»

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ДИП

«Сонор»

Корякина М. П.,

воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №8 "Аленушка"» Верхневилюйский улус, Республика Саха (Якутия), Россия

Аннотация. В статье раскрывается использование игровой технологии ДИП «Сонор» в формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Определяются задачи и методы, приемы эффективного построения педагогической системы, используя игровую технологию в образовательном пространстве ДИП «Сонор».

Познавательное развитие предполагает познавательные действия и творческую активность ребенка, развитие данных качеств у современного ребенка можно развить через модель динамической игры преследования ( ДИП) - это искусственная копия (схема) различных процессов преследованияс помощью фигур (фишек), изображающих «преследователей» и «убегающих».

Посредством ДИП «Сонор» можно успешно интегрировать различные виды детской деятельности детей, различной сложности дидактические и развивающие задачи. Игра способствует развитию интеллектуальных умений рассуждать, анализировать, комбинировать, планировать, делать выводы, а также дает простор для развития детской самостоятельности, творчества, эффективно развивает математические представления, коммуникативные способности, формирует устойчивые навыки общения, терпимости, усидчивости и.т.д.

Сегодня в педагогической науке игра ДИП «Сонор» представлена разработкой теоретических и методологических основ профессора, доктора физико - математических наук Г.В.Томского. «Сонор» постепенно превращается в признанную в мире игру, которая имеет различные варианты: настольную, подвижную, компьютерную в интернете, графическую, театрализованную как интеллектуальный биатлон в сочетании со стрельбой из лука, игры спектакли и другие зрелищные мероприятия.

Процесс формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если:

- разработать дизайн - проект предметно-развивающей среды по технологии ДИП «Сонор»;

- организовать совместную деятельность воспитателей, родителей и детей для развития познавательной активности у детей.

Используя игровую технологию в образовательном пространстве ДИП «Сонор», можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста . Исходя из этого, мы в своей группе создали дизайн - проект развивающей среды ДИП «Сонор» , обеспечивающей полноценное развитие. В качестве средства была выбрана технология ДИП «Сонор», которая обеспечивает деятельностный подход при систематической и последовательной работе.

Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой. Проводятся различные игры и занятия с применением игры «Сонор» направленные на формирование познавательной активности: подвижного и настольного варианта, игры - соревнования, беседы, тематические развлечения, защита проектов, турниры, занятия. Все занятия проводились в специально подготовленном пространстве ДИП «Сонор». Нами разработаны цикл игр по развитию речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Сонор». Дети в ходе подвижной и настольной

игры изучают буквы, знакомятся с звуковой культурой речи, учатся читать по слогам. В ходе приобщения детей к фольклору родного якутского народа с целью развития художественно - образной речи детей была создана игра «Книга судеб». Дети играют на фоне стены трех миров, воспевающего в олонхо, в свои игровые замыслы по этой теме. А также разработаны специальные игры на ознакомление с национальной культурой, обычаями, традициями якутов, например, «Обряд Байаная», «Вечер Танха». В таких играх на первый план выступают воспитательные цели - уважение к старшим, интерес к обычаям и традициям предков. Ставили театрализованное представление «Олененок Кыыдаана», «Приключения зайчиков». Благодаря циклу таких игр, у детей совершенствуется речь, обогащается словарный запас.Также разработана эффективная система оздоровительной подвижной игры «Сонор», напольные фишки изготовлены из разного материала: из конских волос, ворсистая ткань, пенопласт, искусственная трава, металла, наждачной бумаги, мешок с галькой и с гречкой. Цель: профилактика плоскостопия, простудных заболеваний, нормализование разных функций организма. Игры проводятся после обеда во время оздоровительных упражнений. Массируются точки на ступнях детей.

При создании развивающей среды в группе использовали дизайн технологии ДИП Сонор. Особенностью каждого центра активности является наличие ДИП Сонор, раскрывающего детское экспериментирование в продуктивной форме. Например, в центре познавательного развития с помощью декоративных, художественных и фотографических композиций из поля «Сонор», можно расширять представления детей о различных природных объектах, о жизни на Земле. Рассказывать детям о разных странах и городах, знакомить с планетами Солнечной системы. Совершенствуются умение детей составлять рассказы по композиции «Сонор» с выделением главного сюжета или с последовательно развивающимся действием. Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в якутском календаре природы основанную на игре «Сонор». В каждом месяце календаря нарисовано поле «Сонор», фишками обозначаем число, день недели, изменения погоды. По этому календарю можно ознакомить детей, что каждый месяц имеет определенное обозначение, которое составлено по древним традициям народа Саха. В центре речевого развития на стене нарисовано игровое поле «Сонор», на котором нарисован «Аал - луук мас», который обьединяет три мира, к стене приклеена липкая лента, фигурками - героями из олонхо, игра направлена на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания, также дети непосредственно во время игры знакомятся с фольклором, сами сочиняют сказку. Это повышает интерес детей к игре «Сонор». С помощью игрового поля «Сонор» с разными тематиками могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнают историю родного села, республики, гербы улусов. В центре фигурки-куклы для подвижной игры «Сонор» дети сами выбирают одежду для кукол, придумывают наряды, меняют по сценарию игры. Комплект «Жиптошки» -способствует эффективному изучению букв, правильного построения букв алфавита.

Кроме того, через игру «Сонор» в доступной и интересной форме проводились все виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд. Руководствуясь игровыми мотивациями, дети с увлечением готовили атрибуты - игровые поля, фигуры «убегающих» и «преследователей», шапочки и костюмы для подвижного варианта игры.

Дети принимали участие в творческом конкурсе с защитой проектов по ДИП «Сонор». Изучили историю игры «Сонор», придумали сказки по созданным игровым полям, оформили вместе с родителями, создали мини - книжки, сочинили стихотворения. ДИП «Сонор» как проектная технология, способствует гибкости и образности мышления, самостоятельности, фантазии и творчества. Хорошие результаты дети показали на улусном, республиканском соревновании, в творческом конкурсе по

ДИП «Сонор», занимая призовые места, что доказывает систематическую работу по ДИП «Сонор» успешной.

Современные подходы к работе педагогов с родителями придадут педагогическому процессу в ДОУ целостный, последовательный характер только тогда, когда проблемы их взаимодействия будут решаться не изолированно друг от друга, а на основе системной и продуманной деятельности, состоящей из взаимосвязанных элементов сотрудничества. В ходе эксперимента сформировалось интересное пространство: самоуправляемая группа родителей - отцов и воспитателей «Сонордьуттар», в переводе «Следопыты», увлеченных ДИП «Сонор». Организовали турнир отцов и детей в ДОО. Родители приняли участие в республиканском соревновании по интеллектуальному биатлону и стали чемпионами, все это вдохновило их на новые победы. В настоящее время в этом творческом объединении 74 членов: среди них дедушки, отцы, воспитатели, школьники

Таким образом, используя игровую технологию в образовательном пространстве ДИП «Сонор», можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста. Анализ полученных результатов достоверно показывает, что разработанная система работы с детьми в образовательном пространстве ДИП «Сонор», являются эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, которую мы развивали у детей старшего дошкольного возраста посредством ДИП «Сонор», главным образом проявлялась в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка.

Библиография

1. Барахсанова, Е.И. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4 - 11 лет / Е.И.Барахсанова.-Якутск, 1995г.-210 с.

2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста./ З.М., Богусловская, Е.О. Смирнова. - М., 1991-432 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л. И. Божович. - Питер, 2009. - 398 с.

4. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. -523 с.

5. Голиков, А.И. Теория и методика математического развития младших школьников в учебной деятельности: автореферат диссертации / А.И. Голиков. М: Изд-во МГУ.2007.- 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.