Научная статья на тему 'Метод проектов как средство реализации компетентстнодеятельного подхода в подготовке студентовфилологов'

Метод проектов как средство реализации компетентстнодеятельного подхода в подготовке студентовфилологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / педагогические технологии / профессиональные компетенции / дисциплины специализации / method of making projects / pedagogical techniques / professional competence / subjects of specialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Л. Б.

Статья посвящена внедрению метода проектов в профессиональную подготовку студентовфилологов. Данная педагогическая технология рассматривается как средство формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to introducing the method of making projects into professional training of students of philological departments. This pedagogical technique is considered to be a means of forming professional competence.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как средство реализации компетентстнодеятельного подхода в подготовке студентовфилологов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009

УДК 373

МЕТОД ПРОЕКТОВ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

© л. Б. ГУРЬЯНОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка e-mail: lyudmila [email protected]

Гурьянова Л.Б. - Метод проектов как средство реализации компетентностно-деятельного подхода в подготовке студентов-филологов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 175-177. - Статья посвящена внедрению метода проектов в профессиональную подготовку студентов-филологов. Данная педагогическая технология рассматривается как средство формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: метод проектов, педагогические технологии, профессиональные компетенции, дисциплины специализации.

Gurjyanova L. B. - The method of making projects as a means of accomplishing of competent - active approach in professional training of students of philological departmens // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 175-177. - The article is devoted to introducing the method of making projects into professional training of students of philological departments. This pedagogical technique is considered to be a means of forming professional competence.

Key words: method of making projects, pedagogical techniques, professional competence, subjects of specialization.

Одной из актуальных задач, стоящих перед высшей школой, является подготовка квалифицированных кадров. В этом плане особая роль принадлежит педагогическому вузу, выпускники которого должны быть готовыми осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения с учётом специфики преподаваемого предмета, способствовать формированию общей культуры личности. Кроме того, они должны овладеть в полной мере профессиональными компетенциями, под которыми принято понимать «способность к профессиональной деятельности..., владение профессиональными умениями (конструктивными, организаторскими, гносеологическим, коммуникативными), а также умениями, позволяющими организовать деятельность учащихся и управлять такой деятельностью» [1].

Смена парадигмы образования, отсутствие должных педагогических кадров и технической оснащённости в вузах, необходимость внедрения в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий вызывает живой интерес учёных. Наиболее полно теоретические и практические аспекты технологического подхода к обучению отражены в трудах В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, Н. Е. Щурковой и др. Под педагогическим технологиями принято понимать «целенаправленное, последовательное описа-

ние деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей» [2]. Развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий в обществе, существующие тенденции внедрения этих технологий в образовательную среду позволяют говорить о необходимости новых подходов к построению преподавательской деятельности. В настоящее время на первый план выходит личностно ориентированное, модульное, дистанционное, проектное обучение. Перед государством и обществом стоит задача совершенствования системы, методологии, содержания и методов образования, подготовки квалифицированных педагогических кадров. Современного преподавателя вуза характеризует стремление поиска методик и технологий, ориентированных на новую парадигму образования, и желание внедрить инновационные идеи.

Неслучайно в настоящее время широкое распространение в школьном и вузовском преподавании получил метод проектов, возникший в начале прошлого века в США и связанный с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Идея проектного обучения не является принципиально новой и имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обу-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.

чение как активный процесс, когда ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решать проблему и получать совместный результат.

Метод проектов обладает следующими характеристиками:

- это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности;

- это творческая работа, во время которой учащиеся занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы;

- это интерактивная форма работы, когда учебный процесс выходит за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов обучающихся.

Данная технология отвечает требованиям, предъявляемым к современному образованию, позволяет реализовать принцип личностно ориентированного де-ятельностного обучения (Зимняя), даёт и обучающимся, и обучаемым возможности проявить активность, развивает способности к творчеству и самостоятельности. По мнению Е. Полат, она представляет собой «определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [3]. Данная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, развитие критического и творческого мышления учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектный метод позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение, это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучаемых, развитие их интеллектуальных качеств и творческих способностей. Каждый проект, реализуемый в учебном процессе вуза, есть результат скоординированных совместных действий преподавателя и студента, их совместно-исследовательская деятельность является наиболее подходящей формой творческого взаимо-обогащающего сотрудничества. Работая над проектом, студент учится самостоятельно приобретать знания и использовать их, совершенствует коммуникативные навыки и умения, знакомится с разными точками зрения на проблему, овладевает навыками исследовательской работы.

Любая проектная деятельность требует работы по определённой схеме, основными компонентами которой являются: цель, выбор объекта, гипотеза, выбор методики исследования, ход исследования, анализ результатов, выводы и оформление работы.

Проекты могут быть исследовательскими, имеющими структуру, приближённую к научному исследованию; творческими, не имеющими чёткой

структуры, но требующими договорённости о планируемых результатах и форме их представления (газета, видеофильм, ролевая игра, выпуск альманаха, оформление web-сайта и т. д.); ролевыми, структура которых только намечается и остается открытой до его окончания. В отличие от ролевых игр в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предполагаемых ситуациях, особенности их речи и т.д. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую в течение определённого отрезка времени.

В системе современного высшего филологического образования большое значение для формирования профессиональной компетенции имеют дисциплины специализации, к которым относятся спецкурсы и спецсеминары. Именно они определяют специфику индивидуализации образования, развивают научно-исследовательскую деятельность студентов, расширяют и углубляют знания, полученные в вузе, укрепляют интерес обучающихся к научным исследованиям, готовят к проведению элективных курсов в школе. В процессе изучения дисциплин специализации студенты приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством защиты развиваемых научных положений и выводов. Одной из педагогических технологий, которая может быть использована на занятиях по дисциплинам специализации, является метод учебных проектов, представляющий собой совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией их результатов.

На факультете русского языка и литературы нашего университета читается спецкурс «Лингвистические взгляды русских писателей», тема которого является актуальной, т. к. роль писателей в развитии русского языка, в нормализации отдельных языковых единиц, во влиянии на стилистическую систему языка, их участие в активизации/ограничении отдельных лексических пластов очень велика.

Слушателям спецкурса была предложена работа над учебным проектом «Лексикографическая деятельность русских писателей». Роль писателей в создании словарей неоценима, что оказалось очень существенным для решения ряда проблем: разработки принципов создания словарей различных типов: толкового -«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, словаря языка писателей - «Материалы для словаря русского языка» Н. В. Гоголя и «Материалы для словаря русского народного языка» А. Н. Островского, нормативного - «Словарь Академии Российской», среди авторов которого г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин, И. Ф. Богданович, Д. И. Фонвизин, рекомендаций по словоупотреблению - «Русский словарь языкового расширения» А. И. Солженицына, создание словарей по отдельным единицам языка -«Опыт российского сословника» Д. И. Фонвизина и «Крылатые слова» С. В. Максимова.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

Основной целью данного проекта являются: сбор и систематизация сведений о писателях, создавших словари; подготовка и проведение презентаций, посвящённых авторским словарям; сопоставление материалов словарей с художественными произведениями писателей для выявления соотношения их лингвистических взглядов и творчества.

Реализации данной цели способствует решение следующих педагогических задач:

- формирование у студентов лингвистической, коммуникативной, информационной компетенций;

- развитие познавательной активности, расширение кругозора, исследовательских умений и навыков студентов;

- выработка умения извлекать необходимую информацию из различных источников, используя не только литературу по определённой проблеме, но и компьютерные технологии и возможности Интернета;

- изучение методов и приемов, направленных на углубленное изучение дисциплин лингвистического цикла;

- развитие коммуникативной культуры обучающихся в целесообразно созданной языковой среде;

- стимулирование творческого отношения студентов-филологов к разработке и проведению элективных курсов в школе.

По доминирующей деятельности данный проект является исследовательским, т. к. его участникам предлагается аргументировать актуальность взятой для исследования темы, сформулировать проблемы исследования, определить методы исследования и источники информации. По предметно-содержательной области это монопроект, т. к. осуществляется в рамках одной области знания. По продолжительности выполнения -долгосрочный, по количеству участников -групповой, хотя возможно и объединение исполнителей в пары или получение ими индивидуальных заданий. По характеру координации он относится к проектам со скрытой координацией, когда студент может обращаться за консультаций к преподавателю.

В соответствии со сформулированными задачами были распределены роли исполнителей проекта, среди которых были выделены теоретики и практики.

В ходе работы над проектом использовались следующие методы: групповые обсуждения проблемы, анализ, дискуссия, демонстрация результатов и т. д.

Можно отметить следующие результаты при реализации учебного проекта «Лексикографическая деятельность русских писателей»:

- развитие у студентов способности активно и творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи в форме, понятной и доступной окружающим;

- умение работать в команде, что формирует у студентов навыки межличностного и профессионального общения и способствует выработке навыков самостоятельной творческой работы;

- формирование компьютерной грамотности, когда компьютер выступает не как цель, а как средство обучения и поиска информации;

- применение на практике современных педагогических технологий.

Таким образом, метод проектов в рамках дисциплин специализации даёт студентам научные сведения универсального характера; нацеливает на освоение лингвистического материала; работает на эффективное использование знаний и реализацию способностей, которые позволяют осуществлять будущую профессиональную деятельность в качестве учителя-словесника; помогает интерпретировать лингвистические взгляды русских писателей, осознавать их место в культуре России.

список литературы

1. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 200 единиц / А. Н. Щукин. М.: Аст-рель: АСТ: Хранитель, 2007. С.250.

2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.3.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб пособие для студ. пед. вузов системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеев, А. Е. Петров. Под ред. Е. С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005 . С.82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.