КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
В.Н. Дронова
В статье рассмотрена проблема совершенствования подготовки современного учителя начальных классов на основе профессиональных компетенций в условиях непрерывного педагогического образования. Раскрыта поэтапная система профессиональной подготовки студентов средствами инновационных коммуникативных технологий, ориентированных на потребности вуза, школы и региона, а также интересы и возможности студентов, что, несомненно, способствует повышению уровня конкурентоспособности выпускников.
Ключевые слова: коммуникативные технологии, компетентностный подход, Национальный проект «Образование», непрерывное педагогическое образование, профессионально значимые умения.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. ТГУ имени Г.Р. Державина в рамках национального проекта «Образование» реализует инновационнообразовательную программу, одно из пяти ключевых направлений которой, «Непрерывное педагогическое образование», курирует Институт педагогики и социальной работы и в его составе - кафедра педагогики и методики начального образования. Этот процесс сопровождается активной разработкой инновационных программ и технологий.
Модернизация страны в целом опирается на модернизацию образования, на его содержательное и технологическое обновление, это обеспечивает переход российской системы образования из режима выживания в режим развития. Особую актуальность приобретает технологизация в системе профессионального педагогического образования.
Педагогика высшей школы, как наука, активно разрабатывает проблемы технологиза-ции подготовки педагогических кадров для современной школы: научные основы современных образовательных технологий (Г.К. Се-левко), типологию и развитие образовательных технологий в целом (В. В. Гузеев), основы технологической культуры педагога (И.А. Колесникова), инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалиста (Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лав-
1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.
рентьева), современные образовательные технологии в аспекте практики обучения в вузе (Д.Г. Левитес), педагогические технологии дистанционного обучения (Е.С. Полат, М.В. Моисеева), технологии обучения в высшей школе (Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов).
В последние годы в регионе разработаны и опубликованы в изданиях ТГУ имени Г.Р. Державина основы различных профильных технологических систем, касающихся основных ступеней образования: начального обучения (Т.И. Кудинова, Т.В. Ларионова), обучения и воспитания учащихся среднего и старшего звена образовательных учреждений общего образования с использованием различных технологий (С.А. Авдеев, О.В. Бескровная, Р.И. Кузьмин, О.Е. Кучерова, Т.А. Татаринцева), обучения в колледжах педагогического профиля (А.А. Дейкин, Л.И. Евсеева, И.А. Мешкова, Л.И. Севостья-нова, М.И. Суганова). Определенный круг работ освещает проблему учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе с использованием различных технологий как общепрофессионального плана (М.Г. Бело-фост, Т.И. Гущина, В.Н. Денисов, Л.Н. Макарова, И.Н. Немкова, Г.Ф. Терещенко, И.А. Шаршов), так и непосредственно связанных со специальностью будущих педагогов (Г.К. Голушко, В.П. Мамугина, М.В. Никольский).
Приведенные перечни демонстрируют внимание к проблемам технологизации обучения в целом, но практически не затрагивают сферу технологий коммуникативной подготовки современного учителя начальных классов.
В то же время изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. В документах, касающихся стратегии модернизации образования, заявлено о необходимости введения компетент-ностного подхода в образовании, потому что он предполагает не просто технологически оправданную трансляцию знаний, умений и навыков, а формирование у педагогов профессиональной компетентности.
Научную основу коммуникативных ком-петентностных технологий составляют исследования проблем речевого общения и его составляющих (А.А. Леонтьев), теории речевого развития (М.Р. Львов), коммуникативно-деятельностного подхода к обучению речи (Т.К. Донская), процесса формирования речевой культуры (Н.А. Ипполитова), коммуникативной сущности педагогического процесса (В.П. Беспалько, Н.Е. Щуркова), идеи деятельностного (А.Н. Леонтьев), технологического (В.П. Беспалько, И.П. Подла-сый, Г.К. Селевко и др.), личностно-ориентированного (И.С. Якиманская), дифференцированного (В.М. Монахов) подходов, теории активных коммуникативных методов обучения (В.В. Гузеев, Е.С. Полат и др.).
Цель высшего образования, в отличие от школы, - не накопление знаний, а подготовка специалиста. Преподаватель вуза стоит перед выбором двух стратегий: знаниевой или компетентностной.
Мы исходим из того, что компетенции -это процедурные знания, необходимые и реализуемые в конкретных коммуникативных сферах и ситуациях. Специфика педагогической коммуникации требует наличия у студента-выпускника не только общих, но и профессионально значимых умений и навыков речевого поведения, определяющих его профессиональные компетенции: коммуникативную (способность человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы), языковую (владение языковой системой как коммуникативным кодом и в качестве основы для формирования всех коммуникативных умений), речевую (поскольку речь - это, по сути, языковая система, приведенная в действие в целях коммуникации). Таким образом, учить действию через действие так можно коротко сформулировать данный подход.
Помимо названных, реализация коммуникативных технологий невозможна без предметной коммуникативной компетенции учителя (наличие специальных знаний в своей профессиональной области и умение использовать их в процессе коммуникации), прагматической (способности осуществлять коммуникацию в типичных ситуациях педагогического общения) и лингвокультурологических компетенций, формируемых из личного опыта общения, а также в процессе обучения конкретному виду общения (деловому, академическому, светскому, повседневному, публичному, профессиональному, устному, письменному и пр.).
Личностность этого явления подтверждается тем, что учитель начальных классов синтезирует в своей деятельности признаки отнесенности к категории речевой, языковой и коммуникативной личности: учитель начальных классов как речевая личность должен владеть видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением, письмом), отнесенность личности учителя к категории языковой предполагает владение им языком как системой, освоение теории языка (в нашем случае и литературы, и культуры речи), сущность деятельности учителя начальных классов как личности коммуникативной в условиях современной школы должна объективно носить личностноразвивающий характер.
Наиболее важный критерий подготовленности будущих учителей начальных классов к практической деятельности - это овладение механизмами педагогического общения.
Внедрение исследовательских разработок автора в учебно-воспитательный процесс помогает созданию единой образовательной среды при обучении будущих учителей начальных классов в условиях четырехступенчатой системы подготовки студента как речеязыковой коммуникативной личности.
Общая характеристика коммуникативной технологии профессиональной подготовки учителя начальных классов выглядит так:
- по уровню применения: лингвометодическая, лингвокультурологическая;
- по философской основе: антропоцентрическая;
- по основному фактору развития: психогенная;
- по концепции усвоения: развивающая;
- по характеру влияния на личностные
структуры: личностно-компетентностная,
знаниевая, направленная на овладение речеязыковыми коммуникативными действиями, операционно-мыслительными умениями;
- по характеру содержания: профессионально образовательная;
- по типу управления познавательной деятельностью: система групп;
- по организационным формам: групповая, дифференцированная;
- по подходу к обучаемым: дидакто-центрическая;
- по преобладающему методу: развивающая;
- по направлению модернизации: альтернативная.
Оптимальное содержанием коммуникативной технологии обучения определяется ответами на следующие вопросы: Что изучать? В каких видах занятий? Какими средствами? В какой форме? Какими методами?
Детальная разработка системы подготовки будущего учителя начальных классов предусматривает использование в качестве основополагающей теорию поэтапного формирования интеллектуально-речевых, языковых и коммуникативных действий (по П.Я. Гальперину). Названное положение требует решения вопроса о периодизации обучения студентов, и в связи с этим представляется целесообразной идея периодизации процесса обучения студентов наиболее значимым в профессиональном отношении знаниям, действиям, умениям и навыкам.
Первый этап - пропедевтический, предполагающий овладение студентами блоком базовых знаний в течение первых двух лет обучения.
Исследования, в т. ч. и проведенные автором, показывают: большинство первокурсников не обладает достаточной степенью готовности к полноценному «включению» в систему вузовского обучения, особенно это характерно для выпускников сельских школ и тех абитуриентов, которые обучались и воспитывались в условиях неблизкородственного билингвизма.
Цель авторского курса «Формирование коммуникативно-речевой культуры» (специальность «педагогика и методика начального обучения», 1 курс) - дать студенту систем-
ное представление о речевой коммуникации, обучить технологическим основам профессионального владения видами речевой деятельности с учетом различных аспектов общения.
Данный курс носит ознакомительный характер, приоритет отдается формированию практических умений и навыков коммуникативно-речевого характера, в частности: знать основные принципы конструирования текста в зависимости от цели и характера общения, стиля речи (то же относится к диалогическому единству), этические, социолингвистические и психолингвистические особенности речевого общения, основные типы и причины коммуникативных неудач, уметь избегать последних; уметь использовать речевые и коммуникативные средства в соответствии с целью, ситуацией общения, жанром и особенностями собеседника, строить разные виды диалога, в т. ч. - участвовать в споре; владеть навыками рационального чтения и слушания, методикой подготовки устного выступления, обладать навыками его исполнения.
Второй этап - этап репродуктивнотворческой профессионализации, совпадающий по срокам с периодом изучения студентами основного цикла педагогических и методических дисциплин, что влечет за собой активизацию методической, метаязыковой и коммуникативной подготовки студента.
Нами разработан и внедрен в учебновоспитательный процесс «Практикум по методике преподавания русского языка в начальных классах (аналитический компонент)». Пособие предназначено для студентов, изучающих курс методики преподавания русского языка. Чрезвычайно важно, чтобы студенты владели умениями методического анализа при выполнении конкретных методических действий: изучении материалов
программ, учебников, пособий, анализе уроков филологического цикла и других видов работы с младшими школьниками на основе известных в педагогике технологий.
Но ведущее место принадлежит видам общения, организованным на основе усвоенных студентами лингвокультурологических компетенций.
В качестве таких видов общения выступает учебное общение, а особую функцию выполняют семинарские занятия. Для того,
чтобы компетентностная направленность была реализована наиболее полно, нами был создан комплект тетрадей с печатной основой, состоящий из трех пособий, каждое из которых соотносится с конкретным разделом методики русского языка.
Компетентностная направленность данного вида пособия характеризуется высокой степенью междисциплинарной интегратив-ности, а также направленностью на овладение студентами профессионально значимыми коммуникативными, речевыми и языковыми знаниями, умениями и действиями.
Данное положение закреплено с помощью приводимой рубрикации видов работы: Методическая информация, Методический словарь, Задания для индивидуального выполнения, Творческая лаборатория учителя, Аналитические задания, Конструктивные задания.
В качестве примера коммуникативной направленности практических занятий мы приводим содержание работы по теме «Формирование лингвистических понятий у младших школьников» (4 курс ).
Методический словарь. Пользуясь профессиональными лексикографическими источниками, дать определения понятиям: понятия в курсе русского языка, умения учащихся по русскому языку и т. д.
Методическая информация. Пользуясь рекомендованной литературой, подготовьте сообщение «Особенности формирования лингвистических понятий у младших школьников в условиях различных систем обучения».
Творческая лаборатория будущего учителя. Подготовьте и проведите деловую игру или посетите урок русского языка (или просмотрите видеозапись), проанализируйте по схеме.
Аналитические методические задания. Проведите целевой анализ одного из учебников по русскому языку. Проследите, соблюдаются ли при формировании понятий названные выше этапы. Выводы запишите.
Конструктивные методические задания. Сконструируйте методически грамотную систему поэтапного формирования лингвистического понятия, активно используя приведенную ниже литературу, зафиксируйте с помощью таблицы и прокомментируйте, доказывая ее целесообразность.
Отметим, что процесс формирования речевых, языковых и коммуникативных компетенций студента в своем структурном отношении бинарен по отношению к аналогичному процессу у младшего школьника, что и диктует необходимость использования на практических занятиях деловых игр.
Собственно, для начальной школы актуально использование педагогических технологий: игровых (технологии имитационного моделирования), тестовых, модульно-блочных, интегративных (иногда называемых интегральными), коммуникативных и исследовательских (проблемно-поисковых).
Мы приводим их, раскрывая взаимосвязь и взаимозависимость видов, технологий, их характерных особенностей, ведущего вида деятельности, основных организационных форм. Нам представляется, что представленные ниже позиции помогут сориентировать направленность коммуникативных технологий обучения студентов на овладение будущей специальностью учителя начальных классов путем учебного коммуникативного моделирования.
1) Игровые имитативные технологии (технологии коммуникативного моделирования) предполагают моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Основной вид деятельности - игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Социотехника: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия. Обязательное наличие проблемных учебных заданий, экспериментирования или моделирования как обучающих приемов.
2) Коммуникативные информативные технологии предполагают построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Основной вид деятельности - общение. Социотехника: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.
3) Коммуникативно-исследовательские технологии предполагают педагогическую модель - «обучение через открытие». Основной вид деятельности - проблемное обуче-
ние в форме метода проектов. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных коммуникативных ситуаций. Социотехника: коммуникативное экспери-
ментирование или моделирование.
Третий этап - этап творчески-репродук-тивной профессионализации, характеризуемый в содержательном плане изучением разнообразных спецкурсов, спецсеминаров и дисциплин по выбору, а также важнейшей формой подготовки специалиста - производственной практикой.
Созданное автором настоящей статьи пособие «Профессиональная подготовка учителя начальных классов как речеязыковой коммуникативной личности в условиях производственной практики по предметам филологического цикла» реализует коммуникативную функцию (определяет характер и специфику деятельности студента), а также информационную, развивающую, организационную, систематизирующую. В него включены материалы, которые могут оказать помощь практиканту в процессе его становления как речеязыковой коммуникативной личности во время производственной практики.
Четвертый этап - этап заключительного вузовского, а затем и послевузовского совершенствования умений и трансформации их в профессиональное мастерство, соотносится с началом самостоятельной профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения и может продолжаться до пяти лет. Большую роль играют не только собственно формы повышения квалификации учителя, но и процесс его самообразования, а также самовоспитания в различных сферах, в т. ч. и в плане деятельности молодого учителя как речеязыковой коммуникативной личности.
В анализируемом аспекте интерес может представлять учебно-методическое пособие «Формирование учителя начальных классов
как коммуникативной личности в условиях высшего педагогического образования». В нем с компетентностных позиций раскрываются требования к будущему учителю начальных классов как коммуникативно-речевой и языковой личности, освещаются пути и средства наиболее эффективной технологии подготовки выпускника к итоговой государственной аттестации по предметам филоло-го-методического цикла, поскольку объединение в один экзамен двух дисциплин (русский язык и методику его преподавания) обеспечивает не только проверку знания двух самостоятельных предметов, но и умение осознавать курс современного русского языка как научную базу курса методики.
В плане нашего исследования названный этап формально находится как бы «за рамками» проблемы. Но он важен с точки зрения проектирования всей системы подготовки учителя начальных классов, поскольку критерии степени сформированности профессионального мастерства могут выполнять функции приоритетных направлений, определяющих содержание, формы и методы обучения, развития и воспитания молодых специалистов.
Поступила в редакцию 2.09.2008 г.
Dronova V.N. Communicative technologies in training a primary school teacher in conditions of continuous pedagogical education. The article is devoted to a problem how to improve training of a modern primary school teacher on the basis of professional competences in conditions of continuous pedagogical education. The author describes the phased system of vocational training of students by means of the innovative communicative technologies focused on needs of a university, school and region, and also students’ interests and opportunities that, undoubtedly, promotes increase of a level of graduates’ competitiveness.
Key words: communicative technologies, competence approach, National project «Education», continuous pedagogical education, professionally significant skills.