Научная статья на тему 'Метод проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе'

Метод проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
179
101
Поделиться
Ключевые слова
САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галеева Арина Азаматовна

В статье обосновывается значимость развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе. Автором представлен метод телекоммуникационных проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе. Выделены компоненты профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела (гносеологический, праксиологический, аксиологический, коммуникативный).

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Галеева Арина Азаматовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе»

УДК 378:002

Галеева Арина Азаматовна

Аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», kaf-red@chgaki.ru, Челябинск

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА КНИЖНОГО ДЕЛА В ВУЗЕ

Galeeva Arina Azamatovna

Post-graduate student of the Chair of Pedagogics and psychology of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, kaf-red@chgaki.ru, Chelyabinsk

METHOD OF PROJECTS AS A MEANS OF DEVELOPMENT

of professional-communicative competence

OF BOOK BUSINESS SPECIALIST AT higher EDUCATION

INSTITUTION

Проблемы книжного дела всегда находились в сфере профессиональных интересов научных, библиографических и статистических служб. С переходом на рыночные отношения поменялись приоритеты.

Эта проблема не только и не столько в том, что перенесен акцент на воздействие читателя, но особенно остро встает вопрос о резком падении тиражей и количества изданий классической, детской, научной, элитарной литературы. Книга становится недоступной читателю. Значимость данной литературы неоспорима. На сегодня она связана только с издательским делом (состоянием полиграфической базы, качеством бумаги и т. д.). Помимо технологических проблем, есть и социальные. Сюда можно отнести низкий уровень редакторской и корректорской работы, нарушения стандартов, правил оформления выходных сведений, соблюдение установленного порядка рассылки обязательных экземпляров, ввод информационных сведений об издательской продукции в международный справочно-информационный фонд. Все это можно отнести к культуре издания и, в конечном счете, к качеству продукции.

Книжное дело, включая и книгоиздание, и книготорговлю, по своей форме и содержанию представляет собой не только экономическое явление, но и является важнейшим индикатором и эффективным фактором развития культуры, науки, образования и просвещения, поэтому требует особого внимания и постоянной поддержки со стороны общества и государства, в том числе в подготовке специалиста книжного дела в вузе.

метод проектов как способ развития профессионально-...

В условиях динамично развивающегося российского книжного рынка особое значение приобретает профессионально-коммуникативная компетенция специалиста книжного дела, в силу ее значительного влияния на успешность организации издательского процесса. Важность наличия у руководителя издания навыков общения отмечают многие авторы. доказано, что способность к организации коммуникативно-профессиональной деятельности определяет степень профессионализма специалиста книжного дела, обеспечивает эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения. Поэтому развитие профессиональнокоммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе является одной из составляющих степень профессионализма будущего специалиста, влияющей на степень его сформированности.

Как следует из теоретического анализа и анализа практики (Т. И. Магомедова, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) развитие профессиональнокоммуникативной компетенции предполагает решение следующих проблем в воспитании и обучении индивида:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие его межличностного общения;

• профессиональная подготовка;

• подготовка к самостоятельной жизни.

В развитии профессионально-коммуникативной компетенции решающую роль играет не только содержание образования, но и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии. Освоение профессионально-коммуникативной компетенции происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, блоков, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины [Т. И. Магамедова, 2009].

В рамках образования профессионально-коммуникативная компетенция рассматривается не только как его составная часть, предполагающая наличие у специалиста таких качеств, которые позволяют ему наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность в меняющихся социально-экономических условиях, но и как средство развития личности. Будучи профессионально-коммуникативно компетентным, специалист не только обладает определенными знаниями и навыками в какой-либо области, но еще и способностью их адекватно использовать. Следовательно, профессиональную компетенцию можно понимать как интегративную характеристику личности специалиста, включающую знания, умения и личностные качества, обеспечивающие успешное выполнение его профессиональной деятельности (табл. 1).

Исходя из теоретического анализа мы рассматриваем профессионально-коммуникативную компетенцию как способ овладения системой общепрофессиональных, межотраслевых, межкультурных и коммуникативных знаний, умений и навыков, а также развитие социально-личностных качеств специалиста, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Таблица 1

значение автор

Профессиональная компетенция Это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовано и самостоятельно решать задачи и проблемы, само-оценивать результаты своей деятельности [С. Е. Шишов, 2000] С. Е. Шишов

Системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей [Н. И. Запрудский, 2002]. Н. И. Запрудский

Основа профессиональных качеств личности, профессиональное поведение, профессиональное мышление. Энциклопедия профессионального образования под ред. С. Я. Батышева

Коммуникативная компетенция Способность человека использовать коммуникативный набор языковых средств, имеющихся в его памяти, с целью восприятия и построения программ речевого поведения в устной и письменной форме с учетом социальных и культурных норм общества, т. е. способность быть участником речевой деятельности [Е. А. Шумилова, 2008]. Д. Хаймс

способность функционировать в реальной обстановке общения, т. е. в динамическом обмене информацией, где лингвистическая компетенция должна приспособиться к приему обширной информации (как лингвистического, так и паралингвистического) со стороны одного собеседника или больше [Е. А. Шумилова, 2008]. С. Савиньон

Тактика решения средствами языка задач общения; овладение умениями делового общения, использование информационных технологий [Л. Г. Антропова,1999] л. Г. Антропова

Анализируя и интегрируя данные исследования, а так же опираясь на методологические подходы, мы выделяем следующие компоненты в профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время чрезвычайно актуален поиск новых педагогических технологий, методов и средств обучения, соответствующих внедряющимся подходам к отбору содержания образования, являются основой в формировании профессионально-коммуникативной компетенции. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов, хотя этот метод имеет историю своего развития, как в отечественной, так и зарубежной педагогике.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-...

Таблица 2

Компоненты профессионально-коммуникативной компетенции специалиста

книжного дела

Компоненты Сущность

Г носеологиче-ский совокупность знаний и представлений о редакционно-издательской деятельности, об использовании современных иформацион-ных технологий в профессиональной деятельности, получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования издательской системы. Знания об окружающем мире, человеке форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства).

Праксиологи- ческий совокупность алгоритмов деятельности, связанной с развитием профессиональной культуры специалистов, коммуникативных технологий и технология развития личности в социокультурной деятельности. Отражает степень практической готовности студентов к осуществлению общения в профессиональной деятельности.

Аксиологиче- ский системы ценностных ориентации специалиста книжного дела, жизненных установок, правил и принципов поведения в социокультурном пространстве. ценностные отношения, мотивы учебной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.

Коммуника- тивный Совокупность действий, связанных с установлением профессиональных целесообразных взаимоотношений между субъектами издательского процесса.

Метод проектов - способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на создание ими новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость [Т. Б. Новикова, 2009].

В практике использования метода проектов были определены следующие результаты: активное включение студентов в общественно-полезную практику; сочетание интересов к познавательной деятельности и преобразование окружающей среды; сформированность таких качеств, как целеустремленность, самодеятельность, активность, активизировались исследовательские приемы работы, коллективный труд [Е. А. Пеньковских, 2010].

Существует два подхода к изучению метода проектов. Первый подход -исследования отечественных педагогов (Е. Г. Кагаров, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий и др.), основную ценность метода проектов которые видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), к функциям педагогической деятельности в проектном обучении причисляли проведение подготовительной работы, составление плана про-

екта, подбор материала, совместное обсуждение с учащимися ожидаемых результатов и необходимых методов. Метод проектов был принят как самостоятельная форма обучения и не связывался с классно-урочной системой.

В свою очередь американские педагоги (Д. Дьюи, У Килпатрик, Э. Кол-лингс и др.) основную цель метода проектов видели в выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Функции педагога заключались в предоставлении учащимся возможности проявлять себя в различных сферах деятельности, способствовать свободному самовыражению учащегося. Здесь метод проектов может выступать как равноправный способ построения обучения наряду с классно-урочной системой или как составляющий элемент этой системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Тем не менее, опыт апробации метода проекта показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но она должна органично входить в образовательный процесс на ряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания.

Существует ряд особенностей метода проектов, которые выделяют такие ученые, как Е. А. Пеньковских, М. Эпштейн. К ним относят учет интерес учащихся при распределении поручений внутри группы при коллективном выполнении проекта, специфические особенности деятельности учащихся и функции педагога на разных этапах совместной деятельности, детальная регламентация деятельности педагога на каждом этапе, преобладание теоретического материала над практическим.

Рассмотрим что же собой представляет сам проект. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Студенты должны научиться строить свою профессиональную деятельность совместно с другими людьми, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта.

Целью метода проектов как отмечают ученые Е. С. Полат, является развитие самообразовательной активности у студентов. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений [Е. С. Полат, 2007].

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата де-

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-... ятельности. Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков, как отмечают Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.

Первоначально телекоммуникационные технологии использовались в сфере образования как удобный и оперативный вид связи, и вся работа в сети заключалась в обмене письмами. Как показала международная практика, в отличие от простой переписки специально организованная целенаправленная совместная деятельность учащихся в телекоммуникационной сети дает значительно более высокий педагогический эффект [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, 2009]

Специфика телекоммуникационных проектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Так в проекте «Мир профессии» изучаются такие теоретические положения, как спрос и предложение работодателей на специалистов книжного дела, конъюнктура издательского рынка, средства получения информации на рынке труда, разрабатываются методы поиска источников информации о консультационных центрах по профориентации, пути повышения квалификации, профессионального (карьерного) роста. Студенты участвуют в разработке проекта на перспективу, например «Послевузовское образование», где происходит сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Происходит защита проектов самопрезентации, составление портфолио. Студенты самостоятельно исследуют источники информации о вакансиях рынка труда, составляют резюме и план построения профессиональной карьеры.

В проекте «Моя любимая книга» студенты разрабатывают макет Интернет-страницы «Моя любимая книга». Проект готовится индивидуально каждым участником. Студент в проектной работе должен обосновать выбор книги, выразить личное мнение о прочитанном и дать рекомендации потенциальным читателям.

При планировании телекоммуникационных проектов необходимо продумать формы организации работы студентов. Эти формы могут быть различны, к ним прежде всего следует отнести:

• индивидуальные проекты (внутри другого проекта);

• парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре;

• групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием электронной почты или в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности сту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дентов над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта.

Важно, чтобы, студенты каждой группы постарались самостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом проекте.

В процессе реализации телекоммуникационного проекта постоянно возникают педагогические проблемы; которые следует решать преподавателю, проводящему этот проект. Преподаватель в ходе реализации проекта формирует осознанную готовность студента к самостоятельной разработке методов управления поисковой и исследовательской работы. Владея методом «мозговой атаки» и другими методами, например, метод экспертной оценки, метод дерева решений, а также статистическими методами преподаватель активно вовлекает студентов в совместную работу, организуя поиск наиболее оптимальных методик, приемов по достижению поставленной цели. Работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст, для того чтобы студентами видами результаты своей деятельности.

Таким образом, телекоммуникационная проектная деятельность требует для своего осуществления большой предварительной подготовки и хорошей подготовленности преподавателей.

Результативность проектного обучения учащегося фиксируется после каждого выполненного проекта или исследования добавлением в его «портфолио» знаки фиксации личных достижений студентов, например, развитие коммуникативной компетенции, соответствие результатов поставленным в проекте или исследовании задачам, проявление инициативы или творчества в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы, анализирует образовательные результаты в ходе использования методов проектов.

Библиографический список

1. Антропова, Л. Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в уловиях дополнительного образования) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. Г. Антропова. - Челябинск, 1999. - 167 с.

2. Запрудский, Н. И. Технология педагогических мастерских [Текст] / Н. И. За-прудский. - Мн.: АПО, 2002.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. -С. 34-42. ].

4. Магомедова, Т. И. Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия [Текст] / Т. И. Магомедова : автореф. ... дис. док. пед. наук 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык в высшей школе). - Махачкала. - 2009.

5. Новикова, Т. Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009.

6. Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [Текст] / Е. А. Пеньковских // Высшее образование. -2010.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-...

7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Полат, Е. С. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, Е. Н. Ястребцева, З. И. Батюкова: Материалы проектов центра ДО «Эйдос». [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www. eidos.ru/joumal/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / С. Т. Шацктй. - М.: Педагогика, 1980.

10. Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Пед. общество России, 2000. - 320 с.

11. Шумилова Е. А. Основы социально-коммуникативной компетентности [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Шумилова. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2008. - 125 с.

12. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. - М., 1998.