Научная статья на тему 'Метод проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе'

Метод проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Арина Азаматовна

В статье обосновывается значимость развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе. Автором представлен метод телекоммуникационных проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе. Выделены компоненты профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела (гносеологический, праксиологический, аксиологический, коммуникативный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Арина Азаматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе»

УДК 378:002

Галеева Арина Азаматовна

Аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», kaf-red@chgaki.ru, Челябинск

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА КНИЖНОГО ДЕЛА В ВУЗЕ

Galeeva Arina Azamatovna

Post-graduate student of the Chair of Pedagogics and psychology of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, kaf-red@chgaki.ru, Chelyabinsk

METHOD OF PROJECTS AS A MEANS OF DEVELOPMENT

of professional-communicative competence

OF BOOK BUSINESS SPECIALIST AT higher EDUCATION

INSTITUTION

Проблемы книжного дела всегда находились в сфере профессиональных интересов научных, библиографических и статистических служб. С переходом на рыночные отношения поменялись приоритеты.

Эта проблема не только и не столько в том, что перенесен акцент на воздействие читателя, но особенно остро встает вопрос о резком падении тиражей и количества изданий классической, детской, научной, элитарной литературы. Книга становится недоступной читателю. Значимость данной литературы неоспорима. На сегодня она связана только с издательским делом (состоянием полиграфической базы, качеством бумаги и т. д.). Помимо технологических проблем, есть и социальные. Сюда можно отнести низкий уровень редакторской и корректорской работы, нарушения стандартов, правил оформления выходных сведений, соблюдение установленного порядка рассылки обязательных экземпляров, ввод информационных сведений об издательской продукции в международный справочно-информационный фонд. Все это можно отнести к культуре издания и, в конечном счете, к качеству продукции.

Книжное дело, включая и книгоиздание, и книготорговлю, по своей форме и содержанию представляет собой не только экономическое явление, но и является важнейшим индикатором и эффективным фактором развития культуры, науки, образования и просвещения, поэтому требует особого внимания и постоянной поддержки со стороны общества и государства, в том числе в подготовке специалиста книжного дела в вузе.

метод проектов как способ развития профессионально-...

В условиях динамично развивающегося российского книжного рынка особое значение приобретает профессионально-коммуникативная компетенция специалиста книжного дела, в силу ее значительного влияния на успешность организации издательского процесса. Важность наличия у руководителя издания навыков общения отмечают многие авторы. доказано, что способность к организации коммуникативно-профессиональной деятельности определяет степень профессионализма специалиста книжного дела, обеспечивает эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения. Поэтому развитие профессиональнокоммуникативной компетенции специалиста книжного дела в вузе является одной из составляющих степень профессионализма будущего специалиста, влияющей на степень его сформированности.

Как следует из теоретического анализа и анализа практики (Т. И. Магомедова, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) развитие профессиональнокоммуникативной компетенции предполагает решение следующих проблем в воспитании и обучении индивида:

• развитие его межличностного общения;

• профессиональная подготовка;

• подготовка к самостоятельной жизни.

В развитии профессионально-коммуникативной компетенции решающую роль играет не только содержание образования, но и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии. Освоение профессионально-коммуникативной компетенции происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, блоков, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины [Т. И. Магамедова, 2009].

В рамках образования профессионально-коммуникативная компетенция рассматривается не только как его составная часть, предполагающая наличие у специалиста таких качеств, которые позволяют ему наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность в меняющихся социально-экономических условиях, но и как средство развития личности. Будучи профессионально-коммуникативно компетентным, специалист не только обладает определенными знаниями и навыками в какой-либо области, но еще и способностью их адекватно использовать. Следовательно, профессиональную компетенцию можно понимать как интегративную характеристику личности специалиста, включающую знания, умения и личностные качества, обеспечивающие успешное выполнение его профессиональной деятельности (табл. 1).

Исходя из теоретического анализа мы рассматриваем профессионально-коммуникативную компетенцию как способ овладения системой общепрофессиональных, межотраслевых, межкультурных и коммуникативных знаний, умений и навыков, а также развитие социально-личностных качеств специалиста, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Таблица 1

значение автор

Профессиональная компетенция Это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовано и самостоятельно решать задачи и проблемы, само-оценивать результаты своей деятельности [С. Е. Шишов, 2000] С. Е. Шишов

Системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей [Н. И. Запрудский, 2002]. Н. И. Запрудский

Основа профессиональных качеств личности, профессиональное поведение, профессиональное мышление. Энциклопедия профессионального образования под ред. С. Я. Батышева

Коммуникативная компетенция Способность человека использовать коммуникативный набор языковых средств, имеющихся в его памяти, с целью восприятия и построения программ речевого поведения в устной и письменной форме с учетом социальных и культурных норм общества, т. е. способность быть участником речевой деятельности [Е. А. Шумилова, 2008]. Д. Хаймс

способность функционировать в реальной обстановке общения, т. е. в динамическом обмене информацией, где лингвистическая компетенция должна приспособиться к приему обширной информации (как лингвистического, так и паралингвистического) со стороны одного собеседника или больше [Е. А. Шумилова, 2008]. С. Савиньон

Тактика решения средствами языка задач общения; овладение умениями делового общения, использование информационных технологий [Л. Г. Антропова,1999] л. Г. Антропова

Анализируя и интегрируя данные исследования, а так же опираясь на методологические подходы, мы выделяем следующие компоненты в профессионально-коммуникативной компетенции специалиста книжного дела (табл. 2).

В настоящее время чрезвычайно актуален поиск новых педагогических технологий, методов и средств обучения, соответствующих внедряющимся подходам к отбору содержания образования, являются основой в формировании профессионально-коммуникативной компетенции. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов, хотя этот метод имеет историю своего развития, как в отечественной, так и зарубежной педагогике.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-...

Таблица 2

Компоненты профессионально-коммуникативной компетенции специалиста

книжного дела

Компоненты Сущность

Г носеологиче-ский совокупность знаний и представлений о редакционно-издательской деятельности, об использовании современных иформацион-ных технологий в профессиональной деятельности, получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования издательской системы. Знания об окружающем мире, человеке форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства).

Праксиологи- ческий совокупность алгоритмов деятельности, связанной с развитием профессиональной культуры специалистов, коммуникативных технологий и технология развития личности в социокультурной деятельности. Отражает степень практической готовности студентов к осуществлению общения в профессиональной деятельности.

Аксиологиче- ский системы ценностных ориентации специалиста книжного дела, жизненных установок, правил и принципов поведения в социокультурном пространстве. ценностные отношения, мотивы учебной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.

Коммуника- тивный Совокупность действий, связанных с установлением профессиональных целесообразных взаимоотношений между субъектами издательского процесса.

Метод проектов - способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на создание ими новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость [Т. Б. Новикова, 2009].

В практике использования метода проектов были определены следующие результаты: активное включение студентов в общественно-полезную практику; сочетание интересов к познавательной деятельности и преобразование окружающей среды; сформированность таких качеств, как целеустремленность, самодеятельность, активность, активизировались исследовательские приемы работы, коллективный труд [Е. А. Пеньковских, 2010].

Существует два подхода к изучению метода проектов. Первый подход -исследования отечественных педагогов (Е. Г. Кагаров, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий и др.), основную ценность метода проектов которые видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), к функциям педагогической деятельности в проектном обучении причисляли проведение подготовительной работы, составление плана про-

екта, подбор материала, совместное обсуждение с учащимися ожидаемых результатов и необходимых методов. Метод проектов был принят как самостоятельная форма обучения и не связывался с классно-урочной системой.

В свою очередь американские педагоги (Д. Дьюи, У Килпатрик, Э. Кол-лингс и др.) основную цель метода проектов видели в выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Функции педагога заключались в предоставлении учащимся возможности проявлять себя в различных сферах деятельности, способствовать свободному самовыражению учащегося. Здесь метод проектов может выступать как равноправный способ построения обучения наряду с классно-урочной системой или как составляющий элемент этой системы.

В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Тем не менее, опыт апробации метода проекта показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но она должна органично входить в образовательный процесс на ряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания.

Существует ряд особенностей метода проектов, которые выделяют такие ученые, как Е. А. Пеньковских, М. Эпштейн. К ним относят учет интерес учащихся при распределении поручений внутри группы при коллективном выполнении проекта, специфические особенности деятельности учащихся и функции педагога на разных этапах совместной деятельности, детальная регламентация деятельности педагога на каждом этапе, преобладание теоретического материала над практическим.

Рассмотрим что же собой представляет сам проект. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Студенты должны научиться строить свою профессиональную деятельность совместно с другими людьми, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта.

Целью метода проектов как отмечают ученые Е. С. Полат, является развитие самообразовательной активности у студентов. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений [Е. С. Полат, 2007].

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата де-

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-... ятельности. Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков, как отмечают Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.

Первоначально телекоммуникационные технологии использовались в сфере образования как удобный и оперативный вид связи, и вся работа в сети заключалась в обмене письмами. Как показала международная практика, в отличие от простой переписки специально организованная целенаправленная совместная деятельность учащихся в телекоммуникационной сети дает значительно более высокий педагогический эффект [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, 2009]

Специфика телекоммуникационных проектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Так в проекте «Мир профессии» изучаются такие теоретические положения, как спрос и предложение работодателей на специалистов книжного дела, конъюнктура издательского рынка, средства получения информации на рынке труда, разрабатываются методы поиска источников информации о консультационных центрах по профориентации, пути повышения квалификации, профессионального (карьерного) роста. Студенты участвуют в разработке проекта на перспективу, например «Послевузовское образование», где происходит сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Происходит защита проектов самопрезентации, составление портфолио. Студенты самостоятельно исследуют источники информации о вакансиях рынка труда, составляют резюме и план построения профессиональной карьеры.

В проекте «Моя любимая книга» студенты разрабатывают макет Интернет-страницы «Моя любимая книга». Проект готовится индивидуально каждым участником. Студент в проектной работе должен обосновать выбор книги, выразить личное мнение о прочитанном и дать рекомендации потенциальным читателям.

При планировании телекоммуникационных проектов необходимо продумать формы организации работы студентов. Эти формы могут быть различны, к ним прежде всего следует отнести:

• индивидуальные проекты (внутри другого проекта);

• парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре;

• групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием электронной почты или в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности сту-

дентов над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта.

Важно, чтобы, студенты каждой группы постарались самостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом проекте.

В процессе реализации телекоммуникационного проекта постоянно возникают педагогические проблемы; которые следует решать преподавателю, проводящему этот проект. Преподаватель в ходе реализации проекта формирует осознанную готовность студента к самостоятельной разработке методов управления поисковой и исследовательской работы. Владея методом «мозговой атаки» и другими методами, например, метод экспертной оценки, метод дерева решений, а также статистическими методами преподаватель активно вовлекает студентов в совместную работу, организуя поиск наиболее оптимальных методик, приемов по достижению поставленной цели. Работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст, для того чтобы студентами видами результаты своей деятельности.

Таким образом, телекоммуникационная проектная деятельность требует для своего осуществления большой предварительной подготовки и хорошей подготовленности преподавателей.

Результативность проектного обучения учащегося фиксируется после каждого выполненного проекта или исследования добавлением в его «портфолио» знаки фиксации личных достижений студентов, например, развитие коммуникативной компетенции, соответствие результатов поставленным в проекте или исследовании задачам, проявление инициативы или творчества в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы, анализирует образовательные результаты в ходе использования методов проектов.

Библиографический список

1. Антропова, Л. Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в уловиях дополнительного образования) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. Г. Антропова. - Челябинск, 1999. - 167 с.

2. Запрудский, Н. И. Технология педагогических мастерских [Текст] / Н. И. За-прудский. - Мн.: АПО, 2002.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. -С. 34-42. ].

4. Магомедова, Т. И. Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия [Текст] / Т. И. Магомедова : автореф. ... дис. док. пед. наук 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык в высшей школе). - Махачкала. - 2009.

5. Новикова, Т. Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009.

6. Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [Текст] / Е. А. Пеньковских // Высшее образование. -2010.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-...

7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Полат, Е. С. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, Е. Н. Ястребцева, З. И. Батюкова: Материалы проектов центра ДО «Эйдос». [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www. eidos.ru/joumal/

9. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / С. Т. Шацктй. - М.: Педагогика, 1980.

10. Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Пед. общество России, 2000. - 320 с.

11. Шумилова Е. А. Основы социально-коммуникативной компетентности [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Шумилова. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2008. - 125 с.

12. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.