Научная статья на тему 'Обучение студентов английскому языку на основе проектной технологии'

Обучение студентов английскому языку на основе проектной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ACADEMIC MOBILITY / PROJECT TECHNOLOGY / PROJECT WORK / COMMUNICATIVE ELT TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Анастасия Юрьевна

В статье рассматривается проблема обучения английскому языку студентов университета на основе применения проектной технологии, которая позволяет формировать коммуникативную и профессиональную компетенции будущих специалистов. Дается анализ применяемых приемов обучения английскому языку и разных типов проектной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' English Language Teaching on the Basis of Proje

The article deals with the problem of the English language teaching to university students on the basis of project technology that helps to form future specialists' communicative and professional competences. The analysis of the English language teaching techniques used and different types of project works is given in the article.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов английскому языку на основе проектной технологии»

УДК 372. 016:811.111*40 ББК 81.2 Англ - 9

Симонова Анастасия Юрьевна

преподаватель Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

г. Сургут Simonova Anastasia Yurievna Lecturer Surgut State University of Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra

Surgut

Обучение студентов английскому языку на основе проектной технологии Students’ English Language Teaching on the Basis of Projed; Technology

В статье рассматривается проблема обучения английскому языку студентов университета на основе применения проектной технологии, которая позволяет формировать коммуникативную и профессиональную компетенции будущих специалистов. Дается анализ применяемых приемов обучения английскому языку и разных типов проектной деятельности студентов.

The article deals with the problem of the English language teaching to university students on the basis of project technology that helps to form future specialists’ communicative and professional competences. The analysis of the English language teaching techniques used and different types of project works is given in the article.

Ключевые слова: академическая мобильность, проектная технология, проектная деятельность, коммуникативные приемы обучения английскому языку.

Key words: academic mobility, project technology, project work,

communicative ELT techniques.

Динамичное развитие высшего профессионального образования в России,

вызванное социальными потребностями общества и интеграцией в европейское и мировое образовательное пространство, обусловило изменение главных ориентиров образовательной деятельности, особенно в области преподавания иностранных языков.

Происходящие интеграционные образовательные процессы создают реальные перспективы для академической мобильности российских студентов в получении или продолжении образования в зарубежных вузах. Современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют получать дистанционное образование, в том числе и зарубежное. Более того, у студентов высших учебных заведений есть перспективы для получения профессиональной

квалификации, как в российском, так и в зарубежном вузе. Так, например, студенты факультета педагогического образования СурГУ, обучающиеся по специальности «Технология и предпринимательство» (специализация «Графика и дизайн»), имеют возможность продолжить образование и получить зарубежный сертификат (приложение к диплому) в университете Джунг-Бу (Республика Южная Корея), где обучение проводится на английском языке и широко используется самостоятельная проектная деятельность студентов.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам профессионального образования (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий,

Н.В. Кузьмина, О.О. Мартыненко, В.А. Сластенин и др.) и практических результатов показывает, что в подготовке специалистов на уровне современных международных требований имеются серьезные недостатки, особенно в области формирования иноязычной коммуникативнопроектировочной компетенции, которая обеспечивает успешную реализацию профессиональных умений в условиях деловой межкультурной коммуникации и академическую мобильность студентов.

Современной особенностью высшего образования, как считает А.А. Вербицкий, является осознанный выбор и подход к его получению, когда получение каждого уровня образования рассматривается как часть системы непрерывного образования. Изменяется роль студента, который является полноправным субъектом образовательного процесса, что влияет на «поиск психолого-дидактических условий, которые позволят перейти от регламентированных способов организации обучения к развивающим, активизирующим и интенсифицирующим» [2].

В качестве основного подхода к личностно-профессиональному развитию студентов Г.В. Сороковых рассматривает субъектно-деятельностный подход, при котором «вся система обучения ориентирована на личность студента и строится таким образом, что его деятельность, опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности учитываются при организации общения (речевой деятельности) [6].

Поиск рациональных путей формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции приводит методистов к идее диалога культур как средства подготовки специалистов. Данный подход позволяет в значительной мере расширить границы лингвистической подготовки студентов, обогатить речевые навыки и умения широкими фоновыми знаниями о стране, обычаях и традициях народа страны изучаемого языка. Как отмечают Н.В. Барышников и Ю. С. Давыдов, культурно ориентированный подход перспективен, так как «может дать значительные результаты в плане не только овладения практикой иностранного языка, но и в привитии будущим специалистам поведенческих навыков носителей языка, что делает общение более гармоничным и адекватным» [1].

В процессе обучения английскому языку студентов неязыкового факультета СурГУ мы используем комплекс коммуникативных методических приемов и упражений, обеспечивающих эффективность формирования речевых и профессиональных умений.

1. «Мозговой штурм» или «мозговая атака» (brainstorming) - упражнение в ходе которого студенты совместными усилиями разрабатывают семантическое поле какого - либо понятия или определенную тему [3]. Так, например, при изучении новой темы «Computer Graphics» студенты актуализируют знание терминологии в ходе общего обсуждения, выстраивают «проблемное поле» применения компьютерной графики, перечень средств и профессиональных умений, необходимых для конечного продукта.

2. Составление семантической или интеллектуальной карты (Mapping / Mind-mapping) - упражнение на порождение семантических ассоциаций, в ходе которого смысловой комплекс выстраивается в графически и логически упорядоченном виде, в центре которого находится ключевое понятие. Например, приступая к изучению темы «Advertising”, студенты знакомятся с основным текстом в учебном пособии, на основе которого строится лексическая карта или лексическая таблица по этой теме, используемая в качестве вербальной опоры для дальнейшей интерпретации текста.

3. Перекодирование информации (Information Transfer / Media transfer) используется для передачи информация, представленная в вербальной или невербальной (изобразительной, графической), которая перекодируется из одной формы в другую. Например, на основе прочитанного текста о создании дизайнерского продукта студенты создают в графической форме алгоритм действий дизайнера.

4. Устное выступление (Presentation) одного из студентов перед группой с кратким или относительно развернутым высказыванием проводится, как правило, на основе мультимедийной презентации, которая имеет следующее построение: краткое вступление, включающее в себя основную идею и формулировку цели выступления; подробное представление информации, развитие основной идеи - ее обоснование, уточнение, пояснение; выводы и заключение; приглашение к обсуждению.

5. Решение речемыслительных или проблемных задач (Problem solving) -

упражнение, в котором студенты, анализируя проблемную ситуацию, излагают пути ее разрешения. Проблемная ситуация характеризуется: наличием

преграды, интеллектуального затруднения на пути к цели; необходимостью выбора одного из нескольких вариантов решения; «информационное

неравновесие», т.е. отсутствие полных исходных данных; столкновение интересов, противоположных точек зрения.

6. Широко используются приемы драматического моделирования: сценарий (Scenario), ролевая игра (Role Play), воображаемая ситуация ( Simulation). Эти приемы позволяют организовать речевое взаимодействие студентов, исполняющих разные роли с целью реализации собственных программ поведения в рамках заданной ситуации общения. Требования к умениям: начать и поддержать разговор; дать обоснование своему решению (reasoning); интересоваться мнением собеседника; достичь соглашения, приняв во внимание мнение собеседника; согласиться или не согласиться с мнением собеседника.

Наиболее эффективной технологией обучения студентов неязыковых специальностей является проектная деятельность, которую Е.С. Полат

определяет как «самостоятельно планируемую и реализуемую студентами работу, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально -эмоциональный контекст другой деятельности» [5]. Проектная технология, как отмечает Н.Ф. Коряковцева, «позволяет актуализировать собственно учебнопознавательную деятельность и активизировать обучающегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал» [4].

В процессе преподавания английского языка студентам, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство» СурГУ, нами используются различные типы иноязычных проектов.

Исследовательские проекты. Выполнение проектов данного типа студентами, изучающими основы технологии и предпринимательства, было нацелено на изучение тем, связанных с поиском профессиональноориентированной информации и ее систематизацией. Так, в ходе эксперимента, был реализован проект «Малый бизнес Югры», где была собрана информация о развитии малого бизнеса в Сургуте и других городах ХМАО сначала на русском и английском языках. В ходе обсуждения плана проекта были выделены несколько направлений для исследования: 1) Законы о малом бизнесе; 2) Успешные предприятия малого бизнеса 3) Трудности малого бизнеса. На итоговом занятии по данной теме студенты представили свои презентации на английском языке. Профессиональные умения: проекционные, аналитические, организационные.

Творческие проекты. Поскольку данный вид проектов всегда требует творческого и индивидуального подхода. В ходе экспериментальной работы студенты приняли участие в международном проекте «Большое чтение на 60-й параллели». Одним из направлений проекта был творческий конкурс по созданию художественных образов героев книг Джека Лондона. Студенты из экспериментальной группы прочитали отрывки из повести «Белый Клык» на английском языке и подготовили рисунки и коллажи о героях книги. Защита проектов проводилась во время занятий по английскому языку, где студенты продемонстрировали профессиональные гностические, конструктивные и коммуникативные умения.

Информационные проекты. Данный тип проектов, как правило, мы применяли для сбора информации по определенной теме. Так, например, при изучении темы «Реклама» студенты собирали информацию об истории создания логотипов известных компаний, в том числе о Сургутнефтегазе, Сургутгазпроме, авиакомпании ЮТЭЙР и др. Информация была представлена в виде мультимедийных презентаций, видеосюжетах и фотоколлажах.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Данный тип проектов отличается тем, что конечный продукт проекта ориентирован на социальные интересы самих участников, а также отражает специфику их профессиональной деятельности. Так, в процессе изучения учебной темы «Web Design» студенты экспериментальной группы создали проект домашней страницы (Home Page) вебсайта группы. Они представили эту страницу в электронной и художественной форме, проявив индивидуальный подход. Подобный проект был проведен при изучении заключительной темы «Реклама», где студенты создали рекламный продукт о своей будущей компании.

Активизация иноязычной проектной деятельности студентов, как одно из условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональных умений студентов, осуществлялась путем их участия в городских, региональных и международных проектах и программах. Она проводилась по следующим направлениям: лингвокультурное (участие

студентов в городском Английском разговорном клубе и проекте «Большое чтение» по творчеству Джека Лондона), рекламно-информационное (разработка рекламных продуктов для университета и предприятий города), телекоммуникационное (участие в студенческом Интернет-проекте «Дружба без границ» со студентами Хантер Колледжа г. Нью-Йорк).

Таким образом, преподавание иностранного языка в вузе на основе использования проектной технологии в учебной и внеучебной деятельности, способствует формированию иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенций студентов, что обеспечивает их успешную

социализацию в условиях академической мобильности и межкультурного взаимодействия.

Библиографический список

1. Барышников, Н.В., Давыдов, Ю.С. Международное образовательное пространство: пути формирования и формы существования // Вторая международная конференция ЮНЕСКО Евролингвауни. - Москва, 29-31 мая, 1995г. - М., 1996 - С.174-178.

2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 207с.

3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. -Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

4. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. - М.: АРКТИ, 2002. - 176 c.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2000. - 272с.

6. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-

профессиональному развитию студентов// Педагогика, 2004. - №1. - С.62- 63.

Bibliography

1. Baryshnikov, N.V., Davydov, Yu.S. International Educational Environment : Some Ways of Formation and Forms of Existence // II International Conference of UNESCO Eurolinguauni. -Moscow, May, 29-31 , 1995. - М., 1996 - P.174-178.

2. Kolesnikova, I.A. Pedagogical Projecting: Textbook for Institutions of Higher Education.

- M.: “Academy”Publishing Centre, 2005. - 288 p.

3. Koryakovtseva, N.F. Modern Methodology of Organizing Learners’ Autonomy in Learning Foreign Languages : Teacher’s Book. - М.: -ARKTI , 2002. - 176 p.

4. Polat, E.S. New Pedagogical and Information Technologies in Educational System . - М.: Academy , 2000. - 272 p.

5. Sorokovykh, G.V. Student-Centered and Activity-Oriented Approach to Personal and Professional Students’ Development// Pedagogics, 2004. - №1. - P. 62- 63.

6. Verbitsky, А.А. Active Teaching at Higher Educational Institution : Contextual Approach.

- М.: Vysshaya Shk., 1991. - 207 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.