ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 11 (15)2009
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 11 (15)2009
УДК 373
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
© Г. и. КАНАКИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка e-mail: dorofeev@tl.ru
Канакина Г. И. - Компетентностная модель подготовки учителя русского языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 11 (15). С. 35-37. - На основе анализа понятий «компетенция» и «компетентность» разработана модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя русского языка. Дана краткая характеристика ключевых, общепредметных и узкопредметных компетенций, входящих в её состав. Определены педагогические условия и намечены показатели уровня сформированности профессиональной компетентности учителя русского языка.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностная модель.
Kanakina G. I. The competent model of training the teacher of Russian// Izv. Penz. gos. ped. univ. im-i V. G. Belin-skogo. 2009. № 11 (15). P. 35-37. - The model of forming professional competence of the future Russian language teacher is worked out on the base of analysis of ideas «competence». The brief characteristics of the key competences general subject and special subject competences included is given. The pedagogical conditions are defined and the indices of the level of professional competence development of the Russian language teacher are outlined. Key words: competence, professional competence, competent model.
С 90-х годов ХХ века знаниевая модель образования меняется на компетентностную. Выпускники образовательных учреждений переходят от модели «знаю что» к модели «знаю как». В качестве результатов обучения рассматривается не сумма знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях, уметь мобилизовать имеющиеся знания, умения, навыки для решения этих проблем.
Реализация компетентностного подхода в школьном образовании, заявленного в «Стратегии модернизации содержания общего образования», влечёт за собой необходимость переосмысления подходов к подготовке учителя-предметника. Выпускники педвузов должны быть не только хорошо информированы в какой-то сфере деятельности (т. е. владеть системой необходимых знаний по предмету), но и соответствовать системе требований, к ним предъявляемым (то есть владеть соответствующими компетенциями).
В современной науке нет однозначного толкования понятий «компетенция» и «компетентность». «Словарь по образованию и педагогике» так определяет эти понятия: «компетенция - ... 2) совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы» [2]. «Компетентность - совокупность необходимых знаний и качеств личности, поз-
воляющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности» [там же].
В психолого-педагогических работах в понятие «профессиональная компетентность» включается совокупность необходимых знаний, умений и навыков, наличие определённых индивидуально-психологических качеств, готовность и способность осуществлять педагогическую деятельность. По определению А. В. Хуторского, это «состоявшаяся система личностных качеств и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [4]. А. К. Маркова определяет профессиональную компетентность учителя как «осведомлённость учителя о знаниях и умениях и их нормативных признаках, которые необходимы для этого труда; обладание психологическими качествами, желательными для его выполнения; реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами» [1].
Таким образом, «компетентность» и «компетенция» не являются синонимичными понятиями, как это зачастую встречается в работах по педагогике и частным методикам. Компетентность специалиста (общее) базируется на компетенциях (частное).
Следовательно, модель подготовки учителя русского языка должна сочетать системно-структурную знаниевую парадигму и антропологическую, ориенти-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Гуманитарные науки • № 11 (15) 2009 г.
рованную на коммуникативно-деятельностное начало. Такое изменение траектории образовательного процесса позволит будущему учителю правильно оценивать ситуацию и в соответствии с ней преобразовывать учебный материал, получать новую информацию по нужной теме, совершенствовать полученные умения и навыки в соответствии с изменяющимися требованиями общества.
Компетентностная модель подготовки учителя русского языка предполагает выстраивание системы
Кратко остановимся на содержании данных видов компетенций. Набор ключевых и общепредметных компетенций - необходимый компонент подготовки любого учителя-предметника. Они составляют основу учительской профессии. Обладая этими компетенциями, современный учитель будет готов к работе с детьми в условиях повышенного внимания к подготовке квалифицированных специалистов.
Профессиональная подготовка современного педагога базируется на культуроведческом подходе. Культуроведческая компетенция предполагает освоение общечеловеческих ценностей, обогащение духовного мира будущего учителя; формирование профессиональной культуры педагога, его эмоциональной культуры и педагогической этики; способность и готовность вести обучение в связи с потребностями практики, т. е. в связи с материальной и духовной культурой общества.
Формирование коммуникативной компетенции связано с усвоением способов взаимодействия преподавателя и обучающегося; с овладением научной, доказательной речью, развитием речемыслительных умений будущих учителей, навыков мотивированной коммуникации.
Информационная компетенция позволяет выполнять функции получателя и отправителя учебной информации; синтезировать полученную информацию, продумывать рациональные методы работы с ней. Как одна из ключевых компетенций она предполагает совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации. А следовательно, умение пользоваться компьютерной техникой с целью управления качеством образовательного процесса.
Диагностическая компетенция предполагает готовность и способность осуществлять контроль и оценку сформированности как собственных языковых, правописных, речевых умений и навыков, так и языкового образования и речевого развития учащихся;
компетенций, необходимых для его дальнейшей профессиональной деятельности.
А. В. Хуторской, определяя компетенцию как «наперёд заданное требование (норму) к определённого вида деятельности», выстраивает иерархию компетенций выпускников школ: ключевые, общепредметные, предметные [4].
Попытаемся, действуя в данном направлении, создать и наполнить содержанием модель формирования профессиональной компетентности учителя русского языка.
умение выявлять причины неуспеха, предлагать собственную систему критериев оценки; прогнозировать результаты обучения.
Психолого-педагогическая компетенция связана с формированием психологической готовности к педагогическому труду, стиля педагогического общения; навыков управления коллективной учебной деятельностью; с выработкой умения учитывать педагогическую ситуацию, адаптировать знания и умения к изменяющимся условиям; с развитием способности выбирать оптимальное решение педагогических задач.
Методическая компетенция - освоение и творческое переосмысление опыта, накопленного отечественной методикой средней и высшей школы, способность использовать оптимальные и эффективные методы и приёмы преподавания русского языка, владение технологиями обучения русскому языку.
Постижение новых подходов к обучению: освоение компьютерных технологий, мультимедийных средств и др. - формирует инновационную компетенцию учителя.
Рефлексивная компетенция предполагает формирование у будущего учителя умения анализировать и корректировать свою деятельность (саморегуляция) и деятельность своих подопечных. Она помогает учителю осмыслить саму схему педагогических действий, определить путь, ведущий к достижению цели. Педагогу важно развивать в себе конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению образовательного процесса.
узкопредметные компетенции ориентированы на овладение теорией преподаваемой дисциплины. В нашем случае это прежде всего языковая компетенция. Она предполагает знание языковых единиц разных уровней, соответствующих языковых и речевых норм, особенностей функционирования языковых средств; готовность и способность передавать эти знания учащимся.
профессиональная компетентность
компетенции
Ключевые Общепредметные Узкопредметные
Культуроведческая Психолого-педагогическая Языковая
Коммуникативная Методическая Лингвистическая
Информационная Инновационная Лексикографическая
Диагностическая Рефлексивная Лингвокраеведческая
Исследовательская
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
Лингвистическая компетенция включает знания о лингвистике как науке, информацию об учёных-лингвистах; способность использовать эти знания в условиях выбора программ и учебников, реализации различных лингвистических подходов к анализу языковых явлений.
Лексикографическая компетенция - создание у будущего учителя систематизированной картины лексикографических источников; потребность и готовность работать со справочной литературой по предмету; сформированность умения организовать работу учащихся с разными типами словарей: энциклопедическими, лингвистическими, словарями русских писателей и т. д.
Лингвокраеведческая компетенция опирается на этнокультуроведческую сущность языка и предполагает приобщение к культуре родного края; формирование национального самосознания; выработку умения работать с лингвистическим краеведческим материалом: топонимами, антропонимами, лингвистическим наследием учёных, связанных с регионом.
Исследовательская компетенция в рамках лингвистической науки предполагает формирование устойчивого интереса к языку, его актуальным проблемам, исследованию нерешённых и дискуссионных вопросов; выработку собственной позиции, умения научно обосновывать выбранную позицию, аргументировать свою точку зрения на языковые явления.
Формирование профессиональной компетентности требует обеспечения комплекса педагогических условий:
1) создания учебно-методической базы;
2) согласованности программ по педагогике, частным методикам и дисциплинам специальности для обеспечения единой методологической основы формирования профессиональной компетентности;
3) обновления содержания преподаваемых дисциплин, чёткой профессиональной направленности всех учебных предметов;
4) активизации познавательной деятельности студентов с помощью интерактивных форм и методов обучения (коллективная, групповая, индивидуальная работа; работа в парах постоянного и сменного состава; ролевые и деловые игры; создание проблемных ситуаций; метод проектов и др.);
5) внедрения новых педагогических технологий в преподавание всех учебных дисциплин;
6) сотворчества участников педагогического процесса: наличия общей цели, прогнозируемого результата, плана его достижения, взаимодействия с целью развития.
Показателями уровня сформированности профессиональной компетентности будущего учителя являются следующие компоненты:
1) когнитивный (изменения в знаниях в ходе профессионального обучения, осознание значимости профессиональных знаний, умений и навыков, свободное оперирование ими);
2) мотивационный (изменения в целях, мотивах получения новой информации; стойкая потребность в овладении профессией);
3) деятельностный (изменение подхода к способам деятельности, развитие инициативности и самостоятельности в процессе овладения знаниями, формирования умений и навыков);
4) социально-личностный (устойчивый интерес к педагогической деятельности, активная профессиональная позиция).
Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя русского языка будет успешным в том случае, если он осуществляется не только на занятиях по психолого-педагогическим и методическим дисциплинам, но и (что очень важно!) в ходе предметной лингвистической подготовки. Оптимальное сочетание фундаментальной лингвистической подготовки и владения школьной методикой способствует развитию профессионального мышления будущих педагогов, которое понимается как «мышление, связанное со специализацией деятельности человека, а потому большей по сравнению с другими видами умственной деятельности автоматизацией и совершенством некоторых мыслительных операций» [3].
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1998. № 8. С. 82-88.
2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. С. 67.
3. Текучёв А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 100.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.