МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ МИРА У УЧАЩИХСЯ
Е. Ю. СИНИЦА, аспирант НИРО,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 28
им. академика Б. А. Королева»
sinitza.e@yandex.ru
В статье показано, как учебный проект по литературе в старших классах становится своеобразной базой для проекта социального. Дается подробная характеристика этапов реализации социального проекта.
It is rotined in the article, as an educational project on literature in senior classes becomes an original base for the project of social. The detailed description of implementation of social project phases is given
Ключевые слова: аксиология, образовательная парадигма, учебный проект, социальный проект, сравнение, этапы проектной деятельности
Key words: аxiology, educational paradigm, study project, social project, comparison, stages of a project
Использование проектной деятельности в образовательном процессе может скорректировать классно-урочную систему.
В контексте новой образовательной парадигмы, когда на смену главной задаче — сформировать прочную систему знаний — пришла задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных сферах деятельности, нам представляется актуальной организация проектной деятельности в рамках школьного литературного образования [1].
Существует точка зрения, что проектная деятельность и классно-урочная форма обучения несовместимы. Позволим себе с этим не согласиться. Использование проектной деятельности в образовательном процессе может скорректировать классно-урочную систему, например уроков литературы.
Так, при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» в 9-м классе на обоб-
щающих уроках был начат творческий проект «Зачем живет человек?», где учащиеся обращаются к центральной проблеме этого возраста «Я и мир», отвечая на проблемный вопрос: «Может ли душа быть мертвой?» С точки зрения учебной деятельности, работа носит обобщающий характер, причем одна из главных задач — определить сущность образа главного героя поэмы «Мертвые души» Чичикова, «делового человека». Неукротимая энергия приобретателя оборачивается утратой нравственных понятий. Цель Чичикова — благополучие. Средство ее достижения—деньги. Но свое благополучие он строит на чужих бедах, обмане, предательстве. Преступая нормы христианской морали, создавая для себя особую шкалу ценностей, он становится на путь нравственной и психологической деградации.
С помощью проекта учитель исполь-
зует сравнение, предлагая учащимся для прочтения и анализа повесть П. Заломова «Петька из Вдовьего дома», где мы видим описание богоугодного заведения, созданного реально существовавшим предпринимателем Н. А. Бугровым, жившим по совсем другим законам.
Последовательность уроков по «Мертвым душам» такова:
1. История создания поэмы «Мертвые души», особенности сюжета, система образов.
2—4. Чичиков и помещики.
5. Связь сюжета городских глав с «Повестью о капитане Копейкине».
6. Урок-диспут «Чичиков и чичиковщина. Стал ли Н. В. Гоголь христианским пророком?»
7—8. Учебный проект «Зачем живет человек?»
Для участия в проекте девятиклассники делятся на четыре группы и получают задания, причем на учебном занятии представители каждой группы знакомят своих одноклассников с результатами своей деятельности. В качестве продуктов проектной деятельности выступает презентация, страничка сайта, небольшое сочинение аналитического характера, публицистический очерк.
Девятиклассники получили следующие вопросы и задания:
3 Первая группа: Каков смысл названия поэмы «Мертвые души»? Есть ли в поэме «живые» души?
3 Вторая группа: Какое место занимает в поэме притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче? Каковы жанровые особенности «Мертвых душ»?
3 Третья группа: Напишите публицистический очерк для школьной газеты на тему «Мертвые души и живая Россия» и подумайте, как его представить на уроке.
3 Четвертая группа: В чем проявляется автобиографичность повести П. Заломова «Петька из Вдовьего дома»? Охарактеризуйте создателя Вдовьего дома. Живет ли в стенах Вдовьего дома чичиковщина?
Следует подчеркнуть, что на седьмом и восьмом уроках школьники докладывают о результатах своей проектной деятельности, то есть «собирают» весь конкретный материал, аналитический и публицистический, который даст им возможность в развернутой форме ответить на проблемный вопрос: «Может ли душа быть мертвой?»
Данный проект предполагает выполнение заданий во внеурочное время и формирует у школьников навыки взаимодействия в рамках группы в ситуации решения исследовательской или художественно-творческой проблемы. На самих же уроках перед учителем стоит непростая задача создания коммуникативных каналов, объединяющих представителей разных групп. Речь идет о тех вопросах и заданиях, которые будут обращены ко всему классу как целостному творческому организму.
Принципиально важно, что проектная деятельность позволяет школьникам выйти за рамки программного произведения. Так, одна из групп изучает деятельность нижегородского купца-мецената Н. А. Бугрова и историю создания Вдовьего дома. Здесь литература тесно связана с живой историей. Ученики делают выводы о жизни людей XIX века, владеющих богатством и душами крепостных крестьян или мукомольными фабриками, но по-разному представляющих предназначение Человека. Как жить — чахнуть от накопительства, напоминая помещика Плюшкина, или быть богатым купцом, скромно обустраивающим свой быт и отдающим большие суммы на благотворительность?
Приведем ниже выдержки из работы одного из учеников: «Вслед за дедом и отцом Николай Александрович Бугров достойно продолжил семейное дело. Выдающийся купец взял на себя управление мукомольным производством. Унас-
Как жить — чахнуть от накопительства, напоминая помещика Плюшкина, или быть богатым купцом, скромно обустраивающим свой быт и отдающим большие суммы на благотворительность?
ледовав семейное состояние, он сумел умножить его и стал одним из богатейших купцов Нижегородской губернии.
Строительство Вдовьего дома в Нижнем Новгороде начал еще отец Бугрова, но завершил начатое только Николай, который ежегодно выделял на благотворительность 45 % чистого дохода. На его средства в Нижнем Новгороде были построены здание городской думы, ночлежный дом и организована школа.
Малое количество людей могут совмещать в себе такие качества, как доброта, трудолюбие, отзывчивость, упорство... Судьба Бугрова дает богатый материал для серьезных размышлений о человеке, о том, какие жизненные приоритеты он определяет для себя...»
Вычленим этапы изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»:
3 анализ глав произведения, создающий основу для выполнения заданий проектной направленности;
3 обобщающее занятие по произведению, состоящее из двух этапов: на первом этапе девятиклассники знакомят своих одноклассников с результатами своей многоплановой работы (при этом учитель добивается взаимодействия представителей разных групп, выводя класс на межгрупповой диалог); на втором этапе в центре внимания оказывается проблемный вопрос, тематически связанный с предыдущим разговором, вопрос, «провоцирующий» живой обмен мнениями и готовящий детей к восприятию информации о социальном проекте.
Иначе говоря, учебный проект по литературе косвенным образом связан с проектом социальным, так как участвует в создании для него базы, основы: после организации на уроке проблемной ситуации подростку надо дать возможность совершить добрый поступок, то есть включить его в процесс обустройства гуманного общества.
Вдовий дом имени Блиновых и Бугровых был самым крупным нижегородским приютом, растянувшимся почти на целый квартал на Крестовоздвиженской (Монастырской) площади (ныне площади Лядова).
Цель нашего учебного проекта — ответить на поставленный проблемный вопрос. Социальный же проект — это предполагаемые изменения, которые можно осуществить в социуме. Разработка и реализация этого проекта способствуют формированию навыков разумного социального поведения.
Учебный проект по литературе «Зачем живет человек?» сопоставляет реальную жизнь и литературу и органично сочетается с социальным проектом «Вдовий дом — душа Нижнего Новгорода». Отметим, что Вдовий дом имени Блиновых и Бугровых был самым крупным нижегородским приютом, растянувшимся почти на целый квартал на Крестовозд-виженской (Монастырской) площади (ныне площади Лядова). Он был открыт на средства нижегородского купечества. Здесь получили пристанище 160 вдов с детьми. По инициативе Александра Гациского при Вдовьем доме открыли школу (ныне лицей № 28), где особое внимание уделялось обучению ремеслам.
В группу, осуществлявшую социальный проект, вошли ученики 9-го класса МБОУ «Лицей № 28 имени академика Б. А. Королева». Отметим, что их внеурочная деятельность отличалась разнообразием: они формировали содержание экскурсий о Вдовьем доме и проводили их, писали статьи и рассказы в школьную газету, поднимали вопрос об установке памятника Н. А. Бугрову и предлагали его развернутые описания и макеты, готовили подарки для ребят из Дома детства «Солнышко».
Ниже представлены этапы деятельности учащихся в рамках социального проекта «Вдовий дом — душа Нижнего Новгорода».
3 Мотивационно-целевой этап. Ребята обсуждают, какие должны быть приняты меры по увековечиванию памяти деятельности Н. А. Бугрова, принимают решение о названии поисковой команды — «Белый платок», оформляют эмблемы команды и высказывают желание участ-
вовать в региональном конкурсе «Символы земли Нижегородской».
3 Исследовательский этап. Собирают, систематизируют, анализируют информацию, необходимую для разработки проекта: биография Н. А. Бугрова; история создания и обустройство Вдовьего дома (характеристика жильцов, распорядок дня, традиции, приют для подкидышей, обучение и воспитание детей вдов, воспоминания жильцов — продолжение работы с текстом повести П. Заломова «Петька из Вдовьего дома»); фотографии здания Вдовьего дома в прошлом и настоящем; связь истории Вдовьего дома и лицея, в котором учатся участники проекта; информация о планах благоустройства прилегающей к территории Вдовьего дома площади Лядова.
3 Проектировочный этап. Принимают решение о формах популяризации найденного материала, участии в благотворительной акции.
3 Практический этап. Создают буклет о Вдовьем доме, пишут рассказы и статьи в школьную газету, организуют и проводят экскурсии по территории рядом с Вдовьим домом, готовят и вручают подарки воспитанникам Дома детства «Солнышко».
3 Контрольно-корректирующий этап. Осуществляют оценку своей работы, вносят изменения, завершают оформление результатов проектной деятельности.
3 Презентационный этап. Показывают общественную значимость осуществленного проекта.
3 Рефлективный этап. На основе анализа результатов проекта определяют перспективы для своего дальнейшего личностного развития.
Приведем рассказ «Внук Вдовьего дома», написанный одним из участников проекта:
«Юра сидит в маленькой чистой, светлой, уютной кухоньке. На окнах — белые занавески. Старая, но чистая газовая плита. Старинный буфет. Аккуратный старенький стол.
— Николай Алексеевич, вы что же, один живете?
— Один, Юра, один. — Старик вздохнул. — Жена у меня умерла, дочку с сыном мы отправили в Петербург учиться. Приезжают, конечно, но грустно без них.
"И правда, — подумал Юра, — грустно..."
Тут он посмотрел в окно и в который раз увидел Вдовий дом. Красное кирпичное здание занимало целый квартал и будто жило отдельно от новостроек своей жизнью. От мыслей его отвлек голос Николая Алексеевича:
— Что, молодой человек, нравится Вдовий дом?
— Да...
— А у меня тут ведь отец вырос, и жил здесь, и даже работал учителем в школе при доме.
Юра ахнул.
— Да ладно?! Расскажите!
Алеша во Вдовий дом попал еще младенцем. Записка с именем и днями рождения и крещения — вот все, что оставила ему мать. Но Алеша вовсе не жалел себя. Рос бойким: то с мальчишками подерется, то игру шумную затеет. Грозились выгнать, но не выгнали. Пожалели, видно, сироту.
Во Вдовьем доме всегда было тепло и хорошо. Пусть еды не всегда хватало, Алеша не переживал. Он любил это место, любил этих людей, приютивших его, не давших погибнуть от голода, любил даже ворчливого надзирателя, который ругал его за шалости.
— А потом?
— Папа вырос и не захотел уходить. Он очень любил Вдовий дом. К счастью, Гациский тогда уже построил школу, туда отец и пошел. Потом обзавелся семьей. Жили мы не очень-то богато: учитель не барин, много и тогда не получал.
Отец мне много рассказывал про свое детство, себя все звал сыном Вдовьего
«Алеша во Вдовий дом попал еще младенцем. Записка с именем и днями рождения и крещения — вот все, что оставила ему мать».
дома. Я смеялся: раз он сын, значит, я — внук... Так заинтересовал, что захотелось мне краеведом стать. Я и сейчас работаю, хоть и на пенсии.
Юра уходил от Николая Алексеевича будто окрыленный. Его переполняло светлое чувство. Перед уходом старик сказал ему просто и по-домашнему:
— Ты заходи, Юра, я тебе только рад буду».
В рассказе, сочиненном школьником, звучит тема преемственности поколений, которая выражается в последовательности слов «сын» и «внук». Принципиально важно и то, что определяет содержание рассказа ситуация общения представителей разных поколений, несущая в себе глубокое нравственно-психологическое содержание. Умело выстроенный диалог, отличающийся точностью словоупотребле-
ЛИТЕРАТУРА _
ния и естественностью интонаций, помогает автору творческой работы отчетливее передать мысль о том, что добрые дела, благородные поступки, совершенные одними людьми, положительно влияют на жизненные ориентиры других людей, «резонируют» в их судьбах, оставаясь в «реке» исторического времени.
В заключение подчеркнем, что многоплановая деятельность девятиклассников в рамках охарактеризованных выше учебного и социального проектов имеет аксиологическую направленность, так как способствует формированию у них представлений о жизненных ценностях [2]. Важно отметить, что эти представления непосредственно связаны с их жизненным опытом, с конкретными поступками, направленными на изменение социума в лучшую сторону.
1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М. : Просвещение, 2013.
2. Крамаренко, О. К. Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся / О. К. Крамаренко // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 12. — С. 46—51.
3. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. — М. : АРКТИ, 2005.
4. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителей / К. Н. Поливанова. — М. : Просвещение, 2011.
5. Терентьева, Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования : монография / Н. П. Терентьева. — Челябинск : Изд. Челяб. гос. пед. ун-та, 2013.
6. Чечель, И. Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 3. — С. 11—16.
В 2015 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание: История и обществознание: Сборник программ элективных курсов для старших классов общеобразовательных организаций / Под общ. ред. В. К. Романовского. 338 с.
В издании представлены программы элективных курсов по истории России, Нижегородского края, а также обществознанию, разработанные сотрудниками кафедры истории и обществоведческих дисциплин НИРО. Каждый из публикуемых курсов нацелен на углубленное изучение актуальных и проблемных аспектов образовательной области «Обществознание» и предполагает использование деятельностного подхода в обучении.
Издание адресовано преподавателям истории и обществознания в старших классах общеобразовательных организаций, представителям школьной администрации, методистам.
Ч_._^