Синица Е.Ю. О роли проектной деятельности в социальном формировании личности подростка и его правовой культуры
УДК 37
Синица Елена Юрьевна Sinitza Elena Yuryevna
аспирант
Нижегородский институт развития образования (603122, Нижний Новгород, ул. Ванеева, 203) graduate student
Nizhny Novgorod Institute of education development (203 Vaneeva str., Nizhny Novgorod, 603122)
E-mail: sinitza.e@yandex.ru
О роли проектной деятельности в социальном формировании личности подростка и его правовой культуры
On the role of project activities in the social formation of the individual teenagers and his legal culture
В статье автором показывается, как специально организованная воспитательная работа, реализуемая проектными методами, создает условия для усовершенствования системы обучения и воспитания, формирования социальной личности подростка и его правовой культуры.
Ключевые слова: правовой проект, социальный проект, проектная деятельность, социальное формирование личности, правовая культура.
In this article the author shows how a specially organized educational activities, implemented design methods, creates conditions for the improvement of the system of training and education, the formation of social identity teenager and his legal culture.
Keywords: legal project, social project, the project activity, the social formation of personality, legal culture.
Не вызывает никаких сомнений тот факт, что подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. Это так называемый переход от детства к взрослости. В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущения себя взрослым человеком; это чувство становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей, учителей и часто идет на конфликты с ними.
Очень часто подростки не имеют представления о своих правах и обязанностях, не задумываются о существовании законов, регламентирующих жизнь общества, не знают о последствиях, к чему может привести совершенное правонарушение.
Воспитание подростка — сложный процесс. Подросток — формирующаяся личность. Реальный мир отражается в его сознании неполно и противоречиво. Сложные жизненные ситуации, в которые он попадает, вызывают различное отношение к людям, их деятельности, самому себе. В поведении подростка неизбежны, естественны ошибки, неудачи, упущения, трудности. Они проявляются в результате педагогических ошибок родителей, неумения учитывать возрастные и индивидуальные
особенности подростков, предвидеть и проектировать развитие ребенка, что часто ведет к резким переходам от одного стиля воспитания к другому.
Многие исследователи, рассматривающие проблемы формирования правовой культуры подростков, их правосознания, акцентируют внимание на том, что подростки часто испытывают трудности при сопоставлении своего поведения и требований закона. Дети-подростки смотрят на свои поступки как на невинные шалости, а не как на совершенное правонарушение [1].
Причины подростковой преступности могут быть обусловлены целым рядом факторов, среди которых условно можно выделить чисто психологические факторы и факторы социального характера. Среди них самоутверждение через насилие — типично подростковая мотивация [2].
С конца 90-х годов XX века фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 2000 по 2013 год она увеличилась в 2 раза. По оперативным данным МВД России, на 2012 год было выявлено общее число лиц, совершивших преступления, 1 372 161. Анализ возрастного состава показывает, что на время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45 916 человек; в возрасте 16-17 лет — 116 062. В целом, среди всех выявленных лиц, совершивших преступления,
доля подростков в возрасте 14—17 лет составляет 11,8%. Причем, важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений «особо тяжкие» и «тяжкие» составляют наиболее высокую долю именно в «молодой» когорте, по сравнению с другими возрастными группами.
По статистике МВД России [3], ежемесячно несовершеннолетние совершают 80—90 тысяч преступлений разного характера. Около 15% этих преступлений подпадают под категорию насильственных (убийство, изнасилование, разбой); 5% преступлений считаются тяжкими и особо тяжкими. Произведя нехитрые расчеты, получается, что только по официальной статистике несовершеннолетние совершают более миллиона преступлений, а 150 тысяч из них с применением насилия (цифры могут быть преувеличены, так как одному лицу может быть приписано несколько противоправных деяний). Возникает вопрос: может, агрессия характерна только для подростков, попавших в нежелательное социальное окружение?
Однако Ю.В. Гущин в работе «Агрессия и преступность подростков» показал, что уровень агрессии в выборке подростков-правонарушителей не больше, чем в выборке социально адаптированных подростков [4]. Значит, агрессивность, в той или иной степени, характерна для каждого подростка. И только некоторые подростки реализуют свои агрессивные импульсы через преступную деятельность.
Подросток находится в сложной ситуации, тот «вулкан страстей», который изменяет характер, сложно успокоить. Агрессия часто приводит к аутоагрессии (разрушающее состояние, направленное на самого себя, отсюда — наркомания, алкоголизм, суицид).
И в данном случае большое значение при формировании правосознания подростка, его правовой культуры будет иметь саморегуляция. Ценностносмысловая сфера играет чрезвычайно важную роль в саморегуляции поведения, осуществляя функцию внутренних психологических границ. Необходимым условием при этом является сформированность и согласованность мотивов, смыслов и ценностей как основных составляющих ценностно-смысловой сферы, а также позитивная направленность их содержания.
Ценностно-смысловая сфера, с одной стороны, реализуется через активность, а с другой стороны, определяет выбор форм и видов активности. Рассогласование или искажение ценностно-смысловой сферы приводит к нарушению регуляции и неадекватной ситуации активности. Активность, в свою очередь, также влияет на эффективность регуляции. Это происходит через освоение человеком новых видов и форм активности, позволяющих при необходимости выбирать поведение, адекватное наличной ситуации [5].
Подведем некоторый итог. В подростковом возрасте ребенок не может до конца справиться со своими чувствами и переживаниями, в особен-
ности с негативными. Это обусловлено как физиологически: резкая смена настроения из-за недостаточной уравновешенности нервных процессов (большое влияние гормонов), так и социально: не до конца сформированная система ценностей; неизвестные, новые жизненные ситуации, в которых нет определенной программы действия.
Акцентируем внимание на том, что в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определен путь решения различных социально-педагогических проблем: «ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы» [6, с. 208]. Именно с помощью специально организованной и эффективной воспитательной работы, реализуемой проектными методами, можно создать условия для усовершенствования системы обучения и воспитания, формирования правовой культуры. Особенно это касается работы с подростками, так как они стремятся самостоятельно выбрать собственный путь в жизни.
Главная роль в гражданском становлении личности принадлежит, с точки зрения А. Бандуры, научению путем наблюдения за образцом, то есть подражанию. В концепции А. Бандуры агрессивное поведение объясняется как с позиции теории научения, так и с позиции когнитивных теорий мотивации [2]. Важное место отводится ориентации субъекта на обязательные стандарты поведения. Например, в прошлом веке дворяне при оскорблении их чести и достоинства должны были вызвать обидчика на дуэль; в то же время по христианскому учению нужно было бы обидчика простить (непротивление злу насилием). Поэтому одна и та же ситуация одного субъекта может привести к агрессии, а другого — нет. Следовательно, учитывая психологические особенности и возможности социальной педагогики, мы можем заниматься обучением и воспитанием подростка.
Н. Бердяев, раскрывая взаимосвязь субъекта познания и человека, писал: «В действительности мир не сотворен субъектом, мир сотворен Богом, но он не закончен, окончание передано человеку. И человек во все должен вносить свою творческую свободу и в самом познании продолжать миротво-рение» [7, с. 125].
Обращаясь к научным трудам В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.М. Плоткина, Г.Н. Филонова, мы видим, что с помощью социального воспитания, нацеленного на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, в том числе в личностно-кризисных ситуациях, можно решить различные социально-педагогические проблемы. Применение же в практике социального воспитания проектного метода позволяет педагогам перераспределять педагогические ресурсы между приоритетными направлениями воспитания, четко ставить цели и задачи, определять содержание, формы и методы работы, ясные показатели ее результативности. Проекты ориентируют на достижение, конкретных результатов, что помогает оце-
Синица Е.Ю. О роли проектной деятельности в социальном формировании личности подростка и его правовой культуры
Синица Е.Ю. О роли проектной деятельности в социальном формировании личности подростка и его правовой культуры
нить эффективность проделанной воспитательной работы.
Важно заниматься не только правовым, но также и социальным формированием личности ребенка, учитывая закономерности, которым он подчинен: «Сложная целостная структура человека как субъекта и объекта полностью раскрывается лишь на фоне социального развития человека [8, с. 145—158]».
Как известно, в школе практикуются различные формы и методы социализации учеников. Но если ставить цель воспитания у детей гражданской позиции, правосознания, развития способности самостоятельно мыслить и действовать, готовности участвовать в общественно значимых инициативах, то здесь, пожалуй, наиболее эффективным методом является социально-образовательный проект.
В статье А. Гуревича и Е. Хижняковой [9] содержатся описание этой технологии и рекомендации по ее использованию. Особо авторы останавливаются на отличии социально-образовательного проекта от других форм социализации. Принципиальная разница заключается в том, что социальнообразовательный проект предполагает выход не только за рамки классно-урочной системы, но и за рамки образовательного учреждения.
Теоретической основой могут послужить концептуальные идеи о социализации личности (И.С. Кон, А.В. Мудрик); совокупность научных знаний о социальном воспитании личности в образовательных учреждениях (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.М. Плоткин, М.И. Рожков, В.Д. Семенов, А.И. Тимонин); результаты исследований, рассматривающих различные аспекты социального воспитания подростков в семье, социуме, детских объединениях (В.М. Басова, А.В. Волохов, О.Г. Прохорова, В.В. Рогачев, С.В. Тетерский, И.И. Фриш-ман); результаты исследований, посвященных использованию проектного подхода в педагогике (В.И. Курбатов, И.А. Липский, В.А. Луков, Л.Е. Никитина, Е.С. Полат, И.С. Сергеева, Н.Ю. Пахомова, Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.А. Чуракова, С.В. По-литова и др.).
Виды проектов могут сочетаться друг с другом. Так, учебный проект может умело дополнить социальный проект. Поделюсь опытом. При изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» в 9 классе на завершающем этапе был запущен проект «Зачем живет человек?», где в группах учащиеся обращаются к центральной проблеме этого возраста «Я и мир», познают связи, осознают причины и следствия, постигая историко-литературный курс и отвечая на проблемный вопрос «Может ли душа быть мертвой?».
Важно, что проектная деятельность позволяет включать в учебную деятельность на уроке задания, выходящие за рамки программного произведения.
Учебный проект может сочетаться с социальным проектом. Социальный проект — это предполагаемые изменения, которые можно осуществить в социуме. Цель учебного проекта — ответить на поставленный проблемный вопрос. Разработка
и реализация социального проекта способствует формированию навыков разумного социального поведения, социальной мобильности детей. Учебный проект по литературе «Зачем живет человек?» дает сопоставление реальной жизни и литературы.
Например, анализируя историческое прошлое России на литературном и краеведческом материале, у ребят формируется отрицательное отношение к жестокости и несправедливости, порабощению одного человека другим. Социальный проект имеет задачу формирования у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию. На практике это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Так девятиклассники рисуют картину «Я и мир», заглядывая в прошлое, живя в настоящем и представляя свое будущее.
Проектная деятельность на уроках литературы — это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющей творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
Почти два с половиной тысячелетия назад Конфуций сказал: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Мел Зильберман, почетный профессор Университета Темпла, перефразировав мудрые слова Конфуция, сформулировал девиз активного тренинга: «Когда я только слышу — я забываю. Когда я слышу и вижу — я немного помню. Когда я слышу, вижу, задаю вопросы и обсуждаю с кем-то еще — я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу, задаю вопросы, обсуждаю и делаю — я усваиваю знания и навыки. Когда я учу кого-то — я закрепляю то, что выучил» [10, с. 416].
Хочется надеяться, что участие в школьных правовых и социальных проектах формирует у учащихся гражданское мировоззрение, правовую культуру, гуманное отношение к окружающим людям.
Примечания
1. См., например: Зимина Ю.Г. Практико-значимый проект «Формирование правовой культуры подростков». 11Р1_: http://nsportal.ru
2. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.
3. 11Р_: http://www.mvd.ru/files
4. Гущин Ю.В. Агрессия и преступность подростков. 11Р_: http://flogiston.ru
5. Манапова Е.И. Саморегуляция поведения, ее раз-
витие и формирование у социально дезадаптированных подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2001. иР_: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/
dissertaciya-samoregulyatsiya-povedeniya-ee-razvitie-i-formirovanie-u-sotsialno-dezadaptirovannyh-podrostkov#ixzz36tyKWPGo
6. Разработка проектов перспективного развития школ / А.М. Моисеев, О.В. Жукова, Т.Ф. Сергеева, В.Ф. Солдатов. М., 2012.
7. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.; Харьков, 2003.
8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
9. Гурвич А., Хижнякова Е. Воспитательные и общественные эффекты социальных проектов // Народное образование. 2008. № 8.
10. Зильберман М. Активный тренинг. Универсальный подход к обучению. М., 2010.
Notes
1. See example: Zimina Y.G. Practice-significant project «Formation of legal culture». URL: http://nsportal.ru
2. Luneev V.V. Motivation of criminal behavior. Moscow, 1991.
3. URL: http://www.mvd.ru/files
4. Goushchin Y.V. Aggression and crime teenagers. URL: http://flogiston.ru
5. Manapova E.I. Self-regulation of behavior, its de-
velopment and formation of marginalized teenagers: author’s abstract... candidate of pedagogical sciences. Omsk, 2001. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologi-
ya-19 - 00-07/dissertaciya-samoregulyatsiya - povedeniya-ee-razvitie-i-formirovanie-u-sotsialno-dezadaptirovannyh-podrostkov#ixzz36tyKWPGo
6. Development projects of perspective development of schools / A.M. Moiseev, O.V. Zhukova, T.F. Sergeeva, V.F. Soldatov. Moscow, 2012.
7. BerdyaevN.A. Spirit and reality. Moscow; Kharkiv, 2003.
8. Bocharova V.G. Pedagogy of social work. Moscow, 1994.
9. Gurvich A., Khizhnyakova E. Educational and social effects of social projects // Public education. 2008. № 8.
10. Zilberman M. Active training. Universal approach to learning. Moscow, 2010.
Синица Е.Ю. О роли проектной деятельности в социальном формировании личности подростка и его правовой культуры