ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ школьников
© Лобзова Е.В.*
Московский институт открытого образования, г. Москва
В статье рассматриваются потенциальные возможности игры как средства повышения уровня читательской и социальной активности учащихся. Методика применения игровых технологий пошагово рассматривается на примере разработки, проведения и анализа результатов игры ток-шоу «К барьеру» по материалам произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Одним из путей активизации учащихся на уроках литературы может стать игра. Игра, как учение и труд, является одним из основных видов деятельности человека на протяжении многих тысячелетий. В отечественной педагогике вопросами использования игры в обучении занимались К. Д. Ушинский, П.П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Под термином «игра» в педагогике понимается «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [4, с. 84].
Разработка и реализация игры ток - шоу «К барьеру» стала удачным сочетанием урочной и внеурочной работы над поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души» в 9 классе. Проект осуществлялся в несколько этапов.
Организационный этап проводится на первом уроке, посвященном знакомству с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души». Цель этого этапа -создать проблемную ситуацию. Результат данного этапа - активизация познавательной деятельности учащихся. На этом уроке определяются тема урока и будущей игры - «Жизненный путь Чичикова»; предмет исследования - 11 глава «Мертвых душ»; объект исследования - поведение Чичикова в разных жизненных обстоятельствах; проблема - Павел Иванович Чичиков авантюрист или предприниматель. Доказывается актуальность проблемы - в условиях рыночной экономики фигура предпринимателя становится определяющей. Ученики делятся на команды: «Авантюристы» и «Предприниматели». Выбирается основной метод исследования - анализ эпизода из 11 главы «Мертвых душ».
Подготовительный этап начинается на первом уроке и длится достаточно долго, но не более месяца, а то интерес у учащихся может пропасть. Цель подготовительного этапа - повышение уровня мотивации учащихся
* Соискатель кафедры Филологического образования.
и формирование потребности читать. Члены каждой команды анализируют 6 ключевых эпизодов из 11 главы «Мертвых душ», посвященной «истории души Чичикова» [2, с. 147], но приходят к разным выводам: «Авантюристы» убеждаются, что Павел Иванович - мошенник, а «Предприниматели» возражают: Чичиков - «это фигура предпринимателя - новая в русской литературе» [2, с. 147]. Результатом работы каждого члена команды будет составление развернутого аргументированного высказывания с опорой на текст поэмы.
Тема второго урока «Портретная галерея помещиков - «изображение дурных страстей» [6, с. 68]. Цель урока - поддержать тему спора «Чичиков - авантюрист или предприниматель?» и подготовить условия для принятия решения разработать проект игры ток-шоу. Каждая группа представляет портрет «своего помещика» по материалам, которые были подготовлены дома в соответствии с планом, предложенным учителем -описание деревни, усадьбы, дома, обстановки жилища, портрета и костюма, повествование о прошлом героя и его семье, диалог - торг о покупке мертвых душ. Результатом работы на уроке становится готовность уча -щихся написать сценарий кадров фильма «Покупка мертвых душ» и констатация факта неоднозначной оценки Чичикова другими персонажами поэмы. Учитель резюмирует, что два урока команды не могут прийти к соглашению: кто же он, Чичиков: «подлец» или «приобретатель»? Предлагает вынести этот спор на «всенародное обсуждение» и разработать проект ток - шоу «Кто такой Чичиков: авантюрист или предприниматель?». В качестве исходного материала берется ток-шоу «К барьеру», так как эта телепередача знакома большинству девятиклассников.
Первое занятие во второй половине дня целесообразно провести через 2-3 дня после второго урока. Цель - разработать проект игры ток-шоу «К барьеру». Определяются структура игры и «игровой контекст». На этом этапе игра рассматривается как процесс, состоящий из следующих шагов:
1 шаг. Определение и распределение ролей, которые будут исполнять учащиеся. Цель - выбрать роль в соответствии с интересами и склонностями учащихся, подумать, как исполнение каждой роли поможет развить навыки читательской деятельности исполнителей.
Можно выделить основные роли - исполнители, принимающие непосредственное участие в дуэли:
Ведущий 1, Ведущий 2 обозначают проблему или создают проблемную ситуацию. Дуэлянты - игроки команд «Авантюристы» и «Предприниматели» (по 6 игроков в каждой команде) дают аргументированные ответы, доказывающие справедливость их точки зрения. Судья - литератор дает оценку выступлениям дуэлянтов с точки зрения литературы, а Судья - экономист с позиций экономики. Секунданты авантюристов задают вопросы «Предпринимателям», а Секунданты предпринимателей - «Авантюристам».
Роли обрамления позволяют сделать игру общественной ареной, на которой решаются важнейшие вопросы современности. Они помогают формировать активную жизненную позицию учащихся.
Социолог-литератор, Социолог-экономист представляют результаты социологического исследования и доказывают актуальность проблемы: предприниматель - это «всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола» [В. Набоков, «Лекции по русской литературе»] или мечта Н.В. Гоголя о «прекрасном человеке», «богатыре русской земли».
Роли - связующее звено между поколениями. Они призваны ставить «вечные вопросы» и предлагать пути их решения.
Создается съемочная группа: Режиссер, Художник-портретист, Художник-пейзажист, Художник-декоратор, Актеры. Они передают авторский замысел 2-6 глав поэмы «Мертвые души». «Основная установка Гоголя в «Мертвых душах» определяется изображением дурных страстей» [6, с. 68]. Кадры фильма используются во 2 раунде дуэли.
Проектировщики слайдов. На слайдах при помощи картинок-символов отражается основная мысль каждого выступления. Они помогают «собрать» игру в единое целое. Это сценарий ток-шоу.
2 шаг. Разработка игровых действий как средства реализации данных ролей. Учащиеся под руководством учителя выбирают задания разных типов, которые обязательно предполагают работу каждого учащегося с текстом произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души», обращение к справочной, научной, критической литературе, использование материалов СМИ.
3 шаг. Игровое употребление предметов. Аксессуары, используемые в игровой ситуации, должны выполнять функцию художественной детали в тексте, то есть способствовать раскрытию авторского замысла.
4 шаг. Реальные отношения между играющими регламентируются правилами игры:
1 раунд. Игроки доказывают свою позицию с опорой на текст поэмы. Не совещаются между собой. Не вступают с дискуссию с игроками другой команды.
2 раунд. Игрок каждой команды отвечает на вопросы секундантов. Выбирают одного игрока от команды. Обязательно надо использовать цитаты.
3 раунд. Ответы на вопросы ведущего. Отвечает один игрок, обязательна ссылка на текст «Мертвых душ».
Основные требования к правилам игры: строгое соблюдение регламента выступления, использование активных форм представления информации, вопросы должны вызывать активную дискуссию.
Очень важно разработать систему оценивания: что будет оцениваться, кто будет оценивать, в каких единицах будет оцениваться? В ток - шоу оценивается умение учащихся строить и воспроизводить аргументированное высказывание, построенное с опорой на поэму Н.В. Гоголя «Мерт-
вые души». Оценку дают судьи, которые руководствуются ими разработанными критериями оценки устного выступления. Оценка ставится в баллах в соответствии с критериями. Разрабатывается шкала перевода баллов в традиционную оценку.
5 шаг. Сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. В ток - шоу воспроизводится телепередача «К барьеру». Это один из вариантов общественной трибуны, с которой ученики могут заявить свою позицию по актуальной общественно значимой проблеме и обосновать свою точку зрения, ссылаясь на авторитет русской классической литературы. Чтение классики становится личностно значимым, так как есть возможность обсудить прочитанное, поделиться своими знаниями, переживаниями, раздумьями.
Второе занятие (2-ая неделя) проводят через неделю. Цель - обсудить результаты самостоятельной индивидуальной и групповой (фильм) деятельности учащихся. Формируются навыки самооценки, взаимооценки, навыки планирования деятельности, коррекции результатов.
На третьем занятии (3-я неделя) представляется окончательный вариант индивидуальных и групповой (фильм) работ. Работы утверждаются экспертным советом, который состоит из учащихся, учителя - инициатора создания игры, учителей экономики, информатики и изобразительного искусства.
Игровой этап. Игра проводится на четвертой неделе с момента начала работы над поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души». В качестве зрителей приглашаются учащиеся 9, 10 и 11 классов, учителя литературы, учителя общественных дисциплин и классные руководители. Цель игры - формирование активной жизненной позиции и умения отстаивать свою точку зрения. Зрители в процессе игры становятся непосредственными ее участниками: принимают участие в голосовании и подведении итогов.
Анализ результатов, в которых «личность полностью реализует себя как субъект» [4, с. 84], проводится после игры на четвертом занятии (5-ая неделя). Цель занятия - рефлексия и подведение итогов игры. Учащиеся сами оценивают результаты своей личной деятельности, работы товарища, команды, всю игры в целом. Выясняют, чему каждый научился, над чем еще стоит поработать, то чего надо отказаться. Определяется тема следующего ток-шоу. Результатом становится методическая разработка игры ток-шоу «К барьеру», готовность разрабатывать новые игры, участвовать в них и читать художественную литературу, так как она является материалом для постановки проблем, анализа различных путей их решения, обогащает личный опыт учащихся, дает возможность поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, приносит эстетическое наслаждение.
Список литературы:
1. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.: Художественная литература, 1978.
2. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Часть I. - М.: ТОО «МАРК», 1994.
3. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. - Волгоград: Учитель, 2007.
4. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. B.C. Кукушина. - Изд. 4-е, пере-раб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.
5. Русская литература XIX века. 10 класс.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч.; Ч. 1 / А.Н. Архангельский и др.; Под. ред. А.Н. Архангельского. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002.
6. Смирнов A.A. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
7. Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам научно-методической конференции. - М.: Русская школа, 2010. - С. 8-13.
ПРОДУКТИВНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© Миронычева В.Ф.*
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, г. Арзамас
В поисках духовного самосохранения современный читатель, так или иначе, откроет для себя удивительный мир необыкновенной прозы Владимира Крупина. Для этого необходимо лишь определить вместе с учащимися нравственные ориентиры, вдумчиво прикоснуться к тексту, попробовать на страницах произведений разглядеть картины уходящей эпохи и услышать отголоски истории предыдущих поколений. Диалог читателя и автора на школьном уроке позволит открыть путь к постижению основ отечественной культуры, духовного опыта поколений, так как, по мнению В. Распутина, «по работам Крупина когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия и о том, как эта температура из физического страдания постепенно переходила в духовное твердение» [7, с. 4]. Многогранность художественного дара отмечает Н.И Злыгостева: «Его творчество развивалось и продолжает развиваться в лучших традициях русской литературы. Ему присуща совестливость, душевная чуткость, философская глубина и нравственная прозорливость. Главной темой в его прозе и публицистике был и остается русский человек: его прошлое, настоящее и будущее» [1, с. 57].
* Заведующий кафедрой Общей педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.