Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов М. И., Михеев М. В., Хабибуллина И. И.

Современное информационное общество, процесс глобализации, связанное с этим быстрое обновление знаний требуют и новых подходов в образовании. Одним из таких подходов является проектная деятельность. Актуальность этой работы состоит в том, что современные процесс деглобализации требует от обучающихся умение работать с проектами и уметь проводить проект по всем этапам, начиная от этапа проектирования заканчивая этапом реализации и завершения проекта. Целью работы является изучение проектной деятельности в образовательных учреждениях, их качество и реализация в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY IN SCHOOL

The modern information society, the process of globalization, the associated rapid updating of knowledge require new approaches in education. One of these approaches is the project activity. The relevance of this work lies in the fact that the modern process of deglobalization requires students to be able to work with projects and be able to carry out a project at all stages, from the design stage to the stage of implementation and completion of the project. The aim of the work is to study project activities in educational institutions, their quality and implementation in everyday life.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ»

Научная статья УДК 378

Педагогические науки

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Ибрагимов М.И., Михеев М.В., Хабибуллина И.И.

Mnbragimov@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет Казань, Россия

Аннотация: Современное информационное общество, процесс глобализации, связанное с этим быстрое обновление знаний требуют и новых подходов в образовании. Одним из таких подходов является проектная деятельность. Актуальность этой работы состоит в том, что современные процесс деглобализации требует от обучающихся умение работать с проектами и уметь проводить проект по всем этапам, начиная от этапа проектирования заканчивая этапом реализации и завершения проекта. Целью работы является изучение проектной деятельности в образовательных учреждениях, их качество и реализация в повседневной жизни.

Ключевые слова: Проект, презентация, реализация проекта, информационные технологии, мультикультурые проекты

Для цитирования: Ибрагимов М.И., Михеев М.В., Хабибуллина И.И. Проектная деятельность в школе // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 3. С. 23-28.

Реализация проектов и проектная деятельность в последнее время является основой не только организации учебного процесса, но и жизни современного человека во всех сферах. Так, Е.Ф. Бехтенова говорит о том, что в США существует отдельное научное направление, рассматривающее весь современный мир, а не только систему образования как совокупность разнообразных проектов (есть специальный термин «project-based world» - мир, основанный на проектах) [3, с. 28].

Проектная деятельность с начала 2010-х годов активно внедряется в систему школьного образования России. Но следует помнить о том, что при использовании методов проектной деятельности преподаватель должен учитывать и особенности преподавания своего предмета. Далее мы рассмотрим особенности использования метода проектной деятельности на уроках истории и обще-ствознания и проблемы, с которыми сталкиваются учителя и ученики при использовании данного метода.

Система проектов привносит определенные позитивные изменения в преподавание истории и обществознания. Данный метод дает ученику большую степень свободы, возможность выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление, что особенно важно в историческом и обществоведческом образовании [6, с. 16]. Метод проектов также способствует выработке навыков исследовательской деятельности, востребованных в сфере исторического познания. Особенно ценным для обществоведческого образования является и формирование социального опыта учащихся, которое достигается при использовании методов проектной деятельности.

Однако существуют определенные сложности в использовании проектной деятельности на уроках истории и обществознания. Проект подразумевает полу-

чение в конце практического реализуемого итога, или конечного продукта (может быть эксперимент, опрос, презентация и т.д.). Следует помнить о том, что обществознание и в большей степени история являются более теоретически ориентированными, чем другие школьные предметы. И вывести определенный итог, продукт, который можно применить в реальной жизни ученикам бывает сложно. При использовании методов проектной деятельности на уроках истории нужно делать упор в первую очередь на сам текст научно-исследовательской работы, на подбор информации, работу с источниками, на правильное оформление ссылок и литературы.

Как упоминалось ранее проектная деятельность учащихся, как элемент достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, проходит по разным учебным предметам и на разных ступенях школьного образования. В зависимости от выбранного направления, тематики и возрастных особенностей проектная деятельность имеет специфические особенности. При этом необходимо различать проектную деятельность учеников, которая может проводиться как в рамках учебных занятий, так и в виде элективных занятий в старшей школе. Мы предлагаем остановиться и рассмотреть те проблемы, которые присущи любой проектной работе.

На основе современных исследований [4; 5; 9; 10] и эмпирического опыта можно выделить такую крупную проблему как «самостоятельность», с которой сталкиваются ученики и учителя при организации и проведении проектов. Данную проблему можно разделить в зависимости от этапа работы над проектом:

Выбор темы

Несмотря на то, что ФГОС уже давно направлен на установление субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, ученики по-прежнему продолжают ждать со стороны учителя большего вмешательства в проектную деятельность [1]. Это проявляется с самого начала работы над проектом. Исходя из опыта авторов и коллег сгладываются две стратегии: а) ученик ожидает получить от учителя готовую тему для разработки; б) ученик формулирует «непроектную» тему, реферативную. И первый и второй случай свидетельствует о непонимании учениками сути проектной деятельности. Ученику требуется значительная корректировка со стороны учителя.

Куда хуже складывается ситуация в самостоятельности учеников, когда учитель «идет на поводу» учеников и даёт свою тему или принимает не соответствующую тему. Подобная ситуация может свидетельствовать о непонимании проектной деятельности самим учителем. Как верно подметил В. С. Лазарев учитель и ученик рискуют заниматься «псевдопроектной» деятельностью, которая будет сводиться лишь к репрезентации найденного материала [7, с. 295]. Учителю следует четко понимать, что в проектной деятельности учеников он должен занимать лишь роль координатора, наставника, но никоем образом роль соавтора.

Подбор материала

Вторым аспектом указанной проблемы является неспособность учеников находить необходимый библиографический материал. Современные школьники стремятся ограничиться исключительно просторами интернета и как правило это

различного рода информационные сайты. Анализируя подобную ситуацию, приходится признавать неудовлетворительный уровень компетенции российских учеников по работе с литературой.

Учителю необходимо всесторонне способствовать обращению учениками к печатной литературе, библиотекам, интернет-библиотекам.

Постановка цели и задач проекта

Вторая проблема является следствием первой, и заключается в неумении многих современных школьников правильно формулировать свою цель и определять задачи по ее достижению.

В данной ситуации у учителя имеется две стратегии действий: а) организовать постановку цели и задач вместо ученика. Один из самых быстрых и простых способов. Однако учитель проигрывает в том, что ученик остается объектом в системе образования и результат самой проектной деятельности сводится к нулю [5, с. 79]; б) стимулировать ученика к самостоятельной генерации цели и задач путем простых наводящих вопросов («Для чего ты будешь заниматься этой темой?», «Что нужно сделать чтобы этого достичь?»).

Написание текста проекта

При условии правильно выбранной темы, использовании качественной библиографии и правильно поставленных цели и задач, остается довольно крупным риск компиляции материала учеником. Учителю необходимо грамотно подходить к организации и контролю процесса написания проекта. Постараться уберечь ученика от реферативного изложения материала.

Исходя из вышеописанных проблем, учителю необходимо стараться выступать в роле координатора проектов учеников [8]. Стараться всесторонне способствовать самостоятельной активности учащихся в организации собственных проектов.

Учитель должен понимать, что от самостоятельности учеников зависит результат проекта. В данном случае под результатом стоит понимать не «продукт», к которому по окончании проекта придет ученик, а те компетенции, которые должен освоить и максимально отработать ученик.

В этом отношении интересным представляется опыт коллег из Московского городского педагогического университета по разработке проектного менеджмента [2], который позволяет учителям-предметникам и ученикам оптимизировать работа над проектами и контролировать ход выполнения задач.

Как уже было сказано выше, проектная деятельность в современном мире имеет огромное значение для развития науки. Не является исключением и исламское и исламоведческое образование. На протяжении последних лет реализуются многие проекты в данной сфере. В их числе: Летняя школа в Болгарской исламской академии, форум «Ислам в мультикультурном мире», «Школа мусульманского лидера», «Школа исламского бизнеса, экономики и права ISIBEL» и др. Всё это, безусловно, хорошие начинания, тем более в нашей стране, где Ислам не занимает сильных позиций. Однако, на наш взгляд, существует одна очень большая проблема в проектной деятельности по данному направлению, а именно - информационное освещение таких проектов.

В современном мире каждый день передаются огромные потоки информации и здесь важно улавливать данный тренд. Мусульманские организации, а также федеральные ВУЗы, занимающиеся реализацией данных проектов, по-видимому, не имеют в своём штате хороших PR специалистов или вообще персонал подобного рода. Например, на сайтах подразделений некоторых ВУЗов новости выкладываются раз в полгода, а то и в год. Возьмём форум «Ислам в мультикультурном мире», который организовывает Казанский (Приволжский) федеральный университет. До 2017 года на канале «Универ ТВ» в «YouTube» выкладывались пленарные заседания данного форума, а также конференции и круглые столы. Однако, после 2017 года туда стали выкладывать лишь короткие новости о данном мероприятии. Хотя этот форум до сих пор проходит в КФУ и даже расширяет круг гостей и участников. Справедливости ради, можно отметить, что организаторы проектов в сфере исламского образования стали понимать и осознавать данную проблему и проводить работу по обучению представителей мусульманского pr-сообщества и журналистов, занимающимися данными вопросами. Так, в конце 2021 года на базе КФУ Была проведена зимняя школа, которая называлась: «Работа мусульманских журналистов по сопровождению деятельности религиозных организаций».

По нашему мнению, такая просветительская работа среди руководителей религиозных организаций и представителей средств массовой информации должна быть продолжена, она нуждается в систематизации и масштабирование на всю территорию Республики Татарстан, а также России в целом.

Литература

1. Bragina T.M. Comparative analysis of mini-project activities of students of general educational schools and schools of innovative education / T. M. Bragina, A. U. Kosanova // 3i: Intellect, Idea, Innovation - интеллект, идея, инновация. - 2021. - № 3. - P. 30-37.

2. Miryugina E.A. Modeling approaches to informatization of project activities in secondary school / E. A. Miryugina, V. S. Kornilov // RUDN Journal of Informatization in Education. - 2021. -Vol. 18. - No 2. - P. 128-136.

3. Бехтенева Е. Ф. Технология проектной деятельности на уроках истории как основа формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2018. - № 8.

4. Верховых И.В., Шитякова Н.П. Проблемы организации проектной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - №6.

5. Волкова Е.А. Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы // Наука и перспективы. - 2015. - №4.

6. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 15-18

7. Лазарев Валерий Семенович Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - №3.

8. Мирюгина Е.А. Метод проектов - эффективная педагогическая технология обучения школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2020. - № 3. - С. 75-83.

9. Пидоря, Е. А. Project activities in foreign language education of the general basic school students / Е. А. Пидоря // Развитие инноваций и инновационное развитие науки и общества: сборник материалов

Всероссийской научно-методической конференции, Ростов-на-Дону, 27 апреля 2020 года. - Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2020. - С. 170-173.

10. Салынская Т. В., Ясницкая А. А., Тучкова И. Г. Вопросы и проблемы в рамках иноязычной проектной деятельности // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 5.

Original article Pedagogical Sciences

PROJECT ACTIVITY IN SCHOOL

Ibragimov M.I., Mikheev M.V., Khabibullina I.I

MIIbragimov@mail.ru Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia

Abstract: The modern information society, the process of globalization, the associated rapid updating of knowledge require new approaches in education. One of these approaches is the project activity. The relevance of this work lies in the fact that the modern process of deglobalization requires students to be able to work with projects and be able to carry out a project at all stages, from the design stage to the stage of implementation and completion of the project. The aim of the work is to study project activities in educational institutions, their quality and implementation in everyday life.

Keywords: Project, presentation, project implementation, information technologies, multicultural projects

For citation: Ibragimov M.I., Mikheev M.V., Khabibullina I.I. Project activity in school. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(3):23-28. (In Russ.)

References

1. Bragina, T. M. Comparative analysis of mini-project activities of students of general educational schools and schools of innovative education / T. M. Bragina, A. U. Kosanova // 3i: Intellect, Idea, Innovation - intelligence, idea, innovation. - 2021. - No. 3. - P. 30-37.

2. Miryugina, E. A. Modeling approaches to informatization of project activities in secondary school / E. A. Miryugina, V. S. Kornilov // RUDN Journal of Informatization in Education. - 2021. - Vol. 18. - No 2. - P. 128-136.

3. Bekhteneva E.F. Technology of project activity in history lessons as a basis for the formation of personal, meta-subject and subject learning outcomes for schoolchildren// Teaching history and social science at school. - 2018. - No. 8.

4. Verkhovykh I.V., Shityakova N.P. Problems of organizing project activities in elementary school in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard // Bulletin of the YuUrGGPU. - 2018. - No. 6.

5. Volkova E.A. Project activity of students: problems and prospects // Science and perspectives. -2015. - No. 4.

6. Komissarova, O. A. Optimization of the educational process based on the project method // Secondary vocational education. - 2013. - No. 2. - P. 15-18

7. Lazarev Valery Semenovich Project activity at school: unused opportunities // Educational issues. - 2015. - No. 3.

8. Miryugina E.A. The project method is an effective pedagogical technology for teaching schoolchildren // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and informatization of education. - 2020. - No. 3. - P. 75-83.

9. Pidorya, E. A. Project activities in foreign language education of the general basic school students / E. A. Pidorya // Development of innovations and innovative development of science and society: collection of materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, Rostov-on-Don, 27 April 2020. - Rostov-on-Don: Don State Technical University, 2020. - P. 170-173.

10. Salynskaya T. V., Yasnitskaya A. A., Tuchkova I. G. Issues and problems in the framework of foreign language project activities // Modern Pedagogical Education. - 2021. - No. 5.

Авторы публикации

Ибрагимов Марсель Ирекович, магистрант, Казанский Федеральный Университет. E-mail: MIIbragimov@mail.ru

Михеев Максим Вячеславович, магистрант, Казанский Федеральный Университет. E-mail: MVMikheev@mail.ru

Хабибуллина Илюза Илгизовна, магистрант, Казанский Федеральный Университет. E-mail: IlyIKhabibullina@mail.ru

Authors of the publication

Marcel Irekovich Ibragimov, undergraduate, Kazan Federal University. E-mail: Mllbra-gimov@mail.ru

Mikheev Maxim Vyacheslavovich, undergraduate, Kazan Federal University. E-mail: MVMi-kheev@mail.ru

Khabibullina Ilyuza Ilgizovna, master student, Kazan Federal University. E-mail: IlyIKha-bibullina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2022; одобрена после рецензирования 28.08.2022; принята к публикации 04.09.2022.

The article was submitted 21.08.2022; approved after reviewing 28.08.2022; accepted for publication 04.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.