Научная статья на тему 'МЕТОД ОЦЕНКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Д. ДЮРАНА КАК АНАЛИЗАТОР ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ'

МЕТОД ОЦЕНКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Д. ДЮРАНА КАК АНАЛИЗАТОР ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА / STATUS OF AN AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ / SPECIAL SIMPLIFICATIONS / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / МЕТОД Д. ДЮРАНА / METHOD OF D. DURAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цивелева Мария Андреевна

На базе сравнительного анализа правового статуса института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в Евразийском экономическом союзе и за рубежом выявлены проблемы правового регулирования, особенности и направления развития института УЭО как механизма таможенного регулирования. Построена блок-схема нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность УЭО, предложен метод оценки финансовой устойчивости участников внешнеэкономической деятельности, позволяющий сократить расходы по обеспечению уплаты таможенных платежей и гарантирующий экономическую безопасность Российской Федерации на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD FOR ASSESSING THE FINANCIAL SOLVENCY OF D. DURAN''S ORGANIZATION AS ANALYZER OF FINANCIAL STABILITY OF POTENTIAL AUTHORIZED ECONOMIC OPERATORS

Based on the comparative analysis of the legal status of the institution of the authorized economic operator (AEO) in the Eurasian Economic Union and abroad, problems of legal regulation, features and directions of the development of the AEO Institute as a mechanism for customs regulation were revealed in the article. A block diagram of the regulatory and legal framework regulating the activity of authorized economic operators is constructed, a method for assessing the financial stability of participants in foreign economic activity is proposed, which allows to reduce costs for ensuring customs payments and guaranteeing the economic security of the Russian Federation on the basis of improving the quality and efficiency of customs administration.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ОЦЕНКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Д. ДЮРАНА КАК АНАЛИЗАТОР ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ»

М. А. Цивелева

МЕТОД ОЦЕНКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Д. ДЮРАНА КАК АНАЛИЗАТОР ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ

На базе сравнительного анализа правового статуса института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в Евразийском экономическом союзе и за рубежом выявлены проблемы правового регулирования, особенности и направления развития института УЭО как механизма таможенного регулирования. Построена блок-схема нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность УЭО, предложен метод оценки финансовой устойчивости участников внешнеэкономической деятельности, позволяющий сократить расходы по обеспечению уплаты таможенных платежей и гарантирующий экономическую безопасность Российской Федерации на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Ключевые слова: статус уполномоченного экономического оператора; Евразийский экономический союз; таможенное регулирование; специальные упрощения; финансовая устойчивость; метод Д. Дюрана.

Согласно программе «Таможня в XXI веке» задача обеспечения безопасности мировой цепи поставки товаров имеет приоритетное значение для таможенных администраций. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания возрастающую потребность в мерах, направленных на упрощение торговли [1]. Вопросы взаимодействия таможенных органов и представителей бизнес-структур сегодня выходят на первый план, и разработка механизмов таможенного регулирования является эффективным их решением.

Одним из главных результатов взаимодействия стало создание в 2005 г. по инициативе Всемирной таможенной организации (ВТамО) института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в рамках «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли».

Несмотря на то, что институт УЭО в настоящее время функционирует на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), потенциал развития института УЭО реализован неполностью, что обусловливает актуальность исследования, результаты которого представлены в статье.

Информационной основой проведенного исследования явились нормативные правовые акты, регулирующие деятельность института УЭО в государствах -членах ЕАЭС, научные статьи, в которых проанализированы административно-правовой статус УЭО и специальные упрощения [2-5].

На современном этапе в таможенных администрациях стран ЕАЭС активно идет процесс внедрения института УЭО. В качестве целей введения статуса УЭО можно выделить формирование полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), упрощение и ускорение таможенных процедур, повышение эффективности таможенного администрирования.

Согласно ст. 38-41 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) юридическое лицо, которое претендует на получение статуса УЭО, должно соответствовать следующим критериям:

1. Ведение деятельности по производству товаров в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.

2. Наличие на праве собственности или на ином законном основании помещений, открытых площадок и иных территорий, где осуществляются производственные операции, что подтверждается необходимыми документами.

Статус УЭО позволяет юридическому лицу получать определенные преимущества в виде специальных упрощений. С юридической точки зрения специальные упрощения - это исключительное право на совершение определенных таможенных операций юридическими лицами, соответствующими условиям присвоения статуса УЭО, установленным таможенным законодательством ЕАЭС [2].

Статьей 41 ТК ТС определены специальные упрощения, к которым можно отнести временное хранение товаров в помещениях и на других территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации и др. С учетом того, что расходы на хранение товаров на складах временного хранения - одна из главных затратных статей при осуществлении ВЭД, это можно считать существенным преимуществом.

Вместе со специальными упрощениями, установленными ст. 41 ТК ТС, Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-1У «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнительно предлагает упрощение при осуществлении процедуры таможенного транзита: предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов не требуется, если в качестве декларанта выступает УЭО.

В то же время специальные упрощения не применяются в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке согласно Решению Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.06.2010 № 323 «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору». Нормативно-правовая база, регулирующая институт УЭО, представлена в блок-схеме (рис.).

Согласно п. 2 ст. 41 ТК ТС специальные упрощения применяются только в тех случаях, если УЭО вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений. Это означает, что правовой статус УЭО может быть присвоен только импортеру или экспортеру товара, что существенно ограничивает сферу применения специальных упрощенных процедур. Особого внимания заслуживает условие необходимости внесения обеспечения уплаты пошлин, предусмотренное для участников ВЭД, претендующих на получение статуса УЭО в ЕАЭС, размер которого составляет 150 тыс. евро для производителей-экспортеров и 1 млн евро для иных претендентов на получение статуса УЭО. Обеспечение может вноситься не только денежными средствами, но и при помощи банковской гарантии, поручительства, залога имущества, что влечет за собой крупные денежные затраты [6].

В законодательстве Европейского союза (ЕС) условие необходимости внесения обеспечения уплаты пошлин отсутствует (табл. 1). Таможенным кодексом ЕС установлено требование платежеспособности (ликвидности), в соответствии с которым соискатель должен демонстрировать свою ликвидность на протяжении трех лет.

Следует отметить, что понятие «финансовая устойчивость» для института УЭО в ЕАЭС является новой правовой категорией [7] и требует глубокого анализа существующих методов оценки финансово-экономического состояния

организации, разработки на их основе системы показателей для УЭО и внедрения их в таможенное законодательство ЕАЭС.

Рис. Блок-схема правовой базы УЭО в ЕАЭС

Таблица 1

Подтверждение платежеспособности УЭО

ЕС ЕАЭС

В отношении заявителя не возбуждена процедура банкротства Предоставление в таможенные органы обеспечения уплаты таможенных платежей

Исполнены все обязательства в отношении ввозных/вывозных пошлин и налогов в течение трех лет

Имеется возможность доказать достаточную финансовую устойчивость для соответствия обязательствам

У заявителя нет отрицательных активов

Для комплексной и всесторонней оценки финансовой устойчивости целесообразно использовать совокупность показателей и критериев. Кроме этого должно быть дано четкое и недвусмысленное толкование показателей и их значений, а также совокупных значений показателей. В статье разработан метод определения финансовой устойчивости потенциального УЭО на основе скоринговой модели оценки платежеспособности организации Д. Дюрана, который позволит отнести участника ВЭД к конкретной группе финансово-экономической надежности. Отнесение участника ВЭД к конкретной группе определит для него дифференцированный размер обеспечения таможенных пошлин.

Преимущества скоринговой модели оценки платежеспособности организации Д. Дюрана заключаются в отражении состояния финансовых ресурсов организации, при котором можно свободно маневрировать денежными средствами, эффективно их использовать, обеспечивая бесперебойный процесс производства.

Комплексный финансовый анализ осуществляется на основе внешней бухгалтерской отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита ежеквартально.

Для определения способности осуществлять деятельность в качестве УЭО предлагается использовать суммирование трех основных показателей, характеризующих платежеспособность организации, с определенными весовыми коэффициентами, а именно: рентабельность активов (Ра), коэффициент текущей ликвидности (Ктл) и коэффициент автономии (Ка). Показатели категорируются и выражаются в баллах. Источниками данных служат бухгалтерский баланс компании (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Рентабельность активов - это показатель, позволяющий определить, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества.

Формула расчета данного показателя выглядит следующим образом:

Чистаяприбыль стр. 2400 . „„„

Ра =---= —-х 100%. (1)

Среднегодовая сумма всего капитала стр. 1600

Коэффициент текущей ликвидности отражает способность компании погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем больше показатель, тем лучше платежеспособность организации. Нормальным считается значение коэффициента от 2 до 2,5 в зависимости от отрасли.

Формула расчета коэффициента текущей ликвидности имеет вид [8]:

К = Оборотные средства = стр.1200 + стр.1170 тл Краткосрочные обязательсва стр.1500 — стр.1530 — стр.1540

Коэффициент автономии характеризует степень финансовой независимости претендента на получение статуса УЭО. Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала организации к итогу баланса:

К _Собственный капитал_стр. 1300 а Итог баланса стр. 1700

Рассчитав показатели и проведя их ранжирование в соответствии с табл. 2, получаем определенный класс организации в зависимости от полученного показателя. В соответствии с указанной моделью организации имеют следующее распределение по классам (см. табл. 2):

1. Организации с хорошим уровнем финансовой устойчивости.

2. Достаточно устойчивые организации, демонстрирующие некоторую (незначительную) степень риска по задолженности, но не рассматриваемые как рискованные; рассчитанные показатели в целом соответствуют нормативным.

3. Проблемные организации с неустойчивым финансовым состоянием, сопряженным с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия.

4. Организации с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению.

5. Организации высочайшего риска, практически несостоятельные [9].

Таблица 2

Группировка потенциальных УЭО на классы согласно методу Д. Дюрана

Расчетный показатель Критериальные границы классов

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс

Рентабельность активов, % Более 30% -50 баллов От 29,9 до 20% - от 49,9 до 35,0 баллов От 19,9 до 10% - от 34,9 до 20,0 баллов От 9,9 до 1% -от 19,9 до 5,0 баллов Менее 1% -0 баллов

Коэффициент текущей ликвидности Более 2,0 -30 баллов От 1,99 до 1,7 - от 29,9 до 20,0 баллов От 1,69 до 1,4 - от 19,9 до 10,0 баллов От 1,39 до 1,1 - от 9,9 до 1,0 балла 1 и ниже -0 баллов

Коэффициент автономии Более 0,7 -20 баллов От 0,69 до 0,45 - от 19,9 до 10,0 баллов От 0,44 до 0,3 - от 9,9 до 5,0 баллов От 0,29 до 0,2 -от 5 до 1,0 балла Менее 0,2 -0 баллов

Границы классов 100 баллов 99 - 65 баллов 64 - 35 баллов 34 -5 баллов 0 баллов

Обеспечение уплаты таможенных платежей 50% 100% Не подлежат включению в реестр УЭО

Расчетная формула для интегральной оценки платежеспособности по методике Д. Дюрана:

п=3

D, = У (Ъ х Р + т. х К + п + К ) , (4)

ф / . \г а г тл г а/' \ /

г

где Ъг, тг, щ - коэффициенты пересчета в баллы;

Ра - показатель рентабельности активов;

Ктл - коэффициент текущей ликвидности;

Ка - коэффициент автономии.

Организации, соответствующие первому и второму классам, признаются финансово устойчивыми и при соблюдении остальных условий могут претендовать на получение статуса УЭО с дифференцированным подходом к обеспечению уплаты таможенных платежей.

В случае отнесения претендента к третьему, четвертому или пятому классам участник ВЭД является финансово несостоятельным и неспособным отвечать по обязательствам перед таможенными органами, следовательно, не подлежит включению в реестр УЭО (см. табл. 2).

Реализация метода оценки финансовой устойчивости для определения надежности участников ВЭД, претендующих на получение статуса УЭО, будет способствовать положительной динамике социально-экономического развития, существенному сближению финансово-экономических интересов таможенных органов, региональных администраций, банков и участников ВЭД.

Кроме того, это позволит сократить расходы, связанные с обеспечением уплаты таможенных платежей, и расширить перечень лиц, претендующих на получение статуса УЭО, создать партнерские отношения между государством и бизнес-структурами, гарантирующие минимизацию рисков нарушения таможенного законодательства [10].

Реализация метода оценки финансовой устойчивости потенциальных УЭО и его законодательное закрепление в Таможенном кодексе ЕАЭС значительно повысят эффективность функционирования института УЭО, в том числе в рамках повышения качества таможенного контроля и совершенствования действующей системы управления рисками.

Определенный барьер на пути получения статуса УЭО - обеспечение уплаты таможенных платежей, которое в связи с характером деятельности компании является и максимально возможным, и весьма обременительным. Наиболее эффективное решение данной проблемы, как было указано ранее, связано с внедрением механизма оценки финансовой устойчивости участника ВЭД.

В рамках основных направлений совершенствования института УЭО в ЕАЭС особого внимания заслуживает механизм оценки финансовой платежеспособности. В проведенном исследовании предложен метод оценки финансовой устойчивости потенциальных УЭО, который основан на скоринговой модели оценки платежеспособности организации Д. Дюрана. Данный метод позволит избежать расходов, связанных с необходимостью предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, и тем самым расширить перечень лиц, претендующих на получение статуса УЭО. Таким образом будет оказано содействие развитию предпринимательской деятельности на основе партнерских отношений с государством, что является мощным фактором минимизации рисков нарушения таможенного законодательства.

Использованные источники

1. Таможня в XXI веке. Обеспечение роста и развития посредством упрощения торговли и повышения уровня безопасности на границе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: wcoomd.org.

2. Некрасов Д. В. Сравнительный анализ административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе в контексте зарубежной практики таможенного администрирования // Бизнес в законе. 2013. № 5. С. 81-85.

3. Рыльская М. А., Некрасов Д. В. Институт уполномоченного экономического оператора в контексте теории права // Финансы: теория и практика. 2014. № 1. С. 122-128.

4. Некрасов Д. В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 4. С. 183-186.

5. Матвеева Т. А. Субъекты таможенных правоотношений в условиях функционирования Таможенного союза // Вестник Воронежского государственного университета. 2011. № 2. С. 174-187.

6. Турланов Д. А. Правовые основы сотрудничества России и Европейского союза в таможенной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 203 с.

7. Калинина Т. В. Расчет показателей финансового состояния организации с учетом форм финансовой отчетности // Вестник РГАЗУ. 2012. № 3. С. 33-36.

8. Хрипливый Ф. П., Хрипливый А. Ф. Сравнительный анализ методов оценки финансового состояния организации // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2012. № 81. С. 901-922.

9. Колтуненко О. Н. Перспективы совершенствования института уполномоченного экономического оператора // Аспирант: приложение к журналу «Вестник Забайкальского государственного университета». 2014. № 2. С. 43-46.

10. Хапилин С. А. Направления имплементации европейского опыта таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности // Бизнес в законе. 2013. № 1. С. 227-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.