В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
УДК 378.147
МЕТОД ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
В.А. Денишенко
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Россия
Психолого-педагогическое сопровождение пациентов требует от врача-педагога владение психолого-педагогической компетенцией. В статье описан один из методов оценки педагогической подготовки врачей для обучения пациентов.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение пациентов, обучение пациентов, психолого-педагогическая компетенция врача
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов
METHOD OF EVALUATION TEACHER TRAINING DOCTORS FOR PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PATIENTS
V.A. Denishenko
I.P. Pavlov the First State Medical University of St.-Petersburg, Saint-Petersburg, Russia
Psycho-pedagogical support of patients requires from doctor-educator to have psycho-pedagogical competence. This article describes a method of evaluation of teacher training doctors for patient education.
Keywords: psycho-pedagogical support of patients, patients education, psycho-pedagogical competence
В настоящее время в медицинской практике наряду с традиционным лечением активно используются информационно-мотивационные технологии с целью обеспечить повышение приверженности пациентов к лечению, сформировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности [1,3]. Речь идет об обучении в Школах здоровья пациентов с различными хроническими неинфекционными заболеваниями, такими как сахарный диабет различного типа, бронхиальная астма, ХОБЛ, ги-
Authors declare lack of the possible conflicts of interests
пертония, сердечно-сосудистая недостаточность, онкология и др. Однако понятие «обучение пациентов», по нашему мнению, касается обучения не только пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, но и пациентов с хирургической, стоматологической, гериатрической и другой патологией. В связи с этим целесообразно считать, что врачи любой специальности должны владеть знаниями, умениями и навыками как в медицинской области, так и быть компетентными в области психолого-педагогического сопровождения пациентов.
Цель исследования; разработать опросник для врачей с целью оценки их педагогической подготовки для психолого-педагогического сопровождения пациентов.
Объектом исследования стало составление опросника для оценки уровня подготовки врачей для психолого-педагогического сопровождения пациентов. Создание опросника было ориентировано на нижеприведенные ключевые понятия.
В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в основе которого всегда лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [4]. В нашем исследовании под психолого-педагогическим сопровождением пациентов понимается взаимодействие врача и пациента с целью создания условий для принятия пациентом оптимальных решений в отношении своего здоровья в частности и жизни в целом. Под взаимодействием мы понимаем различные виды обучения пациентов: профилактическое обучение (обучение здоровому образу жизни), терапевтическое обучение (комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить возможные осложнения). Для достижения эффективности обучения необходимо «единство трех обязательных составляющих»: информирование, обучение, мотивирование (схема).
Информирование пациента включает приобретение знаний о его заболевании, факторах его риска и прогрессирования, методах самоконтроля, советы и рекомендации по оздоровлению поведенческих привычек, влияющих на риски, принципах и особенностях медикаментозного лечения и др.
Для обучения пациентов с применением несложных, но важных для процесса обучения основ педагогики требует от врача знания принципов обучения взрослых.
Мотивирование пациента и побуждение к принятию им активных действий по оздоровлению образа жизни и соблюдению врачебных назначений требует от врача знаний некоторых принципов психологии, в частности формирования мотиваций, изменения поведения идр. [2].
Составляющие психолого-педагогического сопровождения пациентов с неинфекционными хроническими заболеваниями. ПО — профилактическое обучение. ТО — терапевтическое обучение.
Несмотря на то что профилактические и терапевтические виды обучения пациентов различны по содержательному компоненту, врачу для психолого-педагогического сопровождения пациентов необходимо (см. схему): Знать:
• общие основы и особенности обучения взрослых;
• суть основных педагогических методик, техник и технологий обучения пациентов;
• педагогические и психологические методы, методики, приемы, используемые в обучении пациентов;
• менталитет и особенности пациентов с целью грамотного подбора методов и технологий обучения.
Уметь:
• использовать информационные источники, содержащие сведения о различных техниках и технологиях профессионально-ориентированного обучения;
• проводить психолого-педагогическую диагностику аудитории;
• определять проблемное поле для моделирования технологии своей педагогической деятельности.
• налаживать коммуникационные отношения с любым слушателем;
• мотивировать пациента к обучению и использованию приобретенных знаний и навыков. Владеть навыком:
• проектирования учебных занятий;
• находить и применять необходимые психолого-педагогические методы, методики, техники, технологии применительно к преподаваемой дисциплине;
• проводить психолого-педагогическую экспресс-диагностику аудитории и корректировать обучение в зависимости от ее результатов;
• проектировать и использовать собственные педагогические технологии применительно к преподаваемой дисциплине;
• пользоваться методами эмоциональной саморегуляции.
Другими словами, врач-педагог должен обладать психолого-педагогической компетентностью. В педагогической науке понятие «психолого-педагогическая компетентность» определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникационных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.
В результате анализа выше приведенных ключевых понятий был составлен опросник «О педагогической подготовке врачей для психолого-педагогического сопровождения пациентов». Он был ориентирован на изучение навыков педагогического сопровождения пациентов врачами, обучающими пациентов всех возрастов в «школах здоровья» (старое название «школа пациентов»). На первом этапе мы собрали все относящиеся к этому вопросу проблемы, возникающие у врачей, курирующих больных с легочными и сердечно-сосудистыми болезнями, сахарным диабетом. На втором этапе сформулировали вопросы, которые были ориентированы на оценку коммуникационных качеств, педагогических знаний, умения обучать взрослых, воспитывать взрослых с хроническими заболеваниями, проводить профилактическую работу. Далее обсудили опросник с врачами, участвовавшими в исследовании, и дополнительно его скорректировали. Исследование проводилось анонимно и дальнейшее использование опросника было ориентировано на проведение анонимных опросов.
Финальный опросник был разделен на 4 тематических блока: закрытые, открытые вопросы и места для комментариев. Часть вопросов предполагает один возможный ответ и более.
Первый блок включает вопросы общей информации об обучении пациентов: опыт в обучении пациентов, цель их обучения, первоочередные задачи при обучении, улучшение качества жизни пациента, необходимость обучения, вопросы комплаенса, (мотивация пациентов, снижение незапланированных консультаций, уменьшение госпитализаций, снижение стоимости лечения).
Во втором блоке вопросы ориентированы на оценку знаний врачей о формах и технологиях обучения пациентов: кто должен обучать пациентов, деятельность врача при обучении — просветительская или воспитательная, виды обучения, формы обучения пациентов, использование демонстрационных технических средств, распределение пациентов по полу, возрасту и тяжести заболевания в группах обучения, численность пациентов в групповых занятиях, периодичность и длительность занятий, наиболее значимые темы для обучения пациентов.
Третий блок вопросов ориентирован на оценку знаний опрашиваемых в области андрогогики: особенности обучения взрослых, методы обучения взрослых, приобретение навыков взрослыми, мотивация взрослых к обучению.
В четвертый блок вошли вопросы психолого-педагогической компетентности врачей-педагогов: «компетентностный подход», значимые навыки врача для психолого-педагогического сопровождения, необходимый набор компетенций для психолого-педагогического сопровождения, составляющие профессионально-педагогической компетентности. В этот блок были включены и вопросы о заинтересованности врачей в повышении педагогических знаний и наличии у них умений для успешного обучения пациентов, о самооценке врача своих умений и знаний, которые он использует в своей практике обучения пациентов.
На следующем этапе опросник был разослан по электронной почте 40 врачам терапевтам, которые участвовали в профилактической работе с больными с неинфекционными хроническими заболеваниями. Ответили 10 врачей. Они полностью заполнили опросники, затруднений при его заполнении не испытывали. Все вопросы были им понятны, и они дали ответы в плане поставленных вопросов. Все врачи, приславшие ответы, участвовали в обучении пациентов. Пред-
варительный анализ их ответов позволил сделать вывод, что врачи занимались преимущественно информированием пациентов. Они обладали коммуникативными навыками, но испытывали большие затруднения в формировании мотивации и навыков правильного поведения у пациентов. Это указывает на недостаточность педагогических навыков.
Кроме того, опросник был использован на занятиях по педагогике и педагогической психологии для аспирантов всех направлений подготовки в ПСПбГМУ им. И.П. Павлова. В этом анкетировании участвовали 50 аспирантов. Все они все курировали пациентов, и для них были актуальны вопросы профилактики и реабилитации. Все аспиранты заполнили опросники полностью и тоже не испытывали затруднений. Предварительный анализ установил, что у большинства не хватает педагогических навыков, «педагогического инструментария». Они знают, что обучение взрослых существенно отличается от обучения детей, но не умеют это делать. В их работе с пациентами тоже преобладало информирование. Часть из них для повышения мотивации к лечению использовали элементы «запугивания», драматизируя возможные последствия заболевания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанный опросник охватывает широкий спектр вопросов, актуальных для планирования и проведения «школ здоровья». Он позволяет получить информацию об уровне педагогической и психолого-педагогической подготовки врачей,
обучающих пациентов в «школах здоровья». Полученные данные с помощью опросника позволяют определить уровень компетенций врачей и зоны низких знаний и навыков в этом направлении. На следующем этапе после завершения электронного опроса планируются проведение тщательного анализа информации и разработка программы формирования у врачей компетенций, необходимых для работы в «школах здоровья» и участия в реабилитации 2-го уровня.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Ванчакова Н.П., Смирнов А.В., Добронравов В.А., Васильева И.А. Школа пациента для больных с хронической болезнью почек, находящихся на лечении гемодиализом. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова. 2006. ХШ (1): 28-32.
2. Калинина А.М. Концептуальная основа профилактического консультирования пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2012; 11(4). URL: http://roscardio.ru/flash/ ktpi/Kalinina.CVTP4-2012.pdf.
3. Михайлова Н.В. и соавт. Школа здоровья для пациентов — важнейший фактор качества медицинской помощи. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2004; 2: 3-10.
4. Тонышева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления психолога образования в университете. Современные проблемы науки и образования. 2012; 2: URL: www.science-education.ru/102-5690.
Поступила 11.09.2015 Принята к опубликованию 15.09.2015 Received11.09.2015 Accepted 15.09.2015
Сведения об авторе
Денишенко Вероника Александровна — аспирант кафедры педагогики и психологии ФПО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. Тел.: 8(812)338-60-00.
About the author
Denishenko V.A. — postgraduate of the Departament of Pedagogy and Psychology, I.P. Pavlov the First State Medical University of St.-Petersburg. Tel.: 8(812)338-60-00.