Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация пациентов подросткового возраста
М. В. Ликеева, О. В. Васляева,
rov ВПО НижГМА Росздрава, ФП/ «ННИИТО» Минздравсоиразвития России
Васляева Ольга Владимировна, e-maIL: [email protected]
В статье определены основные направления и методы медицинской и психолопо-педапопической реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении. Соответствующая модель реабилитационной работы апробирована в экспериментальной группе пациентов, имеюших диагноз сколиоз и находившихся на стационарном лечении в CDPV «ННИИТО» Минздравсоиразвития России. Выявлены медииинские, психологические и личностные проблемы подростков, разработаны и реализованы индивидуальные программы сопровождения восстановительного лечения, определена эффективность проведенных
Ключевые слова: Медииинские и психолого-педагогические методы, модель реабилитаиии, личностные особенности паииентов,
социальное самоопределение.
In article the basic directions and methods of psychological and pedagogical rehabilitation of teenagers In treatment-and-prophylactlc establishment are defined. The corresponding model of rehabilitation work Is approved In experimental group of the patients who have the diagnosis a scoliosis and were on hospitalization In FGI «NNIITO» of Ministry of public health and social development of Russia. Psychological and personal problems of teenagers are revealed, Individual programs of support of regenerative treatment are developed and realised; efficiency of the actions Is defined.
Keywords: Medical and pslhologo-pedagoglcal methods; rehabilitation model; personal features of patients, social self-
determination.
1. Введение. Перед сотрудниками ЛПУ стоит задача интеграции подростков, имевших значительные отклонения в состоянии здоровья, в общество. Наличие физического дефекта и вторичных отклонений психологического характера у подростков обуславливают необходимость проведения медицинской и психолого-педагогической реабилитации.
2. Цель исследования: определить основные направления и методы медицинской и психолого-педагогической реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении.
3. Методы. Анализ научной литературы; метод наблюдения, беседа, медицинские и психологические тесты; статистическая обработка данных.
Объем выборки составил 34 пациента 15-17 лет ФГУ «ННИИТО» Минздравсоцразвития России, в том числе 15 пациентов с тяжелой степенью сколиоза и 19 - с легкой и средней степенью. Контрольную группу представили 32 учащихся школы № 55 г. Н. Новгорода.
4. Обсуждение и результаты. Особенностью реабилитации подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе больных сколиозом, в ЛПУ является то, что все мероприятия проводятся на фоне медицинского облуживания подростков. Предпосылкой для осуществления реабилитации подростков в условиях ЛПУ являются возрастные особенности их развития. Л.С. Выготский среди разнообразных факторов развития индивида особое внимание уделял биологическим и психологическим.
К биологическим факторам относятся: характер дефекта, обусловливающий основные изменения развития ребенка; выраженность дефекта, от которого в значительной степени зависит интенсивность проявлений психологических особенностей подростка; время приобретения дефекта; состояние здоровья, от которого зависит успешность и активность усвоения знаний, умений и навыков. Собственная психическая активность - интересы подростка, склонности, развитие эмоционально-волевой сферы, сформированность произвольных процессов имеют огромное значение для становления его личности [6; 1-2]. Это позволяет сделать вывод, что решение проблемы, связанной с биологическим фактором наличия первичного дефекта — требует медицинского воздействия (дети со сколиозом III степени подвергаются оперативному вмешательству); в преодолении вторичных дефектов ведущая роль отводится психолого-педагогической реабилитации.
Медико-психологическая модель реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении
Медико-социальный блок Психолого-педагогический блок
Содержание процесса реабилитации, учет личностных и возрастных особенностей подростка
Пути - организация лечебной физкультуры как медицинского аспекта реабилитации - обучение навыкам самообслуживания Критерии - удовлетворенность физическим состоянием - уверенность в своих физических возможностях - наличие потребностей, характерных для здоровых сверстников Пути - организация учебной, досуговой, творческой деятельности с учетом физических возможностей подростка - коммуникативный и рефлексивный тренинг Критерии - комфортность настроения и психологического состояния - сформированность коммуникативных навыков - адекватность самооценки
Условия - комплексность воздействия на личность подростка - непрерывность реабилитационного процесса - тесное взаимодействие всех субъектов реабилитационного процесса - учет возрастных особенностей подростков - индивидуальная помощь на основе компенсаторных возможностей и с учетом реабилитационного потенциала подростка - методическое обеспечение эффективности процесса реабилитации
Схема1
Повреждения опорно-двигательного аппарата нарушают схему тела, ведут к расстройству координации темпа, ритма, амплитуды движений. Последнее вызывает целый ряд вторичных отклонений: затрудняется предметное восприятие, формирование пространственной ориентации, возникают нарушения в самоконтроле и саморегуляции.
Сущность формирования процессов компенсации заключается не только в биологической приспособленности организма, но и в формировании способов действия и усвоения социального опыта в условиях целенаправленной деятельности. Ведущую роль в процессе компенсации у подростка играет сознание, обусловленное развитием всех сторон личности.
Любая болезнь, и особенно физический дефект, каким является сколиоз, существенно влияют на систему отношений человека к миру. Расстройства эмоциональной сферы у подростка характеризуются нарушением развития социального взаимодействия, которое проявляется в сложностях коммуникации со сверстниками и взрослыми (не исключая родителей), своеобразных отклонениях в познавательной деятельности (нарушении временной ориентации, фантастическое восприятие отдельных явлений действительности и др.).
Диагностика личностных особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволяет определить наиболее целесообразный путь коррекции их проблем. Некоторые авторы отмечают, что «личность больного человека не просто пассивно приспосабливается к биологическим условиям, но способна преодолевать их» [3]. Они подчеркивают, что знание личностных особенностей необходимо для определения прогноза заболевания, выбора правильной тактики лечебных психотерапевтических воздействий на пациента.
Госпитализация детей всегда продиктована состоянием их здоровья или необходимостью проведения конструктивных оперативных вмешательств. В лечебно-профилактическом учреждении начальным звеном реабилитации является ее медицинская форма, направленная на компенсацию нарушенной или утраченной функции организма. На фоне медицинской необходимо проводит и психолого-педагогическую реабилитацию.
Исходя из вышеизложенного нами была разработана и апробирована модель реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении, включающая несколько детерминированных компонентов воздействия на личность подростка: медицинское воздействие на физический дефект, целесообразное влияние на его сознание, эмоциональную сферу, вовлечение подростка в деятельность, необходимую и достаточную для самореализации.
Основным условием мы считаем непрерывность реабилитационного процесса от поступления пациента в ЛПУ до его выписки.
Прочие условия отражены в схеме №1.
Концепции реабилитации: положения о норме развития, концепции социализации личности, психологической, медицинской и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Системообразующим фактором является медико-психологическая деятельность на базе лечебно-профилактического учреждения во взаимодействии всех субъектов реабилитационного процесса.
Условия лечебно-профилактического учреждения позволяют, на наш взгляд, обеспечить комплексность воздействия на процесс реабилитации всех необходимых специалистов: врачей, психологов, педагогов, воспитателей и др. специалистов.
Программа реабилитационного вмешательства состоит из трёх этапов: диагностический, технологический, оценочный.
Медицинский блок включает в себя занятия лечебной физкультуры, дополненные массажем, плаванием.
ЛФК проводились индивидуальным и малогрупповым (3-4 человека) методом в течение месяца по 3-4 занятия в
неделю.
В ходе ЛФК были решены следующие задачи:
1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела, а именно развитие и постепенное увеличение силы и выносливости мышц туловища, формирование мышечного корсета.
2. Стабилизация сколиотического процесса.
3. Воспитание и закрепление навыков правильной осанки.
4. Нормализация действия других систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и пр.
5. Повышение сопротивляемости организма патологическим факторам. Занятия проводились строго индивидуально, в зависимости от физического развития больных, а также от вида и степени сколиоза.
Группы В начале занятий ЛФК В конце занятий ЛФК
Мышцы спины Мышцы живота Боковые мышцы Мышцы спины Мышцы живота Боковые мышцы
Группа детей с легкой и средней степенью сколиоза 35 26,5 36 50 32,8 45,5
Группа детей с тяжелой степенью сколиоза 34 31,3 30,3 55 47 48
Таблица 1
Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза, включает:
- лечебную гимнастику;
- упражнения в воде;
- массаж;
- коррекцию положением;
- спортивные элементы
ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.
Для оценки влияния средств и методов физической реабилитации на организм больных сколиозом мы применили несколько функциональных проб, характеризующих состояние мышечного корсета больных сколиозом:
1) для мышц спины, 2) для мышц живота, 3) для боковых мышц туловища. Результаты, отражённые в таблице 1, свидетельствуют об эффективности медицинской реабилитации.
На основании проведенных исследований можно сделать выводы:
1) применяемый курс медицинской реабилитации способствовал укреплению мышц спины, боковых мышц туловища и особенно живота;
2) нормализовался тонус мышц;
3) у подростков со сколиотической болезнью в конце реабилитационного курса уменьшилось ощущение усталости мышц, возросла энергичность выполнения физических движений, пациенты адекватно реагировали на постепенное повышение нагрузки.
Психолого-педагогический блок реабилитационных мероприятий включал:
- организацию учебной, досуговой, творческой деятельности с учетом физических возможностей подростка;
- коммуникативный и рефлексивный тренинг.
Показатели уровней ситуативной и личностной тревожности с помощью теста Спилбергера-Ханина
Уровень ситуативной тревожности Уровень личностной тревожности
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
«Г с/
/
/
/
/
/
/ _5 -
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Низкий СреднийВысокий
ЭГ с легкой степенью сколиоза 1 ЭГ с тяжелой степенью сколиоза 1 Контрольная группа
ЭГ с легкой степенью сколиоза ЭГ с тяжелой степенью сколиоза Контрольная группа
Рисунок 1
Средние показатели агрессивных и враждебных реакций (%) по группам
На диагностическом этапе были выявлены психологические и личностные проблемы подростков, определён реабилитационный потенциал каждого участника экспериментальной группы; разработаны и реализованы индивидуальные и групповые программы психолого-педагогической реабилитации; определены критерии её эффективности.
Для изучения и оценки психического состояния подростков был использован тест определения уровней ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина
В диаграмме №1 представлены результаты нашего исследования
Мы видим, что более половины подростков со сколиозом имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Мы объясняем это стрессом, который испытывают данные подростки, впервые оказавшиеся в ЛПУ, без родителей, друзей. Стресс обусловлен также переменой условий обучения, боязнью оперативного вмешательства.
Процентный состав подростков со сколиозом с низким уровнем ситуативной тревожности также превышает этот показатель по сравнению с контрольной группой здоровых сверстников. Эту группу составляют подростки, неоднократно проходившие госпитализацию и имеющие высокий уровень адаптации, так и конформные, разуверившиеся в успехе
лечения, равнодушно принимающие любую ситуацию. Эти данные говорят о необходимости проведения психолого-педагогических мероприятий по их адаптации.
У подростка в стрессовой ситуации может проявиться не только состояние тревожности, но и более специфические реакции агрессии.
Агрессивные проявления разделяют на два основных типа: первый - мотивационная агрессия как самоценность, второй -
инструментальная как средство (но и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него).
Для выявления форм агрессивных и враждебных реакций подростков использовался опросник Басса-Дарки. Было зафиксировано, что уровень агрессивной мотивации и индекс враждебности подростков со сколиозом в несколько раз выше, чем у здоровых сверстников. Подростки с тяжёлыми формами заболевания физически агрессивнее подростков группы с лёгкими дефектами (см. Диаграмму №2)
Эмоциональная нестабильность должна корректироваться в психолого-педагогической работе с подростками с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
На основном этапе реабилитации реализовывалась разработанная программа, предусматривающая решение следующих задач:
1. Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
2. Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива ЛПУ.
3. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
ЭГ с тяжелой степенью сколиоза; 26,08%
Контрольная группа; 6.83° ь
ЭГ с легкой
4. Обучение подростков приемам общения, развитие их коммуникативной культуры.
5. Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
6. Развитие мотивации самовоспитания и саморазвития.
Диаграмма 2
Начальная диагностика
У группа с легкой степенью сколиоза У группа с тяжелой степенью сколиоза
Высокий уровень
Заключительный этап
группа с легкой степенью сколиоза группа с тяжелой степенью сколиоза
25%
Высокий уровень
В рамках программы реабилитации нами был разработан социально-психологический тренинг для подростков, находящихся на длительном стационарном лечении. Он был направлен на развитие у навыков общения, коррекцию агрессивного поведения. Программа предусматривает 11 занятий, каждое из которых длится два с половиной - три часа. Встречи проводятся один-два раза в неделю. Педагогические аспекты организации реабилитационного процесса осуществлялись словесными, наглядными и практическими методами игр и упражнений. Проводились групповые занятия по овладению навыками самонаблюдения, самоанализа, самоприказа, самоотчета; предусматривалось также обучение приёмам самоконтроля физического и эмоционального состояния. Медперсонал также применял методы стимулирования целесообразной деятельности; формировал положительное отношение к лечению.
В рамках коммуникативно-рефлексивного тренинга предусматривались разные формы работы: дискуссии, мини-лекции; ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие. Каждое занятие имело два слоя. Первый -непосредственно тренинговая работа, второй слой составляло чаепитие, которое являлось своеобразным продолжением тренинга, а также давало возможность получить обратную связь о состоянии пациентов. При получении обратной связи фиксировались: ситуативная и личностная тревожность, эмоциональная стабильность, адекватность самооценки, фрустрированность, уровень интеллекта, коммуникабельность, участие подростков в восстановительном процессе.
На заключительном оценочном этапе проводилась диагностика по тем причинным факторам, которые лежали в основе подлежащих коррекции явлений. Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня адаптации, снижении агрессивности и тревожности. (см.диаграмму№3)
В результате комплексной реабилитации пациенты не только получили восстановительное лечение, но и расширили свой ролевой репертуар, улучшили навыки коммуникации, что облегчило процесс социального самоопределения после выписки из стационара; способствовало формированию позитивного самоотношения.
6. Выводы. Учёт личностных особенностей пациентов подросткового возраста позволяет медицинскому персоналу определить наиболее целесообразный путь коррекции их медицинских, психологических и социальных проблем и расширить программу реабилитационных мероприятий. Комплексная реабилитация направлена на включение пациентов во все виды деятельности, освоенные им до заболевания; она способствует созданию позитивного психологического микроклимата в процессе лечебных мероприятий. Наличие в модели реабилитации медицинского и психолого-педагогического блоков обеспечивает целостный подход к восстановительному лечению и способствует более полному включению выздоравливающих подростков в общество.
1. Воробьева О.В. особенности самооценки у детей с ортопедичсекими заболеваниями // Материалы научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -Л.: НИДОИ им. Г.И. Турнера, 1966. - С. 20.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл. 2005.
3. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь - М.: Изд-во Московского университета, 1980. - 169 с.
4. Ловейко И. Д., Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. Л.: Медицина, 1988.
5. Лечебная физическая культура в детской ортопедической клинике / Под общ. ред. д. м. н. проф. А. Б. Гандельсмана. Л.: Медгиз, 1961.
6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карлина в 2 т. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Т.1 - 312 с.