Научная статья на тему 'МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА'

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА»

УДК 371.71:331.361.2

К• С. Жижин, И. С. Дронов

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

КОМБИНАТА ^

Ростовский медицинский институт

Одной из наиболее прогрессивных форм приобщения подростков к труду в стенах школы являются политехнические практикумы на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК).

В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы в стране в научной литературе активно обсуждаются вопросы профессиональной ориентации подростков, адаптации их к труду, влияния на подростка различного рода социальных факторов, средств массовой информации [1—3].

Сложность оценки влияния указанных факторов на подростка обусловлена тем, что исследователи чаще всего сталкиваются с качественными показателями, малопригодными для количественного статистического анализа, прогнозирования и, главное, для управления процессом формирования мотивов выбора. В связи с альтернативным варьированием качественных показателей их нельзя обрабатывать с помощью регрессионного анализа, так как при этом отсутствует строгая аддитивность эффекта. Однако эффекты можно приблизить к аддитивным, если изменить масштабы измерения с помощью

преобразования переменных в логиты:

р

лсгит = 0,5 1п — ,

п '

Таблица 1

Определение логитов

Фактор п р Весовой коэффициент Дисперсии Логит

0 164 0,123 71 0,0142 —0,98

а 113 0,177 65 0,0154 —0,76

б 79 0,481 79 0,0126 4-0,03

в 62 0,194 39 0,0255 —0,71

г 20 0,200 13 0,0769 —0,69

аб 19 0,421 18 0,0555 —0,15

ав 86 0,151 44 0,0227 —0,86

аг 45 0,312 39 0,0256 —0,39

абв 63 0,682 54 0,0185 +0,38

абвг 15 0,734 9 . 0,1111 4-0,51

авг 50 0,340 43 0,0232 —0,33

абг 9 0,555 9 0,1111 +0,11

вбг 13 0,683 11 0,0909 +0,38

бг 19 0,263 14 0,0714 —0,51

вг 8 0,625 8 0,0125 +0,26

вб 35 0,425 34 0,0294 —0,15

Примечание. 0 — выбор профессии проведен без рекомендаций кабинета профориентации; значение ф&кторов а, б, в и г см. в тексте.

где р— вероятность получения эффекта; <7— обратная вероятность; 1п — натуральный логарифм.

Логит-анализ качественных переменных позволяет дать им количественное выражение, чего нельзя достичь, даже используя классический метод анализа качественных признаков — х2> тем более если данные сведены в сложную комбинационную таблицу.

Мы использовали логит-анализ для оценки материалов анкетного опроса старшеклассников в межшкольном УПК с целью определения весовых коэффициентов факторов, повлиявших на выбор подростком того или иного профиля обучения в УПК. В разработку было включено 800 опросных листов по наиболее массовым профессиям, таким, как швея, машинистка, оператор ЭВМ, чертежник и копировщик, сборщик изделий из мелких деталей, а также профессиям, связанным с прикладным искусством, автоделом, обработкой металла резанием.

Изучали влияние советов психологов УПК (а), средств массовой информации (б), мнения родителей (в), рекомендаций, полученных в кабинете профориентации школы (г).

Вопросы анкеты формулировали в альтернативной форме типа «да» — «нет». На основе полученных данных подсчитывали доли правильных ответов, их весовые коэффициенты, логиты и дисперсии (табл. 1).

На следующем этапе оценивали влияние отдельных факторов и их комбинаций. В табл. 2 представлена процедура выделения эффекта влияния советов психологов УПК.

Таблица 2 Выделение влияния фактора а

Разность Логит Дисперсия Весовой коэффн -цнент Логит • вес

а—0 —0,75 0,0296 56 +42

аб—б —0,25 0,0683 15 —3,75

ав—в —0,17 0,0583 36 —6,12

аг—г +0,35 0,1032 14 +4,9

абв-бв +0,76 0,0479 22 + 17

абвг—бвг +0,15 0,2020 7 + 1,05

абг—бг —0,18 0,1825 6 —1,08

156 54

Взвешенная средняя=54 : 156=0,3461.

Таблица 3

Распределение факторов по значимости и влиянию на выбор профиля профессионального обучения

Фактор Взвешенная средняя Ошибка взвешенной средней

* 0,3461 0,0112

б 0,5791 0,0911

В 0,7900 0,1092

Г 0,5000 0,1131

Проведенный анализ показал, что все факторы оказывают существенное влияние на выбор профессии (табл. 3). Наиболее низкими оказались эффекты влияния советов психологов, наи-

более высокими — мнения родителей.

Таким образом, предлагаемая простая методика анализа анкетных данных позволяет переводить качественные альтернативные показатели в количественные и подвергать их статистическому анализу.

Литература

1 Борисенко Н. Ф., Мешков В. М.// Гиг. и сан.— 1985.— № 2. — С. 37—39.

2. Сухарев А. В. // Таи же. — С. 39—42.

3. Турков П. Н. Гигиеническая характеристика организации трудового обучения и профессиональной ориентации в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1983.

Поступила 11.08.87

УДК 613.955:613.731]-07:681.

П. И. Гуменер, Л. Комарек, К■ Провазник, А. Д. Синякина,

В. В. Бутров

КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва; Институт гигиены и

эпидемиологии, Прага

Микрокомпьютеры могут изменить характер многих хорошо известных физиологических исследований. Так, использование микрокомпьютера для изучения работоспособности школьников дает возможность автоматизировать эту методику, исключив при этом рутинные приемы обработки результатов исследования, тестируя одновременно всех школьников, работающих в классе. Данные литературы и собственные наблюдения позволили нам разработать и испытать компьютерную методику изучения работоспособности школьников.

С этой целью на экране микрокомпьютера в случайном порядке предъявлялись двухзначные и четырехзначные числа. Школьник получал 0 инструкцию запомнить число и нажать на спе-' циальную клавишу, а затем воспроизвести это число на экране, нажимая соответствующие клавиши на клавиатуре компьютера. Сразу же после выполнения задания учащийся должен сообщить в ЭВМ о его окончании, нажав на определенную клавишу. После этого сигнала на экране высвечивалось новое задание (число, подлежащее воспроизведению).

При определении работоспособности с помощью компьютера появлялись следующие возможности: 1) предъявлять разное количество информации (двухзначным числам соответствовала информация 3 бита, а четырехзначным — 9,2 бита). Количество предъявляемой на экране й микрокомпьютера информации определялось по формуле Шеннона:

I = Шо§2/УСит.

где / — количество информации в битах; п — количество правильно опознанных сигналов (чисел); N —количество всех предъявляемых сигналов (чисел) (1 бит—это количество информации, получаемой в процессе опознания сигнала при возможности равновероятного предъявления 2 сигналов); 2) учитывать время предъявления каждого задания (числа); 3) управлять режимом предъявления заданий, т. е. при неправильных ответах или при недостатке времени для опознавания числа автоматически увеличивать время его экспозиции и, напротив, уменьшать это время при безошибочном и быстром воспроизведении предъявляемых чисел.

Исходное время экспозиции числа было установлено на основе проведенных ранее специальных исследований и составляло 200 мс.

Анализ получаемых результатов тестирования работоспособности базировался на теории функциональных систем [1, 4], позволяющей оценивать афферентный синтез при данных «входных» параметрах и функцию акцептора результатов действия, управляющего саморегу-ляторными процессами режима предъявления заданий, что способствует оптимизации деятельности в данных условиях [3, 5].

Компьютерное изучение работоспособности проведено у 60 школьников, из них 20 человек обучались в 4-м классе (10—11 лет), 20 человек — в 6-м (12—13 лет) и 20—в 8-м классе (14—15 лет). Все исследования проводили в первой половине дня и занимали 20—30 мин.

2*

— 35 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.