Научная статья на тему 'МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФТОРА В НОГТЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФТОРСЕЛЕКТИВНОГО ЭЛЕКТРОДА'

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФТОРА В НОГТЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФТОРСЕЛЕКТИВНОГО ЭЛЕКТРОДА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФТОРА В НОГТЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФТОРСЕЛЕКТИВНОГО ЭЛЕКТРОДА»

фирования: длима колонки 1 м, диаметр колонки 3 мм, твердый носитель СЬе1азогЬ А\У, жидкая фаза 5 % силикон БЕ 30, температура колонки 180 °С, температура испарителя 190 °С, газ-носитель азот, детектор термоионный, скорость газа-носителя 22 мл/мин, скорость потока водорода 14 мл/мин, скорость потока воздуха 400 мл/мин, ^ скорость диаграммной ленты 200 мм/ч, объем введенной пробы 1 мкл, время удерживания 1 мин 5 с, рабочая шкала электрометра 10-Ю-10 А. Чувствительность определения 3-10~3 мкг, диапазон измеряемых концентраций 6- Ю-5—6-Ю-1 иг/и3.

Пробы воздуха отбирают с концентрированием со скоростью 10 л/мин через аэрозольный фильтр (стеклянные пористые фильтры, бумажные фильтры «синяя лента», поглотители, заполненные пе-нополиуретановой крошкой). Для анализа достаточно отобрать 50 л воздуха. С фильтра глин экстрагируют дважды 15—20 мл хлороформа;

экстракты сливают в колбу для отгонки растворителя, упаривают до объема 0,1—0,2 мл и хрома-тографируют.

Концентрацию глина в воздухе (в мг/м3) вычисляют по формуле

^ _ Кст- Я -Уобщ ~ Яст-Кал-К2 о '

где Уст — количество препарата в стандартном растворе, введенном в хроматограф, мг; У0бщ — общий объем пробы, мл; Уал — объем пробь:, взятый для хроматографирования, мл; У2о — объем воздуха, отобранный для анализа и приведенный к стандартным условиям, л; #ст — высота пика стандартной пробы, мм; Н — высота пика анализируемой пробы, мм.

Разработанный- метод был использован для гигиенического контроля за содержанием глина в воздухе рабочей зоны в полевых условиях.

Поступила 29.01.86

УДК 614.7:546.16]-07:612.799.6.015.31:546.16)-088.1

В. Г. Сараев, В. М. Новиков

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФТОРА В НОГТЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФТОРСЕЛЕКТИВНОГО ЭЛЕКТРОДА

Институт географии СО АН СССР; Институт земной коры СО АН СССР, Иркутск

В биогеохимических исследованиях для оценки условий среды обитания человека широко используются волосы. Однако при определении фтора в волосах возникают трудности, обусловленные его низким содержанием и возможным вымыванием при очистке образцов различными моющими средствами. Использование ногтей в качестве биогеохимических индикаторов может оказаться более перспективным. У людей, страдающих флюорозом, отмечается корреляция между накоплением фтора во внутренних органах и его содержанием в ногтях [2]. При определении уровня фтора в ногтях, очищенных механически до удаления визуального загрязнения, а также после промывания их в ацетоне, бытовом шампуне с последующим ополаскиванием бидистилли-рованной водой были получены сходные результаты. Причем содержание фтора в промытых ногтях выше, чем в промытых волосах.

Содержание фтора в предварительно очищенных ногтях определяли с помощью прибора Ше-нигера, предназначенного для сжигания органических образцов [3]. Данный прибор состоит из колбы из термостойкого стекла вместимостью 300—1000 мл с притертой стеклянной пробкой. К пробке прикрепляется корзиночка из платины или тонкого сетчатого нихрома, в которую поме-^ щается образец. Для колбы вместимостью 500 мл масса навески составляет от 20—30 до 200 мг. К корзиночке прикрепляется тонкая полоска беззольного фильтра таким образом, чтобы она со-

прикасалась с образцом. Колба заполняется кислородом путем замещения им бидистиллирован-ной воды. В колбу с кислородом вводится 5 мл бидистиллята. Выбор бидистиллированной воды в качестве поглотителя обусловлен следующим. Для последующего потенциометрического измерения малых концентраций фтора желательно, чтобы у измеряемого раствора была наименьшая ионная сила. При поглощении продуктов сгорания образца рН воды становится равным 1,5— 2,5, при котором ионы фтора наиболее подвижны, следовательно, минимально сорбируются стенками сосуда.

После сжигания образца, остывания колбы и поглощения продуктов сгорания в течение 2 ч поглотитель переносится в полиэтиленовый стакан. Стенки колбы и корзинка дважды смываются небольшими количествами бидистиллированной воды. Объем поглотителя вместе с промывными водами должен быть не более 9 мл. В поглотитель вводится 5 мл буферного раствора БРОИС [1] (0,25 М СНзСООН, 0,75 М СН3СООЫа, 1 М ЫаС1 и 0,1 М цитрата натрия) рН 5,0, установленным ЫаОН и НС1, и добавляется 5 % раствор №гС03 до значения рН 5,0. После этого в пробу вносится 0,5 мл раствора фтора с концентрацией 0,4 мкг/мл. Затем раствор переносится в мерный сосуд, доводится до 15 мл и вновь возвращается в полиэтиленовый стакан. Через 20 мин производится потенциометрическое измерение содержания фтора. Стабилизация температуры произво--

дится путем помещения потенциометрической ячейки в термостат.

В качестве стандартных растворов используются водные растворы NaF с концентрацией фторид-иона 0,015—0,200 мкг/мл. К 10 мл стандартного раствора прибавляется 5 мл буферного раствора н производится потенциометрическое измерение. Содержание фтора в поглотителе определяют по градуировочному графику. Содержание элемента в пробе рассчитывают по разнице между обнаруженным и введенным количеством фтора.

Разработанная методика была применена нами при обследовании детей в различных населенных пунктах юга Красноярского края. Резуль-

таты исследований позволяют сделать заключение о возможности применения предлагаемой методики для определения фтора в ногтях. Данная методика может быть использована для опенки биогеохимических условий среды обитания человека.

Литература

1. Никольский Б. П.. Магерова Е. А. Ионоселективные электроды. Л., 1980.

2. Reggabi М„ Khllfat К.. Tabet Aoul М. et al.//Fluoride. — 1984. — Vol. 17, —P. 36—41.

3. Schoniger W. // Mikrochim. Acta. — 1955. — N 1. — P. 123.

Поступила 04.03.86

УДК 613.95:001.5(474-57)

М. И. Чурьянова, Н. А. Ананьева, Н. А. Бесстрашная, Л. А. Борисова. В. М. Зубкова, В. Е. Карасик, Н. А. Краснушкина, Г. В. Терентьева,

Е. И. Шубочкина

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД

НИИ гигиены детей н подростков Минздрава СССР, Москва

Ежегодный анализ и выявление наиболее важных достижений в области гигиены детей и подростков позволяют представить результаты актуальных научных исследований, вносящих вклад в развитие теоретических и прикладных научных проблем и позволяющих поднять состояние проблемы в целом на более высокую ступень ее развития.

В настоящее время реформа общеобразовательной и профессиональной школы поставила перед исследователями по гигиене детей и подростков большие и ответственные задачи.

Одной из самых сложных проблем, связанных с реформой школы, является снижение возраста начала обучения в школе. К настоящему времени многочисленными исследованиями гигиенистов установлено, что 6-летние дети обладают многими морфологическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями по сравнению с 7-летними. Проведенные обширные комплексные медико-педагогические исследования различных аспектов обучения 6-летних детей в школе позволили обосновать ряд предложений по гигиенической оптимизации содержания и методов обучения, нормирования учебных занятий,

режима учебного и внеучебного времени, по созданию полноценных условий обучения, игровой деятельности и отдыха с целью приведения их в соответствие с психофизиологическими особенностями 6-летних детей [7]. ^

Полученные результаты легли в основу разработанных в НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР методических рекомендаций «Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы», утвержденных Минздравом СССР в 1985 г. Органам санитарного надзора предоставлено право давать заключения о возможности организации обучения детей 6-летнего возраста в каждой конкретной школе в зависимости от наличия в ней полноценных условий внешней среды.

Важной задачей является гигиеническое обоснование мероприятий по предотвращению пере- к грузки и переутомления учащихся, особенно на начальном этапе школьного обучения. Предотвращение перегрузки школьников предполагает прежде всего достижение максимального соответ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.