Научная статья на тему 'МЕТОД “CASE STUDY” В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ ВУЗОВ'

МЕТОД “CASE STUDY” В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
метод “Case Study” / кейс-метод / активные методы обучения / языковая профессиональная социализация / профессиональная коммуникативная компетенция. / case study method / case method / active learning methods / language professional socialization / professional communicative competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахбоз Уктамович Формонов

В статье затрагивается вопрос развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Метод “Case Study” рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранному языку в педагогическом вузе. Представлен опыт реализации метода кейсов на меж-факультетных направлениях финаносового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CASE STUDY” METHOD IN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF FINANCIAL INSTITUTIONS

The article touches upon the development of foreign language professional communicative competence of future specialists. The "Case Study" method is considered as an effective means of teaching a professional foreign language in a pedagogical university. The experience of implementing the case method in inter-faculty areas of a financial university is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОД “CASE STUDY” В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ ВУЗОВ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 4 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

МЕТОД "CASE STUDY" В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ ВУЗОВ

Шахбоз Уктамович Формонов

Кафедра естественных и гуманитарных наук, Ташкентский финансовый институт

АННОТАЦИЯ

В статье затрагивается вопрос развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Метод "Case Study" рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранному языку в педагогическом вузе. Представлен опыт реализации метода кейсов на меж-факультетных направлениях финаносового вуза.

Ключевые слова: метод "Case Study", кейс-метод, активные методы обучения, языковая профессиональная социализация, профессиональная коммуникативная компетенция.

"CASE STUDY" METHOD IN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF

FINANCIAL INSTITUTIONS

ABSTRACT

The article touches upon the development of foreign language professional communicative competence of future specialists. The "Case Study" method is considered as an effective means of teaching a professional foreign language in a pedagogical university. The experience of implementing the case method in inter-faculty areas of a financial university is presented.

Keywords: case study method, case method, active learning methods, language professional socialization, professional communicative competence.

Участие Узбекистана в мировых процессах, расширение международных контактов усиливают потребность в специалистах, профессионализм которых прямо зависит от уровня и качества иноязычной профессиональной компетентности.

Итак, высшее профессиональное образование выделяет два уровня языковой социализации. Уровень овладения иностранным языком в контексте общей языковой подготовки (General English) преимущественно на первом / втором году обучения бакалавров/специалистов. Уровень концептуального познания (English for Specific Purposes, Business English), а именно, владение понятийным и

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

терминологическим аппаратом специальных дисциплин, профессиональными аспектами языка в контексте научной и узкопрофессиональной языковой подготовки, нацеленной на приобретение профессиональной языковой и коммуникативной компетентности на первом году обучения у магистрантов и частично на втором году обучения у бакалавров / специалистов.

В связи с внедрением стандартов нового поколения организация учебного процесса в вузе требует пересмотра, что ведет за собой изменение методов, форм, средств и приёмов работы педагогов.

Одним из методов, направленных на формирование и развитие профессионально ориентированных языковых компетенций, является метод "Case Study", метод анализа ситуаций (от англ. case - случай, case study - обучающий случай) на основе реальных ситуаций. Он активно используется в работе со студентами экономических, юридических и медицинских специальностей.

Применение данной технологии предоставляет возможность увеличить познавательную заинтересованность к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание законов экономики, содействует формированию исследовательских, коммуникативных и креативных навыков принятия решений, поскольку одним из обязательных условий является использование фактов из реальной жизни для создания кейсов.

Изначально метод кейсов относится к неигровым имитационным активным методам обучения. В его основе лежит обучение путём интерактивного анализа реально существующих проблем бизнеса. Конкретная задача - общими усилиями группы студентов изучить сложившуюся ситуацию (case) и выработать практические решения в контексте установленной проблемы. Особенностью данного метода считается проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни.

Существует возможность адаптации кейс-метода под деловую (ролевую) игру, которая предполагает активное участие студента в образовательном процессе на всех его этапах. По нашему мнению, сотрудничество студентов в составе «команды» с целью достижения совместного результата под руководством педагога способствует активному формированию таких профессиональных качеств, как коммуникабельность, способность анализировать в короткие сроки большой объем новой информации, принимать решения в стрессовых ситуациях и условиях недостаточной информации, лидерские качества.

Вероятны варианты переплетения кейс-метода и игровых технологий. В первом случае игра включена в описание кейса, а его решение предполагает

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

предварительное проигрывание ситуации. Во втором - если в игру включается ситуация, в процессе ее разыгрывания появляется необходимость создания кейса. Интеграция таких технологий положительно влияет на образовательный процесс и придает ему новый потенциал творчества.

Однако может появиться сложность в разработке кейса, при подборе соответствующего реального материала, модели проблемной ситуации. Вследствие того, что банк узбекских кейсов фактически отсутствует, чаще всего приходится использовать зарубежные ситуации. Если преподаватели экономических дисциплин считают это недостатком, рассматривая такие учебные ситуации как интерпретацию западных концепций, то при обучении иностранному языку использование «западных кейсов» помогает познакомить учащихся с реалиями зарубежного мира бизнеса, нормами деловой западной культуры.

Применение метода кейсов ставит перед студентом высокую планку, поэтому целесообразнее применять данный метод на занятиях по иностранному языку на продвинутом уровне, когда обучающиеся изучают иностранный язык для специальных целей.

На этом образовательном уровне студенты уже владеют системой лингвистических знаний, включающих в себя знание основных фонетических, лексических и грамматических явлений и закономерностей функционирования изучаемого языка; имеют навыки извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса; обладают необходимыми страноведческими и культурологическими знаниями о нормах бытового и профессионального поведения, принятых в иноязычном социуме; владеют понятийным и терминологическим аппаратом специальных дисциплин в достаточном объёме. Такие профессиональные знания помогут более компетентно изучить проблемную ситуацию, аргументировано представить выработанные решения для данной конкретной проблемы.

Данный кейс максимально приближен к реальной ситуации и готовит студентов к их будущей профессиональной деятельности, где им придется анализировать и решать различные проблемные ситуации, предоставлять отчеты и презентовать свое решение проблемы перед аудиторией, готовой делать критические замечания и детально анализировать предложенное решение проблемы.

Очевидно, что представленный вид деятельности направлен на развитие компетенций аннотирования и реферирования разных источников информации, ведение деловых переговоров и дискуссий, организацию деловых визитов и

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

приёмов, проведение конференций и презентаций, работу с деловой корреспонденцией и отчётами. Кроме этого, обучаемые приобретают компетенции делового общения и работы в команде, учатся правильной коммуникации через социализацию и мотивирование. И, наконец, студенты развивают навыки самостоятельной исследовательской деятельности, критического мышления и принятия ответственности за результат работы.

Как известно, в современном мире основной информационный пласт научной и учебно-методической литературы является англоязычным. Наряду с этим, очевидная значимость английского языка в различных сферах деятельности не отменяет тот факт, что большинство обучающихся на неязыковых факультетах имеет недостаточно высокий уровень владения иностранным языком. Это объясняется, прежде всего, недостаточным количеством аудиторных часов по учебным планам. Не менее важным фактором также является отсутствие учебно-методических комплексов англоязычных авторов для неязыковых факультетов и однообразие применяемых методов и технологий обучения. В результате наблюдается нарастающая тенденция к снижению мотивации студентов гуманитарных направлений подготовки к изучению иностранных языков.

Кроме этого следует отметить, что в содержании обучения иностранному языку довольно редко используются новые информационно-коммуникационные технологии, а именно интернет-технологии, к которым относятся видео- и аудио-подкасты, видеохостинги, веб-сайты, онлайн приложения и некоторые другие средства поиска информации и коммуникации. Их использование позволяет повысить мотивацию обучающихся, эффективность и технологичность содержания обучения, а также разнообразить способы и приемы обучения английскому языку.

Мотивация является важнейшей составляющей обучения иностранному языку в вузе. Сравнивая мотивированность студентов и школьников, можно заключить, что большинство обучающихся средних общеобразовательных учреждений имеют целью получение хорошей оценки знаний и умений. Зачастую их мотивация также основана на какой-либо личной заинтересованности. Студенты вузов ставят на первое место более значимые цели, связанные с дальнейшим трудоустройством и профессиональной деятельностью. Будущий выпускник прекрасно осознает важность и умение общения на английском языке для участия в программах академического обмена, семинарах и конференциях на иностранном языке, в деловых поездках; для ведения деловой переписки с потенциальными партнерами и для продвижения по карьерной лестнице.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

На сегодняшний день термин «CALL» (Computer Assisted Language Learning) часто используют, подразумевая под ним совокупность компьютерных и мультимедийных приложений различного характера [7]. Общая цель таких приложений заключатся в организации учебного процесса и проведении занятий по иностранному языку. Понятие «CALL» может также обозначать компьютерную программу, установленную на носителе информации или находящуюся на электронном сайте, которая создана специально для обучения и изучения иностранного языка.

Многие лингвисты продолжают обсуждать необходимость использования термина CALL (обучение языку с помощью компьютерных технологий). В мире ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов использование технологических инструментов стало очевидно необходимым и обыденным явлением в любой сфере, не нуждающимся в дополнительном описании. Общее определение понятию CALL дал один из ведущих зарубежных специалистов в области компьютерного обучения языку Майкл Леви в своей работе «Обучение языку с использованием компьютеров: контекст и концептуализация», под которым он понимает поиск и применение компьютерных приложений в преподавании и изучении языкам.

Стандартные технические средства, использующиеся на современных занятиях по английскому языку, включают в себя: электронные УМК, интерактивную доску, аудио- и видеоматериалы. Для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка и активизации познавательного процесса при обучении всем видам речевой деятельности на английском языке можно эффективно использовать разнообразные ресурсы сети, которые содержат аудиовизуальный и текстовый материал, а также позволяют в режиме реального времени общаться с носителем языка.

Видеоконференцсвязь (ВКС) - современная телекоммуникационная услуга, позволяющая в реальном режиме времени общаться и вести совместную работу при территориальной удаленности субъектов [1]. Достоинством данной технологии является создание эффекта непосредственного общения с собеседником и целой аудиторией студентов или коллег своей страны или из-за рубежа. Это дает отличную возможность читать курсы лекций, проводить семинары, конференции, мастер-классы. Кроме этого прямые трансляции расширяют лингвокультурный кругозор её участников, помогают преодолеть языковой барьер в связи с практикой речевого общения и, безусловно, повышают мотивацию студентов. Видеоконференции могут быть проведены с помощью сервиса ZOOM.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Видеоматериалы представлены в интернете к качеству множества видеороликов обучающего и развлекательного характера, фильмов, сериалов, которые можно посмотреть с субтитрами. Они помогают студентам создать атмосферу реальной языковой коммуникации, восполнив отсутствие естественной языковой среды. Во время работы над видео обучающиеся совершенствуют свой уровень владения английским языком, поскольку разнообразие артикуляционных особенностей, фонетическая окраска речи (тембр, темп голоса носителей языка) подсознательно побуждает обучающихся прослушать и понять, что происходит на экране [4]. Помимо этого, в процессе аудиовизуального восприятия информации происходит формирование сознания и мышления благодаря иностранному языку, а также развитие познавательной активности студента и осмысленного восприятия иноязычной речи на слух, формирование навыков говорения и аудирования. Преподаватель может выбирать необходимый для изучения материал согласно учебной программе, а также личным предпочтениям учащихся, что является существенным фактором развития мотивации студентов. Пожалуй, самым известным видео-хостингом является YouTube, но также существует огромное количество интернет-платформ, на которых можно найти необходимые видеоматериалы для использования в учебной деятельности.

Резюмируя вышеупомянутое, следует отметить, что представленные возможности применения интернет-технологий в обучении иностранному языку позволяют повысить уровень языковой подготовки студентов бакалавров, благодаря ориентации на высокую инструментальную компетенцию студентов, их мыслительную активность и усиление мотивации к изучению иностранных языков.

REFERENCES

1. Azimova, F. P. (2019). Priority directions for development of the silk industry in the Republic of Uzbekistan. American Journal of Economics and Business Management, 2(4), 107-114.

2. Азимова, Ф. П., ^узиев, С. А. (2022). Жах,он мамлакатлари кластерлари ва Узбекистондаги кластерларнинг келгусидаги истикболлари. Логистика ва иктисодиёт илмий электрон журнал, 1(1), 87-94.

3. Azimova, F. P., Yuldashev, S., Akbarxujayeva, N. (2021). Analysis of the effectiveness of the textile industry tashkent institute of textile and light industry. Journal of Hunan University (Natural Sciences), 12(48), 1587-1597.

4. Azimova, F. P., Yuldashev, S., Akbarxujayeva, N. (2021). Analysis of the effectiveness of the textile industry. Vidyabharati International Interdisciplinary Research Journal, 2(13), 18-26.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

5. Normuminovich, Y. S., Payziyevna, A. F., Azimdjanovna, A. N. (2021). Analysis of the effectiveness of the textile industry. ЭДШЛ^Ж 48(12), 1587-1597.

6. Payzievna, A. F. (2020). Improving Methodology to Evaluate the Efficiency of Textile Enterprises. Asian Journal of Technology & Management Research (AJTMR), 10(2), 2326.

7. Азимова, Ф. П. (2020). Тукимачилик корхоналари фаолияти самарадорлигини бошкариш технологиясини такомиллаштириш. БИЗНЕС-ЭКСПЕРТ ЖУРНАЛ ИЛМИЙ-ЭЛЕКТРОН ЖУРНАЛ, 1(7), 88-90.

8. Азимова, Ф. П. (2020). Тукимачилик корхоналари фаолияти самарадорлигини бахолаш. ЩТИСОДИЁТ ВА ТАЪЛИМ ИЛМИЙ ЖУРНАЛ, 1(5), 29-34.

9. Азимова, Ф. П. (2020). Тукимачилик корхоналарида баланслаштирилган курсаткичлар тизимини куллаш оркали фаолият самарадорлигини бошкариш. БИЗНЕС-ЭКСПЕРТ ЖУРНАЛ ИЛМИЙ-ЭЛЕКТРОН ЖУРНАЛ, 1(12), 46-49.

10. Mutalova, D. M., Azimova, F. P., Yuldasheva, M. (2020). Some issues on perfection of the tax system of the Republic of Uzbekistan. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(2), 637-642.

11. Xalmatova, D. A. (2022). Formation of Ecological Consciousness and Culture among Young People and Developing Their Skills of Rational Approach to the Environment. EUROPEAN JOURNAL OF BUSINESS STARTUPS AND OPEN SOCIETY, 2(4), 4-7.

12. Khalmatova, D. A. (2022). How we can improve ecological culture among pupils of 9-11-grades. Oriental renaissance Innovative educational natural and social sciences, 2(2), 72-77.

13. Mirzarakhmonova, S. M. (2021). Advantages of a dual-based learning system in vocational education. Results of Modern Scientific Research and Development, 1(1), 222225.

14. Мирзарахмонова, Ш. М. (2021). Таълимнинг инновацион кластерида дуал таълимни ташкил этиш асослари. Academic research in educational sciences, 2(4), 154158.

15. Mambetaliev, KA (2022). Integration of Sciences in the Scientific and Professional and Educational Process. International Journal of Innovative Research in Science Engineering and Technology. 2(2), 1662-1663.

16. Мамбеталиев, (2021). ХХ Fасыр басындаFы езбек-казак хальщтарынын, эдеби байланыстары. Academic Research in Educational Sciences, 2(12), 959-964.

17. Джурабаев, А. М., Казоков, Р. Т. (2021). Биомеханик тахлиллар асосида енгил атлетикачиларнинг функционал тайёргарлигидаги корреляция алокаларининг тахлили. Yoshlarni qo'llab-quvvatlash va aholi salomatligini mustahkamlash yili ga bag'ishlangan, 4(4), 198-208.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

18. Kazoqov, R. T., Djurabaev, A. M. (2021). Kredit modul tizimi nima. Ta'limni raqamlashtirish sharoitida pedagog kadrlarni qayta tayyorlash va malakasini oshirish, 4(4), 198-206.

19. Махкамбаев, А. Х., Акбаров, А., Улугмуродова, Г. Ж. (2021). Педагогическая оценка значения двигательной активности студенческой молодежи. Современное состояние и перспективы развития, 2(3), 117-118.

20. Махкамбаев, А. Х., Акбаров, А., Ахмедов, Ш. Б. (2020). Роль мультимедиа и информационно коммуникационных технологий в физкультурном образовании. Ахборот технологияларининг замонавий муаммолари хдмда уларнинг ечимлари, 1(2), 156-159.

21. Buriyev, B. U., Djurabo'yev, A. M. (2022). Yosh voleybolchilar texnik va taktik mahoratlarini takomillashtirish va jismoniy tayyorgaliklarin amalga oshirish uslub va tamoyillari. Jismoniy tarbiya sport mashg'ulotlari nazariyasi, 1(1), 145-147.

22. Buriyev, B. U., Kadirov, R. R. (2021). Роль и место спортивных и подвижных игр в общей структуре учебно-производственной практики. 2021 yilda o'tkazilgan XXXII yozgi Olimpiya, 1(1), 100-103.

23. Aбдухаликова, Н. Р., Рустамов, У. Р., Тиловов, И.И. (2022). Исследование влияния магнитных полей на суперионную проводимость. Современная наука и образование, 3(94), 66-69.

24. Суяров, К. Т., Абдухаликова, Н. Р., Суяров, А. А. (2022). Физика в офтальмологических исследованиях. Экономика и социум, 3(94), 1211-1216.

25. Абдухаликова, Н. Р., Азимова, Д. Д. (2021). Особенности проектной деятельности в образовании физики в школах. Экономика и социум, 10(89), 1340-1346.

26. Эшназарова, М. Ю., Катаева, М. М., Мадаминжанов, А. Д. (2021). Теоретические основы использования возможностей мобильного обучения в образовательном процессе. Экономика и социум, 4(83), 1239-1243.

27. Eshnazarova, M. Y., Katayeva, M. M. (2021). Theoretical basis of mobile learning and use of mobile platforms. International Journal on Integrated Education, 4(1), 184-187.

28. Eshnazarova, M., Toshboyev, S. (2020). Pedagogical Basis and Organization of Distance Learning in Modern Educational. The American Journal of Social Science and Educational Innovations, 2(2), 614-619.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.