Научная статья на тему 'Метод аналитического определения масс и моментов присоединённой воды'

Метод аналитического определения масс и моментов присоединённой воды Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Тихонов В. О.

Автором предлагается метод аналитического определения масс и моментов присоединённой жидкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL DEFINITION METHOD OF MASSES AND MOMENTS OF ATTACHED LIQUID

Analytical definition method of masses and moments of attached liquid is suggested by the author

Текст научной работы на тему «Метод аналитического определения масс и моментов присоединённой воды»

Поскольку характер распределения масс присоединённой воды относительно плоскости уСг определяется лишь абсциссой X, то из выражения (4) с учётом (6)

следует:

«V) = 0,5рдИВТу (оьш* qнxнdxн.

(9)

Интегрирование этого уравнения в пределах от 1Ц И до 0,5£(ТМ даёт следующий результат:

К М = 0,25^„(о,25<7212 ш4 дИ. (10)

В выражениях (8) - (10) обозначено:

Я„ - средневзвешенное значение курсового угла нормали к поверхности обшивки носовой оконечности корпуса судна;

Т2 (у) - кинетическая энергия присоединённой жидкости в объёме носовой оконечности, возникающая вследствие асимметрии обводов корпуса судна относительно плоскости у&г..

Аналогично можно показать, что кинетические энергии движения присоединённой воды в объёме кормовой оконечности корпуса

т2. (V) = 0,25р6к1кВТ{у1 соэ4 ^ + V2 эт4 цк); Г2; (V) = 0,25р8к(/’„ - 0,25 а2 Ь2 )вПуа>зіп4 дк,

(П)

(12)

где - средневзвешенное значение курсового угла нормали к поверхности обшивки кормовой оконечности корпуса судна.

В области цилиндрической вставки нормаль к обшивке корпуса перпендикулярна к оси абсцисс X. Поэтому

Гг_(у)=0,25дв,/^;

Т, <у) = 0Д5М,(&-й>1\у»>.

(13)

(14)

Просуммировав значения кинетической энергии присоединённой жидкости в объёмах составных частей корпуса судна, получим следующий результат:

Г, (у) = 0,25т

/ 5Н1Н 4 — 8^к 4 _

_і».соз ^+_^со8 Чк

I

+ у'

ґ 8И1И . 4_ , 8^ . 4_ , РМ1Ц 4

-у-81П дн+-^51П 9,+-^

(15)

Т2{у) = 0,25/«£усо

<5.(о,25<тМ,’,) .

эт2 <]к соб2 дк —

ьт2дн сое2 дн

(16)

Здесь т = р5ЬВТ ; 1ЦН = 1ЦМ/Ь\ 1ЦК = 1Ц К/Ь.

Найдём составляющие количества движения присоединённой жидкости. Поскольку проекция количества движения системы на какое-либо направление равна сумме проекций количеств движения составных частей системы на это направление

[1], то из равенств (15) и (16) получаем:

К2_ = 0,5/WV

SJH 2_ , SJK .

——cos qH+-JULcos qK

\

\

K2 - 0,5m

^-sin2 qH + ^^sin2 qK +

\

+ coL

s,(o,25cr2 -cos! _ _ 8,(о,25а;-1,г.)

28

28

cos2 qH

(17)

(18)

Если скорости частиц присоединённой жидкости приравнять к скоростям самого судна, то из выражений (17) и (18) вытекает:

(19)

(20)

(s„l„ cos2 qH + SjK COS2 qK)/28 = kn;

($Лsin2 я*+s*hsin' як + А/, )/2^ = *22;

K(0,25^-/^)cos2^-- (0,25ct2 - /„2„ )cos2 ]/A8 = A26,

(21)

где kx,, - коэффициенты присоединённых масс;

/с26 - коэффициент присоединённого статического момента.

Попытаемся определить кинетическую энергию вращательного движения присоединённой воды. Элементарная кинетическая энергия вращательного движения присоединённой жидкости в объёме носовой оконечности корпуса судна, согласно уравнению (4), выражается равенством:

dT2 (со) = 0,25рсо2х2 sin4 qHdVH. (22)

Необходимо заметить, что энергия вращательного движения, как и кинетический момент, зависит от характера распределения массы в занимаемом ею объёме относительно вертикальной оси Gz . Поэтому произведение x2dVH должно быть представ-

лено следующим образом:

x2dVH = { J [ j(x2 + y2H) dzH ] dy„} dxH. (23)

Выражение (23) составлено с учётом того обстоятельства, что распределение масс жидкости по вертикали не меняет их расстояния до оси инерции Gz .

Из уравнения (23), учитывая равномерное распределение жидкости в объёме носовой оконечности корпуса, его симметрию относительно ДП, а также теорему о среднем значении интеграла, получаем:

+5,2в!Н.

(24)

Следовательно, элементарная кинетическая энергия вращательного движения присоединённой воды в объёме носовой оконечности корпуса судна может быть представлена уравнением:

<1Т1щ (а) = ^ pS.BTco1 sin4 q,(l2x1 +%Вг)dx„.

(25)

Интегрирование этого уравнения в пределах от 1Ц Н до 0,5Ьстн даёт следующий результат: ,

Т^а) = -j-pS.BTa1 sin* ?,[4(0,125CT,Y”-iD+S^B1}. 4o

Аналогично можно показать, что

Т' (®) = -^-рдкВТй>2 sin* -0*^1

Гг_ (ш) = ± tfjrTof Wc + С)+ Рікв2].

Перепишем выражения (26) ~ (28) в виде:

гп / \ ^ 2*4 fTlJL Г 2

т2н(<о) = -а> sin [а„ +

м

%

гг» / \ ^ 2*4— WlL Г 2

Г2<((й)) = -<у sin qK—[aK + „ г Г<5вУ1&/"

+ 2ст,С+4С+Н

і X

_ . ч 1 2

Т7 (со) = —со ----------

2* 4 12

М?.

АА

Введём следующие обозначения:

е

і

1}

SjJUS = г>;

4,’,. + £-U,.)+ faB/LffyjJm = г,1.

(26)

(27)

(28)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(29)

(30)

(31)

(32)

Просуммируем значения кинетической энергии вращательного движения присоединённой жидкости в объёмах составных частей корпуса судна. С учётом принятых обозначений из выражений (29) - (31) получим:

Г2И=7’2.(©)+Г2гИ+7’2((й>) =

= 0,25/йо>2(г„2 sin4 qH + г2 sin4 qK + г2).

(33)

Определим момент инерции Jz масс погруженной части самого судна. С учётом обозначений (32) получается:

/

J, = т(г2+г2 + г2) =

тг

г2 г2 Г2Л

2 2 2

кг Г Г

(34)

Здесь г - радиус инерции масс погруженной части корпуса судна.

Найдём кинетический момент Nприсоединённой воды относительно вертикальной оси Сг:

Г

NZi = 0,5т О)(г2 sin2 qH + г2 sin 2qK+ г2)+ к26mLv у = = 0,5тг 2со Обозначим:

г2 Г2 г2 ^

-у sin2 qH + — sin2 qK+-~ г г г

+ k26mLvy.

(35)

8И1И 51 . 81

т— = т„- т-^ = тК- т^- = тц.

Тогда момент инерции Jz может быть выражен следующим образом:

(36)

Jz =г2{тИ+тк + тц)=тг‘

(

HLl + ^l+3l

кт т т j

откуда

і = . і. = ^jl.

2 ’2 9 2

г т г т г т

(37)

(38)

Поскольку значения моментов инерции определяемые выражениями (34) и

(37), эквивалентны, то формула (35) с учётом обозначений (36) может быть представлена в виде

ЛГ = 0,5 J со

Ml Sin2 q + ^sin2 qK + Ml' 8 “8 8

+ k26mLvy.

(39)

Если угловую скорость частиц присоединённой жидкости приравнять к угловой скорости самого судна, то из равенства (39) вытекает:

(sJH sin2 qH + 8jK sin2 qK + J3M{ )/і8 = k66. Выражения (20) и (40) свидетельствуют о том, что

Очевидно, что

^=mkn; /^2 = mk22; X2e=mLk26; Я66=7/66; Я = Л,, + Л,2 = 0,5/и .

Список литературы

[ ] ] Тарг С. М. Краткий курс теоретической механики. - М.: Наука, 1968. - 480 с.

[2] Фильчаков П. Ф. Справочник по высшей математике. - Киев: Наукова думка, 1973. - 744 с.

ANALYTICAL DEFINITION METHOD OF MASSES AND MOMENTS OF ATTACHED LIQUID

V. /. Tikhonov

Analytical definition method of masses and moments of attached liquid is suggested by the author.

УДК 656.62.052.4:[629.12:532.5]

В. И. Тихонов, к. т. п., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ХАРАКТЕР ОБТЕКАНИЯ КОРПУСА СУДНА ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ

На основе анализа характера обтекания крыльев малого и предельно малого удлинения предложена модель обтекания корпуса судна.

В теории управляемости судна неинерционные усилия, действующие на подводную часть его корпуса, принято представлять в следующей форме:

ХГ = 0,5СХгрЬТ\?2; (1)

Уг = 0,5СугрЬТ\>2 ; (2)

Мг = 0,5СПгр1?Т\>2, (3)

где ХГ,УГ - проекции гидродинамической силы на оси I и ^ связанной с судном системы координат;

мг - момент гидродинамической сипы относительно вертикальной оси 2 , проходящей через центр масс (ЦМ) судна;

СХг, Суг, Стг - безразмерные коэффициенты гидродинамических усилий; р - массовая плотность воды;

Ь, Т - расчётные длина и осадка судна;

V- линейная скорость судна.

Корпусные усилия Xг, Уг и Мг называют гидродинамическими характеристиками (ГДХ) судна.

Задача определения ГДХ является одной из труднейших во всей теории управляемости судов, поэтому до сих пор единственным методом оценки корпусных усилий остаётся модельный эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.