Научная статья на тему 'Метапредметный подход как образовательная инновация информационной эпохи: проблемно-рискологический анализ'

Метапредметный подход как образовательная инновация информационной эпохи: проблемно-рискологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА / INFORMATION AGE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / META-SUBJECT APPROACH / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ШКОЛА / SCHOOL / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / РИСКИ / RISKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синельников Игорь Юрьевич

Статья посвящена проблеме обновления содержания общего образования посредством внедрения в образовательную практику школы метапредметного подхода. В статье обоснована актуальность внедрения компетентностной образовательной парадигмы в информационную эпоху; выделены основные проблемы и риски, связанные с внедрением инновации в образовательную практику; описаны условия, необходимые для исправления существующей проблемной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синельников Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of updating the content of general education by introducing the meta-subject approach into the educational practice of the school. The urgency of introducing a competence educational paradigm in the information age is justified in the article; Highlighted the main problems and risks associated with the introduction of innovation in educational practice; Described the conditions necessary to correct the current problem situation.

Текст научной работы на тему «Метапредметный подход как образовательная инновация информационной эпохи: проблемно-рискологический анализ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Еремин А.А. Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков / А.А. Еремин. - М.: «Carte Blanche», 2001. - 496 с.

2. Илюшенко В.И. Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе / В.И. Илюшенко. -М.: «Пик», 2000. - 496 с., ил.

3. Мень А.В. Быть христианином (интервью и последняя лекция) / Составитель Марк Макаров. - М.: Anno Domini, 1994. - 32 с.

4. Мень А.В. Сын Человеческий / А.В. Мень. - М.: Фонд имени протоиерея Александра Меня, 1998. - 256 с.

5. Мень А.В. Читая Апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова / Мень А.В. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. - С. 246.

Синельников Игорь Юрьевич

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образовании Российской академии образования»,

(г. Москва, Россия)

УДК 371.3

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ: ПРОБЛЕМНО-РИСКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

META-SUBJECT APPROACH AS EDUCATIONAL INNOVATION OF THE INFORMATION AGE: PROBLEM-RISKOLOGICAL ANALYSIS

Статья посвящена проблеме обновления содержания общего образования посредством внедрения в образовательную практику школы метапредметного подхода. В статье обоснована актуальность внедрения компетентностной образовательной парадигмы в информационную эпоху; выделены основные проблемы и риски, связанные с внедрением инновации в образовательную практику; описаны условия, необходимые для исправления существующей проблемной ситуации.

Ключевые слова: Информационная эпоха; компетентностный подход; метапредметный подход; инновация; школа; проблемы; риски

The article is devoted to the problem of updating the content of general education by introducing the meta-subject approach into the educational practice of the school. The urgency of introducing a competence educational paradigm in the information age is justified in the article;

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№27.6122.2017/БЧ).

Highlighted the main problems and risks associated with the introduction of Innovation in educationalpractice; Described the conditions necessary to correct the currentproblem situation.

Keywords: Information age; competence approach; meta-subject approach; innovation; school; problems; risks

Сегодня, когда мы слышим или читаем о том, что наше время это -информационная эпоха, нередко создается впечатление, что эти слова относятся к далекому будущему, а не к настоящему. На самом деле уже более 15 лет процесс создания глобального информационного пространства является предметом самого пристального внимания ООН и многих стран мира (государств «большой восьмерки», ОЭСР и др.). Окинавская хартия (2000), Женевская декларация ООН (2003), Тунисское обязательство (2005) и другие международные документы констатируют факт вступления человечества в «новую фазу развития» и его стремление «построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни» [5, с.1].

В России для реализации этой цели разработана Стратегия развития информационного общества (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г.). К числу основных задач отнесены задачи: а) формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; б) предоставления качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения; в) повышение качества образования.. .[9] И сегодня можно сказать, что для реализации поставленных целей и задач сделано немало: об этом свидетельствуют результаты реализации программы компьютеризации и ИТ-обеспечения российских школ, а также данные исследований, согласно которым в 2016 году 70% населения России являлось пользователями Интернета [2], а их число среди россиян в возрасте от 16 до 29 лет почти подошло к абсолютному максимуму - 97% [1].

Какие реальные и потенциальные угрозы таит в себе открытое информационное общество?

Очевидно, активная вовлеченность детей и молодежи в новую -открытую информационную среду таит в себе угрозы и риски для личностного развития и социальной адаптации молодых людей. В России и мире все более распространенными в детской и молодежной среде становятся факты киберзапугивания и секстинга (распространения в сети материалов интимного характера, как собственных, так и чужих). Все чаще фиксируются факты негативного влияния СМИ, Интернет-среды, новейших средств коммуникации на состояние здоровья и жизнь молодых людей. Отмечается рост Интернет- и мобильной зависимости («вампинг»), увеличение числа

асоциальных и противоправных поступков, провоцируемых стремлением молодых людей получить одобрение от пользователей социальных сетей («лайк-зависимость»). В России в последние 3 года наблюдается негативная тенденция, связанная с ростом числа самоубийств, провоцируемых романтизацией данной проблемы в средствах массовой информации, на телевидении, в кинофильмах, музыкальных клипах и других объектах массовой культуры и др. [4]

Эти факты свидетельствуют о наличии серьезной проблемы, состоящей в том, что очень часто молодые люди не способны самостоятельно оценить потенциальную опасность той или иной информации, противостоять негативному влиянию информационной среды. При этом важно понимать, что факторами риска являются не только открытость и доступность многообразных источников информации, но что важнее - содержание и формы, форматы и объемы информации, с которыми сталкиваются современные молодые люди. Речь идет, прежде всего, о распространенных в Интернете и СМИ практиках намеренного искажения информации (фейки, фото- и видеоподделки), использования непроверенной или ошибочной информации, выдаваемой за достоверную (фальсификация), распространения заимствованной информации без указания ее авторов и источников (плагиат), искусственно, тенденциозно «сконструированной» и содержательно противоречивой информации (компиляция) и др. Сильнейшими факторами риска являются форматы коммуникации молодежи на различных дискуссионных площадках (форумы, социальные сети), допускающие использование нецензурной лексики, циничной, конфликтной, оскорбительной, унижающей человеческое достоинство фразеологии и стилистики. Потенциально опасна также информация, облеченная в привлекательные для молодежи «формы» (игры, видеоролики, инфографика): нередко эта информация несет разрушительные с психической, психологической, мировоззренческой и нравственной точек зрения идеи, образы и поведенческие установки. Сказанное означает, что жизнь в информационную эпоху объективно предполагает наличие у современных людей определенных навыков, позволяющих с одной стороны, позитивно использовать возможности открытой информационной среды, с другой, -противостоять ее негативному влиянию.

Осознание новых вызовов и требований времени в начале 2000-х годов привело ООН к признанию необходимости изменений в стратегии развития сферы образования. Предложенный ЮНЕСКО для внедрения трансдисциплинарный подход означал переориентацию образования с функции транслятора знаний на функцию приоритетного формирования у людей умений работать со знаниями, т.е. умений, дающих людям «инструменты для противостояния и адаптации к изменениям, происходящим вокруг них». В числе основных умений, необходимых современному человеку, были названы: критическое и творческое мышление; умения, связанные с владением устной, письменной и графической коммуникацией;

навыки взаимодействия и сотрудничества; навыки управления конфликтами; навыки планирования, принятия решений и решения проблем; навыки использования технологий, средств информации и информационных коммуникационных технологий (ИКТ); навыки гражданского участия и действия; навыки оценки и размышления [14].

С учетом новых приоритетов, предложенных ЮНЕСКО, в России были разработаны и утверждены несколько «версий» государственных образовательных стандартов, нацеливавших общеобразовательную школу и сферу высшего профессионального образования на внедрение компетентностного подхода. В школьных стандартах второго поколения, принятых в 2009-2012-х гг., российский вариант компетентностной парадигмы образования получил название метапредметный подход. В соответствии с этим подходом образовательный процесс в школе должен обеспечить:

• достижение школьниками «метапредметных результатов», предполагающих освоение комплекса межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных; регулятивных; коммуникативных);

• сформированность у школьников ряда компетенций (способностей: «учиться»; использовать знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельно организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; владеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности) [10, 11, 12].

Иными словами, в российских стандартах общего образования (ФГОС ОО) зафиксирована новая образовательная стратегия, связанная с переориентацией школьного образования от приоритетного решения специальных (предметных) и сугубо знаниевых задач на формирование у школьников универсальных (метапредметных) способов работы со знаниями/информацией, навыков коммуникации и владения информационными технологиями.

Насколько успешно реализуется новая - компетентностная стратегия обновления образования на практике?

Анализ результатов российских и международных научных исследований позволяет говорить о наличии серьезных проблем и трудностей.

Говоря об уровне достигнутых школьниками метапредметных результатов (в основном познавательных), можно выделить две «ученические» проблемы.

Первая проблема заключается в том, что уровень владения навыками работы с информацией у российских школьников существенно разнится на разных этапах обучения.

Так, обладая высоким уровнем читательских умений в младших классах (с 2006 года в рамках исследования PIRLS Россия находится в числе стран-лидеров), российские школьники не повышают его в дальнейшем, к старшей

школе в этом компоненте начинают отставать от своих зарубежных сверстников: их уровень оказывается «существенно ниже мировых стандартов» [13, с.45].

Выводы по результатам международных сравнительных исследований подтверждают данные, полученные в ходе исследования, проведенного в 2016 году в Центре социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (руководители д.п.н. А.Ю. Лазебникова, к.п.н. И.Ю. Синельников). Анализ выполнения метапредметных заданий, в которых проверялся уровень сформированности познавательных умений учащихся 5-9 классов (942 респондента из 7 регионов России), зафиксировал у школьников - независимо от возраста/класса - низкий уровень владения читательскими умениями, навыками осуществления различных логических действий, умениями использовать знания из различных учебных дисциплин: правильные ответы дали не более 15% учащихся.

Вторая проблема состоит в том, что уровень владения навыками работы с информацией у российских школьников крайне низок, независимо от формата предъявляемой информации.

Так, многолетнее участие 15-летних российских школьников в международном сравнительном исследовании PISA зафиксировало неутешительный результат: вплоть до последнего времени 9-10-классники из России показывали значительное отставание от своих зарубежных сверстников в понимании всех типов текстов (повествовательных, описательных текстов и инструкций) [3].

Схожие результаты были получены и в ходе исследования, организованного сотрудниками Центра социально-гуманитарного образования ИСРО РАО (2016). В 3-х из 5-ти предложенных школьникам блоков заданий (каждый блок заданий состоял в среднем из 2-3 заданий, нацеленных на проверку различных познавательных навыков) присутствовали вопросы, нацеленные на диагностику умений: а) находить информацию, данную в явном и неявном виде в традиционном - «сплошном тексте» (т.е. передающем информацию словесно-буквенной форме); б) интерпретировать и обобщать многоаспектную информацию, данную в виде инфографики (рисунок с текстом). Полученные ответы зафиксировали неспособность почти 85% школьников работать, как со «сплошными» текстами различной стилистики (научно-философскими, научно-популярными,

публицистическими), так и с «несплошными» текстами (т.е. с информацией, представленной в виде комбинации графики и слов).

Что касается вопроса об уровне внедрения инновационной -метапредметной стратегии в практику школьного преподавания, здесь можно выделить три «учительские» проблемы: проблемы связаны с профессиональной деятельностью учителей и были выявлены в ходе исследований, проведенных в Центре социально-гуманитарного образования ИСРО РАО в 2015-2016 гг.

Первая проблема заключается в том, что, стремясь учитывать в своей работе требования времени, современные условия открытого информационного пространства и активного распространения новейших технологий (компьютерных, цифровых, мультимедийных), школьные педагоги используют информационные ресурсы и современные технические возможности в основном ориентируясь на количество предъявляемой информации, а не на качество организации работы с ней.

Как показал анализ более 150 конспектов, размещенных на педагогических сайтах в Интернете, стремление учителей истории «осовременить» работу с различными источниками информации посредством использования презентаций, интерактивных карт, мультимедийных программ, Интернет-ресурсов не сопровождается качественным обновлением методики и содержания организуемой работы. Мало того, что для организации работы с информацией на уроке лишь треть учителей выбирают наиболее продуктивные - групповую и индивидуальную формы учебной деятельности (более 70% педагогов предпочитают фронтальную работу). Наибольшую опасность представляет низкий методический уровень организации этой работы. Например, демонстрация видео-, аудио-, фото- и иллюстративных материалов, предъявление фрагментов текстов, карт или схем зачастую:

• не сопровождается вопросами и заданиями, т.е. «работа» школьников с изображением, звуком, текстом учителем фактически не организуется и носит сугубо иллюстративный характер (это отмечено в 30% конспектов);

• ограничивается репродуктивными вопросами и заданиями преимущественно «знаниевой» направленности со стороны учителя с очевидными для учащихся ответами или действиями (это отмечено почти в 25% конспектов);

• не предполагает рефлексии учащихся, реализуемой на уроке работы с источниками (это характерно для 81% уроков, лишь на 11% занятий учителем была организована эмоциональная рефлексия проведенной работы на уровне «понравилось-не понравилось») [6, с.38-39].

Вторая проблема состоит в том, что существующая практика организации работы школьников с различными источниками информации реализует в основном традиционный подход к обучению, нацеленный в подавляющем большинстве ситуаций на освоение предметных знаний и умений.

В методическом плане «традиционализм» преподавания и организации работы с информацией проявляется в ряде моментов. Цели и планируемые результаты работы с источниками информации как бы «подразумеваются» и, как правило, четко не определяются; преобладают традиционные виды привлекаемых источников (преимущественно — «сплошные» тексты); массово используется объяснительно-иллюстративный метод обучения и работы с информацией, не нацеливающий школьников на «погружение» в содержание и смыслы используемых источников. Иными словами,

целенаправленная и системная работа по формированию у школьников метапредметных умений, универсальных способов работы с информацией на уроках истории, обществознания и географии не ведется. Если же такая работа и проводится, то она нацелена на развитие познавательных умений, обеспечивающих лишь успешное освоение предмета, и демонстрирует явную недооценку значимости формирования таких групп умений, как коммуникативные и регулятивные [8, с.38-39].

Наконец, третья проблема связана с тем, что широкий круг метапредметных задач, нацеленных на формирование у школьников навыков работы с информацией и коммуникации, не реализуется педагогами не только из-за узкопредметной и традиционной направленности используемых методов и приемов обучения, но и по причине низкого уровня коммуникативно-диалоговой культуры школьного учителя.

Проведенное исследование выявило ряд «проблемных аспектов», присущих современному российскому учителю и характеризующих его как специалиста, чаще всего, не способного, с одной стороны, выстраивать современную - диалоговую, субъектно-субъектную, конструктивную коммуникацию с учащимися, с другой стороны, обучать школьников современным способам общения, взаимодействия и передачи информации. Например, школьные учителя зачастую не понимают сути авторитарного стиля общения, смешивают его с решительностью, настойчивостью, принципиальностью и строгостью учителя в требованиях, предъявляемых к ученикам. Педагоги зачастую ошибочно считают авторитарную стилистику обучения, реализуемую преимущественно в форме монологического изложения содержания материала и нацеленную на передачу ученикам регламентированных и догматизированных знаний, педагогически эффективной и высокопродуктивной, при этом полностью игнорируя современные требования к организации субъектно-субъектного преподавания и обучения. Более того, школьные педагоги зачастую не могут адекватно оценить эффект, производимый избранным ими стилем общения и обучения. Опрос 200 российских учителей показал крайне низкий уровень критической рефлексии учителей по поводу реализации своей профессиональной деятельности: из числа возможных причин конфликтных ситуаций с учениками педагоги фактически исключили два важнейших — стилистику педагогического общения и уровень профессиональной компетентности педагога [7, с.423-424].

На основании отмеченных выше проблем представляется возможным сделать вывод о том, что метапредметный подход, ориентирующий школьное образование на формирование универсальных способов работы с информацией, навыков рефлексии, саморегуляции и коммуникации еще не стал для педагогов и учащихся значимым элементом образовательной деятельности.

Что может изменить к лучшему существующую проблемную ситуацию?

Как представляется, в первую очередь должна измениться мотивация основных субъектов образовательной деятельности - учащихся и педагогов. И те, и другие должны постепенно осознать объективную, «естественную», жизненно-обусловленную природу метапредметного подхода, внедряемого в школьное образование. Должно прийти понимание того, что обновление содержания образования и методов обучения - не выдумки ученых и не прихоть чиновников, а реальность уже наступившей информационной эпохи, создающей новые условия жизни и предъявляющей к людям новые требования.

Помимо перемен в мотивации субъектов, должен качественно измениться уровень профессиональной компетентности педагогов. Они

должны не просто признавать важность инновации и быть психологически готовыми к ее внедрению, но владеть необходимым объемом знаний и умений, чтобы обеспечить формирование у школьников навыков, позволяющих:

• осуществлять поиск и отбор необходимой информации, «дозировать» ее объемы, критически относиться к ее содержанию и источникам;

• интерпретировать, оценивать и применять полученную информацию для решения различных учебных задач, личностно и социально значимых проблем;

• вступать в конструктивное общение и взаимодействие, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, нравственную, гражданскую позицию;

• осознавать, корректировать цели и последовательность осуществляемой деятельности и коммуникации в соответствии с собственными интересами и социальными нормами.

Очевидно, для изменения мотивации субъектов и уровня профессиональной компетентности педагогов необходимы не декларации и намерения, а определенные условия, объективно подводящие к формированию нового мышления и новых компетенций. Такие условия должны предполагать совершенствование научно-, учебно-, организационно-методического обеспечения процесса внедрения метапредметности в повседневную жизнь школы. Учебники для школьников, пособия для учителей, контрольно-измерительные материалы для промежуточной и итоговой аттестации должны быть в значительной степени переориентированы на решение метапредметных задач познавательной, рефлексивной, коммуникативной направленности. На регулярной основе повсеместно должны заработать механизмы внутреннего школьного мониторинга и внешней экспертизы сформированных у школьников познавательных, регулятивных и информационно-коммуникативных навыков. Шире и активнее российские школы должны вовлекаться в практику общероссийских проверочных работ, в международные исследовательские проекты (PIRLS, PISA и др.), нацеленные на проверку не только предметных знаний и умений, но и на оценку уровня сформированности универсальных навыков интеллектуальной деятельности (логических действий, читательских

умений, творческих способностей). Необходимы также целенаправленные усилия вузов и учреждений дополнительного профессионального образования по формированию у будущих и практикующих педагогов знаний и навыков, позволяющих им успешно реализовывать на практике деятельностную (компетентностную) методологию обучения, диалоговую стилистику коммуникации и партнерский характер взаимодействия с обучающимися.

В случае если в ближайшие 2-3 года эти условия не будут обеспечены, вполне вероятным представляется негативный сценарий развития ситуации.

Во-первых, серьезную потенциальную угрозу представляет риск функциональной «безграмотности» учащихся основной и старшей школы России. Негативным последствием этого риска может стать еще большее отставание российских школьников не только от своих зарубежных сверстников из стран ОЭСР, но главное - от требований времени к умениям работать с информацией различного уровня сложности и формата.

Во-вторых, очевидную опасность представляет риск инерционного функционирования школы, в случае осуществления, которого деятельность образовательной организации в лице ее педагогов и администраторов сохранит «традиционную» направленность (трансляция знаний, репродуктивность, иллюстративность, авторитарность), не соответствующую вызовам времени и требованиям информационной эпохи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Количество пользователей Интернета в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (Дата обращения 27.03.2017).

2. Новое о цифровой грамотности, или Россияне осваиваются в сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657 (Дата обращения 28.03.2017).

3. Основные результаты международного исследования PISA-2012. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.rtc-edu.m/sites/default/files/files/news/PISA0/o202012_results.pdf (Дата обращения 23.03.2017).

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций про профилактике суицида» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71218428/ (Дата обращения 09.04.2017).

5. Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии: Декларация принципов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf (Дата обращения 07.04.2017).

6. Синельников И.Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории / И.Ю. Синельников // Преподавание истории в школе. - 2016. - №3. - С.36-41.

7. Синельников И.Ю. Коммуникативно-диалоговая культура учителя современной школы проблемы, профессиональные требования, риски / И.Ю. Синельников // Международная конференция «Образовательная среда для информационного века» (ЕЕ1А-2016)/г. Москва, 2016: ФГБНУ ИСРО РАО. - С.420-425.

7. Синельников И.Ю. Изучение предметов социально-гуманитарного цикла: формирование метапредметных умений работать с различными источниками информации /

И.Ю. Синельников // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - №6. -С.36-41.

8. Стратегия развития информационного общества (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (Дата обращения - 10.04.2017).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/922/файл/748/ФГОС HOO.pdf (Дата обращения 11.04.2017).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ 1897.pdf (Дата обращения - 11.04.2017).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего. М., 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ 413.pdf (Дата обращения - 11.04.2017).

12. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009. М., 2010 / Г.А. Цукерман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf (Дата обращения -19.03.2017).

13. UNESCO Information brief (2005). Education for Sustainable Development - a Transdisciplinary Approach to Education: An Instrument for Action. Available at: http://portal.unesco.org/education/en/file_download.php/bbf62dcbe22c3c1c1742131c079419 cebrief+Transdisciplinary+Nature+of+ESD.pdf (Дата обращения - 13.03.2017)

Муза Дмитрий Евгеньевич

член-корреспондент Крымской академии наук, доктор философских наук, профессор ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.03:13

СТРАТЕГЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ В ДНР

STRATEGEM OF SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSON AND ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN

DPR

В статье предложено рассмотрение проблемы стратегемного видения образовательного процесса с учетом западного, восточного и отечественного опыта. Показано, что в нынешних условиях становления республики одной из основных (если не самой основных) стратегемой должна выступать стратегема укоренения личности в абсолютном.

Ключевые слова: современное образование, статегемы, установки, первичные и вторичные силы русской души, воспитание.

The article suggests the consideration of the problem of strategic vision of the educational process, taking into account the western, eastern and domestic experience. It is shown that in the present conditions of the formation of the republic one of the main (if not the main) strategems should be the strategy of rooting the personality in the absolute.

Keywords: modern education, stategems, attitudes, primary and secondary forces of the Russian soul, upbringing.

Современное образование, как и другие сферы общественной практики, должны быть сконцентрированы вокруг некоторой совокупности установок, обеспечивающих расширенное воспроизводство всей социальной системы и развитие самого человека.

Применительно к контексту существования Российской Федерации и ряда субъектов - «осколков» бывшего СССР (включая ДНР и ЛНР) -указанный пункт является сверхактуальным. Тем более в свете ухода от республик от доминировавшего более чем десятилетие рыночного экономоцентризма, а значит, редукции сферы образования к производству «рыночных услуг». Напротив, обозначившийся в России в системе образования своеобразный консервативный поворот (сегодня персонифицируемый с новым министром О.А. Васильевой и ректором МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничим), дает шанс осуществить ранее не использованные подходы и решения, сила и ценность которых не была обесценена либеральным накатом и несомых им с «передового» Запада

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.