Научная статья на тему 'Метаморфозы атрибутики детства в современном обществе'

Метаморфозы атрибутики детства в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / КУЛЬТУРА ДЕТСТВА / СИМВОЛЫ ДЕТСТВА / АТРИБУТИКА ДЕТСТВА / ПРЕФИГУРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ДЕТСКИЕ ИГРЫ / ИГРУШКИ / CHILDREN'S CULTURE / CHILDREN'S GAMES / CHILDHOOD / SYMBOLS OF CHILDHOOD / PARAPHERNALIA ASSOCIATED WITH CHILDHOOD / PREFIGURATIVE CULTURE / AGE BORDERS / NURSERY FOLKLORE / TOYS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минситова М. В.

В работе описаны изменения, которые происходят в культуре детства в современном обществе. Эти изменения приводят к постепенному исчезновению границ между миром детей и миром взрослых инегативно сказываются не только на развитии отдельных индивидов, но ина культуре в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS OF PARAPHERNALIA ASSOCIATED WITH CHILDHOOD IN MODERN SOCIETY

In the work changes of childrens culture in modern society are described. These changes lead to gradual disappearance of borders between the world of children and the world of adults and it influences not only the development of an individual but the culture of the whole society.

Текст научной работы на тему «Метаморфозы атрибутики детства в современном обществе»

3. Фрейд, З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2002.

4. Фрезер, Дж. Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1980.

5. Кассирер, Э. Понятийная форма в мифическом мышлении. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарики, 1998.

6. Малиновский, Б. Магия. Наука. Религия / пер. с англ. - М.: Рефл-бук, 1998.

7. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства. - СПб.: Алетейя, 1996.

8. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994.

9. Борхес, Х.Л. Проза разных лет: сборник. - М.: Радуга, 1989.

10. Мадюкова, С.А. Социокультурный неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла (на примере женщин тюркских этносов Южной Сибири): дис. ... канд. филос. наук: - Новосибирск, 2008.

11. Элиаде, М. Аспекты мифа. - М.: Академический Проект, 2001.

12. Осаченко, Ю.С. Введение в философию мифа / Ю.С. Осаченко, Л.В. Дмитриева. - М.: Интерпракс, 1994.

Bibliography

1. Yung, K. Dusha i mif: shestj arkhetipov / per. s angl. - M.: Sovershenstvo, 1997.

2. Levi-Bryulj, L. Sverkhjhestestvennoe v pervobihtnom mihshlenii. - M.: Pedagogika-Press, 1994.

3. Freyjd, Z. Psikhologiya bessoznateljnogo. - SPb.: Piter, 2002.

4. Frezer, Dzh. Issledovanie magii i religii. - M.: Politizdat, 1980.

5. Kassirer, Eh. Ponyatiyjnaya forma v mificheskom mihshlenii. Izbrannoe. Opiht o cheloveke. - M.: Gardariki, 1998.

6. Malinovskiyj, B. Magiya. Nauka. Religiya / per. s angl. - M.: Refl-buk, 1998.

7. Shelling, F.V. Filosofiya iskusstva. - SPb.: Aleteyjya, 1996.

8. Levi-Stross, K. Pervobihtnoe mihshlenie. - M.: Respublika, 1994.

9. Borkhes, Kh.L. Proza raznihkh let: sbornik. - M.: Raduga, 1989.

10. Madyukova, S.A. Sociokuljturnihyj neotradicionalizm v obryadakh zhiznennogo cikla (na primere zhenthin tyurkskikh ehtnosov Yuzhnoyj Sibi-ri): dis. . kand. filos. nauk: - Novosibirsk, 2008.

11. Ehliade, M. Aspektih mifa. - M.: Akademicheskiyj Proekt, 2001.

12. Osachenko, Yu.S. Vvedenie v filosofiyu mifa / Yu.S. Osachenko, L.V. Dmitrieva. - M.: Interpraks, 1994.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК008.009:3

Minsitova M. V. TRANSFORMATIONS OF PARAPHERNALIA ASSOCIATED WITH CHILDHOOD IN MODERN SOCIETY. In the work changes of children’s culture in modern society are described. These changes lead to gradual disappearance of borders between the world of children and the world of adults and it influences not only the development of an individual but the culture of the whole society.

Key words: childhood, children’s culture, symbols of childhood, paraphernalia associated with childhood, prefigurative culture, age borders, nursery folklore, children’s games, toys.

М.В. Минситова, асп. АлтГУ, г. Барнаул, Е-maii: odnaosoba@yandex.ru

МЕТАМОРФОЗЫ АТРИБУТИКИ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В работе описаны изменения, которые происходят в культуре детства в современном обществе. Эти изменения приводят к постепенному исчезновению границ между миром детей и миром взрослых инегативно сказываются не только на развитии отдельных индивидов, но ина культуре в целом.

Ключевые слова: детство, культура детства, символы детства, атрибутика детства, префигуративная культура, возрастные границы, детский фольклор, детские игры, игрушки.

В современном обществе резко возрастает актуальность исследования различных проблем детства.Это связанос четким осознанием его роли в существовании и воспроизводстве-социума и природычеловека и на содержательном, и функциональном уровнях. Продолжает увеличиваться поток исследований в этой сфере - от культурно-исторической психологии развития, этнографиидетства и истории детства - к социологии детства, экологическойпсихологии развития ребенка, социально-генетической психологии,социальной психологии детства, экологии детства и даже виртуальной психологии детства.

Феномен детства неотделим от истории самого человеческого общества и становления его социального самосознания. Мир детства является важнейшим компонентом, лежащим в основе культуры любого народа. Он представляет собой не только стадии развития человека, но прежде всего, сложнейший культурно-исторический феномен, что обуславливает необходимость изучения детства как самобытной целостности. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур. Ведь жизнестойкость каждой национальной культуры зависит от непрерывного процесса передачи ее стержневых принци-

пов из поколения в поколение. В случае нарушения передачи ценностных ориентаций культуры, отсутствия преемственности происходит разрушение культурного организма, и процессы, происходящие в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.

Феномен детства далеко не универсален и варьируется в зависимости от культурны традиций общества. Ребенок, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает мир той культуры, того общества, полноправным членом которого ему предстает стать. Правильное понимание образа детства и механизмов социализации может найти применение не только в изучении социокультурных традиций прошлого, но и для моделирования будущего.

Революционные изменения, характерные для современного общества, приводят к существенным противоречиям с тысячелетиями складывавшимися навыками общежития и труда, с психологическими, познавательными и культурными установками людей, что неможет не отразится на детстве. Тради-ционноеобществов этом плане было непротиворечивым. В современном же обществе одновременное функционирование множества культурведет к возникновению и нарастанию противоречий между ними.

Если для традиционного общества характерна четкая периодизация жизненных циклов с указанием длительности и задач каждого этапа, то сейчас возрастные границы детства от 0 до 18, узаконенные Конвенцией ООН о правах ребенка и Федеральным законом «Об основных гарантиях по защите прав ребенка» в общественном сознании подвергаются сомнению. Сегодня можно говорить о возникновении новых социальных практик, связанных с признанием ребенка с момента зачатия. Для нас уже стали привычными специальные программы для детей в период внутриутробного развития или родительские школы, обучающие общаться и воспитывать еще не родившегося ребенка.

Верхнюю границу детства определить еще сложнее. В современном обществе исчезли не только возрастные инициации, которые четко проводили границу между детством и взрослостью, но и те «тесты на зрелость», которые можно было выделить в совсем недавнем прошлом, а именно окончание образования, создание собственной семьи, уход из дома и финансовая независимость. Они также перестают быть атрибутами какого-то определенного возрастного периода. Некоторые современные дети, например, сами зарабатывают деньги, в то время как многим людям старше 18 лет продолжают финансово помогать родители.

Организация повседневной жизни младенцев и грудных детей, а также обычаи и приметы, связанные с полом и развитием новорожденного ребенка, в большинстве своем остаются неизменными.Что касается более старшего возраста ребенка, то в сопровождающей его атрибутике происходят значительные изменения по сравнению с периодом предшествующих десятилетий. В настоящее время из нашей жизни исчезли такие ритуалы, как принятие в октябрята, пионеры и комсомольцы, которые при всей их идеологической направленности служили детям символами их взросления, перехода в новую социальную группу.

Из-за страха перед будущим родители заставляют ребенка осуществлять планы, которые соответствуют представлениям сегодняшнего взрослого мира. И то время и пространство, которые раньше были заняты игрой, сейчас заполняют средства массовой коммуникации и учебная деятельность [1].

Резким изменениям подвергается процесс общения родителей и детей. Если в традиционных обществах передача опыта происходила непосредственно от представителей старшего поколения или представителям младшего во время их общения и совместной деятельности. То сегодня приобщение к культуре в раннем детстве происходит, как правило, при помощи средств массовой информации и коммуникации - телевизора, компьютера, интернета.

Мы наблюдаем постепенное исчезновение первичных материнских жанров детского фольклора - колыбельных, пес-тушек, потешек, прибауток, которые уже на досознательной для ребенка стадии выполняли очень важную задачу включения его в процесс инкультурации, врастания в культуру. Передача социокультурного опыта идет уже не от старших поколений к младшим, «из рук в руки», а опосредуется информационной средой, прежде всего через экранную плоскость. Современная цивилизация «вручила» ребенку экран в качестве средства развлечения и обучения. Ребенок с самого раннего возраста приобретает опыт непрерывного знакового обмена и перекодировок. Но при этом значительно сокращается опыт общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Современные дети перестают играть,изменяется качество, сама суть детских игр: они сталиневеселыми, агрессивными, индивидуалистичными. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения - другому, и это привело к кризису игровой культуры. Проведенное в детских садах психологическое исследование показало, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть

детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансфор-меры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры - ее смысловой стержень, сформулировать смогли лишь некоторые [2]. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Значительно изменились и детские игрушки. Традиционный быт был наполнен предметами, которые обеспечивали уход за детьми, их воспитание, способствовали поэтапному приобретению ребенком навыков, специфичных для его народа, освоению бытовой и трудовой среды: колыбели, погремушки, игрушки, одежда, обувь. Широко распространены были детские орудия труда: серпы, прялки, веретенца, подойники - для девочек; орудия охоты, инструменты для обработки металла, камня, дерева - для мальчиков.

Традиционная игрушка - мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. Для российской традиции, например, было характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание детской игровой автономии, права на игру. Это выражалась, в частности, в охотном изготовлении игрушек взрослыми и в существовании особого пространства для игр: в крестьянской избе для детей было отведено самое высокое, «небесное» место -дощатый настил над печкой (полати) - весьма выигрышное для успешной детской игровой жизни.

Сегодня взрослые порою охотнее играют в игрушки, чем сами дети. В современном мире игрушки, прежде всего, очень прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом, а современные игрушки воспитывают, прежде всего, потребителя. Для современных кукол приобретаются дома, машины, животные и друзья, ассортимент которых непрерывно обновляется, и которые должны заменяться более новыми моделями.

Кризис культуры детства осложняется кризисомтрадици-онной формы семьи. Растет число разводов, увеличивается количество незарегистрированных браков, растет бездетность семьи, сокращается число детей в семьях [3].

Существенной предпосылкой изменений культуры детства стало изменение статуса женщины. «Культ материнства», провозглашавший уникальность и неизменность материнской заботы, служил гарантом защищенности детства. Эмансипация женщин сделала невозможным пребывание детства в прежнем опекаемом состоянии.

Ребенокзанимает не свойственное ему положение, онпе-рестает восприниматься как подчиненный или зависимый член семьи. Сегодня разрушились многиетрадиционные практики воспитания, опирающиеся на авторитарные модели подчинения, которые формировали четкие представления о социальной и семейной иерархии. В рамках новых моделей педагогики сотрудничества ребенок провозглашается равноправным субъектом, принимающим активное участие в социокультурном созидании наравне с взрослыми членами общества [4].

В современных семьях отношения между родителями и детьми строятся на равных, а по ряду аспектов, например, во владении современными средствами коммуникации, дети осознают свое преимущество над родителями. Щеглова С.Н. указывает, что юные считают себя экспертами по многим вопросам семейной жизни. Они дают родителям рекомендации, какую бытовую технику и где купить, что носить из одежды, как родителям общаться друг с другом, как работать на компьютере. При этом в глазах таких детей родители теряют право на руководство и оценку [5]. Слова Э.Эриксона о детях, как культурных родителях своих биологических родителей, написанные им в отношении эмигрантской среды, можно смело отнести и к современному российскому обществу, когда

младшее поколение гораздо быстрее приспосабливается к быстро изменяющимся внешним условиям [6, с. 182].

Можно говорить о наступлении нового для истории периода, когда, по словам МаргаретМид, молодежь с ее префи-гуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами, времени, когда взрослые учатся у своих детей [7, с. 361].

Наше время вполне можно назвать временем, когда стираются границы, причем верно это не только для границ экономических или политических, но и границ социальных. Сейчас все больше исследователей говорят о своеобразном слиянии мира детства и взрослого мира. Мы замечаем, например, все большую похожесть детей и взрослых в отношении одежды и моды. Телевидение предлагает одинаковые программы для взрослых и детей. Школьное обучение все больше и больше строится аналогично взрослой трудовой деятельности, а в так называемом взрослом мире становится необходимым учиться на протяжении всей жизни. В обществе утверждается

новая возрастная периодизация, включающая лишь три возраста: младенец - ребенок-взрослый - старик. Исчезновение четких возрастных границ одни исследователи относят за счет возрастающей инфантильности взрослых, говоря о «синдромах Карлсона» или «Питера Пэна», и даже вводят термин кидалт (от английского kid - ребенок и adult - взрослый), который все больше входит в активный словарь, несмотря на явную неблагозвучность для русского уха. Другие ученые причины исчезновения возрастных границ видят в раннем взрослении детей, говорят о кризисе детства, индивидуализации детства, эмансипации детства, разрыве между ранним и поздним детством, исчезновении детства [5].

Такое состояние дел противоестественно. Утрата адекватной атрибутики детства - очевидная культурная потеря. И одной из актуальных проблем современности в целом и Российской в частности, - возрождение культуры детства со всеми присущими ей атрибутами.

Библиографический список

1. Майорова-Щеглова, С.Н. Детство: противоречия и диалог культур // Интеллигенция в диалоге культур: сб. статей. - М.: РГГУ, 2007.

2. Абраменкова, В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. - М.: Даниловский

благовестник, 2001.

3. Шалаева, С.Л. Детство в ситуации постмодерна // Ученые записки Казанского государственного университета. - Казань. - 2006. - Т. 148. - Сер. Гуманитарные науки.

4. Мамычева, Д.И. Трансформации категорий «детство» и «взрослость» в современной культуре // Общество. Среда. Развитие: научно-теоритический журнал. - 2010. - №3.

5. Щеглова, С.Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т. 2.

6. Эриксон, Э. Детство и общество. - М.: Летний сад, 2000.

7. Мид, М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1983.

Bibliography

1. Mayjorova-Theglova, S.N. Detstvo: protivorechiya i dialog kuljtur // Intelligenciya v dialoge kuljtur: sb. stateyj. - M.: RGGU, 2007.

2. Abramenkova, V.V. Igrih i igrushki nashikh deteyj: zabava ili paguba? Sovremennihyj rebenok v igrovoyj civilizacii. - M.: Danilovskiyj blago-vestnik, 2001.

3. Shalaeva, S.L. Detstvo v situacii postmoderna // Uchenihe zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. - Kazanj. - 2006. - T. 148. - Ser. Gumanitarnihe nauki.

4. Mamihcheva, D.I. Transformacii kategoriyj «detstvo» i «vzroslostj» v sovremennoyj kuljture // Obthestvo. Sreda. Razvitie: nauchno-teoriticheskiyj zhurnal. - 2010. - №3.

5. Theglova, S.N. Transformaciya detstva v sovremennom rossiyjskom obthestve i imperativih razvitiya gosudarstvennoyj politiki v interesakh deteyj // Zhurnal issledovaniyj socialjnoyj politiki. - 2004. - T. 2.

6. Ehrikson, Eh. Detstvo i obthestvo. - M.: Letniyj sad, 2000.

7. Mid, M. Kuljtura i mir detstva. - M.: Nauka, 1983.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК 371.65 Tarasova A.N. PROSPECTS OF SCHOOL MUSEUMS IN MODERN CONDITIONS. Prospects of activity of museums of educational institutions /school museums/ and also problems of their development are reveal in work. Recommendations about work improvement about cultural - ecological education are given.

Key words: a school museums, social and economic conditions, ecology of the culture, federal state standards, pedagogical approaches, art therapy, ethno pedagogic, museum pedagogic.

А.Н. Тарасова, педагог дополнительного образования Городского центра физкультуры и спорта «Виктория», г. Новосибирск, E-maii: antbehappy@gmail.com

ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В работе раскрываются перспективы деятельности музеев образовательных учреждений (школьных музеев), а также и проблемы их развития. Даются рекомендации по улучшению работы по культурно-экологическому воспитанию.

Ключевые слова: школьный музей, экология культуры, Федеральные государственные стандарты (ФГОС), арт-терапия, этнопедагогика, музейная педагогика.

Тема исследования обусловлена изменениями, произо- нашем обществе. Эти изменения сопровождаются бурным шедшими и происходящими в последние два десятилетия в развитием музейной деятельности и ростом музейной сети,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.