Научная статья на тему 'Миф как культурфилософский феномен: анализ основных направлений исследования'

Миф как культурфилософский феномен: анализ основных направлений исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
314
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ТЕОРИИ МИФА / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ / MYTH / THEORY OF MYTH / MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS / VALUES / NEOTRADITSIONALIZM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Орешкова Ю. А.

В данной статье автор проводит анализ основных направлений в области теории мифа. В отношении современной действительности рассматривается вопрос мифологического сознания в контексте социокультурного неотрадиционализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH AS CULTURPHILOSOPHICAL PHENOMENON: ANALYSIS OF MAJOR RESEARCH AREA

In this article the author analyzes the main trends in the theory of myth. With regard to the modern reality discusses the mythological consciousness in the context of sociocultural neotraditsinalizm

Текст научной работы на тему «Миф как культурфилософский феномен: анализ основных направлений исследования»

18. Nazayjkinskiyj, E. Zvukovoyj mir muzihki. - M., 1988.

19. Asafjev, B.V. Muzihkaljnaya forma kak process. - L., 1971.

20. Khauzegger, F. Fon Muzihka kak vihrazhenie // Muzihkaljna ehstetika Germanii XIX veka. - M., 1982. - T. 2.

21. Nazayjkinskiyj, E. O psikhologii muzihkaljnogo vospriyatiya. - M., 1972.

22. Ehyjzenshteyjn, S. Izbr. Proizv.: v 6 t. - M., 1964. - T. 2.

23. Florenskiyj, P.A. Analiz prostranstvennosti i vremeni v khudozhestvenno-izobraziteljnihkh proizvedeniyakh: issledo-vaniya po teorii iskusstva // P.A. Florenskiyj, svyathennik. Statji i issledovaniya po istorii i filosofii iskusstva i arkheo-logii. - M.: Mihslj, 2000.

24. Lotman, Yu.M. Izbrannihe statji. - Tallin, 1993. - T. 3.

Статья поступила в редакцию 07.04.11

УДК 008.009:39

Oreshkova Y.A. MYTH AS CULTURPHILOSOPHICAL PHENOMENON: ANALYSIS OF MAJOR RESEARCH AREAS. In this article the author analyzes the main trends in the theory of myth. With regard to the modern reality discusses the mythological consciousness in the context of sociocultural neotraditsinalizm.

Key words: myth, theory of myth, mythological consciousness, values, neotraditsionalizm.

Ю.А. Орешкова, асп. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: oreshkova81@mail.ru

МИФ КАК КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье автор проводит анализ основных направлений в области теории мифа. В отношении современной действительности рассматривается вопрос мифологического сознания в контексте социокультурного неотрадиционализма.

Ключевые слова: миф, теории мифа, мифологическое сознание, ценности, неотрадиционализм.

Вопрос о сущности мифа - фундаментальная проблема философии и теории культуры. Библиография мифа насчитывает сотни тысяч публикаций, однако до сих пор природа мифологического остается проблемой, обсуждаемой на самом высоком уровне теоретического обобщения. В эпоху постмодернизма вновь обнаружилось, что мифология всепроникаю-ща: нет ни одной области общественной, социальной, культурной, научной и бытовой жизни, где бы не присутствовал миф.

На фоне усиливающейся кросскультурной глобализации все четче проявляется тенденция сообществ различного уровня, в том числе этносов, к сохранению своей уникальности. В таком аспекте мифоосмысление особенно актуально, поскольку миф, наряду с другими культурными формами, играет основополагающую роль в формировании процесса этнической идентификации.

Миф как сложное культурное образование исследовался во все эпохи почти во всех направлениях гуманитарного знания, методология мифа включает в себя огромный арсенал познавательных стратегий и парадигм, зачастую стоящих в прямой оппозиции друг к другу. В целом, эволюция исследований шла от понимания данного феномена как дорефлексив-ного, иррационального и неадекватного способа истолкования мира первобытным человеком до признания его рациональности и логичности.

Первые попытки рационального анализа мифа стали предприниматься еще в античности. Осмысление греческих мифов легло в основу всех последующих дискуссий в понимании мифологического мышления. Однако до начала XX века в истории культуры доминировало представление о мифе, как особом типе мировоззрения, присущем преимущественно архаическим культурам. Миф рассматривался как продукт человеческого воображения на начальных стадиях эволюции культуры.

Особый вклад в осмысление феномена мифа в XX в. внесли мыслители, рассматривающие его как проявление бессознательного: К.Г. Юнг с его «коллективным бессознательным» [1], Л. Леви-Брюль - с «коллективными представлениями» [2]. Для них художник является инструментом для извлечения неизменных сущностей - архетипов или «первичных образов». Подобный взгляд близок теории З. Фрейда [3], но, в от-

личие от последнего, Юнг не сводит символы к симптомам подавленных инстинктов и желаний.

Для целостного представления о формировании современного определения мифа как социокультурного феномена рассмотрим ключевые моменты наиболее авторитетных теорий его исследования.

В традиционном понимании миф - это предание, возникающее на ранних этапах повествования, в котором явления природы или культуры предстают в одухотворенной и олицетворенной форме. В такой интерпретации миф рассматривали:

В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтин, Е.М. Мелетин-ский и др. Генетически этот подход восходит к английской антропологической школе исследования мифа, основными представителями которой являются Э. Тейлор, Э. Ленг и Г. Спенсер. Миф, согласно эволюционистскому толкованию, имеет значение только в условиях первобытных, дописьмен-ных культур как первая попытка объяснения явлений и процессов природного и социального характера.

На базе такого толкования возникает так называемая ри-туалистическая теория мифа. Ее представители, этнографы Дж. Фрезер, Дж. Харрисон, У. Робертсон-Смит, рассматривают миф как процесс творения, мифотворчество. Причем миф в такой интерпретации является значимым лишь в его связи с обрядом. Согласно Дж. Фрезеру, миф теряет всякую функциональную значимость вне связи с ритуалом [4].

В символической теории немецкого философа Э. Кассирера миф также воспринимается как процесс. Однако, рассматривая мифологию как автономную символическую форму культуры, он считает мифотворчество «ведущим проявлением духовной деятельности людей» [5, с. 195]. При этом миф выступает как замкнутая символическая система, содержащая глобальную оппозицию профанного и сакрального, то есть явленного и сущностного, доступного лишь в мистической интуиции. Любой мифологический символ указывает нам на то несказанное, что стоит за ним и в то же время включается в него. У М. Элиаде большую роль в понимании мифотворчества играет понятие «архетип» как некий образец мышления, через воспроизведение которого возможно целенаправленное осмысленное действие.

Кроме того, миф был предметом анализа еще ряда научных направлений. В рамках функционализма английский ан-

трополог Б. Малиновский рассматривал миф не просто как повествование, имеющее аллегорическое значение, а своего рода «священное писание» или как действительность, влияющую на судьбы мира и людей [6].

Истории развития теоретического осмысления мифа известна также и романтическая трактовка, подготовленная Г. Гейне, К.Ф. Морицем, Б. Шлегелем и др., но получившая свое завершение у Ф. В. Шеллинга. Согласно такому пониманию, миф выступает как эстетический феномен и прототип художественного творчества. «Миф есть необходимое условие, и первичный материал для всякого искусства», - писал Шеллинг [7, с. 105].

Наиболее популярным среди исследователей во второй половине XX века становится восприятие мифа как разновидности исторически и культурно-обусловленного сознания. Такое толкование, возникшее в результате процесса «ремифологизации», стало возможным в рамках философского направления структурализм. Его основоположником является французский антрополог К. Леви-Стросс. В дальнейшем эти взгляды получили развитие в работах Ж. Лакана, М. Фуко, М. Мерло-Понти и др. Миф по Леви-Строссу является «универсальным средством снятия противоречий типа: жизнь -смерть, сырое - вареное, дикое - домашнее», примирения дуальных оппозиций [8]. В таких условиях мифологические персонажи зачастую предстают перед нами как обладающие целым набором совершенно несовместимых свойств и признаков. Благодаря такой концепции миф становится одной из важнейших культурных категорий XX - XXI вв.

В рамках такой теории возникает огромное количество современных концепций, авторами которых являются А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, Н.С. Булгаков, В.М. Найдыш, К. Армстронг и др. Общим в их взглядах является надприрод-ный, исторический характер мифа, так как собственная природа вещей растворяется в мифе, он социален. В современной науке такие взгляды становятся возможными в рамках трансисторической трактовки мифа. Следует отметить, что в таком понимании мифотворчество представляется как процесс создания мифов, без ограничения временными рамками.

В целом, при культурфилософском исследовании, при всем многообразии концептуальных подходов, миф предстает, во-первых, как объективный факт, реальный феномен этно-культуры, более того, как феномен ранней истории сообществ, связанный с процессом генезиса. В такой парадигме феномен мифа реализуется и как «древнее предание, рассказ», и в значении «мифотворчество, мифологический космогенез». Во-вторых, под «мифом» подразумевается компонент сознания, который репрезентирует сознание в целом, поскольку «миф пронизывает все истории сознания» [9, с. 280]. В этом смысле исследование мифологического сознания является особенно перспективным направлением при анализе его функционирования как социокультурного феномена во времени и пространстве.

В условиях мультикультурализма как всего человечества, так и его локальных сообществ (например, этносов), феномен традиционного мифологического сознания актуализируется в условиях социокультурного неотрадиционализма. Согласно

С.А. Мадюковой, под «неотрадиционализмом» следует понимать «актуализацию в современной культуре разрозненных элементов исторических традиций, многократно реинтрепре-тированных и подвергшихся вторичной семантизации. Иными словами, социокультурный неотрадиционализм - это попытка вернуть этнические традиции в новых условиях: «перфоманс прошлого и настоящего по большей мере осознается как игра, как фантасмагорическая возможность сыграть историю зано-

Библиографический список

во, изменить настоящее, внося в него предметы прошлого и тени их прошлых смыслов» [10, с. 32].

Мифологическое сознание, являясь частью общественного сознания, пронизывает все мировоззренческие позиции и устои не только традиционного, но и современного общества. М. Элиаде утверждал, что традиция в виде мифологических, архетипических установок продолжает во многом обусловливать культурные стереотипы современного общества [11]. Соответственно, явление неотрадиционализма, находясь в оппозиции к традиционализму, является сугубо современным концептом. Однако фундаментом социокультурного неотрадиционализма как общественного феномена выступает традиционная культура, которая является, прежде всего, системой традиционных культурных ценностей и обрядовых практик.

Республика Хакасия в этом смысле повторяет российскую действительность. Для носителей хакасской культуры, как, впрочем, и для представителей других этносов, базовым в сознании являются ценности. На протяжении своего исторического развития аксиосистема хакасов в своих попытках актуализироваться в новых социокультурных условиях подвергается значительной трансформации. Однако мифологическое сознание как наиболее древняя система ценностей в современной культуре имеет рудиментарное значение. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. На наш взгляд, осмысление традиционных духовных ценностей и их включение в новые условия является одним из путей выхода из кризисного состояния этнического аспекта современного этапа социокультурного развития регионов России.

В таком контексте явление неотрадиционализма имеет четко выраженную положительную направленность. Этнос -это такая социальная общность, которая стремится сохранить свою целостность во времени и в пространстве. Мифологическое сознание этноса, которое традиционно по определению, в условиях неотрадиционализма становится, с одной стороны, некой основой миросозерцания и мироощущения, с другой стороны, ответом на вызов современности в его попытках внести социальную упорядоченность. Миф и в прошлом и сейчас стремится к обретению целостности во времени и в пространстве. Следовательно, миф как социокультурный феномен становится важным фактором, маркером идентификации этноса и каждой отдельной личности, поскольку целостность - это базовая характеристика формирования процесса самосознания. Именно в этом заключается, по нашему мнению, важная функциональная значимость мифа в значении исторически и культурно обусловленного сознания.

Таким образом, феномен мифа можно рассматривать в контексте разных областей гуманитарного знания. Однако считаем, что его рассмотрение в области культурфилософских проблем этнического возрождения особенно необходимо, перспективно и является фактом положительной социальной динамики. Современные теоретики мифологического знания указывают на то, что «миф - это жизненное пространство и условие существования любой культуры, он - горизонт сознания и существования» [12, с. 7]. Миф в контексте явления неотрадиционализма становится одним из базовых составляющих элементов в тенденции этносов сохранить целостность, собственную уникальность, мировоззренческую модель мира. Социокультурный неотрадиционализм подразумевает трансформацию мифологического сознания. Результатом же любых изменений сознания становится поиск своего «Я», самоидентификация. Следовательно, любая этническая общность посредством многих факторов, среди которых миф занимает важное место, пытается определить «свой», не похожий на «чужой» этнос.

1. Юнг, К. Душа и миф: шесть архетипов / пер. с англ. - М.: Совершенство, 1997.

2. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

3. Фрейд, З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2002.

4. Фрезер, Дж. Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1980.

5. Кассирер, Э. Понятийная форма в мифическом мышлении. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарики, 1998.

6. Малиновский, Б. Магия. Наука. Религия / пер. с англ. - М.: Рефл-бук, 1998.

7. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства. - СПб.: Алетейя, 1996.

8. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994.

9. Борхес, Х.Л. Проза разных лет: сборник. - М.: Радуга, 1989.

10. Мадюкова, С.А. Социокультурный неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла (на примере женщин тюркских этносов Южной Сибири): дис. ... канд. филос. наук: - Новосибирск, 2008.

11. Элиаде, М. Аспекты мифа. - М.: Академический Проект, 2001.

12. Осаченко, Ю.С. Введение в философию мифа / Ю.С. Осаченко, Л.В. Дмитриева. - М.: Интерпракс, 1994.

Bibliography

1. Yung, K. Dusha i mif: shestj arkhetipov / per. s angl. - M.: Sovershenstvo, 1997.

2. Levi-Bryulj, L. Sverkhjhestestvennoe v pervobihtnom mihshlenii. - M.: Pedagogika-Press, 1994.

3. Freyjd, Z. Psikhologiya bessoznateljnogo. - SPb.: Piter, 2002.

4. Frezer, Dzh. Issledovanie magii i religii. - M.: Politizdat, 1980.

5. Kassirer, Eh. Ponyatiyjnaya forma v mificheskom mihshlenii. Izbrannoe. Opiht o cheloveke. - M.: Gardariki, 1998.

6. Malinovskiyj, B. Magiya. Nauka. Religiya / per. s angl. - M.: Refl-buk, 1998.

7. Shelling, F.V. Filosofiya iskusstva. - SPb.: Aleteyjya, 1996.

8. Levi-Stross, K. Pervobihtnoe mihshlenie. - M.: Respublika, 1994.

9. Borkhes, Kh.L. Proza raznihkh let: sbornik. - M.: Raduga, 1989.

10. Madyukova, S.A. Sociokuljturnihyj neotradicionalizm v obryadakh zhiznennogo cikla (na primere zhenthin tyurkskikh ehtnosov Yuzhnoyj Sibi-ri): dis. . kand. filos. nauk: - Novosibirsk, 2008.

11. Ehliade, M. Aspektih mifa. - M.: Akademicheskiyj Proekt, 2001.

12. Osachenko, Yu.S. Vvedenie v filosofiyu mifa / Yu.S. Osachenko, L.V. Dmitrieva. - M.: Interpraks, 1994.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК008.009:3

Minsitova M. V. TRANSFORMATIONS OF PARAPHERNALIA ASSOCIATED WITH CHILDHOOD IN MODERN SOCIETY. In the work changes of children’s culture in modern society are described. These changes lead to gradual disappearance of borders between the world of children and the world of adults and it influences not only the development of an individual but the culture of the whole society.

Key words: childhood, children’s culture, symbols of childhood, paraphernalia associated with childhood, prefigurative culture, age borders, nursery folklore, children’s games, toys.

М.В. Минситова, асп. АлтГУ, г. Барнаул, Е-mail: odnaosoba@yandex.ru

МЕТАМОРФОЗЫ АТРИБУТИКИ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В работе описаны изменения, которые происходят в культуре детства в современном обществе. Эти изменения приводят к постепенному исчезновению границ между миром детей и миром взрослых инегативно сказываются не только на развитии отдельных индивидов, но ина культуре в целом.

Ключевые слова: детство, культура детства, символы детства, атрибутика детства, префигуративная культура, возрастные границы, детский фольклор, детские игры, игрушки.

В современном обществе резко возрастает актуальность исследования различных проблем детства.Это связанос четким осознанием его роли в существовании и воспроизводстве-социума и природычеловека и на содержательном, и функциональном уровнях. Продолжает увеличиваться поток исследований в этой сфере - от культурно-исторической психологии развития, этнографиидетства и истории детства - к социологии детства, экологическойпсихологии развития ребенка, социально-генетической психологии,социальной психологии детства, экологии детства и даже виртуальной психологии детства.

Феномен детства неотделим от истории самого человеческого общества и становления его социального самосознания. Мир детства является важнейшим компонентом, лежащим в основе культуры любого народа. Он представляет собой не только стадии развития человека, но прежде всего, сложнейший культурно-исторический феномен, что обуславливает необходимость изучения детства как самобытной целостности. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур. Ведь жизнестойкость каждой национальной культуры зависит от непрерывного процесса передачи ее стержневых принци-

пов из поколения в поколение. В случае нарушения передачи ценностных ориентаций культуры, отсутствия преемственности происходит разрушение культурного организма, и процессы, происходящие в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.

Феномен детства далеко не универсален и варьируется в зависимости от культурны традиций общества. Ребенок, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает мир той культуры, того общества, полноправным членом которого ему предстает стать. Правильное понимание образа детства и механизмов социализации может найти применение не только в изучении социокультурных традиций прошлого, но и для моделирования будущего.

Революционные изменения, характерные для современного общества, приводят к существенным противоречиям с тысячелетиями складывавшимися навыками общежития и труда, с психологическими, познавательными и культурными установками людей, что неможет не отразится на детстве. Тради-ционноеобществов этом плане было непротиворечивым. В современном же обществе одновременное функционирование множества культурведет к возникновению и нарастанию противоречий между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.