Научная статья на тему 'Перспективы школьных музеев в современных условиях'

Перспективы школьных музеев в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2033
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС) / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / A SCHOOL MUSEUMS / SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS / ECOLOGY OF THE CULTURE / FEDERAL STATE STANDARDS / PEDAGOGICAL APPROACHES / ART THERAPY / ETHNO PEDAGOGIC / MUSEUM PEDAGOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова А. Н.

В работе раскрываются перспективы деятельности музеев образовательных учреждений (школьных музеев), а также и проблемы их развития. Даются рекомендации по улучшению работы по культурно-экологическому воспитанию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF SCHOOL MUSEUMS IN MODERN CONDITIONS

Prospects of activity of museums of educational institutions /school museums/ and also problems of their development are reveal in work. Recommendations about work improvement about cultural ecological education are given.

Текст научной работы на тему «Перспективы школьных музеев в современных условиях»

младшее поколение гораздо быстрее приспосабливается к быстро изменяющимся внешним условиям [6, с. 182].

Можно говорить о наступлении нового для истории периода, когда, по словам МаргаретМид, молодежь с ее префи-гуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами, времени, когда взрослые учатся у своих детей [7, с. 361].

Наше время вполне можно назвать временем, когда стираются границы, причем верно это не только для границ экономических или политических, но и границ социальных. Сейчас все больше исследователей говорят о своеобразном слиянии мира детства и взрослого мира. Мы замечаем, например, все большую похожесть детей и взрослых в отношении одежды и моды. Телевидение предлагает одинаковые программы для взрослых и детей. Школьное обучение все больше и больше строится аналогично взрослой трудовой деятельности, а в так называемом взрослом мире становится необходимым учиться на протяжении всей жизни. В обществе утверждается

новая возрастная периодизация, включающая лишь три возраста: младенец - ребенок-взрослый - старик. Исчезновение четких возрастных границ одни исследователи относят за счет возрастающей инфантильности взрослых, говоря о «синдромах Карлсона» или «Питера Пэна», и даже вводят термин кидалт (от английского kid - ребенок и adult - взрослый), который все больше входит в активный словарь, несмотря на явную неблагозвучность для русского уха. Другие ученые причины исчезновения возрастных границ видят в раннем взрослении детей, говорят о кризисе детства, индивидуализации детства, эмансипации детства, разрыве между ранним и поздним детством, исчезновении детства [5].

Такое состояние дел противоестественно. Утрата адекватной атрибутики детства - очевидная культурная потеря. И одной из актуальных проблем современности в целом и Российской в частности, - возрождение культуры детства со всеми присущими ей атрибутами.

Библиографический список

1. Майорова-Щеглова, С.Н. Детство: противоречия и диалог культур // Интеллигенция в диалоге культур: сб. статей. - М.: РГГУ, 2007.

2. Абраменкова, В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. - М.: Даниловский

благовестник, 2001.

3. Шалаева, С.Л. Детство в ситуации постмодерна // Ученые записки Казанского государственного университета. - Казань. - 2006. - Т. 148. - Сер. Гуманитарные науки.

4. Мамычева, Д.И. Трансформации категорий «детство» и «взрослость» в современной культуре // Общество. Среда. Развитие: научно-теоритический журнал. - 2010. - №3.

5. Щеглова, С.Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т. 2.

6. Эриксон, Э. Детство и общество. - М.: Летний сад, 2000.

7. Мид, М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1983.

Bibliography

1. Mayjorova-Theglova, S.N. Detstvo: protivorechiya i dialog kuljtur // Intelligenciya v dialoge kuljtur: sb. stateyj. - M.: RGGU, 2007.

2. Abramenkova, V.V. Igrih i igrushki nashikh deteyj: zabava ili paguba? Sovremennihyj rebenok v igrovoyj civilizacii. - M.: Danilovskiyj blago-vestnik, 2001.

3. Shalaeva, S.L. Detstvo v situacii postmoderna // Uchenihe zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. - Kazanj. - 2006. - T. 148. - Ser. Gumanitarnihe nauki.

4. Mamihcheva, D.I. Transformacii kategoriyj «detstvo» i «vzroslostj» v sovremennoyj kuljture // Obthestvo. Sreda. Razvitie: nauchno-teoriticheskiyj zhurnal. - 2010. - №3.

5. Theglova, S.N. Transformaciya detstva v sovremennom rossiyjskom obthestve i imperativih razvitiya gosudarstvennoyj politiki v interesakh deteyj // Zhurnal issledovaniyj socialjnoyj politiki. - 2004. - T. 2.

6. Ehrikson, Eh. Detstvo i obthestvo. - M.: Letniyj sad, 2000.

7. Mid, M. Kuljtura i mir detstva. - M.: Nauka, 1983.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК 371.65 Tarasova A.N. PROSPECTS OF SCHOOL MUSEUMS IN MODERN CONDITIONS. Prospects of activity of museums of educational institutions /school museums/ and also problems of their development are reveal in work. Recommendations about work improvement about cultural - ecological education are given.

Key words: a school museums, social and economic conditions, ecology of the culture, federal state standards, pedagogical approaches, art therapy, ethno pedagogic, museum pedagogic.

А.Н. Тарасова, педагог дополнительного образования Городского центра физкультуры и спорта «Виктория», г. Новосибирск, E-mail: antbehappy@gmail.com

ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В работе раскрываются перспективы деятельности музеев образовательных учреждений (школьных музеев), а также и проблемы их развития. Даются рекомендации по улучшению работы по культурно-экологическому воспитанию.

Ключевые слова: школьный музей, экология культуры, Федеральные государственные стандарты (ФГОС), арт-терапия, этнопедагогика, музейная педагогика.

Тема исследования обусловлена изменениями, произо- нашем обществе. Эти изменения сопровождаются бурным шедшими и происходящими в последние два десятилетия в развитием музейной деятельности и ростом музейной сети,

особенно в школьном музееведении. В музеях начался процесс модернизации, направленный на адаптацию музеев к современным социально - экономическим условиям. Музеи заново осмысливают свое место и роль в обществе, осваивают и внедряют новые организационные, коммуникационные и информационные технологии, развивают сетевое партнерство, ищут пути продуктивного взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, местным музейным сообществом. Все это привело к новому пониманию роли школьного музея в воспитательном и образовательном процессе, а также к не решенным в прошлом, добавило новые проблемы в деятельности музеев. Перемены, происходящие в настоящее время в мировой музейной практике, также диктуют необходимость поиска новых подходов в деятельности школьных музеев.

С целью адаптации школьного музея к новым условиям в 2003 году вышло Письмо Министерства образования РФ № 328-15-181/16 от 12 марта «О деятельности музеев образовательных учреждений» [1, с. 22]). По этому документу, «школьный музей» - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений РФ независимо от формы собственности и действующих на основании Закона РФ «ОБ образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ». Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения. Основными функциями музея являются: документирование природы, истории, культуры родного края; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации учащихся; организация культурно просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; развитие детского самоуправления. Исходя из этого документа, мы видим, что с музеев образовательных учреждений снята функция политико-идеологического воспитания учащейся молодежи, а главными задачами стали функция документирования музейного первоисточника, образования и социализации учащейся молодежи.

В соответствии с этим происходит переосмысление роли и места музея в образовательном учреждении. Школьные музеи должны стать ресурсом дополнительного образования и использоваться в изучении общеучебных предметов, элективных курсов, воспитании социально-значимой личности, развития гражданской инициативы и ответственности. Музеи должны ориентировать свою деятельность на решение сложных социальных вопросов, стоящих перед обществом. В системе патриотического воспитания школьный музей должен стать образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.

В настоящее время мы являемся свидетелями возрождения школьных музеев, на новом качественном этапе их существования: расширения их количества, нового подъема тематического и жанрового содержания. Этот подъем происходит благодаря энтузиазму руководителей музеев, учителей, учащихся, родителей. Однако со стороны руководства школ муниципальных органов образования не всегда наблюдается понимание важности музея в структуре образовательного учреждения. Практикой предыдущих десятилетий деятельности школьных музеев доказано, что школьные музеи обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом. Их главная особенность - тесная связь с учебновоспитательным процессом [2, с. 27-35].

Сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде.

Изучение деятельности школьных музеев в двух типичных крупных промышленных городах юга Западной Сибири, Новосибирска и Кемерово показало, что наряду с успехами

имеются серьезные проблемы, без решения которых невозможна их переориентация на решение современных задач. На наш взгляд они сводятся к следующему:

1. Проблема недостаточной изученности сети школьных музеев. Во многих регионах нашей страны лучше изучена музейная сеть крупных городов страны. Школьные музеи областей, провинциальных городов, районов изучены слабо или вообще не изучены.

2. Отсутствие контакта между школьными музеями. Так, 90 % детей никогда не были ни в одном школьном музее кроме своего. Дети не достаточно осведомлены о музеях и достопримечательностях своего района, города, страны.

3. Проблема расширения музейной аудитории. Школьные музеи посещают в основном учащиеся школы, реже их родители, учителя. Кроме того, существуют такие школы, где не все учащиеся знают о школьном музее.

4. Проблема дефицита ресурсного обеспечения музеев. Нехватка площадей помещений, морально устаревшая техническая база.

5. Проблема квалифицированных руководителей. Дефицит квалифицированных кадровых ресурсов и, наконец, информационный голод, связанный со снижением числа музейных конференций, количеством и тиражей музейных изданий. Это привело к неготовности руководителей школьных музеев к новым условиям [2, с. 7-15]. В школьном музее работают не профессиональные музееведы, а учителя - предметники, либо педагоги-организаторы, что, естественно снижает качество работы музея.

Даже старые крупные музеи, укомплектованные опытными профессионалами самой высокой квалификации, сегодня сталкиваются с проблемой острого дефицита знаний умений, необходимых для деятельности в новых социальных и экономических условиях. В прежние годы эта проблема значительно решалась за счет курсов повышения квалификации, на базе вузов, стажировок в головных музеях, конференций и других форм профессионального общения. Сегодня для многих музеев подобные способы укрепления кадрового потенциала недоступны по финансовым причинам.

6. Отсутствие понимания роли школьного музея со стороны администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива.

7. Отсутствие контакта с другими музейными учреждениями.

8. Отсутствие четкой концепции развития школьных музеев на городских и региональных уровнях.

9. Проблема научной замкнутости. Это проблема привлечения к деятельности школьных музеев специалистов из других наук - психологии, педагогики, культурологи, социологии.

10. Проблема культурно-экологического воспитания. Для формирования современного мировоззрения учащаяся молодежь должна обладать широким спектром знаний о системе ценностей культивируемых в новом цивилизованном обществе, о возможности адаптации в культурно-экологической среде. То есть о гармонии своего существования в социуме, историко-культурном и природном наследии.

Для решения названных проблем в деятельности школьных музеев, существуют определенные пути их преодоления. С целью повышения квалификации руководителей музеев необходимо обратиться к многочисленной литературе, освещающей различные аспекты работы школьных музеев.

Так в работах Туманова В.Е., СейненскогоА.Е., Юхне-вич М.Ю., Абдрашитовой И.М., Синициной К.Р., Павлюченко Э.А., Вансловой Е.Г. Буланого И.Т., Кацюба Д.В., Эльки-на Г.Ю., Огризко З.А. обобщен опыт работы школьных музеев, освящена их деятельность: формы работы, цели, задачи.

Труды К.Д. Ушинского, И.М. Гревса, В.Н. Татищева, В.О. Ключевского, Г.Н. Матюшкина, Д.В. Кацюбы, В.Е. Туманова, А.М. Разгона помогают в определении роли и значе-

нии краеведческой работы школьников на основе туристической деятельности, рассматривают туризм как средство воспитания и формирования мировоззрения.

Вопросам включения музейной педагогики и арттерапии посвящены следующие работы: Столяров Б.А., Прасолова К., Кузнецова Н., Ванслова Е.Г., Косова И.М., Гнедовский М.Б., Юхневич М.Ю., Странский З., Платонова О.В., Жвитиашви-ли Н.Ю. [3] и другие.

Этнопедагогические технологии отражены в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Т. Кузиной.

В работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Сухомлин-ского В.А, Н.К. Крупской, Амонашвили, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б Давыдова освящены основные педагогические принципы и подходы, которые используются в деятельности школьных музеев С целью привлечения внимания к решению проблем школьных музеев со стороны муниципальных органов образования и руководства школ необходимо: во-первых, настойчивое «просвещение» их представителей в знании современного законодательства; во-вторых, активная работа самих школьных музеев, своей ежедневной деятельностью доказывающих свою эффективность в образовательном и воспитательном процессе, в-третьих, участие в различных программах, грантах, выставках, конкурсах. То есть не пассивное ожидание понимания, а активное доказательство своей полезности и необходимости. С целью привлечения более широкой публики в школьный музей необходимо использование современной рекламы, PR-технологий, выход музея за пределы собственного музейного пространства. Создание общественного совета школьных музеев при муниципальном органе образования и попечительского совета при нем также помогут решению многих конкретных проблем. Все это возможно при одном непременном условии, если руководители музейных учреждений будут творчески подходить к выполнению своих должностных обязанностей. А это могут делать только специалисты своего дела. Таким образом, мы вновь возвратились к первой проблеме - недостатку квалифицированных кадров музейных специалистов. Следовательно необходимо начинать именно с решения этой проблемы.

Необходимо также отметить, что с 2011 года вводятся стандарты второго поколения (ФГОС), которые предлагают механизм интеграции общего и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей [4, с. 30-31]. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать ее специфику, сложности и преимущества. Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

В связи с этим встает вопрос об использовании новых направлений, методов, подходов, психологических практик в работе школьного музея, в частности - направление «Экология культуры», приобретает особую значимость и составляет предмет профессиональных и научных дискуссий.

Исходные позиции данного направления обозначены в работах Д.С. Лихачева, научное обоснование дал Е.А. Когай [5, с. 136-145]. Экология культуры, изучающая взаимоотношения социума, как с миром природы, так и с миром культуры, акцентирует внимание на втором направлении, рассматривающем взаимодействия человека, общества в целом с социально-исторической средой, средой «рукотворной». Данное направление поднимает вопросы сохранения и приумножения культурного национального достояния, обращается к рас-

смотрению таких проблем, как отношение человека к природе, отношение к культуре и культурным памятникам, этические позиции (к своим корням, традициям, в различной деятельности), выявление целей и способов развития научного знания, отношение к прошлому. По Д.С. Лихачеву, «И природная, и культурная среда являются его домом, его Ойкуменой. Как природная, так и культурная среда чрезвычайно важны для духовной, нравственной жизни человека, они способны максимально обогатить его духовный мир, наметить те смысловые опоры, которые делают человеческую жизнь насыщенной и плодотворной, позволяют ощутить полноту бытия» [5, с. 137].

Каждый должен владеть определенной системой знаний, информацией о сегодняшнем состоянии окружающей среды, об очевидных экологических проблемах, проблемах культуры, как глобальных, так и национальных и местных. Каждый человек должен хорошо представлять реальную опасность для его здоровья, тех или иных сдвигов в среде, его окружающей, и знать, как можно защитить себя и окружающую среду. Целесообразно вести пропаганду здорового образа жизни в гармонии с природой, знакомить с раннего возраста с традициями, прививать любовь к краю.

Большинство положений экологии культуры могут служить основой для деятельности школьного музея и всей школы.

Мы предлагаем некоторые варианты развития школьного музея (на основе направления - экология культуры).

В основе деятельности школьного музея - обязательное взаимодействие всех школьных структур: совета музея, актива музея, актива школы, педагогического совета, завуча по ВР, педагога - организатора, школьного психолога, учителя предметника, классных руководителей, библиотеки, методических объединений, социального педагога, родителей, общественного совета школы [6]. А также сотрудничество с различными учреждениями города (музеи, библиотеки, психологические центры). Основа развития - средовый подход к организации образовательного процесса, взаимодействие всех социальных институтов - семьи, школы, внешкольных организаций, общественности, средств массовой информации, обеспечивающих единство и целостность воспитательного процесса. Развиваясь под воздействием различных воспитательных систем, воспитательный процесс становится результативнее. Интеграция субъектов и институтов воспитания выводит его за рамки единого образовательного учреждения, формируя особое воспитательное пространство с функционирующей в нем эффективно развивающейся системой воспитания.

Желательно, чтобы в каждом музее была экспозиция, посвященная истории школы (Возможные разделы: педагогическому коллективу, выпускникам, руководителям, школьным традициям), а также истории района, города.

Большую помощь также могут оказать разделы, посвященные экологии района, города и традиционной культуре.

Мы предлагаем разделить работу школьного музея на 4 периода (четверти): 1 четверть - «Стань гражданином своей школы», 2 четверть - «Все начинается с семьи», 3 четверть -«Стань гражданином своей страны», 4 четверть - «Поклонимся Великим тем годам».

Особенностью данных вариантов должен стать комплексный подход - это сочетание патриотического, гражданского, эстетического, трудового, нравственного воспитания.

Одним из возможных вариантов воспитательной деятельности может стать эффективная система воспитательной работы, удобная для практической реализации актуальных направлений воспитания (многие классные руководители ее используют).

Эта система состоит из следующих направлений: 1. Здоровье, 2. Интеллект, 3. Общение, 4. Нравственность, 5. Досуг,

6. Гражданин, 7. Семья. Данные направления отлично сочетаются с направлениями работы школьного музея.

Таким образом, поддержка музеев на муниципальном ства и развитие новых направлений и образовательных техноуровне, укрепление и расширение профессиональных контак- логий могут стать гарантом успешной модернизации школь-тов музейных работников, консолидация музейного сообще- ных музеев в современных условиях.

Библиографический список

1. Музей образовательного учреждения: проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов / под ред. В.А. Орловой. - Новосибирск: Музей истории развития образования, 2010.

2. Наша эпоха и образовательные проблемы людей // Нам нужна иная школа: Аналитический сборник по вопросам педагогики. - Москва: Академия управления, 2008.

3. Платонова, О.В. Арттерапия в художкственном музее: учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов / О.В. Платонова, Н.Ю. Жвитиашвили. - СПб.: Спецлит, 2000.

4. Круглый стол № 4. Роль школьных музеев в переходе общеобразовательных учреждений на федеральные государственные стандарты // Инновационные процессы и технологии в образовании - стратегии, риски, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2011.

5. Когай, Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - Вып. 5-6.

6. Нагорский, И. В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. - 2005. - № 4.

Bibliography

1. Muzeyj obrazovateljnogo uchrezhdeniya: problemih, opiht, perspektivih: sbornik normativno-pravovihkh i metodicheskikh ma-terialov / pod red. V.A. Orlovoyj. - Novosibirsk: Muzeyj istorii razvitiya obrazovaniya, 2010.

2. Nasha ehpokha i obrazovateljnihe problemih lyudeyj // Nam nuzhna inaya shkola: Analiticheskiyj sbornik po voprosam pedago-giki. - Moskva: Akademiya upravleniya, 2008.

3. Platonova, O.V. Artterapiya v khudozhkstvennom muzee: uchebnoe posobie dlya studentov gumanitarno-khudozhestvennihkh vuzov / O.V. Platonova, N.Yu. Zhvitiashvili. - SPb.: Speclit, 2000.

4. Kruglihyj stol № 4. Rolj shkoljnihkh muzeev v perekhode obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj na federaljnihe gosudarstvennihe standartih // Innovacionnihe processih i tekhnologii v obrazovanii - strategii, riski, perspektivih: materialih Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. -Novosibirsk: NIPKiPRO, 2011.

5. Kogayj, E.A. Ehkologiya kuljturih: predmetnoe pole issledovaniya // Socialjno-gumanitarnihe znaniya. - 2002. - Vihp. 5-6.

6. Nagorskiyj, I. V. Muzeyj kak otkrihtaya pedagogicheskaya sistema // Pedagogika. - 2005. - № 4.

Статья поступила в редакцию 23.05.11

УДК 130:398.3+37.01: 930.26

Ezhov B.C. THE ORIGIN OF RELICT HUMAN AESTHETIC (PHILOSOPHY OF HISTORY RECONSTRUCTION). The article examines the issue of cultural human in its optimum integrity. Focus not only on the aesthetic aspects of life of ancient human in the process of Paleolithic culture, but also to study the characteristics of aesthetic consciousness exactly - historical person, him creative abilities.

Key words: aesthetic consciousness, archeology, ancient tools, improving, epoch, harmony, human development, mythology, spirituality, beauty.

В.С. Ежов, канд. философ. наук, доцент СибГУТИ, г. Новосибирск, Email: ezhov@sibsutis.ru

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА (ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ)

В статье анализируется проблема возникновения культурного человека в его оптимальной целостности. Акцент делается не только на эстетические стороны жизнедеятельности древнего человека в процессе формирования палеолитической культуры, но и на исследование характеристики эстетического сознания конкретно - исторического человека, его творческих возможностей.

Ключевые слова: эстетическое сознание, археология, древние орудия, совершенствование, эпоха, гармония, развитие человека, мифология, духовность, красота.

Раскрытие духовного потенциала человека палеолитиче- хода к рассмотрению в методологическом плане различных

ской культуры является не только археологической пробле- содержательных аспектов (задач) культуры общества и кон-

мой. Новейшие исследования по затрагиваемой проблеме в кретного человека в их историческом развитии.

научной литературе (философии, эстетике, культурологии, В решении данной проблемы вырисовываются противо-

истории, педагогики) указывают на интерес к проблеме вре- положные точки зрения зарубежных и отечественных иссле-

мени становления общественного культурного человека, со- дователей, в частности, в археологической литературе [2, 7, 8,

держанию его жизнедеятельности, сапиентности, творческих 10]. Время появления человека культурного - это ашель,

возможностей субъекта внебиологической деятельности [1]. время которого около 1-0,2 млн. лет тому назад - эпохи фор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование эстетического отношения, эстетической дея- мирующейся всеобщей и частных эстетических форм соци-

тельности у палеочеловека связано с развитием его сознания и альной жизнедеятельности охотников и собирателей (согласно

эстетических чувств. Исследование истоков сознания в фи- нашей концепции). Становление социокультурного основа-

логенезе актуально проясняет взгляд на его дальнейшее раз- ния древнего человека представляет собой начало нового,

витие и в современных сложных процессах эстетического высшего этапа развития психического отражения действи-

освоения действительности и на уровне онтогенеза (эстетиче- тельности, - переход к сознательной деятельности. Воз-

ского воспитания в раннем детстве). Проникновение в сущ- никновение и развитие эстетической культуры палеочеловека

ность эстетического способствует углублению научного под- (сапиентности) есть тысячелетний процесс развития в челове-

З01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.