Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОВИЗОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТА'

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОВИЗОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / «Я-ОБРАЗ» / ОБРАЗ ПРОВИЗОРА / СКАЗОЧНАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болотова Марина Ивановна, Глазева Маргарита Алексеевна

В статье обосновывается актуальность проблемы развития профессионального самосознания у студентов на начальном этапе обучения в вузе. Представлен теоретический анализ основных подходов к понятию «профессиональное самосознание». Авторы рассматривают профессиональное самосознание как компонент «Я-образа» и раскрывают значение метафоры в его изучении. Представлены данные исследования метафорических представлений о провизоре у студентов 2 курса фармацевтического факультета. На основании проведенного исследования по специфике доминантных метафорических моделей со сферой-мишенью «Современный провизор» выделены базовые модели образа провизора. Обосновывается возможность использования в образовательной практике метафорического моделирования образа будущего специалиста для формирования профессионального самосознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болотова Марина Ивановна, Глазева Маргарита Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODELING OF THE IMAGE OF A PHARMACIST AS A MEANS FOR FORMING A STUDENT'S PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS

The article substantiates the relevance of the problem of developing professional self-awareness among students at the initial stage of education at a university. A theoretical analysis of the main approaches to the concept of "professional identity" is presented. The authors consider professional self-consciousness as a component of the "I-image" and reveal the meaning of metaphor in its study. The data of the study of metaphorical ideas about the pharmacist among 2nd year students of the Faculty of Pharmacy are presented. On the basis of the study on the specifics of the dominant metaphorical models with the sphere-target "Modern pharmacist", the basic models of the image of the pharmacist have been identified. The possibility of using metaphorical modeling of the image of a future specialist in educational practice for the formation of students' professional self-awareness is substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОВИЗОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТА»

Психология

УДК 37.015.3:159.923.3:387.661

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры Болотова Марина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Глазева Маргарита Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург)

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОВИЗОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТА

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы развития профессионального самосознания у студентов на начальном этапе обучения в вузе. Представлен теоретический анализ основных подходов к понятию «профессиональное самосознание». Авторы рассматривают профессиональное самосознание как компонент «Я-образа» и раскрывают значение метафоры в его изучении. Представлены данные исследования метафорических представлений о провизоре у студентов 2 курса фармацевтического факультета. На основании проведенного исследования по специфике доминантных метафорических моделей со сферой-мишенью «Современный провизор» выделены базовые модели образа провизора. Обосновывается возможность использования в образовательной практике метафорического моделирования образа будущего специалиста для формирования профессионального самосознания студентов.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, «Я-образ», образ провизора, сказочная метафора, метафорическое моделирование.

Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of developing professional self-awareness among students at the initial stage of education at a university. A theoretical analysis of the main approaches to the concept of "professional identity" is presented. The authors consider professional self-consciousness as a component of the "I-image" and reveal the meaning of metaphor in its study. The data of the study of metaphorical ideas about the pharmacist among 2nd year students of the Faculty of Pharmacy are presented. On the basis of the study on the specifics of the dominant metaphorical models with the sphere-target "Modern pharmacist", the basic models of the image of the pharmacist have been identified. The possibility of using metaphorical modeling of the image of a future specialist in educational practice for the formation of students' professional self-awareness is substantiated.

Key words: professional self-consciousness, "I-image", image of a pharmacist, fairy-tale metaphor, metaphorical modeling.

Введение. Актуальность темы статьи определяется значимой ролью современного медицинского вуза в формировании профессионального самосознания у будущих специалистов-медиков, что обеспечивает создание целостного образа профессионала.

Профессиональное самосознание студентов отражает совокупность свойств и качеств личности, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности как компетентного специалиста, а степень их сформированности определяет спектр и сложность профессиональных задач, продуктивность трудовой деятельности [6].

Профессиональная «Я-концепция», формируемая у будущего провизора, включает объективное отношение к себе как личности и представителю помогающих профессий, реализующееся через рефлексию собственной профессиональной активности.

Специфика становления профессионального самосознания будущих провизоров заключается в повышенной степени ответственности за правильность рекомендаций по лекарственному лечению [8]. Как показывает практика, образ профессии провизора сформирован недостаточно в сознании студенческой молодежи, поэтому возникает острая необходимость в его формировании уже впервые годы профессионального обучения [2].

Цель работы: выявление специфики метафорического образа провизора у студентов фармацевтического факультета. Для достижения цели решались следующие задачи: определить актуальность формирования профессионального самосознания студентов-провизоров в образовательном процессе вуза; исследовать метафорические представления о провизоре у студентов 2 курса фармацевтического факультета Оренбургского государственного медицинского университета; выявить базовые метафорические модели образа провизора на основе контент-анализа продуктов творческой деятельности студентов.

Новизна состоит в выделении базовых метафорических моделей провизора («Провизор - знаток», «Провизор -помощник», «Провизор - психолог», «Провизор - исследователь», «Провизор - менеджер»), которые отражают особенности формирующегося профессионального самосознания студентов и могут быть использованы при организации процесса профессионализации первокурсников в период обучения в вузе в соответствии не только с государственным заказом, но и с их личными потребностями.

Изложение основного материала статьи. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что в процессе формирования профессионального самосознания у будущего специалиста возрастает стремление к самореализации, повышается ответственность и уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, что в итоге улучшает и качество жизни самого специалиста, и качество оказываемых им услуг [2, 6, 7, 11, 15, 16].

В качестве объекта самосознания как особой формы сознания, В.С. Мерлин определяет личность человека как активного субъекта деятельности, осознающего свои отношения к действительности как «мои отношения». При этом человек может осознавать свойства своей личности с различной степенью полноты, точности, адекватности и ясности. По мере развития человека все больше проявляется детерминирующее значение самосознания, благодаря чему человек может осознавать несоответствие своих возможностей своим стремлениям, или свойств личности социальным требованиям, что актуально и при выборе деятельности. Самосознание также помогает формировать новые свойства личности.

В структуру самосознания (по В.С. Мерлин) входят такие содержательные компоненты, как: «сознание тождественности», осознание самости, характерное для первого года жизни; «сознание Я» как субъекта жизнедеятельности; осмысление индивидуальных свойств психики в ходе самонаблюдения; социально-нравственная самооценка в контексте сформированных в юности ценностей [12].

В социальном субъекте В.В. Столин определяет следующие феномены самосознания: феномен субъективного уподобления культуре, обществу; феномен дифференциации как возможность определять границы своего Я; феномен самопознания Я реального и Я идеального и структурации модели Я концепции; а так же феномены саморегуляции

собственной деятельности, взаимоотношений и саморазвития. Нарушение самосознания ведет к искаженному восприятию собственной личности и является ведущей причиной серьезных психологических кризисов у людей [18].

Анализ работ А.К. Марковой помог определить понятие «профессиональное самосознание» как устойчивое осознание человеком профессиональных предписаний, принципов, концепции профессии как деонтологических норм. Следовательно в профессиональном самосознании концентрируются ценностные и этические основы модели профессионального мировоззрения, субъективно-деятельностная концепция профессионального труда; профессионально важные свойства, необходимые для реализации деятельности на нормативно заданном уровне; сопоставление себя с идеалом или конкретным примером специалиста; репутация в коллективе; самооценка своих характеристик и свойств [11].

Е.Ю. Пряжникова подчеркивает, что сформированное профессиональное самосознание выступает основным фактором развития профессиональной идентичности на основе оценивания себя как носителя профессиональной этики, что повышает ответственность, уверенность в себе и чувство собственного достоинства [14].

Понятие «профессиональное самосознание» в трудах психологов рассматривается как сложный феномен, имеющий определенную структуру. Отечественные ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко выделили функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания [1]. Когнитивный компонент представлен познанием себя (стихийное, целенаправленное). Эмоциональный компонент реализуется посредством самооценки, эмоционального переживания по поводу проявления собственных особенностей, достижения результатов, и их соотнесение с определенными эталонами. Мотивационный компонент напрямую зависит от специфики мотивации людей с разным уровнем самоактуализации, от их потребности в саморазвитие и самовыражении. Операциональный компонент реализуется в саморегуляции, что позволяет раскрыть потенциальные (часто скрытые) возможности человека, развить его творческий потенциал.

В целом профессиональное самосознание трактуется как личностное образование, динамично развивающееся и интегрирующее все его компоненты: функциональные (когнитивный, эмоциональный, мотивационный, операциональный), структурные (образы «Я-реальное», «Я-идеальное (профессиональное)», «Я-будущее» (развивающийся профессионал) компоненты, способствующие постепенному осознанию себя активным субъектом трудовой деятельности.

Представления человека о себе как профессионале зависят от ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности и определяют уровень сформированности профессионального самосознания [16]. Отметим, что в целенаправленном процессе формирования профессионального самосознания общий образ-картина Я и профессиональный образ-картина Я должны согласовываться, то есть направление, в котором происходит изменения личности при профессионализации и внутреннее движение человека к личностным перспективам, целям, смыслам, моделям поведения должны совпадать. Расщепление сознания на «Я для работы» и «Я для себя» происходит при их рассогласовании.

Интенсивные изменения, как количественные, так и качественные, происходящие в подструктурах профессионального самосознания, таких как когнитивная, аффективная и поведенческая (по В.М. Просековой), наблюдаются на начальном этапе профессиональной подготовки студентов, но характеризуются разной степенью интенсивности [15].

В понимании ученых теоретиков и практиков для формирования профессионального самосознания требуется специальная работа, между тем часто она складывается в образовательном процессе вуза стихийно [11]. В этой связи целенаправленное формирование профессионального самосознания выступает важным этапом в профессиональном становлении личности специалиста.

Ю.В. Назарова и С.Г Заболотная (г. Оренбург), анализируя англоязычную литературу, трактуют образ фармацевта как единство устойчивых представлений человека о специфических особенностях профессиональной деятельности, профессиональных мотивов и ценностного отношения к другим людям, к себе как будущему представителю помогающей профессии на основе формируемых компетенций [13].

По данным исследователей Е.А. Решетниковой, М.С. Силантьевой (г. Пермь) российские студенты описывают типичного провизора как женщину средних лет, приятной внешности, внимательную к посетителям аптеки [17].

М.Е. Волчанский и его коллеги (г. Волгоград) опросили 685 студентов фармацевтического факультета ВолгГМУ на предмет выявления важных качеств специалиста-провизора и получили обобщенный портрет идеального провизора. Анализ субъективной оценки студентов того, насколько они по своим личностным характеристикам и качествам соответствуют требованиям своей профессии, показал, что только 28% студентов-провизоров определили себя как полностью соответствующих требованиям специальности [4].

В исследованиях И.В. Вачкова показана эффективность работы с метафорой для развития профессионального самосознания [3]. Метафора отражает мировосприятие человека. Метафоричность не мешает ясности и точности мышления, а напротив, придает ему творческий характер. Метафору можно рассматривать как универсальный механизм мышления и познания действительности: «вся наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» [10, С. 387].

Именно метафора, суть которой заключается в неоднозначности и образности изложения, позволяет человеку трактовать ее смысл в зависимости от сложившейся системы ценностей, опыта переживаний. Метафора как изобразительный приём, отражающий аффективно-когнитивные образы, мотивирующие представления смысла, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, может служить ключом к пониманию своего внутреннего мира. Вот почему метафора как прием так важен для психологии: «Все слова психологии суть метафоры, взятые из пространств мира» [5, С. 164].

Метафорическое моделирование и выявление метафорических моделей является «важной частью национальной языковой картины мира, национальной ментальности, она тесно связана с историей соответствующего народа» [19, С. 64]. Трактовка метафоры не только как средства украшения уже готовой мысли, но и как способа мышления, познания повседневной реальности [19], позволяет нам рассматривать метафорическое моделирование как прием, сущность которого состоит в формировании системы метафор, «ясно, просто и образно объяснить значения актуальных явлений действительности» [9]. Как показала практика, метафорическое моделирование можно считать одним из перспективных приёмов выявления образа профессии.

Метод метафорического моделирования, который разработан А.П. Чудиновым в рамках классификации метафорических моделей [20] и который мы использовали в нашей работе, позволил выявить специфику доминантных метафорических моделей со сферой-мишенью «Современный провизор», которая с учетом профессиональной деятельности провизора объединяет социоморфную «Человек и общество» и артефактную «Человек и результаты его труда» метафоры.

Для выявления представлений о своей работе в будущем, об образе провизора, в нашем исследовании использовался метод - сочинение сказки «Сказка про провизора» с последующим анализом сказочной метафоры. При анализе полученных данных также использовался описательный метод, который позволил включить интерпретационную методику.

Участниками эмпирического исследования выступили студенты 2 курса (53 человека) фармацевтического факультета ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный медицинский университет" Минздрава РФ. Предмет исследования - изучение представлений студентов-провизоров о специфике деятельности провизора, его личностных и профессиональных качествах.

Участникам предлагалось сочинить сказку про провизора, при этом никаких дополнительных инструкций и разъяснений не было дано, время написания и объем сказки также не регламентировался.

В процессе анализа метафоры сортировались сначала по разрядам (ключевым смысловым единицам), а потом по метафорическим моделям. Метафорические модели можно рассматривать как «существующие и/или складывающиеся в сознании носителей языка схемы связи между понятийными сферами, которую можно представить определенной формулой X - это Y» [19, С. 70].

Контент-анализ сочинений позволил выделить пять базовых метафорических моделей (определенный образ провизора как сказочного героя): «Провизор - знаток», «Провизор - помощник», «Провизор - психолог», «Провизор - исследователь», «Провизор - менеджер».

Так, 60% респондентов в своих сказках (сказки «Омолодительный эликсир, или как Лукерья Ивановна проворонила свое счастье», «Сказка про провизора Васю, который предпочитал обеденный сон фармацевтической химии», «Провизор сквозь пространство и время») описали образ провизора, который следует отнести к метафорической модели «Провизор -знаток». Например, в сказке Ольги П. акцент делается на том, что «человек, если в нем есть креативность, логика и необходимая база знаний, способен подстраиваться под различные ситуации. Так наш провизор-попаданец смог помогать людям и лечить их недуги».

В «Сказке о Золотой Рыбке-провизоре» Анны С. упор делается на профессиональные знания о лекарственном препарате и способе его применения: «Есть у меня средство волшебное, могу я тебе, старик, его дать, но только при одном условии. Применять строго по инструкции, дозировку не превышать, хранить в защищенном от света месте при температуре не ниже 8 градусов».

В сказках 48% респондентов образ провизора может быть отнесен к метафорической модели «Провизор-помощник». Так, для Романа К. в «Истории одной аптеки» важна роль провизора как помощника больным людям: «Простой провизор Иван всегда подскажет, что лучше взять, как правильно принимать, что может помочь при таком-то симптоме». В сказках «Провизор Надежда», «Сказка о провизоре и тёмной башне», «Будущий провизор» главная идея - помогать людям: «Помогать людям и быть врачом - это призвание, которое у тебя никто и никогда не отнимет. Если тебе приносит счастье и радость твоя работа, то ни за что не отказывайся от мечты!» (Марина С.)

В характеристиках провизора, которые относятся к модели «Провизор - психолог» (сказки 40% студентов), отмечается внимание провизора к душевному состоянию посетителей аптеки и стремление к психологической поддержке (сказки «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Разговор по душам - лучшее лекарство»). Выделены такие качества, как доброта, внимательность, приветливость, вежливое отношение, умение находить к любому клиенту подход: «Продавая лекарства всем жителям, делал это с улыбкой и любовью в глазах, как его отец когда-то» (Ольга М.); «Тяжело ему было с покупателями, они давили на него, вот, мол, молодой, ничего не знаешь, плохого насоветуешь. Ну, хоть и молодой специалист, но в своем деле ас, все подробно разъяснил, так что даже самая ворчливая бабушка осталась довольной» (Валентина У.).

Ряд студентов описывало образ провизора как изобретателя, ученого, что дало нам основание отнести их к метафорической модели «Провизор-исследователь» (24% сказок). Так, в сказках «Провизор, который изобрел лекарство от страшной болезни», «Чудо-лекарство», «Лекарство из сна» студентами делается акцент на то, что провизор должен быть экспериментатором, участвовать в прорывных разработках в фармации: «Это стало прорывом в медицине. Его лекарство помогло миллионам детей и взрослым» (Екатерина В.). Таким образом, для данных студентов актуальна тема поиска необходимых ингредиентов и изготовления лекарств.

Всего 16% респондентов описали образ провизора, который можно отнести к метафорической модели «Провизор -менеджер», который «успешно продает лекарства» («Находчивый провизор» Алена Т.). В сказке для ряда студентов провизор представлен как руководитель аптечной организации, продакт-менеджер, способный мониторить существующий рынок, анализировать конкурентов и ассортиментную политику.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что представленные в сказках образы провизора, отражают формирующиеся смыслы будущей профессиональной деятельности, ожидания от профессии, отношение к ней. («Образ Я», «идентифицированный» с данной специальностью и личностью профессионала). Эти образы многокомпонентные, в них отображены и обобщенный образ типичного провизора, доминирующий в обыденном сознании, и частные представления о ней, образ идеального профессионала; представления возможного профессионального будущего, связанного с прогнозируемым материальным, социальным положением, личностным и карьерным ростом).

В целом, выявлено доминирование в образах провизора гуманистической составляющей - «умный, знающий», «помогающий людям», «провизор-психолог».

В рамках самостоятельной работы со студентами анализировались получившиеся метафорические модели в логике развития профессионального самосознания (от самопознания, самоопределения к самосовершенствованию), что позволило: предоставить студентам суть выявленных в результате контент-анализа моделей; обсудить модели с точки зрения потребностей, мотивов, ценностей студентов; выявить ресурсное и проблемное содержание моделей в контексте будущей профессиональной деятельности, и на этой основе сформулировать задачи саморазвития.

Метафорическое моделирование помогло решить такие образовательные задачи, как: стимулирование рефлексивной активности студентов; достижение ценностно-нормативной определенности, целостности в построении образа будущей профессии и образа себя в ней, осознание правильности выбранного профессионального пути; осознание своих личностных потребностей, мотивов, ценностей, их соотношение с особенностями выбранной профессии, и, как следствие, нахождение профессионально-ориентированных смыслом; проектирование возможных вариантов профессионального будущего.

Выводы:

1. Установлено, что формирование профессионального образа Я происходит в студенческом возрасте, характеризуется пониманием значимости выбранной профессии для себя и социума, отожествлением себя с профессией провизора, формированием себя как субъекта трудовой деятельности, а также рефлексией собственных профессионально-значимых качеств, уровня компетентности на каждом этапе профессионального становления.

2. Метод метафорического моделирования позволил выявить ключевые смысловые единицы, определяющие метафорические модели образа провизора как сказочного героя: «Провизор - знаток», «Провизор - помощник», «Провизор - психолог», «Провизор - исследователь», «Провизор - менеджер».

3. Метафорический образ провизора у студентов связан с их профессиональным становлением и развивается, обогащается по мере овладения ими знаниями, умениями, профессиональным мастерством. Происходит более глубокое осмысление специфики своей профессии, и различных сторон своего профессионального «Я», соотносимых с требованиями профессиональной деятельности. Данный образ неизбежно развивается и изменяется в процессе обучения в вузе, становится более обобщенным и полным.

4. Метафорическое моделирование помогает решать задачи осмысленного формирования образа будущей профессии на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе. Работа со сказочным персонажем провизор заключается в прояснении его скрытого содержания, ценностей и потребностей автора, противоречий, проблемного поля и ресурсного потенциала. В процессе дальнейшей работы этот образ может целенаправленно уточняться и обогащаться. Постепенно образ провизора и его профессиональной деятельности лучше осознается обучающимися, что способствует принятию ими не только привлекательных сторон будущей профессии, но и возможных проблем, трудностей, рисков; формированию у них положительного эмоционального отношения к профессии, активизации мотивационного потенциала.

Литература:

1. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие / [А.А. Деркач и др.]. -Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. унта, 2000. - 330 с.

2. Буянова, Г.В. Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности / Г.В. Буянова, Е.К. Гитман, Т.В. Попова, Н.С. Долматова // Вестник НГПУ. - 2020. -№4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizatsiya-lichnosti-studenta-v-period-obucheniya-v-vuze-etapy-razvitiya-professionalnoy-napravlennosti

3. Вачков, И.В. Метафора профессионального самоопределения: взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик и выбора профессии / И.В. Вачков, Д.В. Молчанова // Психология и право. - 2018. - Том 8. - № 2. - С. 77-88

4. Волчанский, М.Е. Образ идеального специалиста-провизора в представлении студентов фармацевтического факультета / М.Е. Волчанский А.К. Брель, В.В. Болучевская, Е.А. Клочков // Бюллетень Сибирской медицины. - 2011. - №5.

- С. 126-130

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.

6. Елдышова, О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления / О.А. Елдышова // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5223

7. Заболотная, С.Г. Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза в понятийном поле педагогики / С.Г. Заболотная // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 4 - С. 49-56. - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1640

8. Корнилова, О.А. Особенности становления профессионального самосознания студентов медицинского вуза / О.А. Корнилова, Е.В. Самыкина, Т.В. Герасимова // Вестник медицинского института «Реавиз», 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-professionalnogo-samosoznaniya-studentov-meditsinskogo-vuza-1

9. Куприянов, Б.В. Метафорическое моделирование / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - №5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metaforicheskoe-modelirovanie

10. Лакофф, Д. Метафоры, которыми мы живем / Д. Лакофф, М. Джонсон: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с. - URL: https://codenlp.ru/books/lakoff.pdf

11. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.

12. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - М., Воронеж, 1996. - С. 272-303.

13. Назарова, Ю.В. Динамика развития образа фармацевта в англоязычной литературе / Ю.В. Назарова, С.Г. Заболотная // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 6. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16724

14. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: Уч.-метод. пособие / [Е.Ю. Пряжникова]. - М.: РГАТЗ, 2001. - 201 с.

15. Просекова, В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков (Психосемантический аспект): автореферат дис. ...канд. псих. наук: 19.00.01 / Просекова Вера Михайловна. - Казань. - 2001. - 23 c.

16. Репс, А.Г. Психологические условия личностного и профессионального становления специалиста в области фармации: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Репс Артур Григорьевич. - Пятигорск, 2010. - 24 с.

17. Решетникова, Е.А. Профессиональный стереотип «провизор» глазами современных студентов / Е.А. Решетникова, М.С. Силантьева // Вестник Пермской государственной фармацевтической академии: научно-практический журнал. - 2015.

- № 15. - С. 359-361

18. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.

19. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика (общие проблемы, метафора) / А.П. Чудинов. - Екатеринбург, 2003. - 194 с.

20. Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: монография / А.П. Чудинов; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2003. - 248 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент

Васина Вероника Викторовна

Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань);

кандидат психологических наук, доцент

Минуллина Аида Фаридовна

Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС

Аннотация. В целях эмпирического изучения специфики пространства социализации дошкольников с РАС, для выделения значимых для их социализации сфер отношений возникла необходимость исследовать проявления активности, коммуникативных способностей, распознавания эмоций дошкольников с аутоспектром. Наблюдения, качественный анализ, корреляционный анализ Пирсена помогли определиться в организованной и свободной деятельности дошкольников с РАС в ситуациях со взрослыми и сверстниками. Представлено исследование 2022 г. для 27 дошкольников с расстройством аутистического спектра из разных детских садов г. Казани, не владеют речью 88 %.

Эта работа была поддержана Программой стратегического академического лидерства Казанского федерального университета (ПРИОРИТЕТ-2030) и выполнена в рамках федеральной инновационной площадки "Прогностическая способность дошкольников с расстройством аутистического спектра как ресурс социализации: модель детекции".

Ключевые слова: социализация, активность, коммуникация, распознавание эмоций, дошкольники с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.