Научная статья на тему 'Метафорические карты в пространстве формирования личностной харизматичности'

Метафорические карты в пространстве формирования личностной харизматичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1072
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ / ХАРИЗМА / ХАРИЗМАТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / METAPHORICAL ASSOCIATION MAP / CHARISMA / PERSONAL GROWTH / PSYCHO-CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буравцова Н. В., Дмитриева Н. В., Козырева Т. С.

В статье обобщен материал по проблеме использования проективных методов для развития значимых личностных характеристик. Дается определение феномена харизмы. Показана актуальность ее изучения и развития. Дан анализ различных концепций харизматичности. Выделены основные характеристики харизматич-ной личности. Анализируется компоненты идентичности харизматической личности. Покоазаны цели и задачи тренинга по развитию харизмы. Прослеживается история развития проективных методов. Рассматриваются возможности эффективного использования метафорических ассоциативных карт в психокоррекционой работе, направленной на активизацию личностного развития. Описаны приемы и техники психокоррекционной работы с метафорическими ассоциативными картами. Проанализированы примеры работы, направленной на формирование личностной харизматичности. Показаны возможности осознания личностных ресурсов и формирования стратегий поведения в различных ситуациях. Обосновывается эффективность использования метафорических ассоциативных карт в деятельности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METAPHORIC MAPS IN SPACE OF FORMATION OF PERSONAL CHARISMATIC

This article describes the use of metaphorical maps in the work of psychologist-consultant. The possibilities of activation of personal development using projective techniques. The article summarizes the material on the use of projective methods for the development of important personal characteristics. The authors give the definition to the phenomenon of charisma. The analysis of different concepts of charisma is done. The main characteristics of a charismatic personality are named. The work analyzes components of the identity of a charismatic personality. The authors reveal the goals and objectives of the training course on the development of charisma. The research shows the traces in the history of the development of projective methods and discusses the effective use of metaphorical and associative maps in psycho-correction work aimed at strengthening personal development. The authors describe the methods and techniques of psycho-correctional work with metaphorical associative maps. The researchers analyze examples of work on the formation of personal charisma. The authors show the importance of the understanding of personal resources and the formation of strategies in different situations. Substantiation of the effectiveness of the use of metaphorical and associative maps in the activities of specialists is shown.

Текст научной работы на тему «Метафорические карты в пространстве формирования личностной харизматичности»

УДК 159.923

Buravtsova N.V., Dmitrieva N.V., Kozyreva T.S. THE METAPHORIC MAPS IN SPACE OF FORMATION OF PERSONAL CHARISMATIC. This article describes the use of metaphorical maps in the work of psychologist-consultant. The possibilities of activation of personal development using projective techniques. The article summarizes the material on the use of projective methods for the development of important personal characteristics. The authors give the definition to the phenomenon of charisma. The analysis of different concepts of charisma is done. The main characteristics of a charismatic personality are named. The work analyzes components of the identity of a charismatic personality. The authors reveal the goals and objectives of the training course on the development of charisma. The research shows the traces in the history of the development of projective methods and discusses the effective use of metaphorical and associative maps in psycho-correction work aimed at strengthening personal development. The authors describe the methods and techniques of psycho-correctional work with metaphorical associative maps. The researchers analyze examples of work on the formation of personal charisma. The authors show the importance of the understanding of personal resources and the formation of strategies in different situations. Substantiation of the effectiveness of the use of metaphorical and associative maps in the activities of specialists is shown.

Key words: metaphorical association map, charisma, charisma, personal growth, psycho-correction.

Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, проф. каф. практической психологии Новосибирского гуманитарного института, доц. каф. психологии личности и специальной психологии Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Н.В. Дмитриева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии девиантного поведения Санкт-Петербургского гос. института психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Т.С. Козырева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии СИУ РАНХиГС при Президенте РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРИЗМАТИЧНОСТИ

В статье обобщен материал по проблеме использования проективных методов для развития значимых личностных характеристик. Дается определение феномена харизмы. Показана актуальность ее изучения и развития. Дан анализ различных концепций харизматичности. Выделены основные характеристики харизматич-ной личности. Анализируется компоненты идентичности харизматической личности. Покоазаны цели и задачи тренинга по развитию харизмы. Прослеживается история развития проективных методов. Рассматриваются возможности эффективного использования метафорических ассоциативных карт в психокоррекционой работе, направленной на активизацию личностного развития. Описаны приемы и техники психокоррекционной работы с метафорическими ассоциативными картами. Проанализированы примеры работы, направленной на формирование личностной харизматичности. Показаны возможности осознания личностных ресурсов и формирования стратегий поведения в различных ситуациях. Обосновывается эффективность использования метафорических ассоциативных карт в деятельности специалистов.

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, харизма, харизматичность, личностный рост, психокоррекция.

Сегодня понятия «харизмы» и «харизматичности» широко используются в политическом, социальном, психологическом и других контекстах, и часто рассматривается в качестве синонима славы, популярности, знаменитости. По мнению специалистов, харизма, с одной стороны, представляет собой конкретный социально-психологический феномен, а, с другой, обладает аурой данности свыше. Несмотря на существование широкого спектра теорий, объясняющих понятия «харизмы» и «харизматичности», актуальность их изучения не снижается. Это обусловлено тем, что в условиях сегодняшних реалий человеку трудно быть успешным в каких-либо областях деятельности, не обладая определенными харизматическими качествами.

В наших исследованиях показано, что в классическом психоанализе харизматичность рассматривается в контексте цепочки «повелевание - подчинение», главным связующим звеном которой выступает коллективное либидо; в концепции индивидуальной психологии индивид стремится к обладанию харизмой, как к средству компенсации определенных собственных недостатков; согласно концепции аналитической психологии, каждый индивид стремится к отождествлению себя с мана-личностью, выступающей в качестве аналога харизматической личности [1]. В исследованиях показано, что проявление харизматичности во многом обусловлено выраженностью различных архетипических образов [2].

Интересными являются концепции, опирающиеся на бихе-виоральный подход, и отвечающие на вопрос, какие же качества позволяют человеку стать вдохновителем других. Наиболее разработанной является концепция, согласно которой харизматичность может рассматриваться как реально существующая, измеряемая на основе экспертной оценки, характеристика.

Данная концепция стала основой для создания J. Conger, R. Kanungo и их коллегами «Шкалы харизматического лидерства», строящейся на измерении таких параметров харизматического лидерства как: чувствительность к окружающей обстановке; чувствительность к потребностям членов организации; критика существующего положения вещей, образ будущего и его формулировка; личные риски; поведение, идущее вразрез с традицией [3].

Н.Б. Энкельманном выделены следующие характеристики харизматичной личности: индивидуальная магнетически притягательная сила; воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи; отождествление себя с выполняемой работой; уверенность в своих силах; умение сосредотачивать свое внимание на самом главном; коммуникабельность и способность устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения; умение мотивировать себя и других; способность находить к людям правильный подход; умение ставить перед собой и другими четкие цели; обаяние, активность и энергичность; умение принимать решения и служить образцом для подражания; положительное восприятие жизни [4].

Исследования модели идентичности харизматической личности показывают, что она включает в себя ряд компонентов, обладающих определенным содержанием: аффективный компонент представляет собой ориентации личности, связанные с отношением к жизни вообще, делу, к себе и окружению; моти-вационный компонент представлен обоснованием выбора того или иного действия, выделением факторов, обуславливающих этот выбор, умением выстраивать четкие цели (перед собой и другими) и добиваться их; поведенческий компонент включает в себя осознание, контроль и саморегуляцию собственных дей-

ствий; когнитивный компонент представлен знаниями, умениями; компонент самореализации включает в себя: богатый внутренний мир, ориентацию на профессиональную деятельность и материальное благополучие, значимость семейных ценностей и взаимоотношений с окружающим миром, уверенность в будущем [5]. При этом, системообразующим в структуре идентичности выступает аффективный компонент, что обусловлено влиянием эм-патических способностей харизматической личности на процесс достижения идентичности [6].

Нами был разработан тренинг, направленный на развитие личностной харизматичности, задачи которого включали формирование и развитие у частников представлений о себе как о харизматической личности; развитие и совершенствование ораторского мастерства; развитие эмоциональной и интонационной выразительности и артистизма; овладение конструктивными техниками внушения, заражения, формирования импульса к подражанию; развитие навыков конструктивного целеполагания, принятия решений и мотивации на их реализацию; выработка навыков превращать акты общения в совместное «шоу»; формирование яркой личностной индивидуальности, уникальности и самобытности, и способности к их проявлению в самых разнообразных ситуациях; моделирование роли и формирование имиджа харизматической личности [7].

В данной статье представлен опыт применения техник, основанных на использовании проективных методов. В основе проективного подхода заложено стремление человека интерпретировать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами, - всем тем, что составляет его внутренний, психологический мир. Человеку всегда хотелось найти смысл в форме кофейной гущи, конфигурации расплавленного в воде воска; угадать будущее, анализируя сновидения. Известно, что психологические особенности творческой личности всегда находят свое отражение в ее работах. Примерами этого являются романы Ф.М. Достоевского, сказки Г-Х. Андерсена, картины Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка.

Обоснование проективного подхода, опирающееся на понятие «личностного смысла», создающего, «пристрастность человеческого сознания» представляет теория деятельности А.Н. Леонтьева [8]. Основополагающим принципом для объяснения и анализа феномена проецирования, считает Л.Ф. Бурлачук, является представление об активности процесса восприятия, его личностном характере. Из разработанного в психологии понимания процесса восприятия как одной из форм активности личности, включенной в контекст общей психической и практической активности, вытекает и понимание данного процесса как слож-ноструктурного, необходимо включающего изменения установок, тенденций, мотиваций. В любом перцептивном действии выступает личностное отношение человека, отражается вся многообразная жизнь личности [9].

Используя в своей работе метафорические ассоциативные (проективные) карты, мы заметили, что с их помощью можно не только работать с различными деструктивными личностными проявлениями [10], но и успешно развивать такие личностные качества ка креативность, харизматичность, оптимизм и т.п. Работа с проективными картами позволяет специалистам моделировать и исследовать любые процессы в прошлом и будущем, находя с их помощью метафорические образы решений, создающих для человека особую, в последующем воплощающуюся в его жизни, реальность; способствует запуску внутренних восстановительных процессов, помогают поиску уникальных путей выхода из кризисных ситуаций.

Приведем примеры использования эффективных приемов и техник работы с проективными картами издательства «OH Verlag [11], направленных на осознание личностных ресурсов и формирование стратегий поведения в различных ситуациях. Обычно, в своей работе мы используем наборы «PERSONA», «SAGA» или «MYHTOS» и «COPE», как наиболее эфективные для этих целей.

Актуализация творческого потенциала личности эффективна при использовании набора «PERSONA», когда человек выбирает самостоятельно или получает задание от психолога-консультанта наугад выбрать одну-две карты - портрета, описать наиболее яркие черты изображенных персонажей, определить и проанализировать как описанные качества можно трансформировать в личностные рессурсы клиента.

Пример первый: Игорь Д., 26 лет, менеджер по продажам одного из крупных холдингов. Повод обращения к консультанту -256

трудности в понимании своих личностных рессурсов и преимуществ, позволяющих более эффективно продвигаться по пути профессионального и личностного развития.

В ходе работы с клиентом обнаружилась необходимость выявления и актуализации его личностных ресурсов. Клиенту было предложено 1) выбрать и описать карты - портреты; 2) ответить на вопросы - какими качествами обладают данные персонажи и что данные качества дают этим персонажам (как даные качества помогают им в жизни). Выбранные клиентом карты-портреты представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Первый персонаж Рис. 2. Второй персонаж

(из описания работы (из описания работы

с Игорем Д.) с Игорем Д.)

Персонажа, изображенного на рис. 1, клиент описал следующим образом: «Этот мужчина - на первый взгляд, самый обычный человек. Но его обычность обманчива, потому что он умеет, так как никто другой, понимать других людей и замечать самые тонкие грани их настроения. Кроме того, он умеет сохранять душевное равновесие в самых трудных жизненных ситуациях, когда другие впадают в панику или в уныние. Еще одна его уникальная черта - терпимость и снисходительность ко всему, что встречается в его жизни. Благодаря этим качествам - он чувствует себя счастливым».

Персонаж, изображенный на рис. 2, получил следующее описание: «Это - юноша. Он похож на капитана Джека-Воробья... И характер у него такой же - непредсказуемый, спонтанный, немного взбаламошенный. Он способен выбираться из любой, даже самой опасной и непредсказуемой ситуации. Когда нужно справиться с врагом, может проявить злость и ненависть. Быстро «отходит», умеет от души повеселиться, любит устраивать розыгрыши. Благодаря этим качествам -чувствует себя сильным и свободным».

В ходе дальнейшей работы клиент определил и осознал, что личностные характеристики, проецируемые им на описанных персонажей, имеются и у него самого, и смог проанализировать личностные ресурсы, выступающие движущими силами его профессионального развития. По мнению клиента, его главными личностными ресурсами выступает способность быстро и эффективно разрешать различные сложные жизненные ситуации; эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость; присущее ему ощущение независимости.

Клиент определил стратегию дальнейшего личностного развития и наметил пути формирования желаемых харизматических качеств.

Стратегии подведения клиента в сложных ситуациях, способность принимать свои личностные особенности, нести ответственность за принятые решения; проявлять гибкость в поведении эффективно прорабатываются при использовании наборов метафорических ассоциативных карт «SAGA» или «MYHTOS». Покажем это на примере.

Пример второй: Елена К., 35 лет, ведущий специалист одного из банков, по внешнему виду - уверенная в себе, но, по ее словам, очень стеснительная и необщительная. Повод обращения к консультанту - клиентка испытывает трудности в условиях необходимости быстрого нахождения оптимальных решений при возникновении сложных ситуаций как в профессиональной так и в личной жизненной сферах.

В процессе работы с консультантом клиентка получила задание наугад выбрать пять карт из набора «SAGA» и сочинить историю, в котором герой (или героиня) находят выход из сложной жизненной ситуации самым необычным способом. Клиентка выбрала пять карт, представленных на рис. 3:

Рис. 3. Выбор карт клиентки (из описания работы с Еленой К.)

История, рассказанная Еленой: «Однажды молодая девушка, гуляя по лесу, засмотрелась на свое отражение в озере. Отражение ей понравилось, поэтому оаа былаочень удивлена тем, что старик, сидящий рядом, не смотрел ни на нее, ни на ее отражение в воде. Старик рассказал ей, что когда-то давно он обидел невниманием женщину, с которой жил. Женщина от обиды превратиласьводинокуюволчицуи заколдовала его так, что если он когда-нибудь взглянет на другую - она превратится в безобразного шута.

Девушка решила помнчтнтлрику. Онавот^тиланьоса-мым популярным шутом тех мест и поняла, что он совсем не такой, каким его предстывлтют.Шут рлссказал,чтлоб-ладает зеркалом, в котором отражаются истинные черты всех, кто в него смотпит.ттоонлассказал,отомногил люди боятся самих себя и, боясь рискнуть, проводят жизнь в одиночестве и воспоминаниях. ШутотЛал днвныкесеркадс, так как давно уже научился распознавать людей и без него. Девушка заглянула в зеркало, и увидела сильную молодую женщину, гордую и свобнднсю,асосоануюсельтв то,д члуо у нее лежит сердце.

Она принесла зерканнотсрнку но тнтоопнлалсял отказался заглянуть в него. Девушка сказала, что если старик не взглянет на себя, тлтоода она сама превратит его в нечто ужасное. Старик взглянул в зеркало и увидел свое истинное отражение - облик короля, внешне благополучного, но не очень счастливого из-за долгих лет, бесцельно проведенных в ожидании непонятно чего. Они стали жить вместе - молодая сильная женщина-королева и король, снова почувствовавший вкус жизни».

Данная история является яркой иллюстрацией того как клиентка воспринимает складывающиеся жизненные обстоятельства, как учится осознавать и осмысливать свои личностные ресурсы (от любования отражением в воде - к способности заглянуть в зеркало истинных черт). В процессе данной работы, Елена, ассоциируясь с героиней придуманной ею истории, осознала источники своей личностной силы, ее пределы (вплоть до готовности превратить в нечто ужасное того, кто тратит свои дни на бесцельные воспоминания). В ходе психологического анализа истории клиентка значительно придвинулась понимании эффективности стратегий своего поведения; смогла выработать наиболее результативные; определила пути формирования желаемых харизматических качеств.

В качестве еще одного примера опишем использование техники «Путь героя» для развития личностной харизматичности. Данная техника эффективна при разработке эффективных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях. Она основана на Юнгианском анализе мифов и сказок [12], согласно которому сказки и ифы, не зависимо от культуры, к которой они относятся, используют структуру, состоящую из следующих шагов:

1. Появление героя, соответствеоно, оервааьарта федатав-ляет героя (героиню) истории.

2. Герой отправляется в путешествие для выполнения мис-

сии или борьбы с кем-то или чем-то, соответственно, вторая карта раскрывает его цель или миссию.

3. Геройвстречаетпо мощников. Третья карта описывает, кто или что приходит на помощь герою.

4. Герой сталкивается с препятствиями. Четвертая карта демонстрирует препятствия или трудности, которые ему необходи-мп преодолеть.

5. Герой справляется с препятствиями. Пятая карта раскрывает стратегию преодоления возникших препятствий.

6. Благотвлруноезывершение сюжита. Шеттся тарта оппсы-вает финал истории.

Товтывляя сюшрт псторин, вформиьотаннтмваерихэле-ментах, клиент получает возможность увидеть свой собственный шзвнйвныйпутьртесрьатетир.ыото рые он обычно применяет для преодоления препятствий и трудностей, встречающихся на вттм пувиы

Пример третий: Андрей В., 26 лет, дизайнер одной из крупных рекламных компаний. Причина обращения к консультанту -выБтрзлиРйосвныйыыонМвикт,такпюйающюйсв е т^днмститсоз-нания путей дальнейшего личностного развития; разочарование виеемщыыхсвтнзненне1х oOотoыеeжтcрвaм.

Клиент получил задание наугад взять шесть карт из набора «COPE», представить каждую из них как интерпретацию соответствующих шагов техники и описать «Путь героя». Он выбрал и расположил согласно схеме карты, представленные на рис. 4.

1.

4.

Рис. 4. Выбор карт клиента (из описания работы с Андреем В.)

История, рассказанная Андреем: «Гэрой истории (первая лартаод нбысныйуaлeпс,внаeлый, уллеющо^а^ваться самым разным проявлениям жизни; способен видеть в ней светлые стороны. Рядом с ним существует мир лжи (вторая кар-

та), где люди бояться собственной тени, они скрывают свои лица и мысли.

Гэрой встречает девушку (третья карта), которая еще сохранила способность радоваться жизни и видеть ее светлые стороны. Но тени лжи (четвертая карта) выросли до небес, закрыли правду, и готовят суд над теми, кто им сопротивляется.

Герой нашел в себе силы побороть страх, он рассказал людям о том, что на самом деле - маски лжи мертвы (пятая карта), в них нет искренности, нет никаких позитивных чувств. Есть только недоверие, усиливающее страх и подозрительность, и отравляющие жизнь тех, кто реагирует на них.

Люди увидели, что рядом с ним стоит девушка, которая не чувствует страха, потому что верит Герою. Тогда и они поверили ему, и сбросили лживые маски. После этого все почувствовали себя легче, спокойнее и увереннее (шестая карта). Они попросили Героя рассказать им о жизни без страха и подозрений, чтобы научиться жить именно так».

В данном случае история, рассказанная клиентом, выступает как яркое отражение его мыслей и переживаний, которые ассоциируются у него с Героем и с его «путем». По словам клиента, он - «нормальный, неконфликтный человек», но тонко чувствует неискренность в отношениях между людьми. Из-за этого иногда испытывает трудности в установлении контактов.

На наш вопрос, как путь Героя соотносится с его реальной жизнью, клиент ответил, что «искренность в отношениях делает

Библиографический список

человека сильным», способным изменить не только свою жизнь, но и «сделать счастливее других».

На вопрос, готов ли он реализовать это в реальной жизни, клиент ответил, что ассоциация с Героем помогла ему «стать сильнее» и почувствовать, «что даже один человек многое может».

На вопрос, в чем заключается харизматичность Героя, и как это соотносится с реальной жизнью клиента, он ответил, что сила Героя «заключается в его искренности и умении транслировать ее другим людям, заряжать ею других». Совместно с клиентом были определены пути развития данных качеств; выстроены стратегии их применения; проанализированы преимущества использования и психологические ловушки, с которыми он может встретиться.

Рассмотренные примеры использования метафорических ассоциативных карт для развития харизматичности показывают, что психологическая работа, направленная на личностное развитие и формирование таких качеств как оптимизм, стремление к взаимопомощи и поддержке, креативность, уверенность в себе осуществляется наиболее оптимально и эффективно и открывает перед клиентами новые горизонты переживаний и размышлений.

Представленный материал может быть полезен при работе с самым широким спектром запросов, с которыми работают психологи-консультанты, коуч-тренеры и другие специалисты.

1. Дмитриева, Н.В. Психологические концепции харизматичной личности / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41).

2. Буравцова, Н.В. Мужские и женские харизматические образы: взгляд сквозь призму архетипов / Н.В. Буравцова, Н.В. Дмитриева // СМАЛЬТА. - 2014. - № 1.

3. Conger J. Kanungo R., Menon S. , Mathur P. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership // Canadian journal of administrative sciences, 1997. - Vol. 14. - № 3.

4. Энкельманн, Н. Харизма. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни. - М., 2005.

5. Филь, Т.А. Идентичность харизматической личности: монография / Т.А. Филь, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2013.

6. Филь, Т.А. Структура идентичности харизматической личности / Т.А. Филь, Н.В. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 1.

7. Буравцова, Н.В. Развитие личностной харизматичности посредством социально-психологического тренинга / Н.В. Буравцова, Н.В. Дмитриева // Социосфера. - 2014. - № 1.

8. Ленонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

9. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев,1997.

10. Дмитриева, Н.В. Использование ассоциативных карт в нарративной психотерапии работоголизма / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова, Ю.М. Перевозкина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4.

11. OH Verlag. Metaphorische Karten [Э/р]. - Р/д: http://oh-cards.com

12. Юнг, К.Г. Человек и его символы. - М., 2012.

Bibliography

1. Dmitrieva, N.V. Psikhologicheskie koncepcii kharizmatichnoyj lichnosti / N.V. Dmitrieva, N.V. Buravcova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).

2. Buravcova, N.V. Muzhskie i zhenskie kharizmaticheskie obrazih: vzglyad skvozj prizmu arkhetipov / N.V. Buravcova, N.V. Dmitrieva // SMALJTA. - 2014. - № 1.

3. Conger J. Kanungo R., Menon S. , Mathur P. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership // Canadian journal of administrative sciences, 1997. - Vol. 14. - № 3.

4. Ehnkeljmann, N. Kharizma. Lichnostnihe kachestva dostizheniya uspekha v professionaljnoyj i lichnoyj zhizni. - M., 2005.

5. Filj, T.A. Identichnostj kharizmaticheskoyj lichnosti: monografiya / T.A. Filj, N.V. Dmitrieva. - Novosibirsk, 2013.

6. Filj, T.A. Struktura identichnosti kharizmaticheskoyj lichnosti / T.A. Filj, N.V. Dmitrieva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 1.

7. Buravcova, N.V. Razvitie lichnostnoyj kharizmatichnosti posredstvom socialjno-psikhologicheskogo treninga / N.V. Buravcova, N.V. Dmitrieva // Sociosfera. - 2014. - № 1.

8. Lenontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.

9. Burlachuk, L.F. Vvedenie v proektivnuyu psikhologiyu. - Kiev,1997.

10. Dmitrieva, N.V. Ispoljzovanie associativnihkh kart v narrativnoyj psikhoterapii rabotogolizma / N.V. Dmitrieva, N.V. Buravcova, Yu.M. Perevozkina // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2014. - № 4.

11. OH Verlag. Metaphorische Karten [Eh/r]. - R/d: http://oh-cards.com

12. Yung, K.G. Chelovek i ego simvolih. - M., 2012.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 159.928

Chukhrova M.G., Cherepkova Ye.V, KushnaryovA.P. Kostyukova O.A. SOCIAL INTELLIGENCE AND COMMUNICATIVE ABILITIES IN THE PERSONALITY STRUCTURE OF CONVICTS. In order to determine the level of social intelligence and communicative abilities of criminals, the authors examined 50 people convicted on different kinds of law enforcement, mainly related to economic crimes, and crimes against a person. The teach of the researchers use the technique of Guildford-Salives questionnaire to define the formal dynamic properties of an individuality. The work shows the depending on the nature of the crime, there are features of social intelligence and communicative qualities, as the general level of social intelligence, and in its component composition. The economic crime and fraud demanded

a higher level of social intelligence. The authors characterize the following personal features among convicts: communicative necessity; communicative flexibility; communicative tempo; communicative emotions.

Key words: person of the criminal, social intelligence, formal-dynamic properties of individuality.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. каф. психологии личности и спец. психологии ФП ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Е.В. Черепкова, д-р мед. наук, н.с. Научно-исслед. института физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; А.П. Кушнарев, преподаватель, Войсковая часть 44261, E-mail: [email protected], О.А. Костюкова, педагог-психолог ФКОУ В(С) ОШ ГУФСИН России по НСО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО ПРЕСТУПНИКА*

С целью выявления уровня социального интеллекта и коммуникативных способностей у преступников, были обследованы 50 человек, осужденных по разным статьям, в основном, связанных с экономическими преступлениями, а также преступлениями против человека. Применялись методика Гилфорда-Саливена и опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Показано, что в зависимости от характера преступления имеются особенности социального интеллекта и коммуникативных качеств, как по общему уровню социального интеллекта, так и по компонентному его составу. Экономические преступления и мошенничество требовали более высокого уровня социального интеллекта.

Ключевые слова: личность преступника, социальный интеллект, формально-динамические свойства индивидуальности.

Актуальность исследования вызвана значительным количеством совершаемых преступлений и потребностью общества противодействовать им.

Развитие современных технологий (компьютеризация, свободный доступ в интернет, автоматизация и пр.) приводит к появлению новых видов преступлений, таких как мошенничество с помощью банковских карт, телефонные мошенничества, компьютерное мошенничество, мошенничество на рынке недвижимости и многое другое. Растет не только количество совершаемых экономических преступлений, но и их качество. Можно сказать, что мошенничество присутствует во всех видах деятельности государственных и частных структур. С усложнением организации современного мира мошенничество становится более разнообразным и все больше приобретает выраженный интеллектуальный характер. Наряду с этим преступная мотивация остается «психологическим стержнем» преступления, и представляет интерес для психологов и педагогов. Описание психологического портрета (мотивация и психологические особенности личности) преступника может быть полезным для оперативно-розыскной деятельности и криминалистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структуре личности преступника интерес представляли такие элементы, как нравственная характеристика, интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства, социальная роль и социальный статус. По нашему мнению, именно нравственные свойства играют главную роль в становлении личности, способной на преступление закона. Если влияние внешней среды благоприятствует совершению преступления, то реакция на эту представившуюся возможность зависит от личности индивида, его морально-нравственных качеств, мотивации, осознавания преступности намерений, способности прогнозировать последствия преступления и т.п. Окончательный выбор - «совершать или не совершать преступление» - делает человек, исходя из своей психологической природы, т.е. он выбирает то поведение, которое ему в наибольшей степени соответствует. Человек осознанно становится преступником при условии наличия определенных на жизнь. В случае мошенничества - это всегда осознанный выбор.

Можно согласиться с профессором, доктором юридических наук В.Н. Кудрявцевым в том, что мотивационная сфера является стержнем нравственно-психологической структуры личности преступника, интегрирующим ее потребности и интересы [1].

Нравственно-психологическая структура личности преступника тесно связана с параметрами социального интеллекта и коммуникативными качествами. Социальный интеллект является показателем не только успешной адаптивности человека, он является индикатором качества социализации личности, наряду с коммуникативными способностями личности. Коммуникативные способности индивида, его коммуникативная компетентность, как составляющие части социального интеллекта,

формируются и развиваются в процессе его жизни в обществе, однако предпосылки этих способностей являются биологически обусловленными. Ведущими психологическими факторами в социальном интеллекте и коммуникативных способностях являются чувствительность, отзывчивость, умение оценивать эмоциональное состояние другого человека, коммуникабельность; физиологическими факторами - реактивность и лабильность нервной системы, доминирование первосигнальных функций. В коммуникативных способностях также существен параметр невербальность - вербальность. «Ядром» коммуникативных способностей, если воспользоваться исследованиями и терминологией А.А. Бодалева, является «восприятие и понимание человека человеком» [2].

Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, в частности, сумму языковых навыков и знаний.

Цель исследования заключалась в выявлении уровня социального интеллекта и коммуникативных способностей у осужденных по разного рода статьям, в основном связанными с экономическими преступлениями, а также преступлениями против человека.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе одной из колоний Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) России по Новосибирской области. Основную группу (группа 1) составили осужденные за совершение различных видов экономических преступлений (25 чел., средний возраст 31,2+2,61 лет), контрольную группу (группа 2) - осужденные по статьям, не относящихся к экономическим преступлениям (грабеж, разбой, торговля наркотиками), 25 чел., средний возраст 28,4+1,38 лет, время нахождения в местах лишения свободы от 1 до 5 лет, в среднем 2,5+0,43 года. Все испытуемые мужского пола, все впервые осужденные, все подписали информированное согласие на проведение исследования.

Отдельные компоненты социального интеллекта изучались с помощью методики Гилфорда-Саливена [3], которая включает четыре субтеста: «Истории с завершением», «Группы экспрессии», «Вербальная экспрессия», «Истории с дополнением». Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест, третий - вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Успешность выполнения теста не зависит от пола обследуемого. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит двенадцать - пятнадцать заданий. Время проведения субтестов ограничено. Об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.