Научная статья на тему 'МЕТАФОРА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ПОЭЗИИ'

МЕТАФОРА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
218
55
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / АНТРОПОМОРФНЫЙ / СЕМАНТИКА / ПРАГМАТИКА / СИНТАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА / РАСТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хатхе А. А., Читао И. А., Хуажева Н. Х., Шхалахова Р. А.

В статье рассматривается метафора в художественных произведениях и поэзии. Метафорическое оживление природы используется как образное описание человека и имеет большой потенциал. Поэты и писатели выражают душевное состояние, мироощущение героев и философию своей жизни через отношение к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2500-1000-2021-10-1-166-168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHOR IN ART AND POETRY

The article deals with metaphor in works of art and poetry. The metaphorical revitalization of nature is used as a figurative description of a person and has great potential. Poets and writers express the state of mind, the attitude of the heroes and the philosophy of their life through their relationship to nature.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ПОЭЗИИ»

МЕТАФОРА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ПОЭЗИИ

А.А. Хатхе, канд. филол. наук, доцент И.А. Читао, канд. пед. наук, доцент Н.Х. Хуажева, канд. филол. наук, доцент Р.А. Шхалахова, канд. филол. наук, доцент Адыгейский государственный университет (Россия, г. Майкоп)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-166-168

Аннотация. В статье рассматривается метафора в художественных произведениях и поэзии. Метафорическое оживление природы используется как образное описание человека и имеет большой потенциал. Поэты и писатели выражают душевное состояние, мироощущение героев и философию своей жизни через отношение к природе.

Ключевые слова: метафора, антропоморфный, семантика, прагматика, синтактика, социальная природа, растения.

Среди многих средств в поэзии и прозе используется метафора, которая антропоморфна. В художественных произведениях и поэзии прослеживается приписывание растениям чувств, характерных для человеческой души. Картины природы и отдельные природные образы проводят психологическую параллель с личностью человека.

Многие учёные свидетельствуют о том, что в семантике, прагматике и синтактике языкового знака встречаются компоненты, имеющие социальную природу. В рассказах А.П. Чехова, как отмечают Е.Н. Рядчикова и В.В. Чалый, с помощью антропоморфизмов приписываются окружающему миру «человеческие черты, что становится средством:

а) обнаружения той картины мира, которая видится персонажем;

б) повышения эмоционально-оценочного плана повествования;

в) существования отдельного, самостоятельного «персонажа» текста, который опосредованно помогает определить социальную принадлежность действительного героя рассказа;

г) зашифровки позиции-отношения автора к описываемому;

д) создания или усиления иронического, юмористического плана рассказа;

е) углубления психологизма произведений А.П. Чехова» [1].

Мы также полагаем, что метафорическое одушевление природы становится реальностью, когда в романтической лирике природа действительно оживает, наполняется таинственными и сказочными существами - русалками, эльфами, горными духами и т.д. Мы можем рассматривать романтическую мифологию как результат процесса «реализации метафоры».

Н.А. Красс в статье «Символика тополя в поэзии А. Фета и С. Есенина» среди мотивов-образов, относящихся к тополю, выделяет два момента, отчётливо прослеживающиеся у обоих поэтов. А. Фет и С. Есенин описывают: 1) мотив-образ, связанный с силуэтом тополя; 2) мотив-образ, связанный с окраской листьев тополя. Образы, соотносимые с тополем, связаны с понятиями философского плана, в частности, с постижением духовных ценностей и смысла бытия. «Мотив-образ, связанный с силуэтом тополя, относится к ветвям и стволу этого дерева. Подчёркивается стройность тополя, его устремлённость вверх: "стройный", "с подъятыми к небесам ветвями" - А. Фет, "небесный" -С. Есенин. Слово небо подчёркивает, что тополь - очень высокое дерево, как бы "посредник" между небом и землёй, материальным и духовным. Это определяется тем, что идея вертикали тесно связана с движением вверх, по аналогии с пространственным символом и моральными понятиями, и в символике соответствует тен-

денции к одухотворению. Поэтому невозможно игнорировать вертикальную ось при выражении моральных величин. Символика тополя, прежде всего, пространственная» [2].

У обоих поэтов тополь служит отправной точкой, сигналом для широких обобщений. При характеристике речи человека следует отметить исключительную роль листьев. Листья тополя выполняют эту функцию в стихотворениях А. Фета («не проронит ни вздоха, ни трели», «лепечешь», «шепчет»). Данные метафоры, как видим, характеризуют негромкую речь.

Мотив-образ, связанный с окраской листьев тополя, который присутствует у С. Есенина («серебрист», «светел», «среб-роструйный Водолей» струи=листья), и соотносится с этой функцией. Интересно заметить, что белый тополь считался священным деревом Геракла в древнегреческих мифах. Именно он, когда выходил из царства мёртвых, сплёл себе венок из ветвей этого дерева. С тех пор в чёрный цвет окрашена верхняя часть листа, в белый цвет - нижняя, что означает совершение подвигов героем в обоих мирах. Это говорит о том, что и в античной традиции тополь соединяет две ипостаси бытия: земного и потустороннего.

У славян многие вещи назывались серебряными и золотыми, что подчёркивало их превосходство и изящество. Таким образом, можно сказать, что из-за необычной окраски своего листа тополь имеет особое аллегорическое значение и может находиться в ряду положительных и отрицательных символов.

Как и большинство новокрестьянских поэтов, С. Клычков в поисках соприродно-го начала обращался к миру русской деревни. Пантеистическое мировосприятие отношения человека с природным миром отличало его не только от сторонников материалистического взгляда, но и от своих собратьев по «крестьянской купнице» [3]. Конкретные образы природы, вырастающие до символа, мифометафоры, свидетельствуют о мифопоэтическом мышлении С. Клычкова. Следует отметить, что «мифологические образы, соприкасаясь с природными, в лирике С. Клычкова превра-

щаются в метафору, аллегорию, а в прозе наблюдается противоположный процесс -"возвышение метафор до символа и мифа"» [3]. Следовательно, «в "Чертухин-ском балакире" мир предстаёт перед нами как "обжитое пространство" в языческом одухотворении природы: в образах-символах леса, тумана, воды и др.» [4].

Ю.С. Степанов отмечает, что «в лесу представлены "всевременные связи" различных "объектов" - животных, растений, травы, топи и др. Эта общая картина, лежащая в основе художественных текстов С. Клычкова, составляет содержание значительной части мифологии, а также христианства» [4]. Но, как утверждает Р.А. Мусиенко, «лес, с точки зрения многочисленных исследований, как символ земли, -это и место всевозможных опасностей, подвластное духам, демонам» [4].

О «лесных страхах», «символизирующих опасные аспекты бессознательного» писал К. Юнг. В свою очередь, Г. Циммер отмечал, что «в противоположность городу, дому и обрабатываемой земле, как безопасным территориям, лес даёт приют всевозможным опасностям и демонам, врагам и болезням» [4].

Однако Р.А. Мусиенко отмечает, что «у С. Клычкова семантика леса значительно шире, в авторском сознании происходит трансформация мира. Исследователи творчества С. Клычкова подчёркивали, что лес у писателя никогда не бывает тёмным и враждебным, это и объясняет нетрадиционную, "светлую" семантику леса и всех его составляющих. В основе прозаических произведений С. Клычкова лежит идея природной гармонии, которую писатель исповедовал на протяжении всего творческого пути и которая вобрала мифопоэти-ческое мироощущение крестьянской Руси: двоеверие, симбиоз православного христианства и язычества» [5].

В творчестве выдающегося отечественного драматурга ХХ века Е.Л. Шварца существенное место занимает образ природы. Через ассоциацию зрительского сло-творчества, находящего наслаждение в намёке, в остроте, в парадоксе мысли, в сказанном и недосказанном, автор писал не сказки, а обобщения, в которых возни-

кал метафорический смысл. Во многих рит об Иване Ивановиче Грозном, стороже произведениях Е.Л. Шварца присутствуют заповедника, буквально следующее: «Ху-и активно действуют образы и символы дой человек. Всякому зверю - первый природы. друг. С деревьями разговаривает» [6].

Персонаж Иван Иванович Грозный, во С древних времён одной из ведущих

многом являющийся носителем авторской тем многих писателей и поэтов является жизненной позиции, ведёт себя непонятно, взаимодействие человека и природы. Для даже предосудительно для окружающих. русского литературного языка особенно Он слишком странно воспринимает и оце- характерен интерес к процессу мышления нивает такие погодные явления, как туман и интеллектуальному росту человека, кои ветер, разговаривает с растениями и жи- торые видятся как цикл роста и развития вотными, то есть разговаривает с миром растения. природы. Один из персонажей пьесы гово-

Библиографический список

1. Рядчикова, Е.Н. Социальная и эмоциональная роль антропоморфизмов в рассказах А.П. Чехова / Е.Н. Рядчикова, В.В. Чалый // Языковая личность: жанровая и речевая деятельность: тез. докл. науч. конф., 6-8 октября 1998 г. -Волгоград: ВГПУ, Перемена, 1998. - С. 82-83.

2. Красс, Н.А. Символика тополя в поэзии А. Фета и С. Есенина / Н.А. Красс // Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе: Третья Всерос. шк. молодых лингвистов, Пенза, 23-27 марта 1999 г. - М.; Пенза, 1999. - С. 232-233.

3. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. - М.: РУССЛИТ, 1994.

4. Мусиенко, Р.А. Специфика мифопоэтики в прозе С. Клычкова / Р.А. Мусиенко // Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения: материалы Четвёртой межвуз. конф. молодых учёных, Краснодар, 29 апреля 2005 г. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2005. - С. 209-212.

5. Керлот, Х.Э. Словарь символов: пер. с исп. / Х.Э. Керлот. - М.: REFL-book, 1994. -603 с.

6. Шварц, Е.Л. Пьесы / Е.Л. Шварц. - Л., 1982.

METAPHOR IN ART AND POETRY

A.A. Hatche, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor I.A. Chitao, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor N.Kh. Khuazheva, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor R.A. Shkhalakhova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Adyghe State University (Russia, Maykop)

Abstract. The article deals with metaphor in works of art and poetry. The metaphorical revitalization of nature is used as a figurative description of a person and has great potential. Poets and writers express the state of mind, the attitude of the heroes and the philosophy of their life through their relationship to nature.

Keywords: metaphor, anthropomorphic, semantics, pragmatics, syntactics, social nature, plants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.