Научная статья на тему 'МЕТАФИЗИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ'

МЕТАФИЗИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-деликтная политика / административное правонарушение / причины административных правонарушений / administrative-tort policy / administrative offense / causes of administrative offenses.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Н. Дерюга, Н Н. Дерюга

в настоящей статье рассматривается социально-правовой феномен административной деликтности, а также причины возросшего количества совершения правонарушений. Сделан вывод о том, что установленные факторы массовости административной деликтности существенно не снижают качество жизни граждан, уровень безопасности общественных и государственных ценностей. На взгляд авторов, увеличение количества административных правонарушений показывает стремление государства установить более безопасную среду социального обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METAPHYSICS OF ADMINISTRATIVE TORT

This article examines the socio-legal phenomenon of administrative tort, as well as the reasons for the increased number of their commission. It is concluded that the established factors of mass administrative delicacy do not significantly reduce the quality of life of citizens, the level of security of public and state values. In the opinion of the authors, the increase in the number of administrative offenses shows the desire of the state to establish a safer social environment.

Текст научной работы на тему «МЕТАФИЗИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ»

А. Н. Дерюга,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры Дальневосточного юридического института МВД России

Н. Н. Дерюга,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия (г. Хабаровск)

A. N. Deryuga,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department Far Eastern Branch Russian State University ofJustice, Professor of the Department Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia derjuga@mail.ru

N. N. Deryuga,

Professor of the Department of the Far Eastern Branch Russian State University of Justice (Khabarovsk), Doctor of Law, Professor derjuga@mail.ru

DOI:

МЕТАФИЗИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ

■е-

s

Аннотация: в настоящей статье рассматривается социально-правовой феномен административной деликтности, а также причины возросшего количества совершения правонарушений. Сделан вывод о том, что установленные факторы массовости административной деликтности существенно не снижают качество жизни граждан, уровень безопасности общественных и государственных ценностей. | На взгляд авторов, увеличение количества административных правонарушений по- J¡ казывает стремление государства установить более безопасную среду социального 5

обитания. 5

s т

Ключевые слова: административно-деликтная политика, административное -3

правонарушение, причины административных правонарушений. §

ю

THE METAPHYSICS OF ADMINISTRATIVE TORT ь

§

Abstract: This article examines the socio-legal phenomenon of administrative tort, ^ as well as the reasons for the increased number of their commission. It is concluded that о the established factors of mass administrative delicacy do not significantly reduce the quality § of life ofcitizens, the level ofsecurity ofpublic and state values. In the opinion ofthe authors, the increase in the number of administrative offenses shows the desire of the state to establish 73 a safer social environment.

Keywords: administrative-tort policy, administrative offense, causes of administrative

а а

offenses. ь Ь

PP

ю 5

Государственная политика противодействия административным правонарушениям материализована в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) [1] и законах

субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях [2, 3]. Более 600 юридических составов административных правонарушений в КоАП РФ, десятки и сотни правозащитных норм в региональных законах, устанавливающих административную ответственность, образуют юридический «щит», охраняющий ценные для физических и юридических лиц, социума и государства общественные отношения от опасного или вредного поведения.

Острая необходимость противостоять совершению административным правонарушениям выражается в существовании института мировых судов и судов общей юрисдикции [4, 5], десятков специализированных видов правоохранительных органов и сотни тысяч их должностных лиц, административно-юрисдикционная деятельность которых связана с выявлением, пресечением, расследованием и рассмотрением дел об административных правонарушениях. „о По официальным данным статистики, только в 2017 г. в Российской го Федерации было выявлено 121 516 013 административных правона-| рушений, в 2018 г. - 140 631 509, в 2019 г. - 153 386 306, в 2020 г. -~ 175 707 344, в 2021 г. - 192 203 733 [6].

§ Важно подчеркнуть, что представленная статистика не охватывает

§ всю совокупность выявленных административных правонарушений

2 и указывает только на ту, что попала в поле зрения полиции.

^ Следует также учесть статистику административных правона-

— рушений, выявленных в субъектах Российской Федерации, число

§ которых - десятки и сотни тысяч в зависимости от региона. Их вы-с

§ явление также осуществляется органами и должностными лицами § государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления ^ и частично по соглашению с органами внутренних дел [7].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что среди су-о ществующего в юридической сфере квартета противоправных дея-

74

^ ний - уголовных, гражданско-правовых, дисциплинарных и адми-С нистративных - последние являются самыми массовыми, пресекать которые призвана целая «армия» уполномоченных законом органов и должностных лиц. ^ Возникает вопрос, почему при таком большом количестве право-СЧ охранительных органов какого-либо существенного снижения адми-® нистративных правонарушений не происходит? На фоне этого вывода ^ возникает и другой вопрос: неужели общество находится на стадии регресса, снижения качества жизни и на пути к хаосу?

На самом деле не все так однозначно.

Дело в том, составы административных правонарушений появляются в результате объективных процессов развития общества.

Сравнивая содержание Особенной части КоАП РФ в день вступления его в силу (1 июля 2002 г.) с ее современной редакцией можно обнаружить существенную разницу. Количество составов административных правонарушений в начале практики применения КоАП РФ и сегодня отличаются более чем в полтора раза. Особенная часть КоАП РФ ежегодно пополняется новыми запретами.

Необходимо также добавить активное развитие современных технологий выявления и фиксации административных правонарушений, что существенно увеличивает возможности правоохранительных органов, делая некогда чрезвычайно латентные виды правонарушения более открытыми.

Последнее: современное правовое регулирование администра-тивно-юрисдикционного производства дает возможность выносить постановления по делу об административном правонарушении в максимально короткие сроки. Этому способствует развитие правового института ускоренного производства, основанного на примечании к ст. 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности» и ст. 28.6 КоАП РФ «Назначение административного наказания без составления протокола».

Все вышеуказанное, с одной стороны, формирует условия для бо- °

~ ~ Щ

лее высокой административно-деликтной активности граждан, а с дру- | гой стороны, увеличивает способность органов и должностных лиц |

а>

административной юрисдикции оперативно реагировать на нее. В силу ^ этого, а также традиционно высокой латентности административных | правонарушений можно предположить, что потенциал выявляемой о административной деликности далеко не исчерпан. Это означает, что !| количество административных правонарушений в будущем во многом | будет зависеть от технических возможностей их выявлять.

В этом смысле разговоры о том, что административные правона- | рушения не поддаются управлению, можно считать частично ошибоч- 1 ными, хотя бы в той части таких утверждений, которые касаются сни- | жения качества защиты интересов граждан, общества и государства.

Казалось бы, «лавина» выявляемых административных правона- 75 рушений должна негативно влиять на чувство защищенности объектов ^ ^ социальной безопасности. Однако если всмотреться в суть социально- Ь Ь правовых процессов и связанной с ней административно-деликтной политики, то все происходит наоборот. Щ Щ

Такой вывод вытекает из современного процесса развития общественных отношений, активность которого настолько велика, что требует постоянного обновления старых и принятия новых правовых актов, так необходимых для упорядочивания все более сложных

и «тонких» социально-экономических, социокультурных и административно-политических процессов.

Это естественным образом вызывает ответную реакцию общества и ее отдельных индивидуумов, называемых субъектами права. Одни из них быстро приспосабливаются к требуемым правилам поведения, другие в силу разнообразных объективных и субъективных причин не успевают, а третьи - сознательно не желают принимать новую модель поведения.

Уменьшить вторую категорию субъектов права в пользу пополнения первой призваны:

■ отсрочка вступления в силу принятых законов (правил) после дня их официального опубликования;

■ активная просветительская работа об измененных и новых законах (правил) в средствах массовой информации;

„о ■ временный (как правило, на месяц) мораторий на применение административных наказаний за нарушения, вступивших в силу за-^ конов (правил).

о* Уменьшить третью категорию субъектов права способствует об-

I

С

76

о

щая социально-профилактическая работа, в рамках которой формируется социально-одобряемое отношение, а вместе с ним и правомерное

оа

2 поведение граждан в рамках законодательных новелл. Учитывая ^ отсутствие в такой работе мер государственного принуждения, раз— нообразие способов социально-профилактической деятельности § ограничено только здравой фантазией. К таким способам можно отнести:

■ иллюстрацию в средствах массовой информации негативного положения дел, складывающегося до изменения закона (правил);

■ разъяснение экономической и (или) социальной целесообраз-

99

о ности или пользы от предстоящих изменений закона; ^ ■ убеждение в существенном повышении уровня безопасности С в изменяемых правоотношениях путем комментариев по этому поводу популярных в обществе лиц, вызывающих у граждан уважение и доверие, и т.д.

В большей или меньшей степени указанная работа снижает резкий (V «всплеск» административных правонарушений, но их количество все ® равно прирастет.

В чем же дело? Обычная диалектика. Правозащитные законы принимаются в тех общественных отношениях, в которых сталкиваются противоположные интересы равных друг другу и (или) разных элементов социума - человека, общества и государства. В этой ситуации принятие закона означает, что указанные элементы не смогли

договориться иным путем и кому-то нужно уступить, императивно принять ту модель поведения, которая была чужда. Так объективно создаются предпосылки для правонарушений.

Если судить по количеству ограничений и запретов, установленных законами, то их существует множество.

Действительно, количественные данные более или менее полноценной статистики выявленных административных правонарушений пугают и дают повод предположить, что едва ли не каждый человек, находясь на территории России достаточно продолжительное время, обязательно совершит административное правонарушение. Однако как только мы обращаем внимание на свою административно-деликтную историю, а также близких родственников, утверждение такого посыла для многих из нас окажется не верным: мы и наши близкие родственники нередко годами не становимся субъектами административных правонарушений.

Кто же совершает сотни миллионов административных правонарушений?

Это граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в статусе физических, должностных и (или) юридических лиц. °

Выявление большого числа административных правонарушений | часто происходит следующим образом. Щ

1. В Российской Федерации немало надзорных органов, при- ^ званных обеспечить соблюдение жизненно важных правил. Это могут | быть правила торговли, санитарные, строительные, противопожарные, О ветеринарные, экологические, финансово-бюджетные и иные прави- !| ла. Органы государственного и муниципального надзора (контроля) £ в процессе выездной или документарной проверок могут обнаружить у одного поднадзорного субъекта сразу несколько нарушений. Это | могут быть аналогичные нарушения, но совершенные в разное время, 1 а могут быть и те, которые подпадают под разные составы админи- | стративных правонарушений. И то и другое приводит к составлению соответствующего количества протоколов и, как правило, вытекающих 77 из них постановлений по делу об административном правонарушении. ^ ^ Более того, на основании ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение адми- Ь Ь нистративного наказания физическому лицу не освобождает от адми- ^ ^ нистративной ответственности за данное правонарушение виновное Щ Щ юридическое лицо, и наоборот, что означает возможность возбуждения двух дел об административном правонарушении за один выявленный факт нарушения закона (правил). Таким образом, в практике контрольно-надзорной деятельности известно немало случаев, когда

на основании одного акта соответствующей проверки возбуждались десятки административных правонарушений.

2. К типичным случаям в сфере безопасности дорожного движения можно отнести нарушения соответствующих правил, фиксируемые камерами и радарами ГИБДД. Часто они расположены в относительной близости друг от друга в одном популярном направлении, например по дороге на железнодорожный вокзал, аэропорт, крупный торговый центр и т.д. Нередко это приводит к неоднократной фиксации длящегося по времени и расстоянию одно или нескольких случаев нарушения водителем режима безопасности управления транспортным средством. Например, правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6 КоАП РФ), превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ) или нарушение правил пользования внешними световыми приборами (ст. 12.20 КоАП РФ). Таким образом, „о непрерывное и длительное управление транспортным средством с наго рушением хотя бы одного правила, выявляемого в автоматическом режиме, может стать причиной фиксации значительного количества № административных правонарушений.

§ 3. В отличие от уголовного права в административном законо-

§ дательстве нет правового института соучастия. Это обстоятельство

2 не позволяет объединять в одно дело противоправные действия двух

^ и более лиц, направленных на один негативный результат. Примером

— может служить совершение группой лиц мелкого хулиганства (ст. 20.1

§ КоАП РФ), распитие алкогольных напитков в общественных местах

5 (ст. 20.20 КоАП РФ) или участие в несанкционированном собрании,

§ митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших

^ создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения

§ (ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ). 00

о В результате этого юридического нюанса одно противоправное ^ событие, совершенное группой лиц, становится основанием воз-С буждения двух и более дел об административных правонарушениях.

Объединяющим фактором в этом случае будет только правовой ин-78 ститут отягчающих обстоятельств - совершение административного ^ правонарушения в составе группы лиц (п. 4 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). (V Примечательно еще и то, что элементы юридического состава группо-® вых правонарушений будут одинаковы, отличаются они друг от друга ^ персональными данными субъектов их совершения.

4. В КоАП РФ имеются такие составы административных правонарушений, которые не могут быть совершены без ранее совершенного противоправного проступка. Их можно назвать реакционными. Например, неповиновение законному распоряжению или требованию

сотрудника полиции прекратить противоправное поведение (ст. 19.3 КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ) или уклонение от исполнения административного наказания (ст. 20.25 КоАП РФ). Таким образом, одно противоправное поведение по цепочке порождает другое, причем последний пример является наиболее массовым.

Принимая во внимание указанные факторы массовости административной деликтности, можно с уверенностью утверждать следующее. Качество жизни граждан, уровень безопасности общественных и государственных ценностей не становится ниже, а скорее наоборот, показывает стремление государства установить более безопасную среду социального обитания. Конкретному человеку в этой непрерывно обновляемой среде не всегда комфортно, но в конечном итоге именно так обеспечивается его же безопасность. Главное, чтобы рассмотренные процессы служили интересам большинства с учетом принципов социального равенства и справедливости.

Список литературы:

1. Кодекса Российской Федерации об административных правона- m рушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1. g

2. Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях S от 24 июня 2009 г. № 264 // Собр. законодательства Хабаровского края. - ^ 2009. - № 7 (84), ч. 1. I

3. Об административных правонарушениях в Приморском крае : закон m Приморского края от 5 марта 2007 г. № 44-КЗ // Ведомости Законодательного m собр. Приморского края. - 2007. - № 10. |

4. О судебной системе Российской Федерации : федеральный консти- I. туционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства g Рос. Федерации. - 1996. - № 1, ст. 1; ч. 2, 3 ст. 4. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел § Российской Федерации и Правительством Хабаровского края о передаче mI Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, пред- " усмотренных Кодексом Хабаровского края об административных право- ^ ^ нарушениях от 24 июня 2009 г. № 256 : постановление Правительства РФ ь ь от 17 марта 2018 г. № 446-р. - URL: http://government.ru/docs/all/115788/ (дата 11 обращения: 04.01.2023). а |

6. ЦСИ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России». - URL: http://10.5.0.16/csi (дата обращения: 04.01.2023).

7. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Ч. 3 ст. 1, 10 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7, ст. 900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.