Научная статья на тему 'Месяцеслов Евангелия Тип-7 из собрания РГАДА (ф. 381, № 7)'

Месяцеслов Евангелия Тип-7 из собрания РГАДА (ф. 381, № 7) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евангелие / полный апракос / месяцеслов / древнерусский язык / церковнославянский язык / книжный язык / Gospel Book / Complete Aprakos / Menologium / Old Russian language / Church Slavonic / literary language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — София Швед

Основной задачей исследования является описание месяцеслова Евангелия Тип-7 с целью уточнения сведений об истории возникновения рукописи. Цель исследования достигается путем тщательной характеристики оформления календаря церковных постоянных праздников, его состава, а также путем выявления отдельных категорий праздников: православного Востока, славянских, собственно русских и западного происхождения. Вместе с тем проводится анализ праздников, направленный на установление Устава, под воздействием которого находился месяцеслов Тип-7 во время его складывания. Результаты наблюдений над календарем позволяют определить хронологические рамки создания памятника. Так, наличие одного праздника — памяти Кирилла, для которого предусмотрена дата 14 февраля, — из цикла трех, посвященных братьям из Солуни, свидетельствует о том, что книга возникла не ранее XIII в. Верхнюю границу, не позднее XIV в., намечают такие факты, как отсутствие специального заголовка, знаменующего начало месяцеслова, так как до XIV–XV вв. русские календари постоянных праздников функционировали без них. Сверх того, месяцеслов Евангелия Тип-7 не содержит ни праздников-инноваций конца XIV в., связанных с пополнением русских календарей греческими праздниками, ни памятей южнославянских святых, которые стали появляться в русских месяцесловах после канонизационного процесса на рубеже XII–XIII вв., т. е. не ранее конца XIV в. Что касается Устава, наличие памяти преподобного Климента, игумена Студийского и песнописца, назначенной на 27 мая, указывает на влияние Студийского устава, который играл ведущую роль в Русской Церкви в период XII–XIV вв. Таким образом, данные месяцеслова Тип-7 предоставляют новые аргументы относительно времени возникновения этой недатированной рукописи — приблизительно между XIII и началом XIV вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MENOLOGIUM OF THE TIP-7 BOOK OF THE GOSPELS FROM THE COLLECTIO N OF THE RUSSIAN STATE ARCHIVE OF ANCIENT ACTS (F. 381, NO. 7)

The article aims mainly to characterize the M enologium (service-book) of the T ip7 Book of the G ospels in order to obtain additional data on the history of the manuscript’s creation. It is achieved through a detailed description of the external form of the calendar of permanent church holidays and its composition, as well as through the identification of specific categories of holidays of the O rthodox East, of the Slavic, Russian and Western origin. At the same time, the celebrations are analyzed in terms of revealing the “Studite Rule”, under the influence of which the T ip-7 Menologium had been developed. The results of the observation of the calendar make it possible to determine the chronological framework of the appearance of this monument. The presence of one holiday, the holiday of St. C yril on February 14th, in the series of three holidays dedicated to the Saints Cyril and Methodius shows that the book was written not earlier than in the 13th century. The upper limit — no later than the 14th century — is determined by the following facts: the lack of a special headline marking the beginning of the Menologium — until the 14th–15th centuries Russian permanent holiday calendars functioned without them. In addition, the M enologium of the T ip-7 Book of the G ospels did not reflect either the holiday — the innovations of the late 14th century related to the supplementation of the calendars with Greek holidays, or the South-Slavic holidays, which began to appear in the R ussian calendars after the canonization process at the turn of the 12th–13th centuries, that is not earlier than the end of 14th century. As regards the “Studite Rule”, some holidays, e. g. that of St. C lement the Stoudite, on the 27th of May, points to the influence of the “Studite Rule”, which played a leading role in the R ussian Orthodox Church from the 12th to the 14th centuries. Thus, the data of Tip-7 Menologium provide new arguments for the time of creation of this undated manuscript — approximately between the 13th and the early 14th centuries.

Текст научной работы на тему «Месяцеслов Евангелия Тип-7 из собрания РГАДА (ф. 381, № 7)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3(27). 155-168

УДК 801.73+930.272

Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10307

София Швед

месяцеслов ЕВАНГЕЛИЯ ТИп-7 ИЗ СОБРАНИЯ РГАДА (ф. 381, № 7)*

Аннотация. Основной задачей исследования является описание месяцеслова Евангелия Тип-7 с целью уточнения сведений об истории возникновения рукописи. Цель исследования достигается путем тщательной характеристики оформления календаря церковных постоянных праздников, его состава, а также путем выявления отдельных категорий праздников: православного Востока, славянских, собственно русских и западного происхождения. Вместе с тем проводится анализ праздников, направленный на установление устава, под воздействием которого находился месяцеслов Тип-7 во время его складывания. Результаты наблюдений над календарем позволяют определить хронологические рамки создания памятника. Так, наличие одного праздника — памяти Кирилла, для которого предусмотрена дата 14 февраля, — из цикла трех, посвященных братьям из Солуни, свидетельствует о том, что книга возникла не ранее XIII в. Верхнюю границу, не позднее XIV в., намечают такие факты, как отсутствие специального заголовка, знаменующего начало месяцеслова, так как до XIV-XV вв. русские календари постоянных праздников функционировали без них. Сверх того, месяцеслов Евангелия Тип-7 не содержит ни праздников-инноваций конца XIV в., связанных с пополнением русских календарей греческими праздниками, ни памятей южнославянских святых, которые стали появляться в русских месяцесловах после канонизационного процесса на рубеже XII-XIII вв., т. е. не ранее конца XIV в. Что касается устава, наличие памяти преподобного Климента, игумена Студийского и песнописца, назначенной на 27 мая, указывает на влияние Студийского устава, который играл ведущую роль в Русской Церкви в период XII-XIV вв. Таким образом, данные месяцеслова Тип-7 предоставляют

* Статья написана по материалам доклада на международной конференции «VIII Уральские археографические чтения» (Екатеринбург, 11-13 октября 2018 г.).

© София Швед, 2019

155

новые аргументы относительно времени возникновения этой недатированной рукописи — приблизительно между XIII и началом XIV вв.

Ключевые слова: Евангелие, полный апракос, месяцеслов, древнерусский язык, церковнославянский язык, книжный язык.

Цитирование. Швед С. Месяцеслов Евангелия Тип-7 из собрания РГАДА (ф. 381, № 7) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 155-168. БОЪ 10.24411/2224-5391-2019-10307

Месяцеслов — краткая история вопроса

Традиция исследования месяцеслова в России восходит к XIX в. — времени появления ряда первых важных научных трудов на тему происхождения, развития, содержания и языка календаря постоянных церковных праздников1. Одна из первых работ, посвященных данному вопросу, принадлежит К. И. Невоструеву, который пытался описать месяцеслов древнейшего сохранившегося русского полного апракоса — Мстиславова Евангелия, в сопоставлении, между прочим, с Остромировым и Галичским Евангелиями2. Переломным моментом было издание двухтомной работы архиепископа Сергия (Спасского) — Полный месяцеслов Востока, в которой автор предпринял попытку выделить типы и редакции месяцеслова3. Восточным месяцесловам, помещенным в Евангелиях и Апостолах, автор посвятил «Отдел Б» первого тома, в котором наряду с материалом многочисленных славянских памятников изучил также более ранние — греческие4. В очередные десятилетия исследователи особенно часто обращались к древнейшим русским апра-косам. Месяцесловом Остромирова Евангелия занимались, например, Н. А. Мещерский и Н. Н. Лисовой5. В статье, посвященной текстологии

1 Подробная история изучения русского месяцеслова представлена в обширной работе: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. С. 12-23. В настоящей статье ограничимся указанием нескольких избранных работ.

2 Невоструев К. И. Исследование о Евангелии, писанном для новгородского князя Мстислава Владимировича в начале XII века, в сличении с Остромировым списком, Галичским и двумя другими XII и одним XIII века // Мстиславово Евангелие XII века: исследования. М., 1997. С. 5-649.

3 Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. I; М., 1876. Т. II.

4 Там же. Т. I. С. 88-135.

5 Жуковская Л. П. Научная жизнь. Юбилей Остромирова Евангелия // Вопросы язы-

месяцеслова Евангелия, Л. П. Жуковская также рассматривает вопрос на основании Остромирова, Архангельского, Мстиславова Евангелия и нескольких других древнейших списков6. Всестороннее исследование состава календарей постоянных церковных праздников Евангелий и Апостолов дала работа О. В. Лосевой7. Замечательный труд был осуществлен на основании более 150 источников — рукописей XI — нач. XV в.8 Учитывая значимость разработанной в нем классификации и периодизации месяцесловов, а также масштаб проведенных наблюдений, книгу можно сравнить с выдающейся работой Л. П. Жуковской, содержащей классификацию славянских рукописей в соответствии с содержанием и расположением чтений в первой части апракоса — т. е. согласно дням церковного года, началом которого является Пасха9.

Монография О. В. Лосевой — это одна из немногочисленных работ, в которых упоминается о Евангелии Тип-7. Рукописи уделялось мало внимания, а месяцеслов вообще не был до сих пор комплексно описан в отдельном труде10. В связи с все еще слабой изученностью книги вопросы, связанные с историей ее возникновения, нуждаются в рассмотрении и уточнении11. Наблюдения над месяцесловом, который в большой степени представляет собой самостоятельную часть Евангелия, также

кознания. 1957. № 5. С. 154-156 (см. реферат доклада Н. А. Мещерского на с. 155); Лисовой Н. Н. Остромирово Евангелие как исторический источник // Остромирово Евангелие 1056-1057. Л.; М., 1988. С. 12-14.

6 Жуковская Л. П. Еще о текстологии месяцеслова Евангелия (по датированным древнерусским апракосам XI-XII вв.) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 81-87.

7 Лосева О. В. Русские месяцесловы...

8 Там же. С. 7.

9 Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976; Она же. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI-XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности. Язык и текстология / ред. В. В. Виноградов. М., 1968. С. 199-332.

10 О малой заинтересованности в изучении памятника свидетельствует небольшой, по сравнению с другими древнерусскими книгами, перечень работ на его тему в: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. / ред. Л. П. Жуковская, Н. Б. Тихомиров, Н. Б. Шеламанова. М., 1984. С. 250; Каталог славянорусских рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. / ред. М. И. Автократова, О. А. Князевская, С. О. Шмидт. М., 1988. Ч. I. С. 94-96.

11 Евангелие Тип-7 не имеет точной даты создания, оно датировано приблизительно XIII в., ср.: Сводный каталог. С. 250.

могут пролить новый свет на происхождение памятника. Исследования месяцесловов приводят порой к неожиданным, непредвиденным результатам, невыявленным в ходе анализа календаря церковного года. Так, общепринятое мнение о возникновении Ассеманиева Евангелия в X в. опровергается О. В. Лосевой именно на основании отмеченного в месяцеслове рукописи русского праздника освящения церкви великомученика Георгия, произошедшего в 1051-1054 гг.12 Равным образом, опираясь на результаты своих наблюдений над составом постоянных праздников, содержащихся в Архангельском Евангелии, исследователь предположила чешский протограф для месяцеслова этого памятника13. Учитывая подобные достижения, в настоящей статье мы ставим себе задачу всесторонне описать месяцеслов Евангелия Тип-7 с целью уточнения сведений об истории его происхождения.

Общая характеристика месяцеслова Тип-7

Месяцеслов Евангелия Тип-7 начинается на листе 151 об. и заканчивается на листе 173. Он не отделяется от текста предшествующего чтения на Великую Субботу ни заголовком, ни особым орнаментом. Сразу приводится название месяца сентября, выделенное красным цветом и небольшой заставкой, помещенной слева от записи. Таким же образом записаны названия остальных месяцев.

По наблюдениям О. В. Лосевой, календарная часть Евангелия и Апостола в древности не имела постоянного названия и до XIV-XV вв. русские месяцесловы функционировали без специальных заголовков14. В древнейших южнославянских рукописях встречались названия «Меся-цесловесник» и «Месячник». На Руси ситуация меняется только в конце XIV в., когда, вместе с распространением Иерусалимского Савваитского устава, появляются заголовки «Менологий», «Синаксарь», реже другие варианты, такие, как: «Канонарий» или «Эортологий». Употребляемое сегодня название «Месяцеслов» возникло в результате ошибочного калькирования греческого термина MnvoA.6Yюv — «собранное по месяцам»15.

12 Лосева О. В. Русские месяцесловы... С. 6.

13 Лосева О. В. Месяцеслов Архангельского Евангелия 1092 г. // Архангельскому Евангелию 1092 года 900 лет. М., 1995. С. 53.

14 Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 24-25.

15 Там же.

В месяцеслове Евангелия Тип-7 представлены исключительно латинские названия месяцев. В этом отношении памятник сходен, между прочим, с древнейшими апракосами Ассеманиевым Евангелием и Саввиной книгой, а также полными апракосами — Мстиславовым и До-бриловым Евангелиями. Однако среди славянских Евангелий немало и таких, в которых можно наблюдать славянские наименования месяцев. Древнейшим является Одесское Евангелие XII в., перечисляющее 12 славянских названий: рюин, листопад, груден, студен, просинец, сечен, сухий, березозол, травен, изок, червен, зарев16. В некоторых Евангелиях отмечаются как латинские, так и славянские названия. Так, например, копиист Архангельского Евангелия 1092 г. пишет:

Ж(с)ЦЯ СЕ птАмкрлрекомаа го рмина(Л. 123).

После заголовков с названиями месяцев в Тип-7 указаны поочередно дни каждого месяца и праздники, т. е. святые, прославляемые в эти дни, или внесенные в месяцеслов церковные и гражданские исторические события, такие, как: освящения церквей, основания и разрушения городов, победы и поражения императоров17. Памятник не продолжает византийской традиции, согласно которой указывались также число дней месяца и продолжительность дня и ночи18.

Евангельские чтения, предназначенные для определенных праздников, даются в месяцеслове Тип-7 либо полностью — это касается лишь 8 % праздников, либо указаны отсылки к тем местам апракоса, в которых эти чтения приводились ранее, — 30 % праздников. В большинстве случаев — 62 % праздников — отмечается отсутствие как чтений, так и ссылок, а это очень много по сравнению, например, с Архангельским Евангелием 1092 г., в котором, по подсчетам О. В. Лосевой, из общего числа 178 праздников чтений и отсылок не имеют всего лишь 419.

16 Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 26.

17 Там же. С. 30.

18 Эта традиция нашла отражение, между прочим, в Юрьевском Евангелии 11191128 гг., напр.: Я(с)ць октлкрь рекомхш листопадъ. има(т) днии .ла. днь има(т) ча(с) .41. а но(щ) .п. Там же. С. 26.

19 Там же. С. 31.

Несмотря на отсутствие чтений для значительного количества праздников, помещенных в месяцеслове Евангелия Тип-7, календарь следует отнести к типу полных — ежедневных, содержащих памяти на каждый день каждого месяца. В месяцеслове пропущена всего лишь одна дата — 18 сентября (л. 155 об.). После праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, приходящегося на 17 день сентября, следует страсть святых мучеников Савватия и Трофима, которая читается 19 сентября20. Пропуск упустила из виду О. В. Лосева, которая отметила Тип-7 под памятью священномученика Симеона, епископа Иерусалимского, приходящейся на 18 сентября21. В календаре отсутствуют праздники, приходящиеся на 21, 22 и 23 дни декабря, а также на 2, 3 и 4 дни января, — однако это связано с утратой листов между л. 158 об. - 159 и л. 162 об. - 163.

В XIII в. полные месяцесловы не были уже редкостью, однако все еще преобладали календари избранного состава22. Полнота месяцеслова все-таки не имеет большого значения для уточнения времени возникновения книги. Согласно исследованиям О. В. Лосевой, не существует прямой связи между полнотой месяцеслова и временем создания рукописи. Чтения пасхального года пополнялись со временем, вместе с развитием и распространением апракоса. В истории месяцеслова аналогичная закономерность не наблюдается. Как утверждает О. В. Лосева, существование «лаконичных месяцесловов» характерно как для XI в., так и для последующих столетий23.

Состав месяцеслова Тип-724

В связи с историей возникновения месяцеслова в разных культурно-исторических условиях, необходимо различать следующие категории праздников: памяти православного Востока (например: константинопольские, иерусалимские, антиохийские), славянские (например: общеславянские, кирилло-мефодиевские, болгарские), собственно русские и западные по

20 Пропуск трудно заметить из-за повреждения полей, на которых указаны дни месяца.

21 Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 157.

22 Там же. С. 31.

23 Там же. С. 32.

24 В ходе установленного состава месяцеслова Тип-7 и последовательности праздников весьма полезным оказался список памятей Острожской Библии в издании Романа Турконяка (Турконяк Р. Острозька Б1бл1я. Льв1в, 2006. С. 1925-1937).

происхождению — «латинствующие»25. Анализ праздников, входящих в состав календаря Тип-7, проводится с учетом названных категорий.

Памяти православного Востока. Как большинство древнерусских месяцесловов, календарь Евангелия Тип-7 содержит прежде всего праздники православного Востока. При этом здесь имеются памяти не только апостолов и мучеников первых веков христианства, но также святых VIII в. Верхнюю хронологическую границу в месяцеслове Евангелия Тип-7 определяют праздники святых, подвизавшихся в первой половине X в.: память преподобного Лампада Иринопольского (5 июля) и Фомы Малеи-на (7 июля)26. Инновации конца XIV в., связанные с пополнением русских календарей греческими праздниками27, в Тип-7 уже не обнаруживаются, что может служить доказательством того, что Тип-7 был написан не позднее середины XIV в. Как полагала О. В. Лосева, «месяцесловы переставали пополняться греческими памятями с того момента, как попадали за пределы Византии, и отражают информацию греческих протографов на момент их перевода в славянской или русской среде»28.

Памяти западного происхождения. Праздники западного происхождения, неизвестные в греческой агиографии, встречались уже в древнейших древнерусских месяцесловах XI — нач. XII в. В самом Остромировом Евангелии их по крайней мере 429. В календаре постоянных праздников Тип-7 отмечается одна заимствованная память — Сильвестра, папы Римского ^ 335), установленная на 31 декабря.

Памяти славянские. Среди славянских праздников особое место в календарях занимают памяти Кирилла и Мефодия — святых учителей, почитаемых всеми славянами в связи с их просветительской деятельностью. Древнейшие славянские праздники относятся к событиям из жизни братьев из Солуни. В месяцеслове Тип-7 находится всего лишь один — основной — праздник, память Кирилла, установленная, вместе с памятью святого Евксентия (правильно — Авксентия), на 14 февраля. Отсутствуют отмечающиеся в других Евангелиях 30 января и 6 апреля праздники обретения мощей священномученика Климента, папы Рим-

25 Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 44, 63.

26 Там же. С. 58.

27 Там же. С. 59.

28 Там же. С. 61.

29 Там же. С. 63-68.

ского, равноапостольным Кириллом Философом в Херсонесе в 861 г., а также памяти равноапостольного Кирилла (Константина) Философа, учителя Словенского, и святого Мефодия, архиепископа Моравского. На эти дни в памятнике отмечены соответственно: память священномуче-ника Полуеукта (правильно — Ипполита; 30 января) и святого Евтухия (правильно — Евтихия), патриарха Константинопольского (6 апреля).

Наличие одного праздника из цикла трех посвященных братьям из Солуни позволяет классифицировать книгу как памятник, возникший не ранее XIII в. Количество кирилло-мефодиевских праздников в древнерусских месяцесловах сокращалось с течением времени. Все три праздника фиксируются, как правило, в календарях XI-XII вв. Позднее ситуация изменяется. В XIII в. целый цикл отмечается только в одном памятнике (Синайском Апостоле Slav. 39), а в XIV в. — вообще не отмечается30. В календарях XIV — начала XV в. кирилло-мефодиевские праздники выступают по одному из цикла31.

В месяцеслове Евангелия Тип-7 нет памятей южнославянских святых, которые пополнили болгарские и сербские месяцесловы в ходе ка-нонизационного процесса на рубеже XII-XIII вв. Эти праздники стали появляться в русских месяцесловах не ранее конца XIV в.32 Равным образом не отмечаются ни память чешского князя Вячеслава, ни другие праздники, связанные с его культом, известные Евангелиям и Апостолам XIV в.

Памяти собственно русские. В месяцеслове Тип-7 отмечается всего лишь один собственно русский праздник — благоверных князей Бориса и Глеба, совершаемый 24 июля. Это один из самых распространенных русских праздников. Встречается в разных типах богослужебных книг: минеях, кондакарях, Евангелиях33. В исследованной рукописи он находится под памятью греческой святой — мученицы Христины.

Уникальные памяти месяцеслова тип-7. Среди постоянных церковных праздников в рассматриваемом памятнике находится одна уникальная память, не отмеченная ни в каком другом месяцеслове34. Это

30 Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 76.

31 Там же. С. 77.

32 Там же. С. 82.

33 Там же. С. 92.

34 Имеются в виду месяцесловы XI-XV вв., собранные О. В. Лосевой, в которых в

неизвестный праздник мученика Тихона, указанный под датой 11 мая35. К уникальным можно отнести также две памяти, которые, кроме месяцеслова Тип-7, появились в одном ином календаре — память пророка Захарии, неизвестную греческим календарям, зафиксированную также в Мзк-345236 под датой 30 декабря, и упомянутый ранее западный праздник святого Сильвестра, папы Римского (t 335), выступающий в Остромировом Евангелии также под датой 31 декабря37.

Устав. Месяцеслов Евангелия Тип-7, как памятника XIII в., следует причислить к группе текстов, относящихся ко второму периоду развития русского месяцеслова, т. е. к периоду XII-XIV вв., когда в Русской Церкви ведущую роль играл Студийский устав, сложившийся в Студийском монастыре в Константинополе во второй половине IX — начале X вв.38 На связь месяцеслова Тип-7 с этим Уставом указывает, например, память преподобного Климента, игумена Студийского и пес-нописца, совершаемая 27 мая. В календаре отразились также традиции более раннего Типикона — Великой церкви, создание которого связано с литургической практикой храма Святой Софии в Константинополе39, например — память святых патриарха нектария и др. 11 октября и память святых отцов IV Вселенского Халкидонского Собора 16 июля40.

Результаты проведенного в настоящей статье анализа месяцеслова Евангелия Тип-7 позволяют восполнить и уточнить сведения об этой малоизвестной рукописи. Тем не менее, значение исследований календаря постоянных праздников для уточнения фактов, связанных с возникновением книги, а также определения ее места среди древнерусских Евангелий, не идет ни в какое сравнение со значением наблюдений над первой частью, содержащей чтения пасхального года41. основной при-

целом она отметила 272 уникальных праздника (Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 34).

35 Там же. С. 337.

36 Там же. С. 235.

37 Там же. С. 236.

38 Там же. С. 44, 120.

39 Там же. С. 44.

40 Там же. С. 47.

41 Исследование первой части Евангелия Тип-7 см.: Szwed Z. О типологических особенностях Евангелия Тип-7 из собрания РГАДА ф. 381, № 7 // Acta Polono-Ruthenica.

чиной этого является огромная неоднородность состава месяцесловов42, затрудняющая установление на их основании связей между родственными рукописями Евангелия, а также определение соотношений между предполагаемыми протографами, антиграфами и апографами. Если классификацию древнерусских апракосов на основании их первой части с чтениями, расположенными по дням церковного года, давно удалось разработать43, то распределение месяцесловов по редакциям, видам и семьям оказывается, как подчеркивает О. В. Лосева, невозможным44. Впрочем, она сама устанавливает несколько пар и групп типологически сходных календарей. Так, например, месяцеслов Евангелия Тип-7, являющийся предметом исследования в настоящей статье, оказался, согласно ее наблюдениям, протографом второй части Евангелия РГБ. Рум. 109 1-й половины XIV в. В памятниках отмечается совпадение, с небольшими исключениями состава и формулировки, месяцесловных статей45.

Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Внешнее оформление месяцеслова Евангелия Тип-7 соответствует календарям постоянных праздников, созданным ранее XIV-XV вв.

2. Месяцеслов Евангелия Тип-7 относится к типу полных — ежедневных, содержащих памяти на каждый день каждого месяца.

3. Только 8 % праздников месяцеслова имеют полные тексты чтений. К 30 % памятей указаны ссылки, а у 62 % отмечается отсутствие как чтений, так и ссылок.

4. Месяцеслов Тип-7 содержит прежде всего праздники православного Востока. В календаре отмечаются по одному празднику западного происхождения, славянскому и собственно русскому.

5. Месяцеслов Евангелия Тип-7 продолжает традиции Студийского устава и устава Великой церкви.

Ольштын, 2017. № XXII. С. 91-103.

42 На неоднородность состава месяцеслова обращали внимание: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I. С. 28; Жуковская Л. П. Еще о текстологии. С. 81; Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 37.

43 Жуковская Л. П. Текстология и язык.; Она же. Типология рукописей.

44 Лосева О. В. Русские месяцесловы. С. 37.

45 Там же. С. 38.

Результаты изучения месяцеслова Евангелия Тип-7, как в большой мере самостоятельной части апракоса, подтверждают предполагаемое приблизительное время возникновения рукописи — около XIII в., с передвижением верхней границы создания памятника к началу XIV в. В пользу такого заключения говорят установленные в ходе анализа факты. Отсутствие инноваций конца XIV в., связанных с пополнением русских календарей греческими праздниками и памятями южнославянских святых, которые стали появляться в русских месяцесловах после канони-зационного процесса на рубеже XII-XIII вв., т. е. не ранее конца XIV в., позволяет отнести верхнюю хронологическую границу именно к XIV в. Не обнаружились никакие доказательства, которые имплицировали бы ограничение временных рамок исключительно XIII в.

Сведения об авторе. Швед София — PhD, адъюнкт Университета им. Адама Мицкевича в Познани (Польша). E-mail: z-szwed@amu.edu.pl

Список литературы

1. Жуковская Л. П. Еще о текстологии месяцеслова Евангелия (по датированным древнерусским апракосам XI-XII вв.) // Труды Отдела древнерусской литературы. 1993. Т. 48. С. 81-87.

2. Жуковская Л. П. Научная жизнь. Юбилей Остромирова Евангелия // Вопросы языкознания. 1957. № 5. С. 154-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976.

4. Жуковская Л. П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI-XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности. Язык и текстология / ред. В.В. Виноградов. М., 1968. С. 199-332.

5. Каталог славяно-русских рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР / ред. М. И. Автократова, О. А. Князевская, С. О. Шмидт. М., 1988. Ч. I.

6. Лисовой Н. Н. Остромирово Евангелие как исторический источник // Остромирово Евангелие 1056-1057. Л.; М., 1988. С. 12-14.

7. Лосева О. В. Месяцеслов Архангельского Евангелия 1092 г. // Архангельскому Евангелию 1092 года 900 лет. М., 1995. С. 46-54.

8. Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001.

9. Невоструев К. И. Исследование о Евангелии, писанном для новгородского князя Мстислава Владимировича в начале XII века, в сличении с Остромировым списком, Галичским и двумя другими XII и одним XIII века // Мстиславово Евангелие XII века: исследования. М., 1997. С. 5-649.

10. РГАДА. Ф. 381. Д. 7. Режим доступа: http://rgada.info/kueh/index2.php?str=381 _1_7&name=%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3% D0%B5%D0%BB%D0

%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%81%20 %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B9 (дата обращения: 13.07.2018).

11. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. / ред. л. П. Жуковская, Н. Б. тихомиров, Н. Б. Шеламанова. М., 1984.

12. сергий (спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. I; М., 1876. Т. II.

13. турконяк р. Острозька Бiблiя. Львiв, 2006.

14. Szwed Z. О типологических особенностях Евангелия Тип-7 из собрания РГАДА ф. 381, № 7 // Acta Polono-Ruthenica. Ольштын, 2017. № XXII. С. 91-103.

Zofia Szwed

THE MENOLOGIUM OF THE TIP-7 BOOK OF THE GOSPELS FROM THE COLLECTION OF THE RUSSIAN STATE ARCHIVE OF ANCIENT ACTS (F. 381, NO. 7)

Abstract. The article aims mainly to characterize the Menologium (service-book) of the Tip-7 Book of the Gospels in order to obtain additional data on the history of the manuscript's creation. It is achieved through a detailed description of the external form of the calendar of permanent church holidays and its composition, as well as through the identification of specific categories of holidays of the Orthodox East, of the Slavic, Russian and Western origin. At the same time, the celebrations are analyzed in terms of revealing the "Studite Rule", under the influence of which the Tip-7 Menologium had been developed. The results of the observation of the calendar make it possible to determine the chronological framework of the appearance of this monument. The presence of one holiday, the holiday of St. Cyril on February 14th, in the series of three holidays dedicated to the Saints Cyril and Methodius shows that the book was written not earlier than in the 13th century. The upper limit — no later than the 14th century — is determined by the following facts: the lack of a special headline marking the beginning of the Menologium — until the 14th-15th centuries Russian permanent holiday calendars functioned without them. In addition, the Menologium of the Tip-7 Book of the Gospels did not reflect either the holiday — the innovations of the late 14th century related to the supplementation of the calendars with Greek holidays, or the South-Slavic holidays, which began to appear in the Russian calendars after the canonization process at the turn of the 12th-13th centuries, that is not earlier than the end of 14th century. As regards the "Studite Rule", some holidays, e. g. that of St. Clement the Stoudite, on the 27th of May, points to the influence of the "Studite Rule", which played a leading role in the Russian Orthodox Church from the 12th to the 14th centuries. Thus, the data of Tip-7 Menologium provide new arguments for the time of creation of this undated manuscript — approximately between the 13th and the early 14th centuries.

Keywords: Gospel Book, Complete Aprakos, Menologium, old Russian language, Church Slavonic, literary language.

Citation. Szwed Z. Mesiatseslov Evangeliia Tip-7 iz sobraniia RGADA (f. 381, № 7) [The Me-nologium of the Tip-7 Book of the Gospels from the Collection of the Russian State Archive of Ancient Acts (f. 381, no. 7)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 3 (27), pp. 155-168. DOI: 10.24411/22245391-2019-10307

About the author. Szwed Zofia — PhD, assistant Professor of the Institute of Russian and Ukrainian Philology in the University named after Adam Mickiewicz in Poznan (Poland). E-mail: z-szwed@amu.edu.pl

References

1. Avtokratova M. I., Kniazevskaya O. A., Shmidt S. O. (eds.). Katalogslaviano-russkikh ruko-pisnykh knig XI-XIV vv., khraniashchikhsia v TsGADA SSSR [Catalogue of Slavonic-Russian Manuscripts from the 11th to the 14th Century, Kept in the Central State Archive of Historical Records of the USSR]. Moscow, 1988, part 1.

2. Lisovoi N. N. Ostromirovo Evangelie kak istoricheskii istochnik [Ostromir Gospels as a Historical Source]. Ostromirovo Evangelie 1056-1057 [Ostromir Gospels of 1056-1057]. Leningrad; Moscow, 1988, pp. 12-14.

3. Loseva O. V. Mesiatseslov Arkhangel'skogo Evangeliia 1092 g. [Menologion of the Arkhangelsk Gospel of 1092]. Arkhangelskomu Evangeliiu 1092 goda 900 let [The Arkhangelsk Gospel of 1092 is 900 Years Old]. Moscow, 1995, pp. 46-54.

4. Loseva O. V. Russkie mesiatseslovy XI-XIV vekov [Ruthenian Menologions of the 11th-14th Centuries]. Moscow, 2001.

5. Nevostruev K. I. Issledovanie o Evangelii, pisannom dlia novgorodskogo kniazia Mstislava Vladimirovicha v nachale XII veka, v slichenii s Ostromirovym spiskom, Galichskim i dvu-mia drugimi XII i odnim XIII veka [Research on the Book of the Gospels Written for Duke of Novgorod Mstislav Vladimirovich in the Early 12th Century Compared to the Ostromir Gospel, Galician Gospel and Two Others of the 12th Century and One More of the 13th Century]. Mstislavovo Evangelie XII veka: issledovaniia [Mstislav Gospel of the 12th Century: Research]. Moscow, 1997, pp. 5-649.

6. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov (RGADA) [Russian State Archive of Ancient Acts]. Stock 381. L. 1. Dos. 7. Available at: URL: http://rgada.info/kueh/index2.php?st r=381_1_7&name=%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D 0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%81%20 %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B9 (accessed: 13.07.2018).

7. Sergii (Spasskii), arkhiep. Polnyi mesiatseslov Vostoka [Complete Menologium of the East]. Vladimir, 1901, vol. I; Moscow, 1876, vol. II.

8. Szwed Z. O tipologicheskikh osobennostiakh Evangeliia Tip-7 iz sobraniia RGADA f. 381, № 7 [On Typological Features of the Text of the Gospel Book Tip-7 from the Collection of the Russian State Archive of Ancient Acts, F. 381, no. 7]. Acta Polono-Ruthenica, 2017, no. XXII, pp. 91-103.

9. Turkoniak R. Ostroz'ka Bibliia [The Ostrog Bible], Lviv, 2006.

10. Zhukovskaya L. P. Eshche o tekstologii mesiatseslova Evangeliia (po datirovannym drevnerusskim aprakosam XI-XII vv.) [Once Again About the Textology of the Menologion of the Book of Gospels (based on Old Ruthenian lectionaries from the 11th to the 13th centuries]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury — Proceedings of the Old Russian Literature Department, 1993, vol. 48, pp. 81-87.

11. Zhukovskaya L. P. Nauchnaia zhizn. Iubilei Ostromirova Evangeliia [Scientific Life. Anniversary of the Ostromirov Gospel]. Voprosy iazykoznaniia — Topics in the Study of Language, 1957, no. 5, pp. 154-156.

12. Zhukovskaya L. P. Tekstologiia i iazyk drevneishikh slavianskikh pamiatnikov [Textology and Language of the Ancient Slavic Monuments]. Moscow, 1976.

13. Zhukovskaya L. P. Tipologiia rukopisei drevnerusskogo polnogo aprakosa XI-XIV vv. v sviazi s lingvisticheskim izucheniem ikh [Typology of Manuscripts of the Old Ruthenian Complete Aprakos of the 11th-14th Centuries in Connection with the Linguistic Study of Them]. Pamiatniki drevnerusskoi pis'mennosti. Iazyk i tekstologiia [Monuments of the Old Ruthenian Literature. Language and Textology]. Ed. V. V. Vinogradov. Moscow, 1968, pp. 199-332.

14. Zhukovskaya L. P., Tikhomirov N. B., Shelamanova N. B. (Eds.). Svodnyi katalog slavia-no-russkikh rukopisnykh knig, khraniashchikhsia v SSSR. XI-XIII vv. [Consolidated Catalogue of Slavic-Russian Manuscripts in the USSR. 11th-13th Centuries]. Moscow, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.