Научная статья на тему 'Месяцесловы древнерусских кондакарей'

Месяцесловы древнерусских кондакарей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЧЕСКАЯ КНИГА КОНДАКАРЬ / МЕСЯЦЕСЛОВ / МИНЕЙНЫЕ ПАМЯТИ / ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / "ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ЯДРО" МЕСЯЦЕСЛОВА / KONDAKAR / MENOLOGION / PROPRIA OF MENAIA / CHURCH FEASTS / "LITURGICAL NUCLEUS" OF THE MENOLOGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Швец Татьяна Викторовна

Месяцеслов это система неподвижных церковных праздников, расположенных в календарной последовательности от сентября до августа. Месяцесловный раздел, в котором выписаны кондаки (или кондаки и икосы) святым, составляет самую значительную часть певческой книги Кондакарь. В статье впервые представлен комплексный сравнительный анализ месяцесловов всех списков древнерусских кондакарей. По результатам исследования: 1) сформирован свод месяцесловных памятей, зафиксированных в кондакарях; 2) выявлен список праздников, которые составляют «литургическое ядро» месяцеслова данной певческой книги; 3) определены уникальные памяти, встречающиеся только в одном списке; 4) внесены уточнения в датировку некоторых рукописей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Menologia in Old Russian Kondakaries

The Menologion is a system of fixed church feasts arranged according to the calendar sequence from September to August. The section of the Menologion that contains kontakia (or kontakia and oikoi) dedicated to Saints constitutes the most significant part of the singing book Kondakar (Russ. кондакарь). This article for the first time presents an integrated comparative study of all extant menologia from Russian Kondakars. The main results of the study are as follows: 1) full index of feasts contained in all Kondakar menologia; 2) index of feasts, which form a certain “liturgical nucleus” of the singing book in question; 3) register of unique feasts located in only one MS; 4) corrections in dating of some MSs.

Текст научной работы на тему «Месяцесловы древнерусских кондакарей»

Вестник ПСТГУ. Швец Татьяна Викторовна,

Серия V: Вопросы истории и теории доцент кафедры древнерусского певческого искусства

христианского искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории

2017. Вып. 26. С. 40—56 им. Н. А. Римского-Корсакова

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2 - А [email protected]

Месяцесловы древнерусских Кондакарей

Т. В. Швец

Месяцеслов — это система неподвижных церковных праздников, расположенных в календарной последовательности от сентября до августа. Месяцесловный раздел, в котором выписаны кондаки (или кондаки и икосы) святым, составляет самую значительную часть певческой книги Кондакарь. В статье впервые представлен комплексный сравнительный анализ месяцесловов всех списков древнерусских кондакарей. По результатам исследования: 1) сформирован свод месяцесловных памятей, зафиксированных в кондакарях; 2) выявлен список праздников, которые составляют «литургическое ядро» месяцеслова данной певческой книги; 3) определены уникальные памяти, встречающиеся только в одном списке; 4) внесены уточнения в датировку некоторых рукописей.

Первая часть певческой книги Кондакарь включает собрание кондаков (или кондаков и икосов), организованных в два последования: месяцесловный круг памятей и триодный круг памятей. Месяцесловный раздел Кондакаря составляет самую значительную часть певческой книги. В среднем он содержит более 100 кондаков или более 200 кондаков и икосов.

Принято считать, что месяцесловный раздел певческих книг, включая Кондакарь, является стабильным по содержанию, что связано с фиксацией приуроченных к каждой дате песнопений1. Это подтверждается тем, что большинство содержащихся в месяцеслове праздников фиксируется во всех списках певческой книги. Своеобразие и индивидуальность каждого Кондакаря составляют памяти, встречающиеся только в одном списке. Некоторые из них, как, например, память Спаса Всемилостивого (1 августа), зафиксированная в Лаврском Кондакаре, уточняют датировку рукописи (не ранее XIII в.) и свидетельствуют о ростовском происхождении кодекса2. Этот факт хорошо известен современным исследователям. Однако и в других древнерусских кондакарях присутствуют ред-

1 См.: Лосева О. В. Русские месяцесловы Х1—Х1У веков. М., 2001. С. 35.

2 Праздник Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы посвящен победе над волжскими болгарами в 1164 г., которую одержал Андрей Боголюбский. Он был установлен во Владимире, при участии ростовского епископа Нестора (Владимир входил в состав Ростовской епархии). Вероятно, память победы 1 августа не приобрела желаемого статуса и встречается в месяцесловах крайне редко. Известны только две рукописи, где она упоминается: Евангелие ГИМ Арх. 1 из княжеского ростовского скриптория и Лаврский Кондакарь. Об этом см.: Лосева. Указ. соч. С. 109; Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI—XII веков, хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина // Записки отдела рукописей [РГБ]. М., 1968. Вып. 30. С. 143—144.

кие, уникальные памяти, которые также могут играть важную роль при кодико-логическом исследовании памятника3.

Одной из первых работ, в рамках которой рассматривался месяцеслов Кондакаря, стал классический труд архиепископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока»4, где в приложении был опубликован состав памятей Типографского Устава с Кондакарем со ссылками разночтений по другому Кондакарю — Успенскому5. Однако первое исследование месяцесловной части Типографского Кондакаря было осуществлено значительно раньше. В рукописи сохранились пометы, состоящие из слова «нет», которые записывались в левом поле многих листов напротив указаний на памяти святых. Время их написания и точное значение сегодня не определено6. Но, как нам кажется, эти краткие записи появились в рукописи в результате сравнения Типографского Кондакаря с каким-то другим, неизвестным нам источником, а помета «нет» выставлялась напротив тех праздников, которые в нем отсутствовали (ил. 1)7.

| лмшлк ы д

N1 С 'МП I Н 1 «Iр Т '6' О £ЬНД ГО дпрд Ч'ЛОу с "Ы<+ Л*.УНП1 н И51СЛ на ьО^Л^ г А.- С в.П Ц С Г Л 1| Г С Д А К Ь МЛ Щ

|^СП<£»иЬМО 'Г 01*0Н1 рюло-к ь но у юн СТОу«»

т

•Я 1ЩЦ -01/> »»Л и С Ч' МГ, О к" ' »!> н м * с

" • " \ % 1 1

ШН -'Г'А'ЛЯл - Н^^ЙЛД'Г ночл^о г я ■(. У'&ишог^д-^ | ■ М о дг гпты ярпгио ряд ру • -

Ил. 1. Типографский Кондакарь, л. 64. Помета «нет» напротив памяти прп. Марии Египетской

3 Об этом см.: Лосева. Указ. соч. С. 6.

4 Первое издание вышло в Москве в 1875—1876 гг., второе, переработанное и дополненное, — во Владимире в 1901 г.

5 См.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: в 2 т. Владимир, 1901. Т. I: Восточная агиология. С. 443—445 (Приложение 9).

6 Об этом см.: Голышенко В. С. Палеографическое описание Типографского Устава // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI - начала XII века / Б. А. Успенский, ред. М., 2006. Т. 3. С. 13.

7 Пометы «нет» записываются в продолжении месяцесловной и триодной части Кондакаря. Значительно реже они проставляются напротив определенных кондаков или икосов, что может указывать на отсутствие этих песнопений в том источнике, с которым проводилось сравнение.

Сопоставительным изучением месяцесловов кондакарей, стихирарей и миней ХИ—ХШ вв. занимался С. В. Смоленский. Он указывает на 111 праздников, которые одинаково встречаются в этих книгах8. Сравнение месяцесловных памятей (и соответствующих им песнопений) с рукописными студийскими, а также и современными печатными минеями проводилось А. В. Горским и К. И. Не-воструевым при описании Синодального Кондакаря9.

В настоящей работе впервые проведен комплексный сравнительный анализ месяцесловов всех списков древнерусских кондакарей. Основными источниками для нас стали: 1) собственные описания шести списков кондакарей; 2) последнее исследование в области месяцесловов, осуществленное канд. филол. наук О. В. Лосевой10.

Согласно ее данным, образцами для древнерусских месяцесловов XI— XIII вв. послужили греческие рукописи древнее XI в.11 Большинство вошедших в них праздников связаны с почитанием святых первых веков христианства. Каждый месяцеслов, даже самый краткий, содержит определенное количество обязательных праздников, которые составляют «литургическое ядро»12. «Литургическое ядро» сформировалось в богослужебной практике Константинопольского патриархата и без изменений было заимствовано древнерусскими месяцесловами. Для рукописей студийского периода (XI — 1-я пол. XIV в.) оно включает 80 памятей13.

Из перечисленных О. В. Лосевой праздников, составляющих «литургическое ядро» древнерусских месяцесловов, в кондакарях отсутствуют две памяти: прв. Симеона Богоприимца (3 февраля) и 12 апостолов (30 июня)14. Некоторые из них, как, например, память сщмч. Анфима (3 сентября), не являются распространенными.

Как показывает сравнительный анализ всех списков древнерусских кондакарей, состав памятей месяцесловной части книги преимущественно стабильный. Можно отметить, что он сложился уже в древнейшем списке — Типографском Кондакаре. Еще одной отличительной особенностью книги является обязательная фиксация русских памятей (исключение составляет ненотированный Кондакарь ОИДР).

Полнота месяцеслова, безусловно, зависит от степени сохранности рукописи. Из всех шести списков только Успенский и Кондакарь ОИДР не имеют утрат

8 См.: Смоленский С. В. Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени // Русская музыкальная газета. 1913. № 45. Стб. 1009—1010; Швец Т. В. Древнерусская певческая книга Кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 2. С. 101.

9 См.: Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1917. Отд. 3. Ч. 2. № 522. С. 384-388.

10 См.: Лосева. Указ. соч.

11 См.: Там же. С. 62.

12 Термин «литургическое ядро» введен О. В. Лосевой (см.: Там же. С. 34).

13 См.: Там же. С. 34-35.

14 Отсутствие памяти 12 апостолов в кондакарях связано, вероятно, с повтором кондака апп. Петру и Павлу на этот праздник, что отражено в списке Студийско-Алексиевского Устава (Син. 330. Л. 175 об.) (см.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 351).

листов в первой части книги15. Плохой сохранностью отличаются Лаврский и Синодальный кондакари. В целом, утраты листов обнаружены:

• в Типографском Кондакаре — незначительные в январе месяце;

• в Благовещенском Кондакаре — значительные в месяцах декабрь, январь и август;

• в Лаврском Кондакаре — полностью утрачены вторая часть ноября, декабрь, первая часть января, апрель;

• в Синодальном Кондакаре — утрачены большая часть памятей периода с сентября по декабрь16.

В результате исследования мы выявили список праздников, которые составляют «литургическое ядро» месяцеслова певческой книги Кондакарь. В него вошли самые распространенные памяти, зафиксированные почти во всех списках (с учетом утраченных фрагментов). «Литургическое ядро» месяцеслова Кондакаря составляют 93 праздника, в числе которых можно выделить следующие группы памятей:

1. Двунадесятые праздники минейного (неизменяемого) круга — 9 праздников.

2. Навечерия Рождества Христова и Богоявления.

3. Богородичные праздники:

• Зачатие праведной Анны (9 декабря);

• Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы (25 июля);

• Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря);

• Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля);

• Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (31 августа).

4. Праздники, связанные с Иоанном Крестителем:

• Прор. Захария, отец Иоанна Предтечи (5 сентября);

• Зачатие Иоанна Предтечи и Крестителя (23 сентября);

• Рождество Иоанна Предтечи и Крестителя (24 июня);

• Усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя (29 августа);

• Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля);

• Третье обретение главы Иоанна Предтечи (25 мая);

• Собор Иоанна Предтечи и Крестителя (7 января).

5. Памяти апостолов и евангелистов — 4 памяти.

6. Памяти апостолов (в том числе апп. Петра и Павла, ап. Андрея Первозванного, ап. Иакова, брата Господня, ап. Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова и др.).

7. Памяти пророков (в том числе прор. Даниила и трех отроков).

8. Памяти святителей (в том числе Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова).

15 В Кондакаре ОИДР (РГБ. Ф. 205. № 107) утрачен один или два листа в начале рукописи, что не повлияло на состав месяцесловной части.

16 В Синодальном Кондакаре календарные памяти организованы в два минейных цикла с сентября по август. В связи с тем что начало рукописи утрачено, отсутствуют листы, содержащие песнопения с сентября по декабрь. Однако небольшая часть памятей периода сентябрь — декабрь сохранилась во втором минейном цикле.

9. Памяти святых, которые были особо значимы для богослужения древней Церкви. Среди них первомученики, первомученицы, мученики, мученицы, бессребреники, священномученики и др. Например, прмц. Фекла, прмч. Стефан, свт. Николай, царь Константин и царица Елена, Дионисий Ареопагит, Димитрий Солунский, Антоний Великий, Ефрем Сирин, целитель Пантелеимон и др.;

10. Памяти русским святым — мчч. благоверным князьям Борису и Глебу.

Ряд представленных в месяцеслове имен святых имеет не один день почитания в году, а несколько. Например, двумя датами отмечены: вмц. Евфимия все-хвальная (16 сентября и 11 июля), ап. Петр (29 июня и 16 января), архистратиг Михаил (6 сентября и 8 ноября). Наиболее распространенным случаем является празднование дня преставления святого и дня перенесения его мощей. В месяцесловах кондакарей наиболее часто фиксируются преставление и перенесение мощей: свт. Иоанна Златоуста (13 ноября и 27 января); сщмч. Игнатия Богоносца (20 декабря и 29 января); прмч. Стефана Новаго (28 ноября и 2 августа); бессребреников Кира и Иоанна (31 января и 28 июня).

Наличие двух празднуемых дат у святого/святых чаще всего связано с фиксацией на каждую из них отдельного песнопения/песнопений (кондака или кондака с икосом). Но есть и исключения. Например, кондак и икос архистратигу Михаилу (кондак «Архистратиже Божии», икос «Рече человеколюбьче въ писании си» 2-го гласа) предписано исполнять как на основную дату 6 сентября, так и на Собор Архангела (8 ноября). Об этом сообщают богослужебные указания, зафиксированные в различных списках кондакарей. Их тексты однотипны и выглядят следующим образом: «М(е)с(я)ца тог(о) въ 8 [день] архистратига Мих(а) ила ко(н)д(ак) пис(ан) сьмтя(бря) в 6 [день]»17.

Богослужебные указания, отсылающие к тому или иному ранее написанному песнопению святому, встречаются в кондакарях не часто. Важно, что они свидетельствуют о закрепленности гимнографического текста кондака (или кондака и икоса) к определенным датам церковного календаря. Однако существуют и памяти, не имеющие своих песнопений. В таких случаях название праздника или имя святого записывается в перечислении после основного, например: «С(вя)т(ы)хъ Макавеи и с(вя)т(а)го Г(оспод)а и Сп(а)са Всем(и)л(о)стиваг(о)»18. Первая память — свв. Маккавеев является основной, поскольку имеет свой кондак, а праздник Спаса Всемилостивого только упоминается. Для певческой книги Кондакарь такие случаи единичны, поэтому перечислим их:

— Память Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы (1 августа). Уникальная русская память ростовского происхождения. Лаврский Кондакарь;

— Прп. Роман Сладкопевец (1 октября). Кондакарь ОИДР;

— Свт. Иосиф, архиеп. Солунский (15 июля19). Кондакарь ОИДР;

— Прор. Самуил (20 августа). Кондакарь ОИДР.

17 Успенский Кондакарь. Л. 22—22 об.

18 Лаврский Кондакарь. Л. 47.

19 Согласно Студийскому месяцеслову, данная память приходится на 14 июля (см.: Лосева. Указ. соч. С. 363).

Обязательным для месяцесловов древнерусских кондакарей является наличие русских по происхождению памятей. Их количество невелико, в совокупности пяти списков зафиксировано только четыре русских памяти: две благоверным князьям Борису и Глебу, Феодосию Печерскому и праздник Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы. В Кондакаре ОИДР русские памяти отсутствуют, что является особенностью данной рукописи20.

Основная память князьям Борису и Глебу на 24 июня является самой распространенной — она фиксируется во всех кондакарях (кроме ОИДР), начиная с древнейшего — Типографского. Вторая дата, посвященная свв. Борису и Глебу, — Перенесение мощей на 2 мая — отмечена только в месяцеслове Синодального Кондакаря. Память прп. Феодосию Печерскому фиксируется в Благовещенском и Успенском Кондакарях. В Лаврском Кондакаре этот праздник, вероятно, утрачен.

Как уже отмечалось выше, каждая рукопись содержит праздники, зафиксированные только в одном списке. Наибольшее количество редких памятей содержится в Кондакаре ОИДР (18 памятей), в Типографском Кондакаре (9 памятей) и в Благовещенском Кондакаре (5 памятей).

В Типографском Уставе с Кондакарем две даты празднований соответствуют Уставу Великой Церкви: это память свв. отцов IV Вселенского Халкидон-ского Собора на 16 июля21 и праздник перенесения мощей ап. Варфоломея на 25 августа22.

В месяцеслове Благовещенского Кондакаря память прор. Захарии отмечена двумя датами, из которых первая, на 5 сентября, является традиционной, а вторая, на 16 мая, — редкая. Праздник в честь прор. Захарии на 16 мая указан в списке Устава Великой Церкви из монастыря св. Креста в Иерусалиме, а также встречается в студийских минеях23. Например, в новгородской служебной Минее XII в., ГИМ, Син. № 16624. В Благовещенском Кондакаре также зафиксированы две памяти святым, которые не упоминаются в древнерусских месяцесловах ранее XIII в.: мц. Параскеве Пятнице (28 октября) и сщмч. Ипатию, еп. Гангрско-му (16 ноября)25. Эта информация позволяет уточнить время создания Благовещенского Кондакаря и датировать рукопись нач. XIII в.26

20 Отсутствие русских памятей в Кондакаре ОИДР стало основой для гипотезы о его древнем происхождении. Об этом см.: ТихомировН. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI—XII веков, хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина // Записки отдела рукописей [РГБ]. М., 1965. Вып. 27. С. 131; Седова Р. А. Малоизвестный памятник певческого искусства Древней Руси // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 185.

21 В Студийском Уставе этот праздник является подвижным и отмечается в первое воскресение после памяти вмц. Евфимии (11 июля). Об этом см.: Лосева. Указ. соч. С. 47; 384.

22 По Студийскому Уставу отмечается днем раньше на 24 августа. Об этом см.: Там же. С. 415.

23 См.: Там же. С. 341.

24 См.: Горский, Невоструев. Указ. соч. № 441. С. 63.

25 См.: Лосева. Указ. соч. С. 187—188; 203.

26 Отметим, что в настоящее время Благовещенский Кондакарь датируется концом XII (?) — началом XIII века (см.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI-XШ вв. М., 1984. № 153, 154. С. 170—171).

Похожая ситуация складывается и при подробном изучении Кондакаря ОИДР, время создания которого является исследовательской проблемой27. В единственном ненотированном списке певческой книги представлен расширенный круг минейных памятей. Большинство выявленных в Кондакаре ОИДР редких праздников входит в состав студийских миней. Однако не на все даты месяцеслова в минеях фиксируются кондаки и икосы. Например, на памяти прп. Феодоры Александрийской (11 сентября), свт. Григория Неоке-сарийского (17 ноября), прмц. Евдокии (1 марта) и др. в минеях кондак и икос отсутствуют, а в Кондакаре ОИДР песнопения на эти даты есть. Отметим, что большинство выписанных в рукописи ОИДР «редких» кондаков и икосов встречаются в греческом Кондакаре XIV в.28 А в древнерусских рукописях данные гимнографические тексты фиксируются не ранее XV в. Этот факт может свидетельствовать о более позднем написании Кондакаря ОИДР, а именно в XШ—XIУ вв.

Особое место в месяцеслове Кондакаря ОИДР занимает память мц. Василисе Никомидийской (3 сентября), которая отмечена кондаком и икосом29. В студийских минеях на 3 сентября имя святой Василисы упоминается в перечислении со сщмч. Анфимом Никомидийским и прп. Феоктистом, но из песнопений фиксируется только одна стихира30. Память этой святой отсутствует во всех известных нам кондакарях, включая сербский и греческий31. По данным исследования О. В. Лосевой, празднование в честь св. Василисы выявлено только в двух памятниках XI и XIV вв. — в Остромировом Евангелии (1056—1057) и Евангелии-Апостоле Симеона Гордого (1343—1344)32. Приведенные данные свидетельствуют, что почитание мц. Василисы Никомидийской не было распространено. Возможно, что фиксация песнопений святой в Кондакаре ОИДР является уникальным случаем и может в дальнейшем уточнить происхождение и датировку рукописи.

27 Исследователи Кондакаря ОИДР предлагали различные датировки: от XII до конца XIV века. Об этом см.: Швец Т. В., ПлетнёваЕ. В. Нотированные фрагменты Кондакаря Общества истории и древностей российских // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 375—390.

28 ГИМ. Син. греч. 437. Гимнографические тексты греческого Кондакаря опубликованы архимандритом Амфилохием. В настоящее время рукопись датируется первой половиной XIV века (см.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII—XШ вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов какие есть в переводе, и с приложением. М., 1879; Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография—2013: Сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции). М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 30).

29 Кондак 3-го гласа «Временьныхъ вьсю оставивъши славу», подобен «Дева дьньсь»; икос «Чьстьныя ти ракы», подобен «Едема Вифлеомъ».

30 Стихира «Мученица Василиса Христа ради пострадавъши». ГИМ. Син. 159 (XII в.); РГАДА. Ф. 381. № 84 (1095 г.), № 85 (XII-XШ вв.).

31 Сербский ненотированный Кондакарь: ГИМ. Хлуд. № 189 (первая половина XIV в.).

32 См.: Лосева. Указ. соч. С. 144.

В представленной ниже таблице перечислены все памяти, встречающиеся только в одном списке с указанием песнопений, которые приурочены к данной дате.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

№ Память Дата Песнопения

Типографский Кондакарь

1. Сщмч. Григорий, еп. Великой Армении 30 сент. кондак и икос без нотации

2. Мч. Трифон 1 февр. кондак и икос без нотации

3. Вмч. Феодор Стратилат 8 февр. кондак и икос без нотации

4. Мчч. 42 в Амморее 6 марта кондак и икос без нотации

5. Прп. Мария Египетская 1 апр. кондак и икос без нотации

6. Прп. Никифор исп., патр. Константинопольский 2 июня кондак и икос без нотации

7. Память 630 свв. отцов IV Вселенского Собора в Халкидоне 16 июля отсылка к кондаку и икосу вмц. Евфимии (16 сент.)

8. Вмц. Марина 17 июля кондак и икос без нотации

9. Перенесение мощей ап. Варфоломея 25 авг. отсылка к кондаку и икосу ап. Варфоломея (11 июня)

Благовещенский Кондакарь

1. Мц. Параскева, нареченная Пятница 28 окт. нотированный кондак

2. Сщмч. Ипатий, еп. Гангрский 16 нояб. нотированный кондак

3. Прп. Григорий Декаполит 20 нояб. нотированный кондак

4. Ап. Симон Зилот 10 мая нотированный кондак

5. Прор. Захария, отец Иоанна Предтечи 16 мая нотированный кондак

Лаврский Кондакарь

1. Память Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы 1 авг. без песнопений

2. Святого образа Господня Нерукотворнаго 16 авг. нотированный кондак

Успенский Кондакарь

1. Предпразднество Введения 20 нояб. нотированный кондак

2. Прп. Даниил Столпник 11 дек. нотированный кондак

Синодальный Кондакарь

1. Прп. Алексей человек Божий33 17 март. нотированный кондак

Кондакарь ОИДР

1. Мч. Мамант 2 сент. кондак и икос без нотации

2. Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский 3 сент. два кондака и два икоса без нотации

3. Мц. Василиса Никомидийская 3 сент. кондак и икос без нотации

4. Праведные богоотцы Иоаким и Анна 9 сент. кондак и икос без нотации

5. Прп. Феодора Александрийская 11 сент. кондак и икос без нотации

6. Сщмч. Автоном, еп. Италийский 12 сент. кондак и икос без нотации

33 Палимпсест Лаврского Кондакаря (л. 115) XIV в. содержит запись нотированного кондака Алексию человеку Божьему. Так как данная запись является поздней и не входит в основной месяцеслов рукописи, в настоящей статистике мы ее не учитывали. Песнопения прп. Алексию в двух кондакарях (Синодальном и Лаврском) разные.

№ Память Дата Песнопения

7. Прп. Роман Сладкопевец 1 окт. без песнопений

8. Свт. Григорий чудотворец, еп. Неокесарийский 17 нояб. кондак без нотации

9. Перенесение мощей прп. Феодора Студийского 26 янв. кондак и икос без нотации34

10. Прмц. Евдокия 1 марта кондак без нотации

11. Мч. Леонтий 18 июня кондак и икос без нотации

12. Мч. Иулиан Тарсийский [21 июня]35 кондак и икос без нотации

13. Прп. Сампсон странноприимец 27 июня кондак и икос без нотации

14. Свт. Иосиф, архиеп. Солунский [14 июля]36 без песнопений

15. Мч. Лаврентий архидиакон 10 авг. кондак и икос без нотации

16. Мчч. Фотий и Аникита 12 авг. кондак и икос без нотации

17. Мч. Мирон пресвитер 17 авг. кондак и икос без нотации

18. Прор. Самуил 20 авг. без песнопений37

В заключение хотелось бы отметить, что изучение месяцесловов певческих книг эпохи господства Студийского Устава является одним из важных направлений в науке. Особенности фиксации календарных памятей и связанных с ними песнопений раскрывают историю формирования как отдельно взятого после-дования, комплекса служб, так и всей певческой книги в целом. Кондакари, наряду с другими рукописями, содержат огромный свод гимнографических текстов, часть из которых являются уникальными. Дальнейшее сопоставительное исследование месяцесловов древнерусских певческих книг, как нотированных, так и ненотированных, позволит собрать более точные данные, которые помогут определить происхождение и уточнить датировку рукописных кодексов начального периода древнерусской письменности.

В Приложении представлен месяцесловный круг памятей, зафиксированный в древнерусских кондакарях. Условные обозначения, использованные в таблице, раскрывают позиции, которые были указаны в статье.

34 Те же песнопения выписываются и на основную память Феодора Студита (11 нояб.), например в Типографском Кондакаре (л. 36 об. - 37).

35 В рукописи указана дата 24 июня.

36 Память записана на 15 июля.

37 В Кондакаре ОИДР память пророка Самуила зафиксирована только в заголовке («свя-таго пророка Самона»); кондак и икос, записанные далее в рукописи, посвящены ап. Фаддею (л. 100-101), память которого также отмечается 20 августа. Об этом см.: Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей Х!-ХП веков, хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Вып. 27. С. 135.

Приложение

Месяцесловные памяти кондакарей

Част. нотир. Нотированные Не нотир.

Дата Память ТУ БК ЛК УК СК ОИДР

СЕНТЯБРЬ

1. 1 сент. Начало индикта, прп. Симеон Столпник + + + + /// +

2. 2 сент. Мч. Мамант +

3. 3 сент. Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский +

4 3 сент. Мц. Василиса Никомидийская +

5. 5 сент. Прор. Захария + + + + /// +

6. 6 сент. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех + + + + /// +

7. 8 сент. Рождество Пресвятой Богородицы + + + + /// +

8. 9 сент. Праведные богоотцы Иоаким и Анна +

9. 11 сент. Прп. Феодора Александрийская +

10. 12 сент. Сщмч. Автоном, еп. Италийский +

11. 14 сент. Воздвижение Честнаго Креста + + + + /// +

12. 15 сент. Вмч. Никита + + — — /// +

13. 16 сент. Вмц. Евфимия всехвальная + + + + /// +

14. 20 сент. Вмч. Евстафий Плакида, жена его Феопистия и чада их Агапий и Феопист + + + + + +

15. 23 сент. Зачатие Иоанна Предтечи + + + + + +

16. 24 сент. Первомц. равноап. Фекла + + + + /// +

17. 26 сент. Преставление ап. и еванг. Иоанна Богослова + + + + /// +

18. 30 сент. Сщмч. Григорий, еп. Великой Армении +

ОКТЯБРЬ

19. 1 окт. Ап. Анания от 70-ти + + + + + +

20. 1 окт. Прп. Роман Сладкопевец +

21. 3 окт. Сщмч. Дионисий Ареопагит + + + + + +

22. 6 окт. Ап. Фома + + + + + +

23. 7 окт. Мчч. Сергий и Вакх + + + + /// +

24. 12 окт. Мчч. Пров, Тарах и Андроник + + + + + +

25. 18 окт. Ап. и евангелист Лука + + + + + +

26. 21 окт. Прп. Иларион Великий + + + + + +

27. 23 окт. Ап. Иаков, брат Господень + + + + + +

28. 26 окт. Вмч. Димитрий Солунский + + + + /// +

29. 28 окт. Мц. Параскева, нареченная Пятница — + — — — —

НОЯБРЬ

30. 1 нояб. Бессреб. Косма и Дамиан Асийские + + + + /// +

31. 6 нояб. Свт. Павел исп., патр. Константинопольский + + + + + +

Част. нотир. Нотированные Не нотир.

Дата Память ТУ БК ЛК УК СК ОИДР

32. 8 нояб. Собор Архангела Михаила — — + + /// +

33. 11 нояб. Прп. Феодор, иг. Студийский + + + + + —

34. 11 нояб. Вмч. Мина, Мч. Виктор, мч. Викентий + +1 + + /// +

35. 12 нояб. Свт. Иоанн Милостивый, патр. Александрийский + + + + + +

36. 13 нояб. Свт. Иоанн Златоуст, патр. Константинопольский + + + + /// +

37. 14 нояб. Ап. Филипп + + /// + /// +

38. 16 нояб. Ап. и евангелист Матфей + + /// + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. 16 нояб. Сщмч. Ипатий, еп. Гангрский — + — — — —

40. 17 нояб. Свт. Григорий чудотворец, еп. Неокесарийский +

41. 20 нояб. Прп. Григорий Декаполит — + — — — —

42. 20 нояб. Предпразднство Введения — — — + — —

43. 21 нояб. Введение во храм Пресвятой Богородицы + + /// + /// +

44. 25 нояб. Сщмч. Климент, папа Римский + + /// + + +

45. 28 нояб. Прмч. Стефан Новый, исп. + /// /// + + —

46. 30 нояб. Ап. Андрей Первозванный + + /// + /// +

ДЕКАБРЬ

47. 4 дек. Вмц. Варвара + + /// + + +

48. 5 дек. Прп. Савва Освященный + /// /// + + +

49. 6 дек. Свт. Николай, архиеп. Мир Ликий-ских, чудотворец + /// /// + /// +

50. 7 дек. Попразднство свт. Николая — /// /// + + —

51. 9 дек. Зачатие прав. Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу + + /// + + +

52. 11 дек. Прп. Даниил Столпник — — — + — —

53. 12 дек. Свт. Спиридон, чудотворец + + /// + + —

54. 13 дек. Мчч. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест + + /// + + —

55. 17 дек. Прор. Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил + + /// + /// +

56. 20 дек. Сщмч. Игнатий Богоносец + + /// + + +

57. 22 дек. Вмц. Анастасия Узорешительница + /// /// + /// +

58. 24 дек. Навечерие Рождества Христова + /// /// + + —

59. 25 дек. Рождество Христово + /// /// + /// +

60. 26 дек. Собор Пресвятой Богородицы + /// /// + /// +

61. 27 дек. Ап. и первомч. Стефан архидиакон + /// /// + + +

62. 29 дек. Мчч. 14000 младенцев, избиенных от Ирода в Вифлееме + /// /// + /// —

1 Память записана на 10 ноября.

Част. нотир. Нотированные Не нотир.

Дата Память ТУ БК ЛК УК СК ОИДР

63. Неделя по Рождестве Христове, память прав. Иосифа Обручника, царя Давида и ап. Иакова + /// /// + /// +

ЯНВАРЬ

64. 1 янв. Свт. Василий Великий + /// /// + + +

65. 5 янв. Неделя пред Просвещением / Навечерие Просвещения + /// /// + + +

66. 6 янв. Крещение Господне + /// /// + + +

67. 7 янв. Собор Иоанна Предтечи и Крестителя + /// /// + + +

68. 10 янв. Свт. Григорий, еп. Нисский — /// /// + — +

69. 11 янв. Прп. Феодосий Великий + /// /// + — —

70. 14 янв. Прпп. отец в Синае и Раифе избиенных + /// /// + + +

71. 16 янв. Поклонение честным веригам ап. Петра + + /// + + +

72. 17 янв. Прп. Антоний Великий + + + + + —

73. 18 янв. Свтт. Афанасий и Кирилл, архиепп. Александрийские + + + + + +

74. 20 янв. Прп. Евфимий Великий /// + + + + +

75. 22 янв. Ап. Тимофей, прмч. Анастасий Персянин /// + + + + +

76. 25 янв. Свт. Григорий Богослов + + + + + +

77. 26 янв. Перенесение мощей прп. Феодора Студита +

78. 27 янв. Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста + /// + + + +

79. 28 янв. Прп. Ефрем Сирин + /// + + + +

80. 29 янв. Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца + + + + — +

81. 31 янв. Бессребреники мчч. Кир и Иоанн + + + + + +

ФЕВРАЛЬ

82. 1 февр. Предпразднство Сретения — — + + — —

83. 1 февр. Мч. Трифон +

84. 2 февр. Сретение Господа нашего Иисуса Христа + + + + + +

85. 8 февр. Вмч. Феодор Стратилат +

86. 9 февр. Мч. Никифор + + + + + +

87. 11 февр. Сщмч. Власий, еп. Севастийский + + + + — —

88. 24 февр. Обретение главы Иоанна Предтечи (первое и второе) + + + + + +

МАРТ

89. 1 марта Прмц. Евдокия +

90. 6 марта Мчч. 42 в Амморее +

91. 9 марта 40 мчч. в Севастийском озере + + + + + +

Част. нотир. Нотированные Не нотир.

Дата Память ТУ БК ЛК УК СК ОИДР

92. 17 марта Прп. Алексий, человек Божий — — — — + —

93. 25 марта Благовещение Пресвятой Богородицы + + + + + —

АПРЕЛЬ

94. 1 апр. Прп. Мария Египетская +

95. 23 апр. Вмч. Георгий Победоносец + + /// + + +

96. 25 апр. Ап. и евангелист Марк + + /// + + +

97. 30 апр. Ап. Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова + + /// + + +

МАИ

98. 2 мая Свт. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский + + /// + — —

99. 2 мая Перенесение мощей благоверньх князей Бориса и Глеба — — — — + —

100. 3 мая Прп. Феодосий, игумен Печерский — + /// + — —

101. 4/5 мая Мц. Ирина + + /// — — —

102. 8 мая Ап. и евангелист Иоанн Богослов — — /// + — +

103. 9 мая Прор. Исаия + + /// — +2 —

104. 10 мая Ап. Симон Зилот — + — — — —

105. 16 мая Прор. Захария, отец Иоанна Предтечи — + — — — —

106. 20 мая Мч. Фалалей + + /// + — +

107. 21 мая Равноапп. царь Константин и мать его царица Елена + + + + + —

108. 25 мая Третье обретение главы Иоанна Предтечи + + + — — +

ИЮНЬ

109. 2 июня Свт. Никифор исп., патр. Константинопольский +

110. 8 июня Перенесение мощей вмч. Феодора Стратилата + + + + + +

111. 11 июня Апп. Варфоломей и Варнава + + + + + +

112. 18 июня Мч. Леонтий +

113. 21 июня Мч. Иулиан Тарсийский +3

114. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи + + + + + +

115. 27 июня Прп. Сампсон странноприимец +

116. 28 июня Перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна + + + + — +

117. 29 июня Первоверховные апп. Петр и Павел + + + +4 + +

ИЮЛЬ

118. 1 июля Бессребреники Косма и Дамиан Римские + — + + — +

2 Память записана на 11 мая.

3 Память указана на 24 июня.

4 Память указана на 30 июня.

Част. нотир. Нотированные Не нотир.

Дата Память ТУ БК ЛК УК СК ОИДР

119. 2 июля Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне + + + + + +

120. 8 июля Вмч. Прокопий + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

121. 11 июля Воспоминание чуда вмц. Евфимии на IV Вселенском Соборе + + + + — +

122. 15 июля Мчч. Кирик и Иулитта + + + + + +

123. [14 июля] свт. Иосиф, архиеп. Солунский +

124. 16 июля Память 630 свв. отцов IVВселенского Собора в Халкидоне +

125. 17 июля Вмц. Марина +

126. 20 июля Прор. Илия + + + + + +

127. 24 июля Мчч. благоверные князья Борис и Глеб + + + + + —

128. 25 июля Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы + + + + + —

129. 27 июля Вмц. и целитель Пантелеимон + + + + + +

АВГУСТ

130. 1 авг. Семь мчч. Маккавеев, матери их Соломонии + + + + + +

131. 1 авг. Память Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы — — + — — —

132. 2 авг. Перенесение мощей первомч. Стефана + + + + + +

133. 6 авг. Преображение Господа нашего Иисуса Христа + /// + + + +

134. 10 авг. Мч. Лаврентий архидиакон +

135. 12 авг. Мчч. Фотий и Аникита +

136. 15 авг. Успение Пресвятой Богородицы + /// + + + +

137. 16 авг. Перенесение Нерукотворного образа Спасителя на убрусе из Эдессы в Константинополь +

138. 17 авг. Мч. Мирон пресвитер +

139. 18 авг. Мчч. Флор и Лавр + /// + + — —

140. 20 авг. Прор. Самуил +

141. 25 авг. Перенесение мощей ап. Варфоломея +

142. 26 авг. Мчч. Адриан и Наталия + /// + + + +

143. 29 авг. Усекновение главы Иоанна Предтечи + /// + + + +

144. 31 авг. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы + /// + + + +

Условные обозначения:

Жирное выделение — памяти, составляющие «литургическое ядро» месяцеслова. Курсив — уникальные памяти, встречающиеся в одном списке. Жирный курсив — русские памяти.

/// — утраченные фрагменты в рукописях, где могли фиксироваться данные памяти.

Ключевые слова: певческая книга Кондакарь, месяцеслов, минейные памяти, церковные праздники, «литургическое ядро» месяцеслова.

Список литературы

Амфилохий (Сергиевский), архим. Кондакарий в греческом подлиннике Х11-Х111 вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов какие есть в переводе, и с приложением. М., 1879.

Голышенко В. С. Палеографическое описание Типографского Устава // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / Б. А. Успенский, ред. М., 2006. Т. 3. С. 11-35. (Памятники славяно-русской письменности. Нов. сер.).

Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: В 3 отд. М., 1917. Отд. 3. Ч. 2.

Лосева О. В. Русские месяцесловы Х1-Х1У веков. М., 2001.

Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: Х1-Х111 вв. М., 1984.

Седова Р. А. Малоизвестный памятник певческого искусства Древней Руси // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 185-187.

Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: В 2 т. Владимир, 1901. Т. 1: Восточная агиология.

Смоленский С. В. Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени // Русская музыкальная газета. 1913. № 45. Стб. 1008-1010.

Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей Х1-Х11 веков, хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина // Записки отдела рукописей [РГБ]. М., 1965. Вып. 27. С. 93-148; М., 1968. Вып. 30. С. 87-156.

Швец Т. В. Древнерусская певческая книга Кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 2. С. 98-105.

Швец Т. В., Плетнёва Е. В. Нотированные фрагменты Кондакаря Общества истории и древностей российских // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: Проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 375-390.

Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография-2013: Сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции). М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 172220.

St. Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.

2017. Vol. 26. P. 40-56

Shvets Tatyana, Associate Professor, Department of Old Russian Art of Singing, Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatoire 2A Glinki ul., 190000, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

Menologia in Old Russian Kondakaries

T. Shvets

The Menologion is a system of fixed church feasts arranged according to the calendar sequence from September to August. The section of the Menologion that contains kon-takia (or kontakia and oikoi) dedicated to Saints constitutes the most significant part of the singing book Kondakar (Russ. кондакарь). This article for the first time presents an integrated comparative study of all extant menologia from Russian Kondakars. The main results of the study are as follows: 1) full index of feasts contained in all Kondakar menologia; 2) index of feasts, which form a certain "liturgical nucleus" of the singing book in question; 3) register of unique feasts located in only one MS; 4) corrections in dating of some MSs.

Keywords: Kondakar, Menologion, propria of Menaia, church feasts, "liturgical nucleus" of the Menologion.

References

Golyshenko V. S. Paleograficheskoe opisanie Golyshenko V. S. Paleograficheskoe opisanie Tipografskogo Ustava, in: Tipografskii Ustav: Ustav s kondakarem kontsa XI — nachala XIIveka, 3. Moscow, 2006, 11-35.

Gorskii A. V., Nevostruev K. I. Opisanie sla-vianskikh rukopisei Moskovskoi Sinodal'noi biblioteki, 3-2.. Moscow, 1917.

Loseva O. V. Russkie mesiatseslovy XI—XIVve-kov. Moscow, 2001.

Pentkovskii A. M. Tipikon patriarkha Aleksiia Studita v Vizantii i na Rusi. Moscow, 2001.

Sedova R. A. Maloizvestnyi pamiatnik pev-cheskogo iskusstva Drevnei Rusi, in: Muzyykalnaia akademiia, 1. Moscow, 1996, 185-187.

Sergii (Spasskii), arkhiepiskop. Polnyi me-siatseslov Vostoka., 1. Vladimir, 1901.

Shekhovtsova I. P. Predvaritel'nyi spisok k katalogu grecheskikh pevcheskikh rukopisei moskovskikh sobranii, in: Muzykalnaia arkheografiia. Moscow, 2013, 172-220.

Shvets T. V. Drevnerusskaja pevcheskaja kniga Kondakar': nachal'nyi etap izucheniia, in: Vestnik Iuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Sotsialno-gumanitarnye nauki, 16-2. Cheljabinsk, 2016, 98-105.

Shvets T. V., Pletneva E. V. "Notirovannye fragmenty Kondakaria Obshchestva isto-rii i drevnostei rossiiskikh," in: Traditsion-nye muzykalnye kul'tury na rubezhe stoletii: problemy, metody, perspektivy issledovaniia: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konfe-rentsii. Moscow, 2008, 375-390.

Smolenskij S. V. "Neskol'ko novykh dannykh o tak nazyvaemom kondakarnom znameni",

in: Russkaja muzykal'naja gazeta, 45, 1008— 1010. St.Petersburg, 1913.

Svodnyi katalog slaviano-russkikh rukopisnykh knig, khraniashchikhsia v SSSR:XI—XIIIvv. Moscow, 1984.

Tikhomirov N. B. Katalog russkikh i sla-vianskikh pergamennykh rukopisei XI—

XII vekov, khraniashchikhsia v Otdele rukopisei Gosudarstvennoi biblioteki SSSR im. V. I. Lenina, in: Zapiski otdela rukopisei [RGB], Moscow, 1965, 27, 93-148; 30, 87-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.