Научная статья на тему 'Сверхсловные наименования персонажей, упоминаемых в Остромировом евангелии, как объект описания в словаре'

Сверхсловные наименования персонажей, упоминаемых в Остромировом евангелии, как объект описания в словаре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ / OSTROMIR CODEX / МЕСЯЦЕСЛОВ / УСТОЙЧИВЫЙ СЛОВЕСНЫЙ КОМПЛЕКС / FIXED VERBAL COMPLEX / СЛОВАРЬ / DICTIONARY / THE BOOK OF SAINTS WITH THE CHURCH CALENDAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михин Артём Николаевич, Шулежкова Светлана Григорьевна

Остромирово евангелие богатейший культурно-исторический источник, содержащий около 340 сверхсловных наименований персонажей, большая часть которых входит в месяцеслов и должна подвергнуться фразеографическому описанию наряду с устойчивыми словесными комплексами из новозаветного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LARGER-THAN-THE WORD CHARACTERS’ NAMES IN OSTROMIR CODEX AS A DICTIONARY OBJECTIVE

Ostromir Codex is the richest cultural and historical source containing about 340 larger-than-theword characters’ names, the greater part of which is included in the book of saints with the church calendar and they should be interpreted from the viewpoint of phraseology along with fixed verbal complexes from New Testament text.

Текст научной работы на тему «Сверхсловные наименования персонажей, упоминаемых в Остромировом евангелии, как объект описания в словаре»

Летописец стремится в тексте к точности словоупотребления, которая достигается тщательным подбором слов и стремлением к толкованию местных слов (пали, сполох), терминов, профессиональных лексем, иностранных слов, малопонятных современнику автора или уже нам, потомкам. Лексика «Летописи... Миасского завода» позволяет проанализировать зафиксированное видение писца-представителя духовного сословия своей паствы.

Попытки автора летописи дать определение словам, лексическое богатство всего текста могут найти отражение в словарях, представляющих церковный православный и профессиональный дискурсы на языковом уровне с их национально-культурным своеобразием.

Политематичность записей в тексте, полипараметричность описаний как светской, так и церковной жизни обывателя, членов причта, учителей, представителей государственной действительной службы делают церковно-приходскую летопись второй половины XIX в. уникальным первоисточником уральской истории, объектом словарного описания, энциклопедией народной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Миронова А. А. (ред.) 2009-2011: Летопись Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви (18821897): в 3 т. Челябинск.

CHURCH PARISH CHRONICLES IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY AS AN OBJECT OF DICTIONARY

DESCRIPTION

A. A. Mironova

This article discusses the ways of interpreting the words used by the priests in the parish chronicle at Miass plant, identified groups of tokens, obscure or little-known as the scribe himself, and the residents alike.

Keywords: church parish chronicles, ways of interpreting the words by priests' scribes

© 2014

А. Н. Михин, С. Г. Шулежкова

СВЕРХСЛОВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ, УПОМИНАЕМЫХ В ОСТРОМИРОВОМ ЕВАНГЕЛИИ, КАК ОБЪЕКТ ОПИСАНИЯ В СЛОВАРЕ

Остромирово евангелие — богатейший культурно-исторический источник, содержащий около 340 сверхсловных наименований персонажей, большая часть которых входит в месяцеслов и должна подвергнуться фразеографическому описанию наряду с устойчивыми словесными комплексами из новозаветного текста.

Ключевые слова: Остромирово евангелие, месяцеслов, устойчивый словесный комплекс, словарь

Остромирово евангелие содержит более 340 сверхсловных наименований конкретных персонажей, упоминаемых либо в самих новозаветных отрывках, либо в месяцесловных заставках (таковых абсолютное большинство). Это связано с самим типом памятника, который, как и прочие богослужебные книги, подчинён календарному принципу1. Будучи образцом одного из ключевых жанров христианского богослужения, Остромирово евангелие имеет характерную для апракосов двухчастную структуру. Первая часть (лл. 2-210) содержит чтения, связанные с подвижным лунным церковным календарём, «чтения пасхального круга (от пасхи до пасхи, т.е. повторяющиеся по датам через 532 года)»2. Вторая, месяцесловная часть с заголовком «СъЕорьникъ цьркъвьнш^ начинакть с# отъ мсца септ#Ера^ до мсца авгоста^ рекомааго зарева» (лл. 210об-294) связана с солнечным кругом, включающим постоянные, непереходящие календарные праздники; она содержит «соответствующие тексты, расположенные в порядке следования дней и месяцев года с 1 сентября по 31 августа»3.

Первая часть состоит из трёх разделов, отделённых друг от друга заставками и (или) миниатюрами. В первом разделе записаны тексты, читающиеся от Пасхи до Пятикостия (Пятидесятницы) включительно (лл. 2-56); во втором — от субботы 8-й недели (отъ Пятикостия) до святого поста, до 17-й недели (лл. 58-88). Затем следует раздел чтений с заголовком «НачАТЬКЬ новоуоумоу л^тоу» (л. 89), где расположены тексты, читающиеся в субботние и воскресные дни в течение 18 недель, к этому же разделу относятся чтения в субботы и недели мясопустную и сыропустную. Заставки первой части Остромирова евангелия4 интересны прежде всего как благодатный материал для изучения складывающегося в эпоху христи-

Михин Артём Николаевич — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской словарной лаборатории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: fraz2014@yandex.ru

Шулежкова Светлана Григорьевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания Института истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского технического университета им. Г. И. Носова, член Фразеологической комиссии при Международном комитете славистов. E-mail: shulezkova@gmail.com

1 Лосева 2012, 7.

2 Жуковская 1976, 6.

3 Жуковская 1976, 6.

4 Остромирово евангелие 1056-1057, лл. 2-210.

Сверхсловные наименования персонажей, упоминаемых в Остромировом евангелии

91

анизации славян нового праздничного календаря, подчинённого христианской обрядовой службе5. Именно здесь читатель найдёт наименования праздничных дней великг> недклА, пасхальнг> седмицА (понедельника, въторьникъ, ср^да, четврьтъкъ, патъкъ, сжкота свктьлг> недклА), названия специфических христианских праздников (въ^несеник го-сподьне, сватги постъ, въздвигъ крьста, сваток пАтикостик), нередко адаптированных на славянской почве (ср. мАC0П0YCтьна недкл, спрош^стьна недкл, недкл цвктоносьна)6. Персонажи, которых христианская церковь с IV в. начала причислять к ликам святых, в календарных заставках первой части Остромирова евангелия упоминаются очень редко. Исключения составляют записи, обнаруженные, например, на л. 17 (нде :г: въ н\ же кгвакть памАть иwсифоY• иже отъ арима^е и пркславнгимъ муроносицамъ), на л. 127 (скж -а- стго псо- въ неи же кгвакть пта прркомъ- моиси-и ар0H0Y и прочимъ пррокомъ) и некоторые др.

Совсем по-другому выглядит вторая месяцесловная часть Остромирова евангелия. В месяцесловных заставках (их насчитывается около 240) содержится богатейший историко-культурный материал. Его ценность тем выше, чем больше он отличается от месяцесловов других евангелий-апракосов. Фактически все текстологи, занимавшиеся изучением календарных месяцесловных записей в богослужебных книгах древнейшей поры, отмечают несовпадение их календарных помет. О. В. Лосева, автор фундаментальной работы «Русские месяцесловы ХГ-ХГУ веков», пишет: «... каждый жанр и каждый список древнерусского месяцеслова представляет частный вариант изучаемой системы, даёт своё неповторимое сочетание праздников и памятей святых, священных и исторических событий. Среди древнейших месяцесловов не только нет одинаковых, но и близко сходные друг с другом являются большой редкостью»7. Данное обстоятельство ставит перед учёными важную задачу всестороннего исследования, «расшифровки» месяцесловных записей каждого евангелия-апракоса, их систематизации и описания. Имена, даты события, природные катаклизмы, религиозная борьба, мужество и жестокость конкретных людей, нашедшие отражение в месяцеслове древнейшего славянского датированного памятника, обладают огромной культурно-исторической ценностью8. В нашем случае полагаем необходимым рассмотреть сверхсловные именования персонажей, удостоенных чести быть упомянутыми в месяцеслове Остромирова евангелия. Они войдут в специальный указатель к фразеологическому словарю старославянского языка в составе приложения.

Открытое и повсеместное чествование христианских святых было узаконено в IV в. двумя соборами — Гангрским и Лаодикийским. «Возникнув в христианской церкви на первых порах её существования, вера в богоугодность и спасительность должного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургий»9. В Остромировом евангелии чаще всего отмечаются люди, причисленные христианской церковью к лику святых посмертно, после принятия жестоких мук во имя Христа. Об этом свидетельствуют сами записи их именований, которым предшествует слово страсть (более 80 случаев). В старославянском языке это слово было полисемантом: могло обозначать 'страдания, лишения', 'болезнь, физические страдания, муки', — но в месяцесловах оно реализовывало своё специальное значение 'подвиг мученичества, мученическая смерть'10. Так, например, 12 сентября в Остромировом евангелии предлагается отмечать праздник в честь епископа Италийского, принявшего смертные муки в 313 г.: стсра CT0M0Y мчк0Y авт0H0M0Y• епископOY (218Ьа); под 12 октября помещена запись о христианах, погибших от пыток в 304 г.: стсра стгхъ мчкъ тараха- прова-андроника при диоклетианк цри Ати Егвъше (230 Ьа); под 14 октября — о замученных по приказу царя Нерона в Риме в 54-68 гг.: стсра стгхъ мчкъ- адари- геракла- протаса- и келса (230 Ьа); 23 декабря — о 10-ти христианах, казнённых на Крите в 249-251 гг.: стсра стгхъ мчкъ иже въ критк при декии цри (249 Ьа) и др. Подобные «праздничные» записи могут начинаться и словом памАть (более 90 случаев). Из многочисленных значений лексемы памАть11 в месяцесловах используются, как правило, три: 'день церковного воспоминания о каком-л. событии', 'праздник в честь святого', 'церковная служба в честь святого'12. Так, например, запись под 27 января напоминает о празднике в честь возвращения в 438 г. из Ко-ман в Константинополь мощей одного из трёх знаменитых учителей христианской церкви, бывшего Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, умершего в изгнании: пта въдврафени м0|ии- стааго иоана zлат00YCтааг0 (263 Ьа); под 24 февраля в месяцеслове Остромирова евангелия отмечается 2-е обретение главы Иоанна Крестителя, которую, по преданию, Иродиада после казни запретила похоронить вместе с телом Предтечи: пта- окрктеним главг Иоанна прорка и прдтечА и крстл (266Ьа). И всё же чаще всего слово памАть в анализируемом месяцеслове означает 'праздник в честь человека, обычно причисленного к лику святых после принятых за христианскую веру мучений'. Так, например, под 13 сентября в месяцеслове помещена запись о замученном в 107 г. родственнике Иисуса Христа Симеоне: пта стм0Y мчк0Y CYме0H0Y• по плъти жжицк гнм архиепcп0Y иерCлмьск0Y (218 Ьа); под 22 декабря упоминается Анастасия Узорешительница, принявшая мученическую смерть во имя Христа около 304 г.: пта стки мчци- анастасии (249ар) и пр.

Характерная черта наименований персонажей, упоминаемых в месяцеслове, — сверхсловная структура, состоящая из двух частей: первая представляет собой слово или (чаще) устойчивый словесный комплекс (УСК), способные вне описываемых в данной статье структур выполнять роль гиперонимов по отношению к многочисленным гипонимам-конкретным номинациям: св#тги/св#та, пркподокьнги пркподокьна; исповкдьникъ св#тги/св#тги исповкдьникъ. пркподокьн ми отьць (нашь), св#та мжченица, сватги апостолъ, сватги ке^мьздьникъ, сватги мжченикъ, сватги отрокъ, (сватги) отьць нашь (и мжченикъ), сватги наставьникъ, сватги отрокъ, сватги пророкъ, сватги прьвомж-ченикъ, свАтги свАтитель, сватги свАфеномжченикъ, св#тг> женг, св#тг> дквг и пр.13. У большинства этих УСК ключевым для «попадания» в месяцесловную заставку является компонент свАтги. В состав сверхсловного

5 См. об этом: Давыдова, Черторицкая 1993; Жуковская 1993, 81-87.

6 Шулежкова 2010, 148-152.

7 Лосева 2001, 5.

8 См., напр., Древнейшие русские святцы при Остромировом Евангелии 1852; Лисовой 1988, 12-14.

9 Христианство 2, 1995, 527.

10 Цейтлин 1994, 628.

11 См., например: Цейтлин 1994, 441; Срезневский 2, 1895, 871-873; СРЯ ХГ-ХУГГ 14, 1988, 140-142.

12 См. Срезневский 2, 1895, 872-873; СРЯ ХГ-ХУГГ 14, 1988, 141.

13 См. Индекс 2014.

наименования он вносит комплекс своих сем 'обладающий святостью, непорочный, праведный'. Награждая человека таким эпитетом, христианская церковь причисляет его к лику христианских святых за жизненный подвиг служения Господу или за мученическую смерть, принятую во имя веры в Бога. Не случайно самым частотным в месяцесловных заставках Остромиро-ва евангелия оказался УСК св#тги мжченикъ (160 употреблений с названием конкретных лиц + 830 указано в цифрах без конкретных имён) при возможном использовании «заменителей» — слов св#теном@ченикъ или великомжченикъ. Далее следует антропоним — чаще полное личное имя, реже — неполное (иоан, соусана, доромедонтъ, никола, порфиръ и пр.), сопровождаемое какими-л. лексемами-конкретизаторами, которые сообщают дополнительные сведения о персонаже. Это может быть прозвище, полученное человеком при жизни за какие-л. выдающиеся интеллектуальные, «провидческие» или душевные качества (^латооустги, ^илосо^ъ, ^еологъ, чоудотворьць, пророкъ, кезмьздьникъ и т.д.); наименование по характеру деятельности, прославившей человека в христианской среде (апостолъ, евангелистъ, наставьникъ, пр^дътеча, крьститель и пр.), по роду занятий, принадлежности к определённой социальной среде, по должности, которую человек занимал в церковной иерархии или в государственном устройстве, по степени родства (чрьница, рака, сътьникъ, патриархъ, папежь, епископъ, архиепископъ, диаконъ, цксарь, жжика, жена, кратъ господьнь, кратъ съ сестрома, мати, жена, ч#да, д^ти и т.д.). Подобного рода конструкции, называющие лиц в старославянском языке, В. С. Ефимова называет «не-сколькословными наименованиями»14. Дополнительные сведения о персонажах, упоминаемых в месяцесловах, могут быть почерпнуты в заставках из прозвищ, указывающих на страну, в которой родился, жил или занимался проповеднической деятельностью святой (исаакъ епископъ купрьскги, анани епископъ дамасковъ, нектарии патриархъ цр града, сумеонъ архиепископъ иероусалимьскъ, св#титель афанасии въ никодимии, св#тги григории въ армении и т.д.), или же из сообщения о месте казни святого (въ перги памфильсц^и, въ антиохи, въ персид^ и т.д.), а также об императоре, при котором эта казнь была совершена (при максимиан^ цри, при диоклитьн^ цри, при савор^ цри, при иоулиан^ пр^стж-пьниц к и пр.).

Персонажи, упоминаемые в Остромировом евангелии, жили в разные века, начиная с XIX в. до Р. Х., кончая 2-й половиной IX в. (самая поздняя вставка в месяцеслов, возможно, была сделана по поводу кончины Константина Философа в 869 г., память которого пришлась на 14 февраля (см. 265Ьр)). Среди них есть ветхозаветные пророки и мученики, пострадавшие за веру в единого Бога до Р. Х., и христиане, отстаивавшие свои убеждения в период с I в. по 2-ю половину IX в. Они принадлежали к разным этносам, проповедовали в разных странах, занимали разное положение в обществе. Были среди них мужчины и женщины, отроки и юные девы, но их объединяло нечто очень важное с точки зрения автора синаксарных15 записей: все они отличались глубокой набожностью; прожили богоугодную жизнь и (в абсолютном большинстве случаев) приняли мученическую смерть за свои религиозные убеждения.

Указатель сверхсловных наименований персонажей, упоминаемых в месяцеслове Остромирова евангелия, который предполагается включить в особый Указатель Приложения к Фразеологическому словарю старославянского языка, будет подчинён алфавитному порядку. Каждая статья Указателя будет состоять из нескольких зон: 1) инициальной, где помещается а) имя собственное персонажа со всеми его вариантами, встреченными в источнике, и даётся этимологическая справка, касающаяся личного имени персонажа и его прозвища; б) развёрнутое сверхсловное наименование персонажа с возможными вариантами, встреченными в самом тексте Евангелия и в месяцеслове; 2) хронологической (с указанием дня празднования святого; времени его упокоения); 3) справочной, представляющей собой краткое изложение судьбы святого и его места в сонме христианских святых.

Сведения, которые содержатся в месяцеслове каждого из дошедших до нас из глубины веков Евангелия-апракоса, в том числе и Остромирова, играют огромную роль в понимании самого новозаветного текста. Учение Христа и «"этос" остаются тайнами, которые не допускают окончательного разъяснения на уровне психологии, характерологии или морали, но должны вновь и вновь истолковываться через парадоксы христианского богословия и ещё более через христианское "делание" святых»16.

ЛИТЕРАТУРА

Аверинцев С. С. 2001: Почему Евангелия — не биографии // Мир Библии: Иллюстрированный альманах. Вып. 8. М., 4—10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/pochemu_ evangelie_ne_biografii-all.shtml.

Давыдова С. А., Черторицкая Т. В. 1993: К истории синаксаря // Труды отдела древнерусской литературы / Д.С. Лихачёв (отв. ред.). Т. 47. Л., 151—163.

Древнейшие русские святцы при Остромировом Евангелии 1852: // Христианское чтение. Ч. I, 485—517.

Ефимова В. С. 2011: Наименования лиц в старославянском языке. М.

Жуковская Л. П. 1976: Текстология и язык древних славянских памятников. М.

Жуковская Л. П. 1993: Ещё о текстологии месяцеслова Евангелия по датированным древнерусским апракосам XI—XII вв.) // Труды отдела древнерусской литературы / Д.С. Лихачёв (отв. ред.). Т. 48. Л., 81—87.

Индекс 2014: Индекс устойчивых словесных комплексов Остромирова евангелия / сост.: А.Н. Михин, А.А. Осипова, В.Ф. Хайдарова, С.Г. Шулежкова; С.Г. Шулежкова (гл. ред.). Магнитогорск.

Лисовой Н. Н. 1988: Остромирово Евангелие как исторический источник // Остромирово евангелие 1056—1057. Л.; М., 12—14.

Лосева О. В. 2012: Русские месяцесловы XI—XIV веков / Л.В. Милова (ред.). М.

Остромирово евангелие 1056-1057 года по изданию А.Х. Востокова 1843/2007. М.

Срезневский И. И. 1895: Материалы для словаря древнерусского языка: в 3 т. Т. 2. СПб.

СРЯXI-XVII 1988: Словарь русского языка XI—XVII вв. / Д.Н. Шмелёв (гл. ред.). Вып. 14. М.

Цейтлин 1994: Старославянский словарь (по рукописям X—XI веков): около 10 000 слов / Р.М. Цейтлин, Р. Вечерка и Э. Благова (ред.). М.

Христианство 1995: Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. / С.С. Аверинцев (гл. ред.). Т. 2. М.

14 Ефимова 2011, 12.

15 Синаксарь или синаксарий — собрание исторических сведений о празднике или о каком-л. святом. Синаксарии помещены в Минеях и Триодях постной и цветной на все праздники, начиная от Недели мытаря и фарисея и до Недели всех святых. ... (http://ru.wikipedia.org/wiki/ Синаксарь). Именно из этих источников скорее всего черпали сведения авторы месцесловных заставок в евангелиях-апракосах.

16 Аверинцев 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.