Научная статья на тему '"МЕСТО ТВОЁ - СТОЯТЬ МЕЖДУ БОГОМ И ЛЮДЬМИ": ПИСЬМО АЛКУИНА К АРХИЕПИСКОПУ КЕНТЕРБЕРИСЙКОМУ'

"МЕСТО ТВОЁ - СТОЯТЬ МЕЖДУ БОГОМ И ЛЮДЬМИ": ПИСЬМО АЛКУИНА К АРХИЕПИСКОПУ КЕНТЕРБЕРИСЙКОМУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКУИН / ЭТЕЛЬХАРД / НОРМАННЫ / ПИСЬМА АЛКУИНА / АНГЛОСАКСОНСКАЯ БРИТАНИЯ / ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ / ОБЯЗАННОСТИ МИРЯН / ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильина А.А.

В статье анализируется послание Алкуина к архиепископу Кентерберийскому Этельхарду, написанное по поводу норманнского вторжения 793 г. Отмечается, что Алкуин одним из первых в англосаксонской Британии четко определяет зоны ответственности мирян и духовенства, конструирует образ идеального священнослужителя. Таким образом он показывает Британию неотъемлемой частью христианского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“YOUR PLACE IS TO STAND BETWEEN GOD AND MEN”: ALCUIN’S LETTER TO THE ARCHBISHOP OF CANTERBURY

The article analyzes the letter of Alcuin to the Archbishop of Canterbury Ethelhard, which was written about the Norman invasion of 793. It is noted that Alcuin was one of the first in Anglo-Saxon Britain who clearly defined the areas of responsibility of the laity and the clergy and constructed the image of an ideal clergyman. Thus, he shows Britain as an integral part of the Christian world .

Текст научной работы на тему «"МЕСТО ТВОЁ - СТОЯТЬ МЕЖДУ БОГОМ И ЛЮДЬМИ": ПИСЬМО АЛКУИНА К АРХИЕПИСКОПУ КЕНТЕРБЕРИСЙКОМУ»

А. А. Ильина

(Иваново)

«МЕСТО ТВОЁ - СТОЯТЬ МЕЖДУ БОГОМ И ЛЮДЬМИ»: ПИСЬМО АЛКУИНА К АРХИЕПИСКОПУ КЕНТЕРБЕРИСЙКОМУ

В статье анализируется послание Алкуина к архиепископу Кентерберийскому Этельхарду, написанное по поводу норманнского вторжения 793 г. Отмечается, что Алкуин одним из первых в англосаксонской Британии четко определяет зоны ответственности мирян и духовенства, конструирует образ идеального священнослужителя. Таким образом он показывает Британию неотъемлемой частью христианского мира.

Ключевые слова: Алкуин, Этельхард, норманны, письма Алкуина, англосаксонская Британия, обязанности священнослужителей, обязанности мирян, образ священнослужителя.

В 793 г. норманнами был разграблен монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн у восточного побережья Англии1. Это событие в очередной раз потрясло многих современников, отреагировал на него и крупнейший писатель того времени Алкуин (ок. 735-804), который, как известно, был по рождению англосаксом и не прерывал связи с родиной даже после знакомства с Карлом Великим и переезда на континент2.

По поводу случившегося норманнского вторжения он написал семь писем3. Два из них обращены к светским адресатам, пять - к духовным. Все адресаты были либо очевидцами произошедшего события, либо, проживая недалеко от побере-

© Ильина А. А., 2020

1 Plummer Ch. M. A. Two of the Saxon Chronicles Parallel. Vol. 1. Oxford. At the Clarendon Press, 1892. P. 57.

2 Browne G. F. Alcuin of York: Lectures delivered in The Cathedral church of Bristol in 1907 and 1908. New York, 1908. P. 87.

3 Alcuini sive Albini epistolae // MGH Epp. Т. 4: Epistolae Karolini aevi (II) / Rec. E. Duemmler. Berlin, 1895. S. 42-60. Здесь и далее ссылки на письма Алкуина (с указанием номера письма и страницы) даются по этому изданию с сохранением нумерации Е. Дёммлера.

жья, могли испытывать беспокойство по поводу возможности повторения набега1.

Почти каждое письмо Алкуин начинает с размышлений о причинах вторжения. Он утверждает, что событие это вовсе не случайно и вызвано большими провинностями людей, размышляет о грехах, которые, по его мнению, стали особенно велики в последние годы. Масштаб прегрешений, по мнению Алкуина, настолько велик, что он даже противопоставляет христиан, нынешних жителей островов, чуть не потерявших свою территорию, их предкам-язычникам: «...насколько же это большой позор, что мы, христиане, потеряли то, что эти язычники приобрели!»2 Очевидно, что в вопросе о причинах набега Алкуин находится в рамках сложившейся в христианской историософии традиции, возлагая ответственность за случившееся, прежде всего, на сам подвергшийся несчастиям народ. Эта устойчивая система объяснений уходит корнями ещё во времена блаженного Августина и Павла Орозия, полагающих, что «все беды и несчастья в истории оказываются либо явными грехами, либо наказаниями за грехи»3.

Так как причины несчастья, по мнению Алкуина, кроются, прежде всего, в падении нравственного уровня христиан, основное содержание посланий занимают проблемы христианской нравственности, «должного» поведения мирян и духовенства, обязанностей духовных пастырей и светских правителей, «правильного» устройства христианского мира, его внутренних связей. Наиболее интересно этот вопрос раскрывается в письме 174, перевод которого мы прилагаем к статье.

Письмо написано не ранее лета 793 г. и адресовано архиепископу Кентерберийскому Этельхарду, который, по-видимому,

1 Ненарокова М. Р. Алкуин и его поэма «О Линдисфарнской резне» // Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Вып. 4. Иваново, 2011. С. 240.

2 Alcuin. Ep. 17. S. 47.

3 Тюленев В. М. Историческая концепция Павла Орозия // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Вып. 5. СПб, 2005. С. 159-160.

4 Alcuin. Ep. 17. S. 45-49.

был рукоположен в сан незадолго до этого1. В это время Алкуин находился на континенте2. Анализ послания позволяет выделить несколько взаимосвязанных тем, поднимаемых его автором и имеющих отношение к интересующему нас вопросу. Во-первых, Алкуин определяет круг обязанностей священнослужителей и мирян, четко разграничивая их между собой, а во-вторых, конструирует образ идеального священнослужителя.

Первую тему Алкуин разрабатывает, прежде всего, в самом начале 17-го письма, когда он напоминает Этельхарду о том, что тот получил «пастырский посох» (virga pastoralis) и «жезл братского утешения» (baculum consolationis fratemae), чтобы «править» и «утешать»3. Чуть ниже Алкуин, используя определение Исидора Севильского, называет епископа «высшим блюстителем» (superspeculator)4, который должен сообщать подвластным себе, чего должно остерегаться, а чему следовать. Также священникам нужно «бороться против всякого наступления бесстрашной вражеской армии» посредством проповеди5. Наиболее полно этот тезис раскрывается после того, как Алкуин сообщает своему собеседнику о «биче», недавно павшем на Британию6, то есть о нападении викингов на монастырь святого Кутберта.

«Будем же бдительными, чтобы <...> божественное благословение сохранило в благополучии отечество, которое в милосердии своем оно удостоило нам передарить»7, - пишет Алкуин, а затем добавляет, что, по его мнению, должен для этого сделать Этельхард и, в целом, всё духовное сословие.

1 Pryde E. B., Greenway D. E, Porter S., Roy I. Handbook of British Chronology. Cambridge University Press, 1996. P. 214.

2 Bullough D. A. Alcuin: Achievement and Reputation. Being Part of the Ford Lectures Delivered in Oxford in Hilary Term 1980. Netherlands, 2004. P. 410.

3 Alcuin. Ep. 17. S. 45.

4 Ibid. S. 46. Cp. Isid. Etymol. VII, 12, 21.

5 Alcuin. Ep. 17. S. 46.

6 Ibid. S. 47.

7 Ibidem.

Так, ему следует постоянно проповедовать, не молчать, «утешать малодушных», «укреплять смиренных», «возвращать заблудших на путь истины», «наставлять неведающих», «поощрять знающих», «ободрять всех добрыми примерами из ... жизни»1. Снова вспоминает Алкуин и «пастырский посох» для исправления «строптивых и противящихся истине», и «жезл утешения» для поддержания «прочих», и необходимость быть «единодушными»2. Для того, чтобы доказать собеседнику важность и исключительность роли священнослужителей, Алкуин цитирует строки из Евангелия от Луки («Кто слушает вас, тот слушает Меня, и кто отвергает вас, тот отвергает Меня», ср. Лк. 10:16) и Евангелия от Матфея («Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы разрешите на земле, то будет разрешено и на небе», ср. Мф. 16:19, 18:18)3.

Следуя устоявшейся традиции, Алкуин ставит роль духовной власти выше светской. Он пишет, что мирская и духовная власть разделены: «первая носит меч смерти в руке, вторая -ключ жизни на языке»4. Представители первой - посредники, они должны проповедовать, второй - защитники, они должны слушать и повиноваться. Только тогда роли будут распределены правильно, и Бог сохранит отечество «в вечном благословении»5.

Идеи, высказанные в послании к архиепископу Этельхар-ду, Алкуин повторяет и в письмах к светским адресатам. Он убеждает короля Нортумбрии Этельреда и представителей нор-тумбрийской знати в том, что так же, как дело священников -быть «посредниками», «не молчать», «проповедовать слово Бо-жие народу» и «усердно наставлять подвластных», их дело, дело мирян, - быть «защитниками», «смиренно повиноваться», «старательно исполнять»6.

Идея о подчинении светской власти духовной не является изобретением Алкуина. Известный сюжет, который, по мнению

1 Alcuin. Ep. 17. S. 47.

2 Ibidem.

3 Ibidem.

4 Ibid. S. 48.

5 Ibidem.

6 Ibid. S. 52.

М. М. Казакова, доказал «возможность превосходства церковной власти над светской», связан с публичным покаянием императора Феодосия после письменного обращения к нему Амвросия, епископа Медиоланского1. Существует и послание римского папы Григория I королю Эдильберту, в котором папа рекомендует внимать советам британского епископа Августина. Это произведение могло быть известно Алкуину как напрямую, так и через Беду Достопочтенного, который упоминал послание в первой книге своей «Церковной истории народа англов»2.

Для выполнения вышеназванных обязанностей праведный священнослужитель должен, по мнению Алкуина, обладать определенным набором качеств, характеристик. Так как тональность письма не позволяет усомниться в том, что большую ответственность Алкуин возлагает на духовенство, значительную часть письма он посвящает конструированию образа идеального пастыря. Ему следует быть «утешителем для несчастных» (miseris consolator), «отцом для бедных» (pauperibus pater), «приветливым со всеми» (omnibus affabilis), «всегда готовым отдавать» (sit tua manus <...> prompta in reddendo)3. Его речь должна быть мудра, благопристойна, немногословна, а нравы -смиренны и благочестивы, ведь его дело - наставлять окружающих не только словами, но и собственным примером. Кроме того, Алкуин призывает своего адресата чаще читать Священное Писание, молиться днем и ночью, вести целомудренную жизнь и быть хорошим проповедником4.

Используя новозаветные топосы, автор послания дает ряд противопоставленных друг другу характеристик, которые определяют его представление о «правильном» и «неправильном» для священнослужителя поведении. Так, его адресат должен быть «пастырем» (pastor), «руководителем» (rector), «светом»

1 Казаков М. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995. C. 244.

2 Тузиков А. Ф. Проблема взаимосвязи религии и политики в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного: Авто-реф... дис. кан. ист. наук. Кемерово, 2006. C. 20-21.

3 Alcuin. Ep. 17. S. 46.

4 Ibidem.

(lux), «надежным градом, защищенным верой» (civitas firma fide murata), «славным воином Христа» (miles Christi gloriosus) и «проповедником» (praedicator). В противоположность этому, ему не следует быть «наемником» (mercenarius), «разрушителем» (subversor), «мраком» (tenebrae), «домом, разрушенным дождями» (domus pluviis diruta), «ничтожным вероотступником» (apostata vilis) и «льстецом» (adolatorf.

При чтении этого перечня можно обратить внимание на то, что некоторые «правильные» определения связаны с доминированием духовной власти над светской, а «неправильные», напротив, с подчинением священнослужителей мирским владыкам. Это, прежде всего, касается пар антонимов «pastor» - «mercenarius» и «praedicator» - «adolator».

Все это, по мнению Алкуина, Этельхард должен передать и своим товарищам по священству, которых автор послания, используя как новозаветную лексику (ср. Мф. 5:13-15; 1 Пет. 2:9), так и собственные образы, весьма лестно называет «светом всей Британии» (lux totius Brittaniae), «солью земли» (sal terrae), «городом, стоящим на верху горы» (civitas super montem posita), «свечой, поднятой над подсвечником» (lucerna super candelabrum elevate), «избранным родом» (genus electum), «царственным священством» (regale sacerdotium)2. Те, кого наш ученый муж наградил такими эпитетами, должны не бояться никакого человеческого звания и не идти на поводу у мирских льстецов. Напротив, им полагается быть «единодушными в каждом благочестивом совете и единогласными в каждом справедливом су-де»3, чтобы это единство показалось «ужасающим каждому, кто желает прекословить истине»4. Именно это, по словам Соломона, приводимым Алкуином, делает «общину крепкой», то есть церковь сильной (ср. Притч. 18:19)5.

Подведем итоги. Целая серия посланий Алкуина, написанных в связи с нападением норманнов на монастырь святого Кутберта, говорит о том, насколько обеспокоили эти события христианскую интеллектуальную элиту того времени. Это напа-

1 Alcuin. Ep. 17. S. 45.

2 Ibid. S. 47.

3 Ibidem.

4 Ibidem.

5 Ibidem.

дение дает Алкуину повод поднять ряд важных вопросов, касающихся как объяснения истории, так и обязанностей тех или иных членов христианского сообщества. Необходимо отметить, что Алкуин не только объясняет причины случившейся катастрофы, возлагая ответственность на самих пострадавших, но и даёт советы по предотвращению подобных трагедий в будущем, а также одним из первых в англосаксонской Британии четко определяет зоны ответственности мирян и духовенства, конструирует образ идеального священнослужителя.

Важно и то, что на страницах своих писем Алкуин показывает Британию неотъемлемой частью христианского мира, более того, - одной из лучших его частей. Цитаты из Священного Писания призывают адресатов Алкуина сравнивать себя с апостолами, а лестные эпитеты утверждают в мысли о том, что они есть достойные продолжатели своих предшественников -«светочей всей Британии». Неудивительно, что сформулированные Алкуином идеи оказались востребованными в дальнейшем, и значительные отрывки из письма 17 слово в слово будут повторены в одном из писем святого Дунстана, архиепископа Кен-терберийского1.

"YOUR PLACE IS TO STAND BETWEEN GOD AND MEN": ALCUIN'S LETTER TO THE ARCHBISHOP OF CANTERBURY

Anastasiya A. Ilyina

The article analyzes the letter of Alcuin to the Archbishop of Canterbury Ethelhard, which was written about the Norman invasion of 793. It is noted that Alcuin was one of the first in Anglo-Saxon Britain who clearly defined the areas of responsibility of the laity and the clergy and constructed the image of an ideal clergyman. Thus, he shows Britain as an integral part of the Christian world.

Key words: Alcuin, Ethelhard, Normans, letters of Alcuin, AngloSaxon Britain, duties of clergy, duties of laity, image of a clergyman.

1 Stubbs W. Memorials of Saint Dunstan, archbishop of Canterbury. Cambridge University Press, 2012. P. 401.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.