Научная статья на тему 'Набеги викингов на Линдисфарн (793) и Кентербери (1011): об аллюзии к Алкуину в «Англо-Саксонской хронике»'

Набеги викингов на Линдисфарн (793) и Кентербери (1011): об аллюзии к Алкуину в «Англо-Саксонской хронике» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛО-САКСОНСКАЯ АНГЛИЯ / ВИКИНГИ / ЛИНДИСФАРН / АЛКУИН / АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ ЭЛЬФХЕАХ / «АНГЛО-САКСОНСКАЯ ХРОНИКА» / ARCHBISHOP OF CANTERBURY ÆLFHEAH / ANGLO-SAXON ENGLAND / VIKINGS / LINDISFARNE / ALCUIN / ANGLO-SAXON CHRONICLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусакова Ольга Валерьевна

Статья посвящена выявлению и интерпретации текстологической параллели между ритмическим фрагментом погодной статьи 1011 г. «Англо-Саксонской хроники» о пленении скандинавами архиепископа Кентерберийского Эльфхеаха и одним из писем Алкуина, посвященным разорению викингами монастыря на острове Линдисфарн в 793 г. Прослеженная аллюзия к письму Алкуина указывает на то, что англо-саксонский хронист начала XI в. проводил историческую аналогию не только между военно-политическими событиями первой и второй волны скандинавских нашествий на Англию (как было ранее продемонстрировано З. Ю. Метлицкой), но и между положением Церкви в условиях набегов викингов конца IX и начала XI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Viking Raids on Lindisfarne (793) and Canterbury (1011): on the allusion to Alcuin in the Anglo-Saxon Chronicle

This paper detects and analyzes a textual parallel between the rhyth mic fragment of the entry in the Anglo-Saxon Chronicle describing the capture of Ælfheah archbishop of Canterbury by the Vikings in 1011 and one of the Alcuin’s letters concerning the Viking raid on Lindisfarne in 793. The allusion to Alcuin allows to suggest that an Anglo-Saxon chronicler writing in the beginning of the XI c. saw a historical analogue not only in the political events of the First and Second Viking ages in England (as has already been shown by Z. Metlitskaya), but also in the condition of Anglo-Saxon church during the Viking raids in the end of the IX and in the beginning of the XI cc.

Текст научной работы на тему «Набеги викингов на Линдисфарн (793) и Кентербери (1011): об аллюзии к Алкуину в «Англо-Саксонской хронике»»

Homo historicus: восприятие истории

О. В. Гусакова

(Москва)

НАБЕГИ ВИКИНГОВ НА ЛИНДИСФАРН (793) И КЕНТЕРБЕРИ (1011): ОБ АЛЛЮЗИИ К АЛКУИНУ В «АНГЛО-САКСОНСКОЙ ХРОНИКЕ»

Статья посвящена выявлению и интерпретации текстологической параллели между ритмическим фрагментом погодной статьи 1011 г. «Англо-Саксонской хроники» о пленении скандинавами архиепископа Кентерберийского Эльфхеаха и одним из писем Алкуина, посвященным разорению викингами монастыря на острове Линдисфарн в 793 г. Прослеженная аллюзия к письму Алкуина указывает на то, что англо-саксонский хронист начала XI в. проводил историческую аналогию не только между военно-политическими событиями первой и второй волны скандинавских нашествий на Англию (как было ранее продемонстрировано З. Ю. Метлицкой), но и между положением Церкви в условиях набегов викингов конца IX и начала XI в.

Ключевые слова: англо-саксонская Англия, викинги, Линдисфарн, Алкуин, архиепископ Кентерберийский Эльфхеах, «АнглоСаксонская хроника».

В истории Англии период с конца VIII по первую треть XI в. ознаменован скандинавскими нашествиями, принимавшими на разных этапах различную интенсивность и форму. В историографии принято выделять две волны этих нашествий. Первая (конец VIII - середина X в.) началась с военных набегов, а затем привела к завоеванию викингами в 870-х гг. нескольких англо-саксонских королевств (Восточной Англии, Нортумбрии, частично Мерсии) и расселению на их территориях. Концом первого этапа считается смерть последнего скандинавского правителя Йорка - Эйрика Кровавая Секира - в 953 г. Вторая волна, начавшаяся с возобновления набегов в 980-е гг., привела к датскому завоеванию Англии - в 1013 г. датским королем Свейном,

© Гусакова О. В., 2013

а в 1016 г. - Кнутом Великим, который в 1018 г. также стал королем Дании. Последний правил в Англии до 1035 г.1

Скандинавские нашествия первой и второй волны происходили в различных военно-политических условиях2. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в конце VШ-IX в. викинги совершали набеги на разрозненные и нередко враждовавшие между собой англо-саксонские королевства, а в конце X в. скандинавским отрядам противостояло уже единое английское королевство во главе с уэссекской династией.

Различалась и религиозная ситуация первой и второй волны нашествий. Если в результате скандинавского расселения второй половины IX в. местное англо-саксонское общество на значительных территориях оказалось бок-о-бок с соседями-язычниками, христианизация которых происходила постепенно в процессе ассимиляции, то викинги второй волны уже не были поголовно язычниками, а многие их предводители были крещеными. Несомненно, более существенное влияние на судьбу англо-саксонской Церкви оказала первая волна нашествий, хотя оценка степени этого влияния в историографии является крайне дискуссионной проблемой3. Набеги конца X - начала XI в. также нанесли определенный ущерб англо-саксонской Церкви: христианство викингских лидеров не гарантировало неприкос-

1 Историография по скандинавским нашествиям на Англию чрезвычайно обширна. Из современных обобщающих работ см., например: Hadley D. The Vikings in England: Settlement, society and culture. Manchester, 2006 (о первой волне нашествий); Arnold M. The Vikings. Culture and conquest. London, 2006; The Viking world / Ed. S. Brink, N. Price. London; N.Y., 2008 (об эпохе викингов в целом).

2 Сравнительному анализу двух периодов скандинавских нашествий посвящена кандидатская диссертация М. М. Александрова: Александров М. М. Скандинавские нашествия в Англию в раннее средневековье: сравнительно-исторический анализ (конец VIII - начало XI вв.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2007.

3 Обзор историографии на эту тему см.: Гусакова О. В. Англосаксонская церковь в условиях скандинавского завоевания: Подходы и проблемы в современной британской историографии (Обзор) // Церковь и религиозное сознание средневековой Европы / Под. ред. З. Ю. Метлицкой. М., 2008. С. 7-27.

новенность англо-саксонским монастырям и храмам, которые подвергались нападениям1. Однако в целом вторая волна набегов не вызвала таких системных изменений в церковной организации, как, например, исчезновение нескольких диоцезов в ходе скандинавских нашествий IX в. Само датское завоевание Англии в начале XI в. не представляло угрозы христианской Церкви в стране - и Свейн, и его сын Кнут с детства воспитывались в христианстве. Став английским королем, Кнут поддерживал Церковь и сам принимал активное участие в церковной политике. Он покровительствовал культам святых и позиционировал себя как благочестивый христианский король2

Тем не менее, есть основания полагать, что несмотря на такие различия в исторических условиях, англо-саксы конца X -начала XI в. проводили параллели между набегами викингов первой и второй волны.

Ключевым источником по истории скандинавских завоеваний Англии является «Англо-Саксонская хроника» - анналы на древнеанглийском языке, представленные несколькими рукописями (которые обозначаются латинскими буквами Л, B, C, D, Е, F, G, Н), создававшимися с конца IX по середину XII в.3

1 См.: Lawson M.K. Cnut. The Danes in England. London; New York, 1993. P. 125-126.

2 См.: Lawson M.K. Cnut. P. 129-130, 133-138, 151-159.

3 Авторитетным сводным изданием (тексты рукописей А и Е с отличающимися фрагментами остальных рукописей и указанием разночтений) до сих пор остается публикация Ч. Пламмера: Two of the Saxon Chronicles Parallel: A revised text / Ed., with intr., notes, appendices and glossary Ch. Plummer; on the basis of an edition by J. Earle. 2 vols. Oxford, 1892-1899. Современное научное издание рукописей в отдельных томах представлено в: The Anglo-Saxon Chronicle: A Collaborative Edition / Ed. D. N. Dumville, S. D. Keynes. Cambridge, 1983-. Русский перевод рукописи А и фрагментов рукописей С, D, Е осуществлен З. Ю. Мет-лицкой, см.: Англосаксонская хроника IX-XI веков / Пер. с древнеанглийского, введение, примеч. З.Ю. Метлицкой. СПб., 2010. Кроме того фрагменты рукописей C, D, E в переводе Т. В. Гимона и З. Ю. Метлицкой опубликованы в: Гимон Т. В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012. С. 567-589.

События второй волны викингских нашествий на Англию засвидетельствованы в так называемом «этельредовском фрагменте» хроники - общем тексте рукописей С, D, Е и F за 991-

1016 гг., составленном, как убедительно показал С. Кейнз, единовременно в 1016-1017 гг.1 З. Ю. Метлицкая, проанализировав тематику сообщений и стилистические особенности «АнглоСаксонской хроники», продемонстрировала, что составитель «этельредовского фрагмента» осознавал историческую связь между двумя периодами экспансии викингов2. Подобная аналогия во многих случаях носила зеркальный характер - в «АнглоСаксонской хронике» героическое поведение англо-саксов в первый период скандинавских нашествий противопоставляется трусости и предательству англо-саксонской знати, характерных для набегов времен правления короля Этельреда Нерешительного (978-1016 гг.)3.

В данной статье я приведу дополнительный аргумент в пользу того, что подобная историческая связь осознавалась и подчеркивалась создателем «этельредовского фрагмента» «Англо-Саксонской хроники». Для этого обратимся к одному из эпизодов «этельредовского фрагмента», посвященному трагическому и резонансному событию в истории англо-саксонской Церкви и общества времен скандинавских нашествий, - нападению викингов на Кентербери и пленению, а затем убийству архиепископа Эльфхеаха. Повествование об этих событиях разбито в хронике между двумя погодными статьями - 1011 и 1012 гг. В 1011 г., после того, как викинги уже разорили значительную часть Англии, им была предложена большая дань, чтобы они прекратили разбой. Несмотря на обещанные деньги, они напали на Кентербери и взяли в плен архиепископа Эльфхеаха, королевского герефу Эльфвеарда, аббатису монастыря Минстер-ин-

1 Keynes S. The Declining Reputation of King Aethelred the Unready // Garland Papers on Anglo-Saxon History / Ed. D. Pelteret. 1999. P. 1-31.

2 Метлицкая З. Ю. Историческое сознание англосаксонских анналистов IX-XI веков (по материалам Англосаксонской хроники): Дисс. . канд. ист. наук. М., 2005. С. 96-97.

3 Метлицкая З. Ю. Историческое сознание. С. 64, 85, 87-89.

Танет Леофрун1, епископа Рочестера Годвина и других церковнослужителей. Пробыв в городе некоторое время, скандинавские пираты отправились на свои корабли, забрав архиепископа с собой. Хронист завершает статью 1011 г. ритмическим фрагментом, посвященным пленению Эльфхеаха (подробнее об этом фрагменте скажу чуть ниже) и словами: «И даны держали архиепископа при себе до той поры, пока он не принял от них мученическую смерть»2.

О самой смерти рассказывается уже в следующей погодной статье: «1012. Тогда, в этом году, элдормен Эадрик и все старшие уитэны, клирики и миряне, приехали на Пасху в Лондон; Пасха была в апрельские иды3. После этого они оставались в городе, пока не была собрана дань, составлявшая 8 тысяч фунтов. В субботу все разбойничье войско возмутилось против епископа из-за того, что он не захотел платить им денег и запретил другим давать что-либо за него. Кроме того, даны были сильно пьяны, поскольку им привезли вино с юга. Схватили они епископа, привели на свой сход - в канун воскресенья в октаве Пасхи - стали бить его костями и бычьими головами, а один из воинов ударил его обухом топора по голове, так что он упал навзничь, и святая кровь его оросила землю, а святая душа его вознеслась в царствие Божие. Утром епископы Эаднот и Эльф-хун, вместе с горожанами, забрали его святое тело, отвезли со всеми почестями в Лондон и похоронили в соборе святого Павла, где ныне Господь открывает всем могущество святого

4

мученика» .

1 В рукописях «E», «F» неверно указан аббат Леофвин.

2 «7 hi heafdon ^one arcb mid him swa lange od ^one timan ^e hi hine ge martyredom» (Two of the Saxon Chronicles Parallel: A revised text / Ed., with intr., notes, appendices and glossary Ch. Plummer; on the basis of an edition by J. Earle. 2 vols. Oxford, 1892-1899. Vol. 2. P. 142. Перевод З. Ю. Метлицкой: Англосаксонская хроника IX-XI веков / Пер. с древнеанглийского З. Ю. Метлицкой. СПб., 2010. С. 117).

3 13 апреля.

4 «<...> ge namon ^a ^one b. leaddon hine to heora hustinga on ^one Sunnan efen octabas Paschs. 7 hine ^a ^sr oftorfodon mid banum. 7 mid hrydera heafdum. 7 sloh hine ^a an heora mid anre sxe yre on ^et heafod.

Как уже отмечалось, погодные статьи «Англо-Саксонской хроники» за 991-1016 гг. представляют собой единое историческое повествование, составленное единовременно в 1016-

1017 гг.1 Таким образом, рассказ об убийстве Эльфхеаха написан всего через несколько лет после самого события. Это подтверждается и словами хрониста о том, что «сейчас» тело архиепископа покоится в соборе св. Павла в Лондоне. Известно, что в 1023 г. мощи Эльфхеаха были торжественно перенесены в Кентербери, о чем также сообщается в «Англо-Саксонской хронике» под соответствующим годом. Повествование о гибели Эльфхеаха не оставляет сомнений в том, что он стал почитаться как мученик вскоре после смерти, а его святость подтверждалась чудесами.

Особый интерес в рассказе хрониста о мученичестве архиепископа представляет пассаж, завершающий погодную статью

1011 г.:

«Стал тогда пленником тот, кто прежде был народа англов главой и христианства, теперь там несчастья, где раньше была радость, в том несчастном городе, откуда к нам впервые пришло христианство и радость для Бога и для мира»2.

В оригинале строки написаны ритмической прозой, которую исследователи сравнивали со стилем выдающихся проповедников этого периода - Эльфрика и Вульфстана3. Однако, насколько мне известно, некоторые аллюзии, присутствующие в

^et he mid ^am dynte nider asah. 7 his halige blod on 6a eordan feoll. 7 his ^a haligan sawle to Godes rice asende. 7 ^a biscopas Eadno6 7 ^lfhun. 7 seo burhwaru under fengon ^one haligan lichaman on mergen 7 feredon hine to Lundene mid ealre arwur6nisse. 7 hine be byrigdon on scs Paulus mynstre. 7 ^sr nu God swutela6 ^ss halgan martires mihta» (ASC, «E»,

1012 - Two of the Saxon Chronicles. P. 142-143. Перевод З. Ю. Мет-лицкой: Англосаксонская хроника. С. 117-118).

1 Keynes S. The Declining Reputation of King Aethelred the Unready. P. 1-31.

2 «Wss 6a rspling. se ^e sr wss Angel cynnes heafod. 7 Xpendomes. ^sr man mihte ^a ge seon earm6e ^sr man sr ge seah blisse on ^sre srman byrig. ^anon us com srest Xpendom. 7 blisse for Gode. 7 for worulde» (Two of the Saxon Chronicles. Vol. 2. P. 142. Перевод мой).

3 См.: CavillP. Vikings: fear and faith. Grand Rapids (MI), 2001. P. 165.

данном отрывке, до сих пор в историографии не отмечались. И стилистика, и содержание приведенного фрагмента заставляют вспомнить о другом литературном отклике на викингские бесчинства против Церкви, совершенные двумя столетиями ранее -я имею в виду реакцию Алкуина1 на разграбление скандинавскими пиратами знаменитого англо-саксонского монастыря на острове Линдисфарн в 793 г.

Именно нападение на Линдисфарнский монастырь принято в историографии за нижнюю хронологическую границу эпохи викингов, поскольку это первый четко датированный набег скандинавских пиратов на английские земли. Разграбление Линдисфарна описано в «Англо-Саксонской хронике» (в рукописях D, Е, отражающих так называемую «северную редакцию» хроники), где ему предшествуют различные предзнаменования: «Тогда зловещее знамение было явлено над землей Нортумбрии, и оно ужасно испугало людей: то были гигантские вихри, и зарницы, и видны были огненные драконы, летающие среди туч. За этими знаками вскоре последовал великий голод, а спустя недолгое время, в том же году на уі иды января, набег язычников страшно разорил Божью церковь на острове Линдисфарн, через грабеж и смертоубийство»2.

Нападение на линдисфарнскую обитель потрясло современников, о чем свидетельствует целый ряд писем Алкуина3

1 Алкуин (ок. 732-804 гг.) - уроженец Нортумбрии, ученик будущего Йоркского архиепископа Этельберта, с 781/782 г. большую часть времени пребывал на континенте, где стал выдающимся деятелем Каролингского возрождения.

2 «Her wsron re6e forebecna cumene ofer Nor6anhymbra land. 7 ^e folc earmlice bregdon; ^e wsron ormete lig rsscas, 7 wsron ge seowene fyrene dracan on ^am lyfte fleogende. ^am tacnum sona fyligde mycel hunger. 7 litel sfter ^am ^ss ilcan geares on iv idus Ianr earmlice he6nra manna hergung adiligode Godes cyrican. in Lindisfarena ee. ^urh reaflac. 7 man sleht». (Two of the Saxon Chronicles. P. 57. Перевод З. Ю. Метлиц-кой: Метлицкая З. Ю. Историческое сознание англосаксонских анналистов IX-XI веков (по материалам Англосаксонской хроники): Диса ... канд. ист. наук. М., 2005. С. 119, - с моими уточнениями).

3 Кроме того Алкуин посвятил разграблению Линдисфарна и небольшую поэму, перевод которой на русский язык см.: Алкуин. О Лин-

(находившегося в то время на континенте), адресованных королю Нортумбрии Этельреду1, архиепископу Кентерберийскому Этельгарду , епископу Линдисфарнскому Хигбальду , монахам монастыря Веармут-Ярроу4, линдисфарнскому пресвитеру Кутраду5.

В одном из посланий нортумбрийскому королю Этельреду Алкуин так описывает произошедшую трагедию:

«Вот церковь святого Кутберта окроплена кровью священников Божиих, разграблены все украшения, место во всей Британии самое почитаемое отдано язычникам на разграбление. И где впервые после отъезда св. Паулина из Йорка христианская религия в нашем народе получила начало, там горе и несчастья впервые проистекли. Кто сим не напуган? И кто сие, словно захваченное отечество, не оплакивает? Избранный виноградник разорен волками, наследие Божие отдано не Его народу. И где была хвала Господа, там забава язычников. Святое торжество обратилось в траур»6.

Обращает на себя внимание сразу несколько параллелей между данным отрывком и «плачем» о пленении архиепископа

дисфарнской резне / Пер. и коммент. М.Р. Ненароковой // Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Иваново, 2011. Вып. 4. С. 243-251.

1 Alcuine sive Albini Epistols // MGH. Epistols. Vol. 4 / Ed. E. Dumm-ler. Berlin, 1895. № 16. P. 42-44; № 18. P. 49-52.

2 Ibid. № 17. P. 45-49.

3 Ibid. № 20-21. P. 56-59. Монастырь на о-ве Линдисфарн одновременно являлся епископской кафедрой.

4 Ibid. № 19. P. 53-56.

5 Ibid. № 22. P. 59-60.

6 «Ecce ecclesia sancti Cudberhti sacerdotum Dei sanguine aspersa, omnibus spoliata ornamentis, locus cunctis in Brittannia venerabilior, paganis gentibus datur ad depredandum. Et ubi primum post discessum sancti Paulini ab Euboracia christiana religio in nostra gente sumpsit initium, ibi miserie et calamitatis coepit exordium. Quis hoc non timet? quis hoc quasi captam patriam non plangit? Vineam electam vulpes depredarunt, hereditas Domini data est populo non suo. Et ubi laus Domini, ibi ludus gentium. Festivitas sancta versa est in luctum» (Alcuine sive Albini Epistols. P. 42-43. Перевод мой).

Эльфхеаха из «Англо-Саксонской хроники». Оба фрагмента написаны ритмической прозой. Центральным композиционным элементом этого эпизода из письма Алкуина является противопоставление между процветанием в прошлом и несчастьями в настоящем («И где была хвала Господа, там забава язычников. Святое торжество обратилось в траур»). На аналогичном противопоставлении построен и приведенный выше фрагмент погодной статьи 1011 г. «Англо-Саксонской хроники» («теперь там несчастья, где раньше была радость»). Наконец, в обоих фрагментах речь идет об осквернении язычниками места, откуда распространилась христианская вера в Англии. И хотя места имеются в виду разные - у Алкуина это остров Линдисфарн («и где впервые после отъезда св. Паулина из Йорка христианская религия в нашем народе получила начало»), в «Англо-Саксонской хронике» - Кентербери («в том несчастном городе, откуда к нам впервые пришло христианство и радость для Бога и для мира»), в обоих случаях к ним применимо определение колыбели христианства. Как известно, первые римские миссионеры Британии появились в Кентербери (миссия Августина в 597 г.), а христианизация Нортумбрии происходила в два этапа: через миссионерскую деятельность епископа Паулина (прибыл в Йорк в 625 г.), а затем через ирландских миссионеров, основавших монастырь на острове Линдисфарн.

Письмо Алкуина отсылает читателей к образам из Священного Писания, связанным с разрушением Иерусалима - сакрального центра Священной истории. Так, следующие фразы из его письма: «Место во всей Британии самое почитаемое отдано язычникам на разграбление. <...> наследие Божие отдано не Его народу» находят близкие параллели в псалме 78: «Боже! Язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой»1. Хотя англо-саксонский хронист также мог использовать образы из Священного Писания, проанализированные параллели, на мой взгляд, позволяют говорить о том, что составитель «этельредовского фрагмента» «Англо-Саксонской хроники» при написании ритмического пассажа погодной статьи 1011 г. не

1 «Deus venerunt gentes in hereditam tuam polluerunt templum sanctum tuum...» (Ps. 78:1).

просто черпал мотивы из общехристианского наследия, но сознательно перефразировал письмо Алкуина, посвященное разграблению Линдисфарнского монастыря в 793 г.

Данный вывод подкрепляется и существующим свидетельством «технической» возможности подобного заимствования. На то, что тексты писем Алкуина не просто были известны в Англии в начале XI в., но и активно использовались и перерабатывались в новых исторических условиях, указывает рукопись первой половины XI в. (Cambridge, Corpus Christi College 190, f. iii-xii, 1-294). Она содержит выдержки из «Собрания канонического права» Вульфстана1, дополненные отрывками из различных латинских текстов. В этой компиляции в частности содержатся переработанные фрагменты нескольких писем Алкуи-на, а также текст, озаглавленный «О бедствиях» («De tribulatio-nibus»), в котором прослеживаются отголоски алкуиновских тем, но который, по мнению исследователей, более логично прочитывается в контексте правления Этельреда Нерешительного2. Более того, вероятно, Вульфстан использовал эти модифицированные фрагменты из писем Алкуина при составлении своей знаменитой «Проповеди волка к англам»3, в которой нашли яркое отражение викингские набеги начала XI в.

Таким образом, аллюзия к письму Алкуина, выявленная в погодной статье 1011 г. «Англо-Саксонской хроники», указывает на то, что составитель «этельредовского фрагмента» проводил параллель не только между военно-политическими событиями первой и второй волны скандинавских нашествий на

1 Епископ Лондона в 996-1002 гг., архиепископ Йорка в 10021032 гг., выдающийся англо-саксонский проповедник, церковный и общественный деятель.

2 Тексты из этой рукописи частично опубликованы в: Cross J., Brown A. Literary impetus for Wulfstan’s Sermo Lupi // Leeds studies in English. No. 20. 1989. P. 274; текст «De tribulationibus» - в: Keynes S. An abbot, an archbishop, and the viking raids of 1006-7 and 1009-12 // AngloSaxon England. Vol. 36. 2007. P. 174-175. Там же (P. 172-177) см. обсуждение и библиографию.

3 Wulfstan. Sermo Lupi ad Anglos / Ed. D. Whitelock. London, 1952.

Об использовании текстов, основанных на письмах Алкуина, см.: Keynes S. An abbot. P. 205-206.

Англию (как было ранее продемонстрировано З. Ю. Метлиц-кой), но и между положением Церкви в условиях набегов викингов конца IX и начала XI в. Изменив конкретные детали (Кентербери вместо Линдисфарна) в соответствии с современными ему историческими условиями, англо-саксонский хронист сохранил основной посыл перефразируемого фрагмента: центр английского христианства разорен язычниками.

VIKING RAIDS ON LINDISFARNE (793) AND CANTERBURY (1011):

ON THE ALLUSION TO ALCUIN IN THE ANGLO-SAXON CHRONICLE

O. V. Gusakova

This paper detects and analyzes a textual parallel between the rhythmic fragment of the entry in the Anglo-Saxon Chronicle describing the capture of &lfheah archbishop of Canterbury by the Vikings in 1011 and one of the Alcuin’s letters concerning the Viking raid on Lindisfarne in 793. The allusion to Alcuin allows to suggest that an Anglo-Saxon chronicler writing in the beginning of the XI c. saw a historical analogue not only in the political events of the First and Second Viking ages in England (as has already been shown by Z. Metlitskaya), but also in the condition of AngloSaxon church during the Viking raids in the end of the IX and in the beginning of the XI cc.

Key words: Anglo-Saxon England, Vikings, Lindisfarne, Alcuin, archbishop of Canterbury ^lfheah, Anglo-Saxon Chronicle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.