Научная статья на тему '«Орел парящий»: Арнон Зальцбургский, друг Алкуина'

«Орел парящий»: Арнон Зальцбургский, друг Алкуина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА КАРОЛИНГОВ / АЛКУИН / АРНОН ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР / ПИСЬМО / ПАРАФРАЗ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ПОЭЗИЯ / THE CAROLINGIAN EPOCH / ALCUIN / ARNO OF SALZBURG / EPISTOLARY GENRE / LETTER / PARAPHRASE / MEDIEVAL LATIN POETRY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ненарокова Мария Равильевна

Статья посвящена дружбе двух выдающихся деятелей эпохи КаролинговАлкуина и Арнона, архиепископа Зальцбургского. Жизнь Арнона, его отношения с Алкуином, миссионерские труды, повседневные заботы, богословские и литературные интересы сохранены в письмах Алкуина к нему. Письма часто были родом записных книжек для Алкуина, они давали ему мысли и образы для стихов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Soaring Eagle»: Arno of Salzburg, Alcuin’s friend

The article is dedicated to the relations between two friends, two outstanding persons of the Carolingian epoch. They are Alcuin and his life-long friend Arno, the archbishop of Salzburg. Arno’s life, his friendship with Alcuin, his missionary work, everyday concerns, his theological and literary preferences are preserved in Alcuin’s letters, addressed to him. Alcuin often used his letters as a kind of notebooks, where he wrote down ideas and images: later they were transferred to his poetry.

Текст научной работы на тему ««Орел парящий»: Арнон Зальцбургский, друг Алкуина»

АЛКУИН ЙОРКСКИЙ

М. Р. Ненарокова

(Москва)

«ОРЕЛ ПАРЯЩИЙ»: АРНОН ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ, ДРУГ АЛКУИНА

Статья посвящена дружбе двух выдающихся деятелей эпохи Каролингов - Алкуина и Арнона, архиепископа Зальцбургского. Жизнь Арнона, его отношения с Алкуином, миссионерские труды, повседневные заботы, богословские и литературные интересы сохранены в письмах Алкуина к нему. Письма часто были родом записных книжек для Алкуина, они давали ему мысли и образы для стихов.

Ключевые слова: эпоха Каролингов, Алкуин, Арнон Зальцбургский, эпистолярный жанр, письмо, парафраз, средневековая латинская поэзия.

Алкуин высоко ценил дружбу и друзей. Люди, которые были ему дороги, составляли для него особый мир, который он творил сам, давая своим друзьям новые имена. Жил ли он при дворе Карла Великого, сопровождал ли короля в путешествиях по его владениям или безвыездно находился в монастыре св. Мартина в Туре, он помнил своих друзей и поддерживал с ними переписку.

Арнон, настоятель монастыря Сент-Аманд, впоследствии ставший архиепископом Зальцбургским (ок. 740-821), был среди тех, чью дружбу Алкуин особенно ценил. Алкуин приехал во Франкию в 782 г., возглавил придворную школу и играл важную роль в деятельности ученого сообщества, известного как «Академия». Членом «Академии» был и Арнон1, живший тогда при дворе Карла. Алкуина и Арнона рано стали связывать ученые инте-

© Ненарокова М. Р., 2013

1 Ненарокова М. Р. Европейская школьная культура УШ-1Х веков // Памятники средневековой латинской литературы. УШ-1Х века. М., 2006. С. 31.

ресы. Так, по просьбе Арнона Алкуин составил толкования на некоторые псалмы, посвятив трактат другу, вдохновившему его на этот труд1. В 785 г. Арнон по настоянию короля получает сан епископа Зальцбургского2 и уезжает к месту служения, однако за три года дружба Алкуина и Арнона окрепла настолько, что ей не были страшны разлука и расстояния.

Арнон был весьма хорошо образованным человеком, любителем изящной словесности, имевшим большую по тем временам личную библиотеку - 150 томов3. Сохранением значительной части эпистолярного наследия Алкуина мы обязаны именно Арнону, собравшему письма своего друга в единой рукописи ок. 799 г.4

Письма Алкуина к Арнону отличаются богатством художественных средств, главным из которых является метафора. Алкуин дал своему другу прозвище «Aquila» - «Орел», которое является переводом германского имени «Amo» на латынь, и это прозвище обыгрывается в контекстных метафорах. Так, в 796 г. Алкуин просит Арнона: «...быстро снова пришли мне письмо, чтобы я знал, что собирается делать Орел со своими птичками»5, где «птичками» называются спутники Арнона по путешествию в Рим. Обращение одного из писем (март 799 г.) таково: «Орла, чрез Альпы летящего, чрез поля проносящегося, чрез города

и и 6 т->

продвигающегося приветствует смиренный земнородный» . В письме, датированном 800 г., Алкуин выражает надежду, что его друг навестит его в монастыре св. Мартина в Туре: «О, если бы прилетел Орел среди прочих собраний святых птиц к [местам] рыбной ловли на реке Лигере (Луара)»7. Некоторые части посланий к Арнону написаны ритмической прозой, например, начало одного из посланий, датированных 800 г.: «Я был обра-

1 Brunholzl F. Histoire de la literature Latine du Moyen Age. T. 1. Vol. 2. Turnhaut, Brepols, 1991. P. 36.

2 Brunholzl F. Op. cit. P. 122.

3 Ненарокова М. Р. Указ. соч. С. 31.

4 Brunholzl F. Op. cit. P. 271.

5 Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL) // On CD-Rom. Chadwick-Healy, 1993-1995. Vol. 100:91.

6 Ibid. Vol. 100:300.

7 Ibid. Vol. 100:317.

дован сладчайшим чтением Вашего писания и приятнейшим рассказом посланника Вашего благоденствия, словно бы среди жара лихорадки повеяло некой прохладой, и словно бы жгучим пламенем обожженный я был оживлен росой Вашего приветствия; весь укрепленный надеждой, восстану, слушая то, чего всегда желал, читая на письме то, чего всегда жаждал, [а именно:] приветствие апостолической воли и неизменность святого вероисповедания от того, кого, как полагаю, все Церкви Христовы называют исповедником Христовым и почитают как справедливого [мужа]; чьего присутствия я желал в сей жизни бы более всех других мужей, если бы здравие моего немощного тела мне позволило бы это сделать»1. Иногда использование гомеотелев-тона и аллитерации сближает прозаический текст со стихами: «Ты же со своими всегда следуй святому учению и кафолическую веру усердно проповедуй, чтобы ты удостоился иметь вечную .милость с многообразием плода [трудов своих]»2.

Одной из главных тем писем к Арнону является тема дружбы. Желание увидеть друга, побеседовать с ним высказывается Алкуином почти в каждом послании. Так, в 799 г. Алкуин писал: «Чаще писал бы я к тебе, если бы молва рассказала мне, где могла бы найти тебя моя грамотка. Однако в сердце моем память об имени твоем записана стилем любви, не пером, которое погибнет; по причине сохраняющейся привязанности я часто повторяю от глубочайшего сердечного чувства: “Когда же настанет тот день, когда позволено мне будет обнять моего Орла, и в нежных объятиях сжать шею досточтимого отца!”»3. Встречи друзей редки, поэтому, по мнению Алкуина, так важен обмен письмами: «Бог дал отсутствующим в утешение то, что они могут беседовать при помощи грамот и подавать необходимое сердцу друг друга: когда дух, окруженный тяжкой темницей плоти, не может использовать быстроту своей природы, брат-

1 Migne^-Р. Patrologiae Latinae Сшъш Сотркйш (РЦ). Уо1. 100:324-325.

2 ТЫй. Уо1. 100:191.

3 Д^. Уо1. 100:309.

ская любовь взаимно направляет себе писания в качестве ее отражения» (800 г.)1.

Переписка Алкуина и Арнона действительно «подавала необходимое сердцу друг друга». Алкуин интересовался всеми событиями в жизни своего друга, ободрял его и поддерживал. Когда в 796 г. была одержана победа над аварами в Венгрии, Арно-ну пришлось взять на себя труд проповеди христианства на ново-завоеванных землях. В нескольких письмах Алкуин говорит о миссионерстве Арнона, называя это служение «делом святого Павла»2, ибо св. ап. Павел проповедовал среди язычников. Он призывает своего друга «сделаться истинным последователем апостольского призвания»3, напоминая ему эпизод встречи Христа с двумя братьями-рыбаками, будущими апостолами Петром и Андреем: «Ты, весьма неутомимый исполнитель Божественного труда, потрудись следовать им [апостолам. - М. Н.] всем напряжением ума, поскольку Сам Христос чрез тебя с кормы твоего корабля изволит проповедовать народам, и да будет Он Милосердным Кормчим кораблика, с которого Он тебе повелел сети апостолической проповеди распустить в море глубочайшего язычества; пока не услышишь, что Он предписывает тебе и твоим спутникам по состраданию Своей великой любви: “Принесите рыбы, которую вы теперь поймали» (Ин 21:10)”»4. В то же время Алкуину и самому требовалась поддержка и утешение, но другого рода. В 796 году умер архиепископ Йоркский Эанбальд, или, как его называет Алкуин в своем письме, Арканбальд5, друг юности Алкуина и его соученик по Йоркской школе. Алкуин просит Арнона молиться о душе того, «кто был мне отец и брат, и вернейший друг, и соученик у моего наставаника. Вот, я один остался из той школы»6. Поддержка Арнона много значила для Алкуина: «но не буду один, если ты будешь мне верным другом»7.

1 Ibid. Vol. 100:315.

2 Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:235.

3 Ibid. Vol. 100:93.

4 Ibidem.

5 Ibid. Vol. 100:92.

6 Ibidem.

7 Ibidem.

Известно, что Арнон исполнял дипломатические поручения, даже ездил в Рим1, по поручению Карла сопровождая папу Льва III. Сложная обстановка в Риме побудила Алкуина обратиться к другу: «Знаю..., что много есть соперников этого же вышеназванного апостолического господина, ищущих сместить его по коварному наущению»2, но «это совершенно нельзя де-лать»3. Свое мнение Алкуин подкрепляет ссылкой на каноны Церкви и увещает Арнона, как духовный отец: «Ты же, сын любезнейший, сын обетов моих, трудись для блага главы твоего, для того, чтобы высший пастырь остался невредим, чтобы Святой Престол сохранил свое достоинство, а кафолическая вера свою целостность, чтобы пастырь пастырей не подвергся волчьим укусам»4.

Споры с еретиками, в частности, с Феликсом Ургельским, волновавшие Франкскую Церковь, также нашли отражение в письмах Алкуина Арнону. Еще в 793 г. Алкуин дискутировал с Феликсом по поводу его адопционистских взглядов5, но тот не признал своих заблуждений, и в 800 г. в присутствии самого Карла с Феликсом беседуют вновь: «У нас состоялся великий спор между еретиком Феликсом и святыми Отцами в присутствии господина короля, но он [Феликс], в течение долгого времени укрепившийся [в своих заблуждениях], не соглашался ни с чьим мнением..., считая себя мудрее всех в том, в чем был всех глупее» . Далее Алкуин рассказывает, что исследование взглядов Феликса и надзор за ним поручили Лейдраду, епископу Лионскому, а затем Рикульфу, архиепископу Майнцскому, которых и Алкуин, и Арнон близко знали.

В письмах есть упоминания и о заботах, свойственных повседневности, частной жизни человека. Так, например, в 797 г. Алкуин пишет Арнону о своем духовном сыне, родственнике

1 Ненарокова М. Р. Указ. соч. С. 31.

2 Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:325.

3 Ibidem.

4 Ibid. Vol. 100:326.

5 Brunholzl F. Op. cit. P. 38-39.

6 Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:326.

Арнона, о котором Арнон своих письмах выражался «сурово»1. Алкуин же, напротив, утешает друга, говоря, что «не станет наш труд тщетным, и не погибнет душа, за которую не усомнился умереть Христос»2. Судя по словам Алкуина, юный родственник Арнона тосковал по дому и оттого плохо учился: «Он ничего не может достигнуть у меня, пребывая в духе печали»3. Алкуин советует Арнону не полагаться на «слова завистников»4, но самому побеседовать с мальчиком, понаблюдать за ним и понять, чем бы тому хотелось заниматься в жизни: «Мне представляется одно из двух решений: или вследствие нашей дружбы ты препоручишь его господину королю, или держишь у себя, пока не узнаешь из его образа жизни, какая от него будет польза»5. Вероятно, Арнон последовал этому мудрому совету и смог понять, каковы способности его родственника, потому что в следующем, 798 г. мальчик снова оказывается у Алкуина: «Что касается мальчика, который живет в нашем доме, мы дадим ему образование, словно сыну, и, если будет воля Божия, сделаем из него мужа совершенного»6, -пишет Алкуин к Арнону.

Одно из недатированных писем Алкуина к Арнону содержит рассуждения о терминологии, употребляемой в богословских дискуссиях7, однако Алкуин ценил своего друга не только как ученого собеседника-богослова, с которым можно было бы обсудить вопросы веры. В одном из писем (март 799 г.) он сообщает Арнону, что послал ему «пасхальные песни»8. В другом недатированном письме Алкуин сообщает о книге, отправленной Арно-ну со своим учеником Фридугизом, время от времени выполнявшим обязанности почтальона между двумя друзьями. Алкуин пе-

1 Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:239.

2 Ibidem.

3 Ibidem.

4 Ibidem.

5 Ibidem.

6 Ibid. Vol. 100:286.

7 Ibid. Vol. 100:417-419.

8 Ibid. Vol. 100:300.

речисляет произведения, входящие в книгу, например, «малую Псалтирь, которая называется Псалтирь пресвитера Беды, которую тот собрал из сладостных стихов во славу Божию»1, или «превосходнейший гимн, написанный элегическим метром, о некой королеве Эдильтриде»2, судя по имени, англосаксонке, и просит напомнить о книге Фридугизу, «чтобы он, по причине других занятий, не забыл отдать ее тебе»3. Друзья обменивались не только книгами, но и другими подарками. Так, Алкуин послал Арно-ну «два небольших кубка», которые тот бы «по временам имел перед глазами на столе»4, а сам обещал пользоваться во время совершения мессы облачением, которое прислал ему Арнон5.

И в первых письмах, и в последних Алкуин просит, чтобы его друг поминал его в своих молитвах: «Очень прошу, поминайте в Ваших молитвах мое имя» (790 г.) . Будучи настоятелем монастыря св. Мартина в Туре, Алкуин благодарит Арнона за духовную и молитвенную поддержку: «я постоянно подкрепляем твоими святейшими советами и молитвами» (801 г.)7. Однако и Арнон просил советов и наставлений у своего друга, и по отношению к нему Алкуин выступает как духовный наставник и мудрый советчик, несмотря на то, что, согласно церковной иерархии, архиепископ Арнон стоял неизмеримо выше диакона Алкуина. Подобные отношения могли сложиться между двумя друзьями еще в то время, когда они оба жили при дворе Карла Великого, когда Алкуин возглавлял придворную школу и, кроме того, был признанным и уважаемым советником короля. Например, в письме за 797 г. он пишет: «Пусть суетность века сего, любезности льстецов, блеск тщеславия, страх пред сильными мира, угрозы жестоких людей не заставят сердце твое пасть; но

1 Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:407.

2 Ibidem.

3 Ibidem.

4 Ibidem.

5 Ibidem.

6 Ibid. Vol. 100:141.

7 Ibid. Vol. 100:387.

“построй дом свой на Камне” (Мат. 7:24), где никакие бури не смогут тебя опрокинуть. Стой же неустрашимо, презирая языки чернящих тебя и не обращая внимания на уста восхваляющих; и всех, кого сможешь, с помощью Божественной благодати увлеки с собой в это состояние жизни молитвами, увещаниями, примерами, чтобы, стяжав многообразный плод многообразного труда, ты оказался достоин награды в очах Божиих»1. Наставления Алкуина, содержащиеся в письмах, перекликаются с его же стихотворным посланием к Арнону. Это неудивительно: жанр парафраза был довольно распространен в раннесредневековой Англии, и письма часто служили Алкуину чем-то вроде записных книжек, в которых накапливались мысли и образы для будущих стихов.

Последнее датированное письмо Алкуина к Арнону относится к 803 г. В нем Алкуин говорит о своей болезни: «частое нездоровье понуждает меня напоминать друзьям о помощи [их] святых молитв»2. Чувствуя приближение смерти, он преподает своему другу последнее наставление: «доколе есть время

(Гал. 6:10), неси труд Божий, чтобы в Великий [Судный] день Господа нашего снискать вместе со святыми вечную награду за свои труды» .

Алкуин умер в 804 г., его «верный друг»4 и «любезнейший сын»5 Арнон пережил его на семнадцать лет (умер в 821 г.). «Орел парящий» продолжал оставаться доверенным лицом Карла Великого и был вызван подписать завещание императора, находился до самой своей кончины в теплых отношениях с сыном Карла, Людовиком Благочестивым, но обстоятельства его дальнейшего полета нам неизвестны. Сохранив эпистолярное наследие Алкуина, он и сам спас от забвения подробности своей жизни только в письмах друга.

1 Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100: 241.

2 Ibid. Vol. 100: 407.

3 Ibidem.

4 Ibid. Vol. 100: 316.

5 Ibid. Vol. 100: 316.

«THE SOARING EAGLE»:

ARNO OF SALZBURG, ALCUIN’S FRIEND

M. R. Nenarokova

The article is dedicated to the relations between two friends, two outstanding persons of the Carolingian epoch. They are Alcuin and his life-long friend Arno, the archbishop of Salzburg. Arno's life, his friendship with Alcuin, his missionary work, everyday concerns, his theological and literary preferences are preserved in Alcuin's letters, addressed to him. Alcuin often used his letters as a kind of notebooks, where he wrote down ideas and images: later they were transferred to his poetry.

Key words: the Carolingian epoch, Alcuin, Arno of Salzburg, epistolary genre, letter, paraphrase, medieval Latin poetry.

АЛКУИН <ПОСЛАНИЕ АКВИЛЕ (АРНОНУ ЗАЛЬЦБУРГСКОМУ^1

Горы и долы пройдя, опустись, моя грамотка, в руки, Славному Аквиле, чье имя повсюду звучит.

Только найдешь ты его, пожелай ему в песне здоровья,

Тут же скажи, что Альбин друга приветствовать рад. «Отче», ему ты скажи, «Должно вечно наставника помнить, Имя его повторять в каждой молитве своей».

Также смиренно проси со слезами: «Святой предстоятель, Благочестив будь в речах, ложью уста не марай.

Века сего суета: лесть, веселье, пустые забавы,

Также и страхи пускай в сердце твое не войдут.

Только надежда одна, подкрепленная словом спасенья, Пусть сообщает душе верную к Богу любовь.

© Ненарокова М. Р., пер. с лат., коммент., 2013

1 Перевод выполнен по изданию: Poetae Latini Aevi Carolini / Ed. E. Duemmler. T. 1-3. Berolini apud Weidmannos. (Repr. 1964). T. 1. P. 260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.