Научная статья на тему 'МЕСТО ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1993-2021 ГГ.'

МЕСТО ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1993-2021 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное дело / таможенная политика / таможенный кодекс / национальная безопасность / customs / customs policy / customs code / national security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соломеина Лилия Алексеевна

В данной статье на основе таможенного законодательства ставится задача определить место таможенной политики в контексте национальной безопасности РФ в 1993-2021 гг., проанализировать и оценить изменения в сфере таможенной политики на примере изменений в законодательной базе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соломеина Лилия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF CUSTOMS POLICY IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: 1993-2021

In this article, based on customs legislation, the task is to determine the place of customs policy in the concept of national security of the Russian Federation: 1993-2021, to trace changes in the field of customs policy using the example of changes in the legislative framework.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1993-2021 ГГ.»

2 л н и о

X

л

<

W

н 05

W <

>S

0 X X

w

1

s

ÜS

W

S X

w <

Р5

SS

с

^

s

05 S

Я

<

го S X

£ о

УДК 009

МЕСТО ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1993-2021 ГГ.

Соломеина Лилия Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, канд. ист. наук. e-mail: solomeina1@yandex.ru

В данной статье на основе таможенного законодательства ставится задача определить место таможенной политики в контексте национальной безопасности РФ в 1993-2021 гг., проанализировать и оценить изменения в сфере таможенной политики на примере изменений в законодательной базе

Ключевые слова: таможенное дело; таможенная политика; таможенный кодекс; национальная безопасность

THE PLACE OF CUSTOMS POLICY IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: 1993-2021

Solomeina Liliya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Humanities, Candidate of Historical Sciences, e-mail: solomeina1@yandex.ru

In this article, based on customs legislation, the task is to determine the place of customs policy in the concept of national security of the Russian Federation: 1993-2021, to trace changes in the field of customs policy using the example of changes in the legislative framework

Keywords: customs; customs policy; customs code; national security

Для цитирования: Соломеина Л.А. Место таможенной политики в концепте национальной безопасности Российской Федерации: 1993-2021 гг. // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 78-84.

Таможенная политика является частью государственной политики и формируется в зависимости как от внутренних факторов социально-экономического и политического развития, так и под влиянием международных процессов, которые оказывают влияние на государство. Под таможенной политикой мы понимаем составную часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, а также в целях участия в реализации тор-гово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики. Таким образом, таможенная политика может рассматриваться как важный элемент национальной безопасности. Внутренняя политика, в свою очередь, не существует изолированно от условий внешнеполитической и экономической среды, в которой существует государство.

Состав и структура таможенных документов, заложенная в них система понятий и научная аргументация, а также базовые направления развития таможенного дела определяются как объективным характером состояния экономики, финансов, внешней торговли, так и имеющейся внешнеполитической конъюнктурой. Однако в любом случае задачей таможенной политики является защита национальных интересов государства, обеспечение его экономической безопасности.

В этой связи представляется актуальным изучение влияния внешних и внутренних факторов на формирование таможенной политики и развитие таможенного дела в России в период кардинальных исторических изменений 1990 - 2000-х гг. В качестве основных источников в статье будут рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие сферу таможенных правоотношений: федеральные законы, таможенные кодексы, стратегии экономического развития. Цель данной статьи - определить место таможенной политики в контексте национальной безопасности РФ за период 1993-2021 гг., проанализировать и оценить изменения в сфере таможенной политики на примере изменений в законодательной базе.

В постсоветском периоде можно достаточно условно выделить два этапа - это 1991-1999 гг. и 2000-2021 гг.

Первый - очень противоречивый. Так, 1990-е гг. ознаменовали собой трансформационную фазу для Российской Федерации. С одной стороны, это становление новой российской государственности, в том числе и таможенных органов, формирование рыночной системы, начало интегративных процессов. С другой - негативные процессы под влиянием непродуманной и непоследовательной внешней и внутренней политики, приведшие к деиндустриализации, бедности, криминализации экономики, потере международного авторитета.

Второй период можно охарактеризовать как время укрепления государственности, осознания

национальных интересов и стремления к отстаиванию их на международной арене, развития интеграционных процессов, стремления к обеспечению гражданского согласия, преодолению социально-экономических проблем внутри страны, укрепления государственных позиций в экономике. Однако есть ряд проблем, характерных для всего постсоветского периода, например, процесс чрезмерной зависимости российской экономики от импортной экспансии, в том числе в части высокотехнологических товаров, не преодолен и по сей день.

Формирование таможенного дела и таможенного законодательства РФ происходит в принципиально новых условиях - на фоне включения в систему капиталистического рынка и перестройки всей социально-экономической системы, распада СССР и формирования новой государственности РФ. Эти процессы оказали определяющее влияние на формирование принципов таможенной политики.

Отправным пунктом в развитии теории таможенного дела и таможенного законодательства РФ является выход в свет Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 25.12.2023) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) (далее - Закон о таможенном тарифе) [1] и Таможенного кодекса Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (ред. от 26.06.2008) [2].

Таможенный кодекс РФ и Закон о таможенном тарифе - это попытка адаптации отечественного правового поля в сфере таможенных правоотношений к глобальному рынку. Эти документы заложили основу таможенных процедур и правил, важнейшей задачей было привести их в соответствие с международными стандартами. Таможенный кодекс РФ и Закон о таможенном тарифе включают в себя многие положения международных принципов, разработанных в документах Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) [3] и Совета таможенного сотрудничества [4]

Генеральное соглашение по тарифам и торговле является основой многосторонней торговой системы. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле сконцентрированы фундаментальные положения функционирования многосторонней торговой системы, которые заключаются в следующем [3]:

- в предоставлении договаривающимися сторонами во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования (Статья I);

- в предоставлении взаимных торговых уступок (Статья II);

- в предоставлении товарам иностранного происхождения национального режима (Статья III);

- в осуществлении регулирования торговли с помощью таможенных тарифов, а не количественных ограничений (Статья XI);

- в недискриминации (Статья V, Статья XIII);

- в проведении консультаций для урегулирования проблем, связанных с международной торговлей (Статья XXII);

- в прогрессивном снижении таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров (Статья XXVIII, Статья XVIII-бис).

Стоит подчеркнуть, что трансформационные процессы сопровождались разрушением системы национальной экономики и нивелированием требований экономической безопасности в связи с необдуманной, а зачастую преступной экономической политикой государства в этот период. Это, в свою очередь, усложняло работу таможенных органов. Необходимо учесть, что сама структура таможенных органов находилась в этот период на начальном этапе становления, и именно они выступили главным элементом национальной безопасности.

Противоречивость таможенной политики в указанный период хорошо иллюстрирует Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г., где одновременно ставятся задачи по защите отечественного рынка, стимулированию российской экономики, и в тоже время говорится, что «Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой». Очевидна противоречивость целей и принципов, которая проявилась также и в ст. 3, где «... территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации», и в ст. 6, устанавливающей приоритет международного права над отечественным [2].

Отметим, что показателем изменений в сфере таможенного дела и таможенной политики может служить тот факт, что 27 из 38 статей Закона о таможенном тарифе утратили свою силу, и на сегодня действующей является его 51-я редакция.

Структуру таможенных органов определял Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г. [2].

Государственный таможенный комитет Российской Федерации как главный таможенный орган включается в систему исполнительной власти РФ. Таможенные органы в те годы представляли собой единую систему, которая состояла из Государственного таможенного комитета РФ, региональных управлений, таможен и таможенных постов. На них возлагалась обязанность непосредственного осуществления таможенного дела. Таможенные органы наделялись статусом правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (ред. от 26.06.2008) [2]. В Кодексе определены компетенции таможенных органов, их функции и права. В ст. 10 главы 2 изложены основные функции таможенных органов Российской Федерации. Одной из важнейших функций является обеспечение в пределах своей

компетенции экономической безопасности Российской Федерации, являющейся экономической основой суверенитета Российской Федерации [2]. Это очень важный момент, так как разработка стратегии экономической безопасности как продуманной системы мер по словам В.В. Семочкина и А.А. Ивановой, «... началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики РФ с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности поручалось разработать "Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации". Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" был подписан 29 апреля 1996 г.» [5, с. 137].

Российская Федерация, ставшая правопреемницей СССР после его распада, подтвердила свое участие в более чем 300 международных торговых и таможенных организациях. Ликвидация монополии внешней торговли, распад Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), перестройка экономики и либерализация внешнеэкономической деятельности объективно поставили вопрос о расширении внешнеэкономических связей со странами Западной Европы.

Одно из основных условий широкой интеграции Российской Федерации в мировую экономику - создание унифицированного в организационном и правовом плане института таможенно-тарифного регулирования. Вступая в различные международные экономические организации, Россия должна была получить возможность участвовать в разработке международных правил торговли, влиять на то, чтобы принимались приемлемые для нашей страны решения. Одна из таких организаций, играющая ведущую роль в мировом экономическом сообществе - Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО полностью заменила ГАТТ с 1 января 1996 г., после годового переходного периода. После того, как в 1998 г. Россия представила в ВТО предложения по условиям доступа на свой рынок зарубежных товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, начались двусторонние переговоры между Российской Федерацией и ВТО. До середины 2008 г. Россия успешно провела переговоры приблизительно с 60-ю государствами - членами ВТО [6, с. 213]. Глобализация мирохозяйственных связей вызывает необходимость существенных изменений в национальных таможенных системах. Для интеграции в единое мировое экономическое пространство Россия должна была создать универсальный эффективный механизм регулирования экспортно-импортных операций, отвечающий национальным интересам страны, насколько это вообще было возможно, учитывая догоняющий и копирующий харак-

тер модернизации.

В этот период в законодательство Российской Федерации были внесены изменения, которые приблизили многие его положения к нормам ВТО. Основой для создания Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) стала конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссельская конвенция), к которой Россия присоединилась в 1997 г. [7, с. 213]. Параллельно с процессами адаптации к нормам ГАТТ и ВТО шел процесс интеграции на постсоветском пространстве, что принципиально было важно для обеспечения экономической безопасности, и что в определенной степени можно рассматривать как противовес процессам, связанным со вступлением в ВТО. Важный этап - создание Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1992 г., и далее начинается работа по созданию единого таможенного пространства, жизненно необходимого в условиях разрыва экономических связей.

Правительства РФ и Республики Беларусь 6 января 1995 г. подписали в Минске Соглашение о Таможенном союзе между двумя странами, позже к ним присоединились Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Таможенный союз впоследствии трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Процесс интеграции проходил ряд этапов и сопровождался масштабной структурной перестройкой таможенных органов и таможенного законодательства.

Важное значение имел Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [8]. Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Подчеркивалось, что «. без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане» [8].

В это же время принимается Постановление Правительства РФ от 01.09.1996 № 1052 «О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года» [9] (далее - Программа). Целью Программы являлось «содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, ускорение внешнеторгового оборота путем создания условий для становления и полномасштабного функционирования таможенной службы Российской Федерации в период перехода страны на рыночные отношения» [9].

Реализация Программы позволила повысить роль таможенной службы как инструмента

регулирования внешней торговли страны, усовершенствовать технологии обеспечения и рост поступлений в федеральный бюджет взимаемых платежей, усилить защиту российского внутреннего рынка от наносящего ущерб национальным производителям импорта товаров с помощью мер тарифного и нетарифного регулирования. Можно выделить еще несколько ключевых последствий этой Программы. Во-первых, Программа привела к внедрению передовых технологий и систем в таможенные операции, включая внедрение электронного обмена данными, автоматизированные системы таможенного оформления и инструменты управления рисками. Эти технологические достижения упростили процессы таможенного контроля, сократили объем документации и повысили скорость и точность таможенных операций. Во-вторых, Программа была направлена на усиление мер пограничной безопасности. Это способствовало улучшению координации и сотрудничества между таможенными органами, правоохранительными органами и другими заинтересованными сторонами, что привело к улучшению обмена разведданными, расширению возможностей оценки рисков и более эффективному выявлению такой незаконной деятельности, как контрабанда, отмывание денег и финансирование терроризма.

Кроме того, в Программе особое внимание уделялось наращиванию потенциала и обучению таможенного персонала. Основное внимание было уделено обеспечению специализированного обучения в таких областях, как анализ рисков, таможенная оценка, классификация товаров и содействие торговле. Эти инвестиции в человеческие ресурсы повысили профессионализм, опыт и эффективность работы должностных лиц таможенных органов, что в конечном счете улучшило общее функционирование таможенной службы. Одной из задач Программы являлось совершенствование системы соответствующих требованиям Всемирной торговой организации защитных мер, обеспечивающих предотвращение недобросовестной конкуренции иностранных товаров на рынке России.

Совместно с государствами - участниками Таможенного союза предусматривалось обеспечить применение единой системы указанных защитных мер [9]. Выделим ряд ключевых принципов, которые формировали таможенную политику в России в этот период:

1. Либерализация и открытие рынка. В 1990-е гг. в России произошел сдвиг в сторону более либерализованной и ориентированной на рынок таможенной политики. Политические реформы руководствовались принципами свободной торговли, а также снижения барьеров и усиления конкуренции. Снижение тарифов, устранение нетарифных барьеров и упрощение таможенных процедур были осуществлены для стимулирования международной тор-

говли и привлечения иностранных инвестиций.

2. Гармонизация с международными стандартами. Чтобы соответствовать мировой торговой практике, Российская Федерация в 1990-е гг. стремилась гармонизировать свою таможенную политику с международными стандартами, что включало принятие и реализацию соответствующих соглашений, конвенций и протоколов, установленных международными организациями, такими как Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирная таможенная организация (ВТамО)

3. Оптимизация таможенных процедур. Были предприняты усилия по упрощению таможенных процедур для облегчения торговых потоков. Это было важно для привлечения иностранных инвестиций и облегчения ведения бизнеса в России.

4. Укрепление таможенного администрирования и правоприменения. Это было важнейшим принципом в 1990-е гг. и включало повышение профессионализма и навыков должностных лиц таможенных органов, повышение их способности эффективно обеспечивать соблюдение таможенных правил, а также осуществлять борьбу с контрабандой, мошенничеством и незаконной торговой деятельностью. Значительную роль в этом отношении сыграло развитие современной таможенной инфраструктуры, включая создание таможенных пунктов пропуска и модернизацию таможенных информационных систем.

5. Сбор доходов и налогово-бюджетная политика. Еще одним принципом, определявшим таможенную политику в 1990-е гг., был акцент на сборе доходов и налогово-бюджетной политике. Таможенные органы стремились обеспечить эффективный сбор таможенных пошлин, налогов и сборов, внося вклад в государственный бюджет и поддерживая развитие национальной экономики. Для улучшения управления доходами были реализованы такие меры, как внедрение прозрачных систем таможенной оценки и внедрение систем аудита, основанного на оценке рисков.

Таким образом, базовыми приоритетами в сфере соотношения таможенной политики и национальной безопасности РФ в период 1993-2000 гг. были определены: либерализация ВЭД и интеграция в общемировое экономическое пространство (ГАТТ, ВТО, ВТамО); обеспечение экономической безопасности как необходимое условие национальной безопасности в целом; региональная интеграция и создание Таможенного союза на постсоветском пространстве; развитие Федеральной таможенной службы и таможенного законодательства в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

В течение 2000-2015 гг. решались две важнейшие задачи — вступление в ВТО и создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проблеме вступления России в ВТО посвящено огромное количество литературы, и можно выделить

факторы, определявшие в то время необходимость вступления в ВТО [10, с. 455]. Предполагалось, что вступление в ВТО предоставляет России расширенный доступ к рынкам и торговым возможностям. Устранение торговых барьеров будет способствовать экономическому росту за счет привлечения иностранных инвестиций и стимулирования конкуренции. Вступление в ВТО должно было способствовать прозрачности и предсказуемости торговых правил, обеспечивая стабильную деловую среду. Кроме того, предполагалось, что членство в ВТО позволит России участвовать в переговорах и влиять на правила глобальной торговли, и что ВТО предоставит платформу для разрешения торговых споров, защиты своих интересов и защиты от недобросовестной торговой практики. Предполагалось также, что Россия сможет получить защиту:

- от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

- от дискриминационного использования технических барьеров.

Предполагалось получить и определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд других преимуществ, которые должны были содействовать гармоничному вхождению экономики России в мировое хозяйство, дальнейшему развитию внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом. Однако многие из указанных плюсов не сработали по политическим причинам. С самого начала Россия не рассматривалась западными странами как равноправный партнер. Целью международного экономического сообщества было взломать российский рынок и обеспечить наиболее выгодные условия для себя.

Со временем определяются угрозы и негативные аспекты: отечественные отрасли, особенно те, которые ранее были защищены тарифами и субсидиями, сталкиваются с усилением конкуренции со стороны иностранных компаний. Эта конкуренция создает проблемы для секторов, которым не хватает эффективности или технологического прогресса. Отмечается, что возможно «...превращение России в сырьевой придаток стран - членов ВТО; банкротство или поглощение слабых российских производств; поглощение мелких отечественных финансовых институтов; угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость (угрозы продовольственной безопасности); кризис промышленной политики России (ВТО определяет промышленную политику); усиление роли и места ТНК в экономике России; угроза массового оттока российских капита-

лов; кризис отраслей высокотехнологических производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др.» [11, с. 601].

Присоединение России к ВТО заняло 17 лет -от подачи заявки в 1994 г. до подписания протокола о присоединении в декабре 2011 г. и подписания В.В. Путиным Федерального закона от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Мар-ракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» [12]. Все это время шел процесс адаптации Российского таможенного законодательства к нормам ВТО, велась работа по преодолению негативных последствий от либерализации ВЭД.

В этой ситуации возрастала необходимость в формировании эффективной таможенной политики как важнейшего инструмента борьбы с угрозами экономической безопасности - важнейшего элемента национальной безопасности в целом. Актуализация проблемы обеспечения экономической безопасности России связана была также и с зависимостью внутренних финансово-бюджетных процессов от состояния мирового финансового рынка, с включенностью России в Бреттон-Вудскую систему.

Как отмечает Н.А. Болдырева, для России данное обстоятельство особо значимо, так как доходы федерального бюджета страны на 40 % (по состоянию на 2013 г. - прим. автора) формировались за счет экспортных таможенных пошлин на нефть и газ [13, с. 6].

Формирование ЕАЭС можно рассматривать как важнейший этап не только интеграционных процессов на постсоветском пространстве, обусловленный во многом общностью экономических связей, но и как важнейший инструмент защиты экономических интересов России и стран -участниц ЕАЭС на фоне общих проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности в условиях интеграции в мировую экономику. Создание ЕАЭС становится одним из важнейших результатов проводимой с начала 2000-х гг. таможенной политики. ЕАЭС стал значимым элементом экономической безопасности Российской Федерации, способствующим региональной интеграции среди государств-членов. Эта интеграция способствует расширению экономического сотрудничества, торговли и инвестиций внутри региона, способствуя стабильности и снижая зависимость от внешних рынков. ЕАЭС способствует созданию общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это создает благоприятную среду для расширения бизнеса и работы в государствах-членах, расширяя экономические возможности и конкурентоспособность. Кроме того, ЕАЭС создает

в 2017 г. принимается также Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [16].

В Стратегии 2021 г. происходит смещение акцентов в системе определений базовых понятий в сфере национальной безопасности, по сравнению с 2009 и 2015 гг. В определении национальной безопасности РФ вместо — «... состояние защищенности личности, общества и т.д.» — указано «. состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации». Данное изменение отражает сущность соотношения данных понятий, определяя состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации как условие защищенности личности, так как именно целостность и суверенность государства гарантирует защиту личности [17].

Динамику изменений можно проследить, сравнив Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [8] и Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [16].

В отличие от Стратегии 1996 г., Стратегия, принятая в 2017 г. определяет основные понятия в сфере экономической безопасности: «экономическая безопасность», «экономический суверенитет Российской Федерации», «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере, «угроза экономической безопасности», «вызовы экономической безопасности», «риск в области экономической безопасности», «обеспечение экономической безопасности» [16].

В Стратегии 1996 г. подчеркивается ее внешнеэкономическая направленность, направленность на либерализацию ВЭД [8]. Как уже отмечалось выше, здесь проявился противоречивый характер направленности экономической политики, где интеграционные приоритеты оказываются на первом месте в сравнении с экономической безопасностью.

В Стратегии 1996 г. в качестве объектов экономической безопасности РФ называются личность, общество, государство. В определении цели Стратегии мы видим ту же последовательность, что отражает либеральную идеологическую направленность документа [8]. В Стратегии, принятой в 2017 г., среди целей в сфере обеспечения экономической безопасности на первом месте — укрепление экономического суверенитета Российской Федерации, повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечение экономического роста [16].

Изменилась структура угроз экономической безопасности. Стратегия 1996 г. в числе таковых называет, прежде всего, внутренние факторы (увеличение имущественной дифференциации населения

единую систему правил, стандартов и таможенных процедур, оптимизируя торговлю и снижая барьеры внутри региона. Более того, ЕАЭС способствует координации макроэкономической политики среди своих членов, включая монетарную и фискальную политику. Такая координация укрепляет экономическую стабильность и устойчивость к внешним потрясениям, способствуя совместному реагированию на экономические вызовы. Отметим также, что ЕАЭС играет решающую роль в усилении экономического присутствия и влияния Российской Федерации на международной арене. Выступая единым фронтом, государства - члены ЕАЭС коллективно заключают торговые соглашения с другими странами и региональными блоками, расширяя экономические возможности и диверсифицируя рынки для российского бизнеса.

Процесс создания ЕАЭС проходил ряд этапов, начиная 1995 г. Так, с 2001 по 2014 гг. оформляется Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а с 1 января 2015 г. - ЕАЭС. Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2018 г.

В это время происходят существенные изменения в системе международных отношений, во многом вызванные отказом США и стан Запада признавать национальные интересы России, расширением НАТО на Восток, активной антироссийской политикой как на постсоветском пространстве, так и в мире в целом, введением антироссийских санкций, противоречащих одним нормам ГАТТ/ВТО и оправдываемых другими нормами тех же структур [14, с. 96-97]. Обострение международной обстановки сопровождалось углубляющимся системным экономическим кризисом, что делало имеющиеся противоречия особенно острыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешнеполитические и экономические угрозы существенно влияли на приоритеты внешней и внутренней политики России и заостряли вопросы национальной безопасности, что, в свою очередь, находило отражение в законодательстве РФ на всех уровнях. Происходят изменения в системе основных принципов и понятий в сфере соотношения таможенной политики и национальной безопасности РФ. В целом принципы таможенной политики Российской Федерации в период с 2000 по 2022 гг. вращаются вокруг национальной безопасности, экономического развития, международного сотрудничества, защиты интеллектуальной собственности, прозрачности, правоприменения и соблюдения международных стандартов.

Официальные документы, посвященные обеспечению национальной безопасности, выходили в 1996, 1997, 2000, 2009, 2015, 2021 гг. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ст. 18) Стратегия корректируется каждые шесть лет [15, с. 21]. Кроме того,

и повышение уровня бедности, деформирован-ность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализацию общества и хозяйственной деятельности) [8]. В Стратегии 2017 г. на первом месте стоят внешние факторы, такие как: стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям и т.д. [16].

В отношении ВЭД Стратегия, принятая в 2017 г., среди главных задач выделяет: выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения; расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций [16].

Можно констатировать, что произошли существенные изменения в определении и конфигурации основных принципов в сфере соотношения таможенной политики и национальной безопасности РФ. Обеспечение национальной безопасности и защита национальных интересов становится приоритетом в сфере внешнеполитической деятельности, уточняются и конкретизируются аспекты ВЭД. Происходит коррекция правовых норм в части соотношения международного и российского права. В действующей редакции Закона о таможенном тарифе устанавливается приоритет Конституции РФ, что означает укрепление суверенитета [1].

Таким образом, опираясь на анализ основных правовых документов на протяжении новейшего этапа истории РФ, прослеживается, каким образом формирование новых принципов в системе национальной безопасности определяло принципы таможенной политики.

Библиографический список:

1. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета. 1993. 05 июня.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв.

ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) // СПС «КонсультантПлюс.

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) // https://base.garant.ru/2541542/ (дата обращения: 03.11.2023).

4. Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) (вместе с Протоколом от 24.06.1986) // СПС «Консультант Плюс»

5. Семочкин В.В., Иванова А.А. Система экономической безопасности государства // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2011. № 1. С. 136-141.

6. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, практика. 2-е изд., доп. Москва: ВАВТ, 2012. 357 с.

7. Путихин Ю.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях глобализации // Финансовый журнал. 2010. № 1. С. 81-88.

8. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс.

9. Постановление Правительства РФ от 01.09.1996 № 1052 «О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 40. Ст. 4650.

10. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 592 с.

11. Муталимов В.А. Россия стартует в ВТО: прогноз экономической безопасности // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 75. С. 597-606.

12. Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 30. Ст. 4177.

13. Болдырева Н.А. Роль таможенной политики в решении актуальных проблем экономической безопасности в условиях членства России в ВТО // Вестник российской таможенной академии 2013. № 2. С. 5-12.

14. Рачков И.В. Экономические санкции с точки зрения права ГАТТ/ВТО // Международное правосудие. 2014. № 3 (11). С. 93-113.

15. Белозёров В.К. Новая стратегия национальной безопасности Российской Федерации: от обретения смыслов к реализации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 2 (843). С. 2035.

16. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 02.12.2023).

17. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 02.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.