Научная статья на тему 'Концепция совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли'

Концепция совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
глобализация / Евразийский экономический союз / таможенные механизмы / торговая политика / таможенное регулирование / наднациональный уровень / таможенный тариф / таможенно-тарифные меры / globalization / Eurasian Economic Union / customs mechanisms / trade policy / customs regulation / supranational level / customs tariff / customs and tariff measures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротынцева Татьяна Михайловна

Целью исследования является разработка основных положений концепции совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли. В качестве предмета исследования определены основополагающие элементы концепции развития таможенных механизмов: принципы, задачи, инструменты и др. В целях развития конкурентоспособности в мировой экономике и международной торговле актуальным представляются адаптация к меняющимся условиям функционирования международного бизнеса и определение области, где необходимо принять меры для его поддержки. Обоснована необходимость совершенствования таможенных механизмов регулирования международной торговли. Методология исследования построена на анализе научной литературы, сравнительном анализе, систематизации и анализе статистических данных. Основным результатом является представление концепции процессов совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли и ее элементов, направленных на повышение эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов Евразийского экономического союза. В рамках концепции предложены направления систематизации и совершенствования инструментов таможенного регулирования наднационального уровня, что остается важной задачей ближайшего будущего, особенно с учетом изменений во внешней торговле российских предприятий в результате обострения торговых конфликтов, вызванных ухудшением политических и экономических отношений между Соединенными Штатами Америки, странами Европейского союза и Российской Федерацией. Область применения результатов исследования может быть определена широким кругом пользователей, например, государственными органами исполнительной власти и таможенной службой, логистическими и коммерческими компаниями, а также научным сообществом. В перспективе применение в практической деятельности предложенной концепции позволит обеспечить создание благоприятной для бизнеса среды в соответствии с требованиями общей торговой и таможенной политики, содействия инвестициям, связанным с развитием международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сoncept for improving customs and tariff mechanisms for regulating international trade

The purpose of the study is to develop main provisions of the concept of improving customs tariff mechanisms for regulating international trade. As the subject of the study, the fundamental elements of the customs mechanisms development concept have been defined: principles, tasks, tools, etc. In order to develop competitiveness in the world economy and international trade, it is relevant to adapt to the changing conditions of international business and identify the area where it is necessary to take measures to support it. The necessity of improving customs mechanisms for regulating international trade has been substantiated. The research methodology is based on the scientific literature analysis, comparative analysis, statistical data systematization and analysis. The main study result is the presentation of the concept of the processes of improving customs-tariff mechanisms of international trade and its elements regulation, aimed at increasing the effectiveness of customs-tariff measures for developing international trade in the Eurasian Economic Union member states. The concept proposes directions for systematization and improvement of supranational level customs regulation tools, which remains an important task for the near future, especially in view of changes in the foreign trade of Russian enterprises as a result of the trade conflicts aggravation caused by political and economic relations deterioration between the US, the European Union member states, and Russia. The study results application scope can be determined by a wide range of users, such as government executive authorities and customs service, logistics and commercial companies, as well as the scientific community. In the future, the proposed concept application in practical activities will ensure a business-friendly environment creation in accordance with the requirements of the general trade and customs policy and investments promotion related to the international trade development.

Текст научной работы на тему «Концепция совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли»

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 339.543 JEL F13, F15, F55 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-1-16-25

Получено: 07.12.2023 Статья доработана после рецензирования: 08.02.2024 Принято: 15.02.2024

Концепция совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли

Воротынцева Татьяна Михайловна1,2

Канд. экон. наук, доц. каф. таможенного дела1, доц. каф. таможенных операций и таможенного контроля2 ORCID: 0000-0002-8470-2602, e-mail: vorotyntseva_tm@pfur.ru

1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 117198, Миклухо-Маклая ул., 6, г. Москва, Россия

2Российская таможенная академия, 140015, Комсомольский пр-т, 4, г. Люберцы, Россия

Аннотация

Целью исследования является разработка основных положений концепции совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли. В качестве предмета исследования определены основополагающие элементы концепции развития таможенных механизмов: принципы, задачи, инструменты и др. В целях развития конкурентоспособности в мировой экономике и международной торговле актуальным представляются адаптация к меняющимся условиям функционирования международного бизнеса и определение области, где необходимо принять меры для его поддержки. Обоснована необходимость совершенствования таможенных механизмов регулирования международной торговли. Методология исследования построена на анализе научной литературы, сравнительном анализе, систематизации и анализе статистических данных. Основным результатом является представление концепции процессов совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли и ее элементов, направленных на повышение эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов Евразийского экономического союза. В рамках концепции предложены направления систематизации и совершенствования инструментов таможенного регулирования наднационального уровня, что остается важной задачей ближайшего будущего, особенно с учетом изменений во внешней торговле российских предприятий в результате обострения торговых конфликтов, вызванных ухудшением политических и экономических отношений между Соединенными Штатами Америки, странами Европейского союза и Российской Федерацией. Область применения результатов исследования может быть определена широким кругом пользователей, например, государственными органами исполнительной власти и таможенной службой, логистическими и коммерческими компаниями, а также научным сообществом. В перспективе применение в практической деятельности предложенной концепции позволит обеспечить создание благоприятной для бизнеса среды в соответствии с требованиями общей торговой и таможенной политики, содействия инвестициям, связанным с развитием международной торговли.

Ключевые слова: глобализация, Евразийский экономический союз, таможенные механизмы, торговая политика, таможенное регулирование, наднациональный уровень, таможенный тариф, таможенно-тарифные меры

Для цитирования: Воротынцева Т.М. Концепция совершенствования таможенно-тарифных механизмов регулирования международной торговли//Управление. 2024. Т. 12. № 1. С. 16-25. Б01: 10.26425/2309-3633-2024-12-1-16-25

© Воротынцева Т.М., 2024.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

MANAGEMENT IN VARIOUS INDUSTRIES

Received: 07.12.2023 Revised: 08.02.2024 Accepted: 15.02.2024

Concept for improving customs and tariff mechanisms for regulating international trade

Tatiana M. Vorotyntseva1,2

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Customs Affairs Department1, Assoc. Prof. at the Customs Operations

and Customs Control Department2

ORCID: 0000-0002-8470-2602, e-mail: vorotyntseva_tm@pfur.ru 1 Peoples' Friendship University of Russia, 6, Miklukho-Maklaya ul., Moscow 117198, Russia 2Russian Customs Academy, 4, Komsomolsky prospekt, Lyubertsy 140015, Russia

Abstract

The purpose of the study is to develop main provisions of the concept of improving customs tariff mechanisms for regulating international trade. As the subject of the study, the fundamental elements of the customs mechanisms development concept have been defined: principles, tasks, tools, etc. In order to develop competitiveness in the world economy and international trade, it is relevant to adapt to the changing conditions of international business and identify the area where it is necessary to take measures to support it. The necessity of improving customs mechanisms for regulating international trade has been substantiated. The research methodology is based on the scientific literature analysis, comparative analysis, statistical data systematization and analysis. The main study result is the presentation of the concept of the processes of improving customs-tariff mechanisms of international trade and its elements regulation, aimed at increasing the effectiveness of customs-tariff measures for developing international trade in the Eurasian Economic Union member states. The concept proposes directions for systematization and improvement of supranational level customs regulation tools, which remains an important task for the near future, especially in view of changes in the foreign trade of Russian enterprises as a result of the trade conflicts aggravation caused by political and economic relations deterioration between the US, the European Union member states, and Russia. The study results application scope can be determined by a wide range of users, such as government executive authorities and customs service, logistics and commercial companies, as well as the scientific community. In the future, the proposed concept application in practical activities will ensure a business-friendly environment creation in accordance with the requirements of the general trade and customs policy and investments promotion related to the international trade development.

Keywords: globalization, Eurasian Economic Union, customs mechanisms, trade policy, customs regulation, supranational level, customs tariff, customs and tariff measures

For citation: Vorotyntseva T.M. (2024). Concept for improving customs and tariff mechanisms for regulating international trade. Upravle-nie/Management (Russia), 12 (1), pp. 16-25. DOI: 10.26425/2309-3633-2024-12-1-16-25

© Vorotyntseva T.M., 2024.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение / Introduction

Одной из характеристик экономического мироустройства, непосредственно влияющих на функционирование как международной, так и национальной экономической системы, является глобальность (возникновение глобальной экономической системы). Это явление связано прежде всего с формированием свободной и открытой системы международной торговли, закреплением единых правил и стандартов, регулирующих трансграничные экономические отношения, установленные многосторонними соглашениями между всеми государствами, которые участвуют в этой системе. При этом нельзя не учитывать прецеденты торговых войн и санкци-онных ограничений [Пак, 2020].

По этой причине в экономической науке в последнее время уделяется достаточно много внимания проблемам и задачам таможенного регулирования международной торговли. Таможенные механизмы регулирования внешней торговли закреплены законодательно, однако единая система оценки функционирования этих механизмов развита недостаточно. Эта система, на наш взгляд, должна представлять непрерывный мониторинг как функционирования отдельных элементов, так и их взаимодействия для достижения целей повышения эффективности таможенного регулирования и таможенного контроля, что в свою очередь будет способствовать росту международной торговли.

Целью исследования является разработка основных положений концепции совершенствования таможенных механизмов регулирования международной торговли.

В настоящем исследовании рассмотрен один из основных таможенных механизмов — таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование является значимым механизмом внешнеторговой деятельности, включающим Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), таможенную пошлину, таможенные льготы и преференции, определение и контроль страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Тем не менее подходы к определению основных категорий оценки применения таможенно-тарифных мер разработаны недостаточно. В связи с этим выдвинута гипотеза, включающая категориальный аппарат и элементы концепции повышения эффективности применения данных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС. Таможенные механизмы играют ключевую роль на таможенных территориях и в международной торговой цепочке. Изменившиеся отношения

между государством и бизнесом коренным образом меняют таможенно-правовые отношения как предмет таможенного регулирования. Таможенные органы как государственная служба, контролирующая перемещение товаров через таможенные границы, также участвует в развитии экономики и общественного благосостояния государства. Следовательно, важно, чтобы таможенные отношения с общественностью были областью исследований при поддержке экспертов и ученых в решении стратегических вопросов по совершенствованию таможенных механизмов.

В работе использованы такие методы исследования, как анализ научной литературы, сравнительный анализ, систематизация и анализ статистических данных.

Обзор релевантных научных источников / Relevant scientific sources review

Анализ научной литературы показывает, что для регулирования процессов международной торговли многие страны мира в основном применяют налоговые или тарифные показатели, которые связаны с применением таможенных платежей при перемещении товаров (импортных, экспортных или транзитных) через внешние границы государств или интеграционных группировок. Однако с учетом значения обычаев для международной торговли и обилия источников регулирования, влияющих на их определение, функционирование таможенных механизмов регулирования международной торговли выступает как основа конкурентоспособности бизнеса. Таможенная политика и институциональные структуры таможенного дела, в том числе таможенно-тарифные меры, взаимосвязаны и зависят друг от друга по различным векторным и количественным показателям. Благодаря институциям функционирования таможенных механизмов традиционные ориентиры трансформируются в социальную практику и наполняют такие направления экономических наук, как международное экономическое, торговое и таможенное [Воротынцева, 2023].

В работе также выделен наднациональный, национальный и ведомственный уровни, которые последовательно формируют реперные точки развития таможенных механизмов регулирования международной торговли. Основное внимание при их совершенствовании уделяется рассмотрению стратегических документов, поскольку они являются основой для последующих действий таможенных органов. Направления развития последовательно указаны в цепочке документов интеграционного объединения, национальных программах, Стратегии развития таможенных органов до 2030 г. и соответ-

ствующих планов мероприятий, но среди исследователей возникают дискуссии.

B.Е. Новиков пришел к выводу об ошибочном теоретическом подходе А. Смита и Д. Рикардо к трактовке таможенно-тарифного регулирования и раскрыл его сущность как инструмента поддержания эквивалентного обмена во внешней торговле [Новиков, 2023].

К.Л. Чайка доказывал, что для сближения государств в форме зон свободной торговли, таможенного, экономического или валютного союза оптимальной отправной точкой является приобретение наднациональных черт [Чайка, 2022]. Последние характеризуются следующим:

1) правом принимать правовые акты, обязательные для исполнения членами интеграционных группировок, физическими и юридическими лицами на территориях, где она действует;

2) наличием лиц, независимых от государств и не являющихся их представителями;

3) обязательность, приоритетность и выполнение решений международной организации не должны зависеть от государств-членов.

К.Л. Чайка сделал вывод о взаимосвязи наднациональности и интеграции, обосновывая, что приобретение интеграционными объединениями определенных наднациональных черт приводит к изменению их роли в международных отношениях [Чайка, 2022].

C.Е. Щитов и Н.В. Лихолетова указывали на необходимость расширения компетенций и полномочий наднациональных субъектов управления для повышения результативности регионального сотрудничества [Щитов, Лихолетова, 2021].

Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Ефимов, считавший, что интенсивность интеграционных процессов зависит от слияния существующих национальных сегментов таможенных механизмов путем устранения барьеров, ограничений и изъятий в условиях проведения единой экономической политики, которая должна быть разработана органами управления на наднациональном уровне [Ефимов, 2022].

В результате анализа приведенных данных целесообразно рассмотреть роль таможенно-тарифного регулирования в поступлении таможенных платежей с точки зрения необходимости активизации деятельности надгосударственных органов в таможенном регулировании.

В Договоре о ЕАЭС подробно описываются взаимные права и обязанности государств-членов в контексте таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, подписано много соглашений и нормативных актов, содержащих различные аспекты данной

сферы1,2,3. У государств есть свои нормативные законодательные акты, которые утверждают порядок и правила применения таможенного законодательства на территории каждого из них, и такие акты должны соответствовать межгосударственным соглашениям.

Существуют также элементы, которые составляют обязательства, не выраженные ни в одном правовом акте, но существующие на практике, — это обязательства государств сотрудничать при исполнении законодательства. Они находят отражение в каждом из межгосударственных аспектов сотрудничества в области таможенного дела как с точки зрения взаимных контактов (передача информации, передача документов), так и с точки зрения предпринимаемых действий, представляющих осуществление полномочий, оставленных на усмотрение того или иного государства. В этих случаях всегда следует учитывать интересы другой стороны. Однако не следует упускать из виду вопрос о соразмерности применяемых мер — только конкретная синергия этих двух элементов будет представлять модель сотрудничества между государствами.

Отдельные авторы изучали цели стратегического развития таможенной службы в соподчиненности с их созданием. Согласно теории таможенного управления, таможня рассматривается как институт, существующий в условиях постоянно меняющейся действительности [Терехова, 2021].

Сегодня таможенное регулирование является подсистемой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) и налаживает основные аспекты перемещения товаров через таможенную границу [Гомон, Белопухова, 2019].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование включает «таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внеш-

1 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 20 октября 2000 г. «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле». https://www.consultant.ru/ ^сишеШ:/сош_^с_ЬА^'_31271/ (дата обращения: 05.12.2023).

2 Российская Федерация, Азербайджанская Республика. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 г. «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле». Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31847/ (дата обращения: 05.12.2023).

3 Российская Федерация, Республика Узбекистан. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан от 4 мая 2001 г. «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле». Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41936/ (дата обращения: 05.12.2023).

ней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин»4. Контроль за исполнением положений таможенно-тарифного регулирования возложен на таможенные органы с учетом риск-ориентированного подхода к выбору объектов контроля [Сергеев, Зыков, 2020].

Как указано в таможенном законодательстве, таможенный тариф — это систематизированный в соответствии с классификацией товаров ВЭД список ставок ввозной пошлины, которые взимаются с товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС5,6. Товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС, являясь базой для формирования системы ставок тарифа, также несет экономическую нагрузку, включая качественные характеристики товаров [Андреева, Андриянов, 2021]. Товары, поименованные в Номенклатуре, представляют перечень объектов мировой торговли, разделенный на иерархические подмножества (21 раздел) по следующим признакам: происхождение, химический состав, сырьевой материал, функциональное назначение и глубина переработки.

Использованный метод классификации товаров дает возможность выстраивать систему ставок тарифа в соответствии с запросами таможенной политики государств-членов ЕАЭС и интересами каждого государства и национального бизнес-сообщества. Следовательно, необходимо совершенствовать и соподчинять основные инструменты таможенного регулирования, такие как Товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС, ставки таможенного тарифа ЕАЭС и методику сопоставления этих ставок с целями таможенной политики. Методика обосно-

4 Российская Федерация. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ сош_^с_ЬА^М5397/ (дата обращения: 05.12.2023).

5 Евразийский экономический союз. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ст. 19 «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и ее ведение». Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/3b03cf4746db9bae7598be944ccef2ef 74с9127е/ (дата обращения: 05.12.2023).

6 Евразийская экономическая комиссия. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» (ред. от 29 августа 2023 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_397176/ (дата обращения: 05.12.2023).

вания ставок таможенного тарифа ЕАЭС включает углубление детализации товарной номенклатуры с учетом качественных характеристик и показателей безопасности, включенных в законодательные акты, техническую документацию всех уровней регламентации, например, соотношение мышечной, жировой, соединительной и костной тканей в различной продукции животного происхождения; экологические классы выбросов транспортных средств; конкретизацию наименований (для смартфонов, дронов, опасных электронных отходов и др.).

Состояние внешнеторгового баланса напрямую зависит от эффективности использования данных методов [Гупанова, 2017]. Эффективность применения предусматривает обоснованный подход к изменению ставок тарифа, например, для государства в целом повышение ставок таможенного тарифа определяет повышение поступлений в федеральный бюджет. Однако следует отметить, что положительный эффект для страны это имеет лишь на первоначальном этапе, так как в перспективе защищаемая таможенными методами отрасль может потерять конкурентоспособность, что приведет к разрушению производств данных товаров [Воро-тынцева, 2011].

Кроме того, посредством введения запретительных ставок таможенного тарифа увеличивается способность защитить потребителей от опасной и низкокачественной продукции, что подтверждает трансформацию роли таможенной пошлины в экономике от финансовой до регулирующей [Воротынцева, 2011; Новиков, 2023]. Таким образом, увеличение стоимости издержек ложится на конечных потребителей [Арский, 2017].

Система принципов совершенствования таможенно-тарифных механизмов для развития международной торговли / Principles system for improving customs and tariff mechanisms for international trade development

Таможенно-тарифные механизмы для развития международной торговли необходимо применять в соответствии с нижеперечисленными принципами.

Принцип недискриминации должен способствовать развитию взаимопонимания между государствами, предотвращать поспешные решения и конфликтные ситуации. Отсутствие дискриминации в торговых отношениях формирует равноправные экономические отношения между государствами без оказания давления и применения требования привилегий.

Недискриминация проявляется в отсутствии необоснованных запретов торговли с другими государствами, в неприменении особых требований на товары или услуги других стран, таких как введение дискриминационных налогов (налоговая дискриминация). Режим наибольшего благоприятствования выражает направленность на перманентное снижение препятствий на пути движения товаров и услуг, делает рынки более открытыми и выравнивает условия торговли для всех партнеров. Этот принцип закреплен в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (далее — ГАТТ), своде правил и стандартов, развивающих экономические идеи открытости, эффективности и взаимопонимания в международной торговле. Этот принцип был важной предпосылкой для создания единой системы правил мировой торговли и является основой справедливого сотрудничества между всеми странами.

Принцип национального режима является неотъемлемой частью концепции недискриминации и требует равного отношения к торговле отечественными и импортными товарами, услугами, товарными знаками, патентами, авторским правом и другой интеллектуальной собственностью, а также характеризует значимость снижения ограничений на международную торговлю во всех направлениях. Этот принцип закреплен в нескольких документах Всемирной торговой организации (ст. 3 ГАТТ, ст. 17 Генерального соглашения по тарифам и торговле услугами, ст. 3 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

Целью принципа свободной торговли является развитие взаимного доверия между международными торговыми партнерами, а в специальной литературе данный принцип считается основной идеей концепции справедливости. Среди важных соглашений, способствующих развитию благоприятных торговых условий, предусмотрено обязательство по уплате таможенных пошлин (обязательные тарифы).

Принцип предсказуемости предусматривает защиту определенных ожиданий, предсказуемость, которая может выявляться благодаря прозрачности взаимного сотрудничества. Иностранные компании, инвесторы и государственные органы должны осознавать, что никакие тарифные торговые барьеры не будут применяться по субъективным причинам, которые ставят под угрозу реализацию принципа недискриминации. Фиксированные тарифы иногда важнее для предприятий, чем снижение ставок, поскольку они позволяют предприятиям устанавливать стратегические ориентиры развития. Стабильность и предсказуемость способствуют инвес-

тициям, поскольку они создают благоприятную среду, гарантируют высокую прибыль и способствуют сокращению расходов на управление бизнесом.

Торговые правила государств должны быть ясными и прозрачными. Совокупными усилиями формируется международная торговая политика, ориентированная на реализацию принципа прозрачности на уровне многосторонних соглашений.

Принцип содействия честной конкуренции базируется на создании правил и критериев для объективного определения справедливости на взаимном доверии между торговыми партнерами, решившими проблемы, связанные с экспортными субсидиями и демпингом продукции с целью получения рыночного преимущества.

Элементы концепции повышения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС и их характеристика / Elements of the concept of improving the customs and tariff measures application effectiveness for international trade development of the EAEU member states and its characteristics

Особенно актуально применение таможенно-тарифного регулирования для ЕАЭС как наиболее перспективной интеграционной группировки, дискуссия о которой для настоящего исследования является необходимой, поскольку таможенное законодательство представлено Таможенным кодексом ЕАЭС [Dutkiewicz, Sakwa, 2015]. Сегодня в государствах-членах ЕАЭС широко распространено мнение, что интеграция дает их экономике дополнительные возможности, которые были бы недоступны вне интеграционного проекта. Все союзные страны приняли участие в составлении списка приоритетов и интересов, реализуемых с помощью механизмов и инструментов в рамках интеграции.

Кроме того, в основе такой системы обеспечения национальной эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС необходимо разработать механизмы стимулирования деятельности каждого хозяйствующего субъекта по реализации своих экономических интересов, но не в ущерб национальным интересам. Концепция должна учитывать специфику функционирования всех участников международной цепи поставок, а также механизмы, которые могут наиболее эффективным способом влиять на каждый субъект с целью реализации ими общественно значимых целей. В табл. 1 приведены элементы концепции повышения эффективности

Таблица 1

Элементы концепции повышения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС и их характеристика

Table 1. Elements of the concept of improving the customs and tariff measures application effectiveness for international trade development of the EAEU member states and its characteristics

Концепция обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС на основе согласования интересов государства и бизнеса

Элементы Характеристика

Принципы • комплексности; • обеспечения равновесия интересов; • приемлемого риска; • вариативности; • интеграции национальной экономической безопасности с международной экономической безопасностью

Задачи повышения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС • прогнозирование возможных угроз; • выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности; • принятие решений и организация деятельности по реагированию и противодействию возможным опасностям и угрозам; • уравновешивание интересов государства и бизнеса по осуществлению контрольных мероприятий и предоставлению упрощений субъектам ВЭД; • создание благоприятных условий для развития ВЭД, обеспечение безопасности общества, защита таможенных интересов России

Инструменты обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС Прямые инструменты: проверка документов; идентификация товаров; учет перемещаемых товаров; устный опрос; проведение проверок

Косвенные инструменты: управление таможенными рисками; аналитическая поисковая работа; цифровые технологии контроля, направление запросов в другие государственные органы; ориентировки

Разработка и реализация механизма балансировки интересов в системе обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС • институциональные преобразования в системе таможенного регулирования ВЭД (блок регулятивного воздействия, блок прямого противодействия); • преобразования в производстве и развитии нового инструментария обеспечения безопасности в сфере ВЭД; • реформирование системы предоставления упрощений субъектам ВЭД в России; • моделирование процессов преодоления противоречий государства и субъектов ВЭД по обеспечению безопасности и упрощению таможенных процедур

Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС и их характеристика.

Одним из определяющих элементов эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС является концепция ее обеспечения, определяющая соответствующую политику и стратегию.

Основные понятийные категории концепции обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС / The main conceptual categories of the concept of ensuring the customs and tariff measures application effectiveness for international trade development of the EAEU member states and its characteristics

Базовые понятийные категории концепции обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС представлены в табл. 2.

Из приведенных в табл. 2 данных следует, что оценку эффективности влияния применения таможенных механизмов регулирования международной торговли государств-членов ЕАЭС нельзя рассматривать в разрыве с понятием «таможенная безопасность». Таможенная безопасность, обеспечиваемая таможенной службой, является подмножеством национальной безопасности и определяет, насколько условия для ведения бизнеса благоприятны в определенном периоде измерения, обеспечена ли защищенность логистической цепочки и отсутствуют ли риски нанесения ущерба международной торговли. Данное определение помогает нам сформировать систему оценки эффективности, которая базируется на комплексе целей, задач, принципов управления государственной деятельностью в таможенной сфере, механизмов обеспечения таможенной безопасности, защиты таможенных интересов в реализации государственных прерогатив на внешней и внутренней аренах и инструментов защиты внутреннего товаропроизводителя и формирования благоприятного инвестиционного климата.

Таблица 2

Основные понятийные категории концепции обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС

Table 2. The main conceptual categories of the concept of ensuring the customs and tariff measures application effectiveness for international trade development of the EAEU member states and its characteristics

Категория Содержание

Экономическая безопасность национальной экономики в сфере ВЭД на основе сбалансирования экономических интересов государства и бизнеса Состояние системы экономических отношений между всеми участниками международной цепи снабжения и государственными институтами в сфере регулирования ВЭД, обеспечивающей возможность полной реализации и защищенность их жизненно важных экономических интересов от внешних и внутренних угроз через устранение предпосылок возникновения и преодоления существующих противоречий и достижения сбалансированности их интересов

Концепция обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС на основе сбалансирования экономических интересов государства и бизнеса Система взглядов, идей и подходов по обеспечению экономической безопасности государства в сфере ВЭД, а также комплекс взаимосвязанных мер, направленных на идентификацию, анализ и нивелирование угроз в условиях сбалансирования экономических интересов государства и бизнеса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС Система экономических отношений в сфере осуществления ВЭД и международной торговли

Субъекты обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС Государственные институты, определяющие и реализующие таможенную политику (органы доходов и сборов)

Баланс интересов в сфере ВЭД Характер взаимодействия между государственными институтами и бизнесом в сфере осуществления ВЭД, при котором происходит минимальное вмешательство государственных контролирующих органов в деятельность субъектов ВЭД без угроз экономической безопасности национальной экономики

Механизм сбалансирования интересов в системе обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС Последовательный комплекс соответствующих организационных процедур, организационно-экономических и правовых мер, экономических инструментов обеспечения эффективности применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли государств-членов ЕАЭС на основе сбалансирования интересов государства и бизнеса

Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

В отличие от существующих предложенное понятие оценки более полно отражает многоаспект-ность взаимосвязей с изучаемыми понятиями, а также в полной мере демонстрирует приоритетные, определяющие признаки функционирования таможенных механизмов в общей архитектуре категориальной терминосистемы. На основании проведенных исследований автором выявлено, что регламентированные в законодательных актах положения недостаточно полно охватывают алгоритм функционирования таможенных механизмов. Это связано с тем, что существуют необходимость учета специфических особенностей конкретных механизмов и возможность оперативно вносить изменения в нормативные акты при изменении глобальной таможенной конъюнктуры. Возникающие проблемы санкций, ущерб национальным интересам России, необходимость принятия обоснованного ответного шага углубляют проблемы, связанные с применением мер таможенно-тарифного регулирования.

Заключение / Conclusion

Эффективность применения таможенно-тарифных мер в целях развития международной торговли

государств-членов ЕАЭС на основе сбалансирования экономических интересов как сложное мультила-теральное явление отражает состояние системы экономических отношений между всеми участниками международной цепи поставок (экспортеры, импортеры, перевозчики, таможенные посредники и др.) и государственными институтами в сфере ВЭД. Это обеспечивает возможность полной реализации и защищенности экономических интересов от внешних и внутренних угроз посредством достижения сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения интересов государства и бизнеса.

В результате проведенных исследований автором сформулирован перечень основных положений концепции совершенствования порядка применения механизмов таможенно-тарифного регулирования и их влияния на эффективность международной торговли государств-членов ЕАЭС. Установленные направления обеспечения таможенной безопасности разделены на две группы: общие (отражающие конституционные положения защиты интересов всех субъектов таможенных отношений и направленные на нормирование юридических аспектов

обеспечения таможенных интересов в рамках действующего законодательства) и специальные (выходящие за рамки функционирования базовых принципов, неспособных в полной мере обеспечить регламентирование, многогранность и спецификацию деятельности по обеспечению таможенной безопасности и защиты таможенных интересов).

Исходя из целеполагания, что таможенная система должна устойчиво и стабильно развиваться в условиях воздействия на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, представляющих риск для таможенной безопасности, необходимо сформировать защитную капсулу обеспечения эффективности таможенных механизмов регулирования международной торговли государств-членов ЕАЭС как совокупности мер противостояния описанным угрозам в рамках константности.

Для разработки системы соответствия приоритетности, сложности и уровня значимости таможенных механизмов в целях повышения эффективности проведено ранжирование в соответствии с направлениями

таможенных интересов. Основные направления, требующие пристального внимания при применении таможенных механизмов регулирования международной торговли государств-членов ЕАЭС, — государственная безопасность, экономическая, инвестиционно-инновационная, а также научно-технологическая, экологическая, информационная сферы.

В перспективе применение в практической деятельности предложенной концепции совершенствования таможенных механизмов регулирования международной торговли будет способствовать созданию благоприятной для бизнеса среды в соответствии с требованиями общей торговой и таможенной политики, содействия инвестиций, связанных с развитием международной торговли по нескольким направлениям: эффективность и безопасность глобальной торговой системы; баланс либерализма и протекционизма в идеальной мировой торговой модели; точечное влияние либерализации на экономику стран в зависимости от их потребностей.

Список литературы

Андреева Е.И., Андриянов Д.Е. Унифицированная система описания и кодирования товаров: перспективы международной торговли. Вестник Российской таможенной академии. 2021;3(56): 116—126. https://doi.org/10.54048/20727 240_2021_03_116

Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки. Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017;3:68-74.

Воротынцева Т.М. Совершенствование таможенных мер защиты рынка Таможенного союза от ввоза низкокачественного мяса и мясной продукции. Дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: Российская таможенная академия; 2011. 229 с.

Воротынцева Т.М. Усиление защиты рынка мяса методами таможенного регулирования. Вестник экономической интеграции. 2011;4:28-34.

Воротынцева Т.М. Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности. Вестник Российской таможенной академии. 2023;2(63):29-36.

Гомон И.В., Белопухова Н.В. Исследование таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях. ЕГИ. 2019;26(4):66-71.

Гупанова Ю.Е. Методология управления качеством таможенных услуг. М.: РИО Российской таможенной академии; 2017. 152 с.

Ефимов А.В. Направления развития механизма единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза. Вестник Российской таможенной

References

Andreeva E.I., Andriyanov D.E. Unified product description and coding system: a new look at the prospects for international trade. Vestnic of Russian Customs Academy. 2021;3(56):116—126. (In Russian). https://doi.org/10.54048/20727240_2021_03_116

Arsky A.A. Approximation of logistics costs calculations in international road transport design. Herald of the Moscow University of Finances and Law. 2017;3:68-74. (In Russian).

Chaika K.L. The effect of integration on the role and functions of international organizations. Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022;2:99-127. (In Russian). https://doi.org/10.35427/2073-4522-2022-17-2-chayka

Dutkiewicz P., Sakwa R. (eds.) Eurasian Integration: The View from Within. Abingdon: Routledge; 2015. (In Russian). http:// dx.doi.org/10.4324/9781315738154

Efimov A.V. Directions of development of the mechanism of the unified customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union. Vestnic of Russian Customs Academy. 2022;3(60):110-122. (In Russian). https://doi.org/10.54048/2 0727240_2022_03_110

Gomon I.V., Belopukhova N.V. Research of customs and tariff regulation in international economic relations. Natural-Humanitarian Studies. 2019;26(4):66-71. (In Russian).

Gupanova Yu.Ye. Methodology of customs services quality management. Moscow: Russian Customs Academy Publ. House; 2017. 152 p. (In Russian).

Novikov V.E. Customs tariff regulation as a tool for national economy development. Vectnic of Russian Customs Academy. 2023;3(64):133-140. (In Russian).

академии. 2022;3(60): 110—122. https://doi.org/10.54048/20 727240_2022_03_110

Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент развития национальной экономики. Вестник Российской таможенной академии. 2023;3(64):133—140.

Пак А.Ю. Внешнеторговая безопасность и система ее обеспечения как особенный элемент экономической безопасности государства. Вестник российского университета дружбы народов. Серия: экономика. 2020;3(28):597—607. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-597-607

Сергеев В.А., Зыков А.А Риск-ориентированный подход при проведении таможенного контроля. В кн.: Актуальные проблемы таможенного дела в условиях функционирования Евразийского экономического союза: материалы Международной научно-практической конференции. Люберцы: Российская таможенная академия; 2020. С. 236—243.

Терехова А.В. Иерархия целей и приоритетов в развитии таможенного дела Российской Федерации. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2021;2(37):69—79. https://doi. org/10.21777/2587-554X-2021-2-69-79

Чайка К.Л. Влияние интеграции на роль и функции международных организаций. Труды Института государства и права РАН. 2022;2:99-127. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2022-17-2-chayka

Щитов С.Е., Лихолетова Н.В. Разработка методологии оценки влияния наднациональных институтов и инструментов экономического регулирования на продовольственную безопасность страны. Вестник аграрной науки. 2021;5(92): 171-178. https://doi.org/10.17238/issn2587-666X.2021.5.171

Dutkiewicz P., Sakwa R. (eds.) Eurasian Integration: The View from Within. Abingdon: Routledge; 2015. http://dx.doi. org/10.4324/9781315738154

Pak A.Yu. Foreign trade security and its support system as a special element of economic security of the state. RUDN Journal of Economics. 2020;3(28):597-607. (In Russian). https://doi. org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-597-607

Sergeev V.A., Zykov A.A. Risk-oriented approach in carrying out customs control. In: Actual problems of customs affairs in the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union: Proceedings of the International scientific-practical conference. Lyubertsy: Russian Customs Academy Publ. House; 2020. Pp. 236-243. (In Russian).

Schitov S.E., Likholetova N.V. Development of an assessment methodology due to the influence of supranational institutions and instruments of economic regulation on the food security of the country. Bulletin of agrarian science. 2021;5(92):171-178. (In Russian). https://doi.org/10.17238/issn2587-666X.2021.5.171

TerekhovaA.V. Hierarchy of objectives and priorities in the customs service of the Russian Federation. Bulletin of Moscow Witte University. Series 1: Economics and Management. 2021;2(37):69-79. (In Russian). https://doi.org/10.21777/2587-554X-2021-2-69-79

Vorotyntseva T.M. Perfection of customs measures of the Customs Union market protection from the low-quality meat and meat products import. Diss. ... Cand. Sci. (Econ.): 08.00.05. Moscow: Russian Customs Academy; 2011. 229 p. (In Russian).

Vorotyntseva T.M. Strengthening the meat market protection by methods of customs regulation. Vestnik ekonomicheskoi in-tegratsii. 2011;4:28-34. (In Russian).

Vorotyntseva T.M. Institutional approaches to the development of customs mechanisms for regulating foreign trade activities. Vest-nic of Russian Customs Academy. 2023;2(63):29-36. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.