Научная статья на тему 'Место субкультуры в современном культурном пространстве'

Место субкультуры в современном культурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
874
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гурин Д.А., Виноградова А.И.

Определяется суть и место одного из множественных элементов культурной системы субкультуры, в соответствии с существующими научными подходами. Cубкультура является одним из инструментовроста и развития культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место субкультуры в современном культурном пространстве»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Вопрос стоит и в том, что именно считать дольменами. С древнекельтского дольмен - «каменный стол». Так почему же за дольмены принимают сооружения, похожие скорее на пирамиды или ящики, в которых, по мнению некоторых ученых, хоронились люди. Вопрос о предназначении и классификации дольменов все еще открыт и закроется он, скорее всего, нескоро.

Происхождение и назначение менгиров также неизвестно окончательно. Возможно, они являются некими ориентирами, указательными столбами или чем-то подобным. Некоторые менгиры считаются надгробными плитами, хотя маловероятно, чтобы каждого человека хоронили под такой глыбой. По предположению Мишеля Ле Гоффи, бретонского археолога, менгиры - это атрибуты солярно-лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями [2]. Однако все предположения очень туманны и основываются лишь на местоположении и количестве менгиров в местах их скоплений.

Кромлехи же проще всего рассматривать в комплексе, возглавляемом всемирно известным Стоун-хенджем. Количество гипотез по поводу возникновения и использования Стоунхенджа не счесть. Однако при рассмотрении других кромлехов можно выявить закономерности и вывести достаточно простую и в меру точную гипотезу. Весьма схожи со Стоунхенд-жем святилище Бакшай в России, кромлехи Авебури

в Британии и Караундж в Армении. Все упомянутые постройки являются археоастрономическими памятниками древних культур. Относительно Стоунхенджа это было определено известным исследователем и астрономом Фредом Хойлом. Также известно, что Бакшай, а, исходя из схожести построек, и остальные, являются культовыми святилищами (исследования Бакшая проводились Академией ВЭГУ). И это, скорее всего, неполный список назначений кромлехов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что науке предстоит еще множество новых открытий в области изучения древних памятников. Требуются дополнительные исследования древних сооружений, которые позволят подтвердить или опровергнуть те или иные научные гипотезы или представить новое видение проблемы.

Библиографические ссылки

Алексеев С., Задорнов М. Аркаим стоящий у солнца. URL: http://rutube.ru/tracks/1823127.html.

Niel F. Dolmens et Menhirs. URL: http://bretagne.aha.ru/megalites/megalites.html.

Официальный сайт историко-культурного заповедника областного значения «АРКАИМ». URL: http://www.arkaim-center.ru.

Описание итогов эксперимента Олега Таткова. URL: http://www.hist-sights.ru/node/14295.

© Гришин А. В., Лунин Е. А., Титов Е. В., 2011

УДК 168.522

Д. А. Гурин Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕСТО СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Определяется суть и место одного из множественных элементов культурной системы - субкультуры, в соответствии с существующими научными подходами. Субкультура является одним из инструментовроста и развития культуры.

Актуальность данной темы обуславливается существующим многообразием субкультур, а так же необходимостью исследования данного феномена и определения его влияния на систему культуры, доминирующую в обществе. В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологи-

ческими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению, унификации культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

Современное общество становится более мозаичным, разнообразным, культура превращается в «муль-тикультуру», она все более дифференцируется внутри себя. Между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема культурной самоидентификации личности сегодня становится ключевой.

Субкультура, в общем понимании, подразумевает под собой «свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение» [1, с. 135], сегодня под явлением субкультуры подразумевается обозначение «подсистемы» культуры, таким образом, подчеркивается мультикультурный характер современного общества.

Однако, в зависимости от подходов, существуют и другие описания:

- согласно системно-динамическому подходу субкультура представляется как сложная система, претерпевающая фазовые преобразования;

- синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс, в котором одни субкультуры усиливаются, а другие угасают;

- информационный подход представляет образ субкультуры как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ активно влияют на этот процесс;

- при когнитивном подходе субкультура является системой познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность [2].

Вопрос о месте субкультуры в современном культурном пространственеобходимо рассматривать в рамках концепции развития культуры. Доминирующая культура представляет собой некую программу развития общества, в рамках которой сосуществуют множество субкультур, как традиционных, так и ин-нованционных (в том числе молодежные субкультуры). Собственно, сегодня само понятие «доминирующая культура» звучит некорректно. Тенденции постмодерна привели к принятию всех культурных форм. Поэтомуо современной культуре можно говорить как о совокупности субкультур [3, с. 134]. По мере изменения существующих условий как со стороны «внешнего» мира (материальные явления), так и со стороны «внутреннего» (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но

трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе. По мнению автора, контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время «ненужные» ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т. е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса «инверсии», т. е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму. Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры.

Таким образом, субкультуру мы понимаем как часть культуры, или как часть программы - ее подпрограмму. Программа реализуется именно благодаря своим подпрограммам. Однако субкультура может выступать не только как средство реализации большой программы, но и как определенная альтернатива, целостная и вполне самодостаточная программа, которая может существовать как внутри программы, так и самая по себе, как своеобразный запасной вариант развития социокультурной системы. Сегодня специфику развития современной культурной системы в обществе определяют процессы демассификации, дестандартизации и персонализации. Исходя из этого, нынешнее культурное пространство более целесообразно представить не как оппозицию массовое - элитарное, а как совокупность субкультурных явлений, сосуществующих друг с другом.

Библиографические ссылки

1. Соколов К. Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации // Вест. Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 1. С. 134-143.

2. Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования // Культурология: теория, школы, история, практика. URL: http://countries.ru/library/typology/subkultura.htm.

3. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. СПб. : Наука, 1993.

© Гурин Д. А., Виноградова А. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.