Научная статья на тему 'Памятники древних культур'

Памятники древних культур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гришин А.В., Лунин Е.А., Титов Е.В.

Рассмотрены памятники древних культур. Выявлены их типы, приведены конкретные примеры, представлен анализ гипотез происхождения и назначения древних памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятники древних культур»

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

ичному», типу построения культурного пространства объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего «центра» и мятежной «периферии». Последнее означает расширение «диапазона приемлемости», трансформацию маргинальных культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды.

Библиографическая ссылка

1. Жбанков М. Р. Маргинальная культура // Энциклопедия социологии. URL: http: //www. soclexi-con.ru/marginalnaya-kultura.

© Горина А. А., Виноградова А. И., 2011

УДК 930.85

А. В. Гришин, Е. А. Лунин Научный руководитель - Е. В. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНИХ КУЛЬТУР

Рассмотрены памятники древних культур. Выявлены их типы, приведены конкретные примеры, представлен анализ гипотез происхождения и назначения древних памятников.

На нашей планете известно огромное множество необычных и удивительных древних построек и сооружений, назначение которых не всегда известно. Многие из них являются памятниками архитектуры, олицетворяющими собой множество точных наук, и памятниками человеческому труду. Однако среди ученых всего мира до сих пор нет единого мнения по поводу назначения этих памятников. На данный момент существует бесчисленное количество гипотез их возникновения, сооружения и назначения.

Памятники древних культур условно можно разделить на жилые и нежилые. Под жилыми мы понимаем древние города и поселения, вызвавшие особый интерес археологов своей неизведанностью. Под нежилыми памятниками древних культур мы понимаем необычные рукотворные объекты, не предназначенные для проживания.

Явными примерами выдающихся древних поселений являются Чичен-Ицу и Мачу-Пикчу в Южной Америке, а также Аркаим на территории РФ Челябинской области.

Аркаим - самый загадочный Российский археологический памятник, был открыт на юге Челябинской области в 1987 г. совершенно случайно, при помощи аэросъемки.

По научным данным первоначальных исследований, этот город был построен древними ариями (предками индоевропейцев) около 4800 лет назад и является частью, так называемой, Страны Городов или Гардарики. Однако позже стало известно, что это место много раз выгорало дотла и расчищалось для восстановления, поэтому его возраст может быть гораздо больше.

Город был окружен стенами толщиной 5 и высотой 8 метров, между стенами были вырыты небольшие рвы и, можно сказать, что Аркаим это город-крепость. Однако на его территории не было обнаружено никакого оружия кроме церемониальных ножей [3]. Существует версия, что эти стены защищали город от пылевых бурь, достаточно распространенных в степи.

Аркаим - это, возможно, и город-храм, созданный для поклонения Солнцу. Ну, и самое интересное, Аркаим - пригоризонтная астрономическая обсерватория высокой точности, о чем свидетельствуют исследования [1]. Она не была оборудована сложными приборами, однако там производились очень точные наблюдения за Солнцем и Луной. К тому же, Аркаим - это проекция звездного неба на земле, своеобразный атлас звездного неба в виде города. Для сравнения в столь известных городах древних Майя как Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице роль обсерватории выполняли отдельные здания, оснащенные точной техникой.

Яркими примерами нежилых памятников древних культур являются мегалиты, подразделяющиеся на дольмены, менгиры, кромлехи.

Самыми яркими примерами дольменов можно считать дольмены Южной Америки и побережья Черного моря. Хотя общее количество дольменов равно десяткам тысяч по всему земному шару и среди них сложно выделить какие-то особенные.

Менгиры представляют собой вертикально установленный камень. Большинство известных менгиров находится во Франции (Карнак, Кот-д'Армор, Фини-стер).

Яркими примерами кромлехов являются знаменитый Стоунхендж, Авебури в Великобритании, святилище Бакшай в России, Караундж в Армении.

Количество гипотез происхождения и назначения дольменов затмевает собой наличие фактов и местами утрачивает здравый смысл. Существуют идеи использования дольменов как храмов или мест для моления. Также есть варианты использования дольменов (а вместе с ними и менгиров) как своеобразных антенн, улавливающих космическую энергию, что доказывается изучением полей вокруг дольменов, в том числе и геомагнитных. Исследователи отмечают, что пребывание у дольмена носит некий гармонизирующий, легкий стимулирующий характер, также возрастает уровень глюкозы и тромбоцитов в крови [4].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Вопрос стоит и в том, что именно считать дольменами. С древнекельтского дольмен - «каменный стол». Так почему же за дольмены принимают сооружения, похожие скорее на пирамиды или ящики, в которых, по мнению некоторых ученых, хоронились люди. Вопрос о предназначении и классификации дольменов все еще открыт и закроется он, скорее всего, нескоро.

Происхождение и назначение менгиров также неизвестно окончательно. Возможно, они являются некими ориентирами, указательными столбами или чем-то подобным. Некоторые менгиры считаются надгробными плитами, хотя маловероятно, чтобы каждого человека хоронили под такой глыбой. По предположению Мишеля Ле Гоффи, бретонского археолога, менгиры - это атрибуты солярно-лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями [2]. Однако все предположения очень туманны и основываются лишь на местоположении и количестве менгиров в местах их скоплений.

Кромлехи же проще всего рассматривать в комплексе, возглавляемом всемирно известным Стоун-хенджем. Количество гипотез по поводу возникновения и использования Стоунхенджа не счесть. Однако при рассмотрении других кромлехов можно выявить закономерности и вывести достаточно простую и в меру точную гипотезу. Весьма схожи со Стоунхенд-жем святилище Бакшай в России, кромлехи Авебури

в Британии и Караундж в Армении. Все упомянутые постройки являются археоастрономическими памятниками древних культур. Относительно Стоунхенджа это было определено известным исследователем и астрономом Фредом Хойлом. Также известно, что Бакшай, а, исходя из схожести построек, и остальные, являются культовыми святилищами (исследования Бакшая проводились Академией ВЭГУ). И это, скорее всего, неполный список назначений кромлехов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что науке предстоит еще множество новых открытий в области изучения древних памятников. Требуются дополнительные исследования древних сооружений, которые позволят подтвердить или опровергнуть те или иные научные гипотезы или представить новое видение проблемы.

Библиографические ссылки

Алексеев С., Задорнов М. Аркаим стоящий у солнца. URL: http://rutube.ru/tracks/1823127.html.

Niel F. Dolmens et Menhirs. URL: http://bretagne.aha.ru/megalites/megalites.html.

Официальный сайт историко-культурного заповедника областного значения «АРКАИМ». URL: http://www.arkaim-center.ru.

Описание итогов эксперимента Олега Таткова. URL: http://www.hist-sights.ru/node/14295.

© Гришин А. В., Лунин Е. А., Титов Е. В., 2011

УДК 168.522

Д. А. Гурин Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕСТО СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Определяется суть и место одного из множественных элементов культурной системы - субкультуры, в соответствии с существующими научными подходами. Субкультура является одним из инструментовроста и развития культуры.

Актуальность данной темы обуславливается существующим многообразием субкультур, а так же необходимостью исследования данного феномена и определения его влияния на систему культуры, доминирующую в обществе. В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологи-

ческими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению, унификации культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.