УДК 913.1 / 913.8
Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2013. Вып. 4
Ал. А. Григорьев
ПЛАНЕТАРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЛНЦА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
1. Вступление. Солнце, его лучи, свет, тепло, пульсации задают импульс жизнедеятельности человека, во многом определяют его религию и культуру. В настоящее время исследованиями ряда специалистов (А. Л. Чижевского, А. В. Шнитникова, их последователей и среди них — Е. В. Максимова, Н. В. Ловелиуса, Д. В. Севастьянова и др.) доказано основополагающее влияние на развитие всех природных процессов на Земле и связанных с ними явлений жизни космопланетарных факторов при определяющей роли Солнца [1, 2].
С Солнцем, суточным и годовым вращением вокруг него Земли, изменениями активности Солнца, его положения на галактической орбите связаны ритмы (циклы) разной продолжительности, в конечном счете влияющие как на отдельного человека, так и на человечество в целом. Прежде всего они влияют на людей через климатические и гидрологические процессы, с которыми связаны в том числе периоды засушливости и, наоборот, увлажненности регионов планеты. Так, цикл в 1850 лет проявлялся в колебаниях Аральского и Каспийского морей, увлажненности Альп и Сахары. В Сахаре на пике увлажненности этого цикла на границе IV и V тысячелетий до новой эры на месте нынешней пустыни была саванна, и эта территория была заселена.
К существованию цикличности в развитии человечества подошел своими утверждениями о развитии жизни на планете великий естествоиспытатель, один из основоположников учения о ноосфере В. И. Вернадский. В ноосфере, вершине эволюции биосферы, составной частью которого и является человечество, по его мнению, происходят периодические (циклические. — Ал. Г.) изменения, отвечающие различным геологическим периодам, которые характеризуются своим «набором» фауны и флоры, а также критические периоды убыстрения геологических процессов. При этом В. И. Вернадский, подчеркивая роль космопланетарных процессов в развитии биосферы и ноосферы, выделял главенствующую роль излучения солнца [3].
Существование цикличности в развитии цивилизаций (выделяя циклы) отмечали и отдельные гуманитарии, в том числе историки Арнольд Тойнби и Оскар Шпенглер, историк и географ Л. Н. Гумилев. Впрочем, только Л. Н. Гумилев справедливо связывал такие циклы с природными явлениями, прежде всего с Солнцем — первоосновой развития всего живого на планете и в том числе человека [4]. Однако научные разработки как естественников, так и гуманитариев цикличности естественных и общественных процессов никогда не встречали поддержки. Более того, в СССР и в России это направление науки тщательно тормозилось. Разумеется, на
Григорьев Алексей Алексеевич — доктор географических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: neva8137@mail.ru © Ал. А. Григорьев, 2013
деятельность человека, в том числе на географическое освоение им пространства, Солнце влияет не только своими циклическими изменениями.
В географии культуры, в разделе географии, рассматривающей различные взаимосвязи природы и культуры, именно Солнце (влияние его на жизнедеятельность людей отношение к нему, расселение в зависимости от него) наряду с водой является основополагающим фактором развития любой культуры. Ведь она в конечном счете — результат трансформации человеком в мышлении, образе жизни, привычках, природной обстановки, в которой он находится.
Разумеется, на разных этапах развития любой цивилизации, как и всего человечества в целом, Солнце по-разному определяло различные ее стороны. Однако самые крупные изменения в развитии были связаны не столько с социальными причинами, сколько с природными, определяемыми космопланетарными факторами и, прежде всего, Солнцем. Вспомним великое движение народов с Востока на Запад в Средние века, главную причину которого историк и географ Л. Н. Гумилев сумел увидеть в континентальных циклических климатических изменениях природных зон, регулируемых деятельностью Солнца [5].
Несколько тысячелетий до новой эры другая природная катастрофа (резкое похолодание) вызвала радикальное изменение климата на севере Евразии. Она явилась причиной не менее грандиозного движения народов, на этот раз с севера на юг, выявляемого в результате анализа мегалитической культуры, легенд и сказаний разных народов, топонимов [6-11]. Впрочем, историческая наука, оторванная от природной, солнечной, первоосновы всех социальных явлений, не соглашается ни со взглядами Л. Н. Гумилева, ни с современными представлениями о расцвете и гибели мегалитической культуры на Севере [12].
В настоящее время жители планеты, прежде всего в городах, все больше отрываются от природы, уподобляются роботам с присущим им искусственным бездуховным миром. При этом не только отдельные густонаселенные ландшафты, но и планета в целом с возникающей на ней чуждой средой оказались в опасности. Среди задач географии культуры, как новой в нашей стране ветки географической науки, — выявление связей человечества с природой и прежде всего с главным природным феноменом — Солнцем, изучение отображения феномена солнца в культуре, в условиях отрыва от традиционной культуры во многом ныне забытом.
2. Знаки главного природного феномена Солнца в древнейших культурах. Они выявляются в частности, на скалах в виде петроглифов (рис. 1). Например, в Африке на плато Тассилин-Аджер на изображениях баранов и буйволов и отдельно можно видеть круги — знаки солнца. Самые древние из них возникли примерно 9 тыс. л. назад. Подобные рисунки солнца в виде кругов встречаются и на Севере, в том числе в Прионежье.
Иногда круг имел крылья (в Древней Персии). Помимо кругов с точкой в центре, Солнце изображалось также с лучами, исходящими из круга. К древнейшим рисункам солнца относятся кресты (прямой крест — знак неподвижного солнца, косой крест — знак движущегося светила), нередко — изображение креста в круге. Одно из древних изображений Солнца — свастика встречается на предметах и строения практически всех древних государств, в том числе на территории Хараппской (до-арийской!) цивилизации на полуострове Индостан, в южном Зауралье (на керамике культуры Синташты).
Один из самых древних знаков Солнца в виде свастики обнаружен на территории Воронежской области (в Костенках), а также в Черниговской области (Мезинская стоянка) на браслете из кости мамонта. Знаки солнца имеют ромбовидно-меандровый рисунок и созданы 23-28 тыс. лет до н. э. Практически планетарное распространение знаков солнца тысячелетия назад показывает понимание значимости этого феномена, зависимости от него, который, скорее всего, считался священным.
Отмеченные выше простые лаконичные изображения Солнца были непременными элементами и всех последующих, уже известных культур и мировоззрений в целом времен Античности, Ренессанса (в Европе) и вплоть до настоящего времени. Их, особенно знаки креста (свастики) можно увидеть на стенах мечетей в Бухаре и Самарканде, во внутреннем убранстве православных храмов современного Петербурга. Эти знаки характерны для народных вышивок, особенно хорошо сохранившихся (несмотря на все запреты в советское время) на Русском Севере. Там же, хотя и не часто, подобные знаки солнца можно увидеть на фасадах деревянных домов [13].
Встречаются также знаки солнца в виде многоугольных звезд, колес и, разумеется, животных и растений. Среди представителей животного мира с Солнцем чаще всего олицетворялись сокол, бык, орел, лев, лебедь, баран и петух, а также пернатая змея и даже жук. Так, жук-скарабей, сокол и пернатая змея олицетворяли Солнце, его разные ипостаси, в Древнем Египте. При этом в глубокой древности божества солнца даже изображались в виде такого животного, позднее они же изображались только с головой этого существа. Звериный облик имел и древний бог индейцев Мексики — в виде пернатого змея.
Особо остановимся еще на одном знаке Солнца — олене. Согласно легендам, он является спутником древнегреческого бога Солнца — Аполлона, мать которого, Латона, родилась на Севере, и куда сам Аполлон летал ежегодно в так называемую легендарную Гиперборею. Анализ изображений Аполлона и оленя на предметах утвари и монетах Средиземноморья и Причерноморья позволил историку В. Д. Бла-ватскому утверждать, что «олень — золотое солнце» [14]. Замечу, что саамы считают оленя солнечным божеством. Сказанное позволяет согласиться с мнением философа проф. В. Н. Демина о возможном происхождении имени солнечного бога Аполлона от солнечного божества жителей Севера — оленя. Древнейшие изображения оленя можно встретить на скалах, в частности в Беломорье, в низовье р. Выг. Они начали создаваться примерно 6 тыс. лет назад.
По-видимому, постепенно олень (лось) как знак солнца заместился другим символом — конем (конями). Согласно исследователю Ригведы Б. Г. Тилаку, у древних арьев «жертвенный конь идентифицируется с солнцем» [9]. Среди растений, которые олицетворяют Солнце, упомянем лотос, хризантему. Знак Солнца в виде лотоса с древнейших времен распространен в Египте, Индии, Бангладеш, а в виде хризантемы — в Японии.
Рис. 1. Петроглиф с изображением Солнца на восточном скалистом побережье Онежского озера. Фото А. М. Жульникова.
3. Древние сооружения, использовавшиеся для ориентирования по солнцу.
Рисунки знаков солнца могли появиться не потому, что древний человек время от времени становился художником. Они возникали прежде всего в сугубо практических целях — только вслед или одновременно с использованием знаний о солнце. Квинтэссенцией «приручения» Солнца явилось извлечение с его помощью информации об ориентировании в пространстве и во времени. Именно ориентирование позволяло осуществлять познание географического пространства, столь необходимого в целях разнообразных нужд жизнедеятельности. Оно открывало возможности перемещения, пути контактов с другими народами.
Приспособлениями для обоих видов ориентирования явились мегалиты — большие камни, подвергнутые обработке и поставленные нужным образом. Исследованиями этих элементов культурного ландшафта, своеобразных индикаторов его освоения, их предназначением занимаются в основном краеведы, а в последние годы и специалисты-географы. Изыскания географов-экологов совместно с археологом и астрономом на Каменном плато в Мурманске, на островах Белого моря, на Пупки-ной горе в Псковской области и особенно детальные — на побережье оз. Врево в Ленинградской области показали, что мегалиты фиксируют направления стран света и значимые направления солнцестояния (рис. 2) [11, 15, 16].
Рис. 2. Трилит «Вороний камень» в полуразрушенном кольце из камней, ориентированный в направлении Север-Юг. Город Мурманск. Правый скалистый берег Кольского залива. Фото Ал. А. Григорьева.
Нанесение на космический снимок (или карту) ряда мегалитов, носящих названия Конь-камень и Параскева Пятница, почитаемых с древнейших времен показало, что эти мегалиты, расположенные на территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, приурочены к одной из линий (по 2, 3 и даже по 4 памятника на линии), фиксирующей направление север — юг или запад — восток.
Возраст мегалитов, распространенных на территории всей Европы, на Кольском полуострове достигает 7-8 тыс. лет. Согласно новой гипотезе Г. Н. Параниной,
с целью исчисления времени по Солнцу создавались также и более совершенные каменные устройства — лабиринты, обнаруживаемые преимущественно в прибреж-но-морских районах Северной Европы [6]. Возраст самых древних из них в Бело-морье составляет 5-6 тыс. лет.
На территории Европы также встречаются древние каменные кольцевые структуры с мегалитами, установленными по окружности (кромлехи). Одно из таких сооружений из 12 мегалитов расположено на горе Брокен в южной Германии, а самым грандиозным и известным является Стоунхендж в Великобритании. Как это убедительно доказано астрономами (прежде всего на примере Стоунхенджа), все кольцевые мегалитические сооружения предназначены для определения времени.
На территории ряда стран Европы (Германии, Австрии и Хорватии) обнаружены с самолета кольцевые канавы (около 250 штук) со столбами, установленными в центре. Типичный из таких феноменов на территории Германии — Гозекский круг с несколькими концентрическими канавами и двумя палисадниками (ныне восстановленными) с тремя воротами, созданный 4900 лет до н. э. Астрономами установлено, что эти сооружения, а их на территории Европы около 250, позволяли точно фиксировать значимые дни солнцестояния, что было признано отдельными археологами. Вместе с тем, несмотря на исследования астрономов самого известного мегалита в Европе — Стоунхенджа и выявления ими его совершенно определенного астрономического предназначения, большинство археологов (гуманитариев!) не признают этих данных.
Аналогичная ситуация сложилась и при изучении археологами открытого на территории Южного Предуралья древнего города, построенного индо-иранскими племенами (ариями), — Аркаима. Двухгодичные детальные полевые астрономические исследования, произведенные К. К. Быструшкиным, показали, что кольцевое деревянное сооружение Аркаим представляет совершенную по точности осуществления наблюдений астрономическую обсерваторию [17]. Она сооружалась около 5 тыс. лет назад (по данным археологов — 3600-3800 лет назад). Что же касается более простых по конструкции и, вероятно, более древних мегалитических сооружений, о которых говорилось выше, то большинство археологов (гуманитариев!) не только не замечает предназначения их для ориентирования во времени и пространстве, но зачастую (особенно в нашей стране) просто игнорирует их.
Мегалиты центра и севера России, находки которых сделаны в последние десятилетия, многие археологи считают естественными, природными образованиями. Отчасти такой взгляд связан с господствующей в настоящее время так называемой ледниковой теорией. Согласно ей, долговременный ледовый покров затруднял (такого мнения придерживается большинство археологов) существование развитых цивилизаций. Впрочем, естествоиспытатели, и прежде всего географы и геологи, в отличие от исследователей-гуманитариев, безошибочно выделяют в ландшафте природные и рукотворные, весьма похожие на природные, феномены, и в том числе мегалиты.
Заметим, что гуманитариев в вопросах древней истории и археологии связывает также разработанная ими же еще одна господствующая в России идеологическая концепция о так называемом «Тысячелетии Руси-России». Согласно этой концепции, вопреки историческим изысканиям великого М. В. Ломоносова, до возникновения Руси и распространения христианства на ее территории, как в центральной,
так и в особенности в северной части Русской равнины, проживали полудикие разрозненные племена-язычников с низким уровнем культуры. Ведь эту территорию задолго до образования Руси, в раннее средневековье, ее соседи, как северные, так и южные называли «Гардарикой», т. е. «Страной городов». Открытия еще более древних следов освоения центральной и северной частей Русской равнины, памятников мегалитической культуры времен неолита и мезолита, а возможно и палеолита, никак не вяжутся с современными историческими представлениями, точнее, не укладываются в «прокрустово ложе» официальных консервативных взглядов.
4. Священные камни, храмы и города Солнца как элементы освоения географического пространства. В разных странах планеты сохранились храмы и города, посвященные Солнцу. Больше всего их на территории Центральной и Южной Америки, в Египте и Индии. Разумеется, они посвящены божествам Солнца, присущим соответствующим религиозным представлениям, свойственным тому или иному древнему государству. Главный центр поклонения Солнцу в Древнем Египте находился к северо-востоку от Каира в г. Иуну (ныне Эль-Матария). Развалины храма, который сооружался в 2707-2170 гг. до н. э., посвященные Ра-Атуму (двум самым древним египетским божествам Солнца) расположены на окраине современного города. В Луксоре (Египет) на берегу р. Нил сохранились развалины храма Солнца, посвященного древнеегипетскому богу Атону. Храм сооружался в 1970-1934 гг. до н. э. В Индии на побережье Бенгальского залива находится храм, посвященный Сурье — одной из ипостасей бога Солнца. Он был построен в XIII в. н. э. прямо на берегу, но в настоящее время море отступило почти на 3 км.
Несколько храмов Солнца имеется в Мексике. Один из них расположен в Паленке (Лакам-Ха) на плато Чьяпас. Построен в VII в. в период расцвета цивилизации майя. Еще один храм Солнца в виде пирамиды находится в древнем городе Теотиуа-кан, расположенном в долине Мехико в 50 км к северо-востоку от столицы. Пирамида была построена около 150 лет до н. э. в честь верховного божества Кецалькоатля (Пернатого Змея).
Иногда города, в которых находились храмы Солнца, также назывались в честь Солнца. Таков североамериканский город Кахокия (в переводе — город Солнца), возникший в VIII в. н. э. на Великих равнинах Северной Америки, расположенный недалеко от современного г. Сент-Луиса. Таковы города Солнца — Гелиополи, названные греками из-за нахождения на их территории известных храмов, посвященных божествам солнца. Один из них — упомянутый выше древнеегипетский Иуну, названный позднее по-гречески. Гелиополем греки также называли город Баальбек (на территории современного Ливана), в котором издавна находилось святилище финикийцев и ассиро-вавилонян — Баала, одной из ипостасей которого было бог-солнце.
Астрономические исследования, проведенные во многих храмах Солнца (или на их развалинах), показали, что все они выполняли роль астрономических обсерваторий. Храмы Солнца являлись центрами ориентирования в пространстве и во времени. Именно это и было их главным предназначением, без чего в сильной степени затруднялась жизнедеятельность древних обществ. Вместе с тем с укреплением и возрастанием роли в жизни общества религии храмы одновременно становились и религиозными центрами. Ведь знания ориентирования и умения осуществления их на практике по-прежнему считались значимыми и священными, доступными ограниченному числу посвященных.
Заметим, что храмы Солнца в отношении своего предназначения как важных маркеров географического пространства и времени, наследуют традицию своих в основном безымянных предшественников — мегалитических, а также других сооружений (см. предыдущий раздел). При этом наследование ими упомянутой традиции сопровождалось во многих, если не в большинстве случаев наследованием и места расположения более древних памятников. На месте древних центров ориентирования на территории России устанавливались (после разрушения предшественниками) и до сих пор сохранились церкви и монастыри. Так, подобный центр существовал на Большом Соловецком острове в Белом море (сейчас там монастырь), на Заячьем острове на берегу р. Невы в Петербурге (Петропавловская крепость и собор).
Места древних мегалитических сооружений на территории северо-западной России, которые одновременно были и центрами ориентирования в пространстве и во времени по Солнцу и священными объектами, в большинстве разрушенными в XX в., в настоящее время маркируются православными строениями. На месте или даже непосредственно на одиночных камнях-мегалитах, указателях направлений пути, оказались часовни. Раньше время, измеряемое по тени от солнца, отбивалось в них с помощью колокола. От этого часовня, как измеритель времени, и получила свое название.
Можно предположить, что так называемые каменные истуканы, еще относительно недавно (в XIX и даже в начале XX в.) стоявшие в степях на Русской равнине, являлись не столько памятными, поминальными, погребальными, сколько путевыми знаками. Таковыми были многочисленные половецкие каменные бабы (IX-XШ вв.), скифские скульптуры (УГ-ГГГ вв. до н. э.) и наиболее древние каменные истуканы индоиранского происхождения (ГУ-ГГ тыс. до н. э.).
В 60-е годы XX столетия на территории степей Западной Украины на перекрестках грунтовых дорог еще стояли придорожные знаки — изображения Девы Марии или Иисуса Христа. И каменные истуканы, и придорожные указатели с ликом Девы Марии были не только почитаемыми феноменами, связанными с культом предков или культом святых, но они, как и их «предшественники» — мегалиты, одиночные камни, были указателями пространства и времени, определяемыми по Солнцу.
5. Отображение Солнца в топонимах. Одно из названий древнеегипетского божества солнца — Ра (3-е тысячелетие до н. э.). Примерно такой же возраст главного божества древних индусов (Индра), причем доарийского происхождения. Именно так, то есть Ра, называлась Волга. Под таким именем она была известна древним грекам и римлянам, и под именем Ра она отображена на многих средневековых картах (рис. 3) [18, 19]).
На современных картах этот гидроним сохранился в названиях многих городов России (Саратов, Сызрань, Астрахань, Самара). В зарубежной Европе множество топонимов, составной частью которых является этот же «солнечный» гидроним. Среди рек: Луара, Дюранс, Шаранта (Франция), Арагон, Сегура (Испания), а среди городов: Таранто, Каррара, Равенна (Италия), Ираклион (Греция), Тараскон, Оранж (Франция), Арарат, Таррагона, Гвадалахара, Гранада (Испания), Геральштайн (Германия).
Многие топонимы содержат морфему кол (коло) — древнерусское наименование солнца. Среди них: город Кола, р. Кола, о. Колгуев, р. Колыма. Образование некоторых топонимов связано с древнеиндийским названием солнца — ка (на санскри-
Рис. 3. Карта Птолемея, I I в. н. э. (фрагмент), воссозданная в XVI в. На территории Московии показана река Ра ^Ьа, ныне Волга) [19]
те). Заметим, что на том же санскрите кала означает время года, час (Кали — богиня, управляющая временем). Эта морфема (ка) содержится в ряде названий, среди них: Калькутта (Индия), о. Калимантан (Индонезия).
Еще одно древнее название солнца — сол (соло). По-английски и по -испански солнце также звучит как сол (sol), а по-французски — soleil. С этой морфемой связан ряд топонимов: Солонь (местность во Франции), г. Соледад (Аргентина), Солом-бальские острова в дельте р. Сев. Двина и Соловецкие острова в Белом море, а также Соломоновы острова (государство в Меланезии, Тихий океан). Замечу, по Е. Блават-ской, легендарный библейский царь Соломон был просто «эмблемой SOL» — солнечного посвященного».
Еще одна группа топонимов содержит морфему кон, которая на языке индейцев Перу означает Солнце (сына солнца), на древнерусском — круг (замечу, эта морфема содержится также в слове концентрический на английском и французском языках). Среди топонимов Ленинградской области с морфемой кон отметим: Конная Лахта (на северо-западной окраине Петербурга), д. Конезерье (на берегу оз. Врево). В одном ряду с ними топонимы с морфемой конь. Слова кон и конь — «в одной связке». По легендам разных народов именно кони были возницами солнца. Среди микротопонимов: Конь-камень на Куликовом Поле.
Еще одно название солнца на санскрите — арка, отобразилось в топонимах России: п. Арка (южные отроги Станового хребта), Казахстана (город Аркалык), Индии (город Конарак).
6. Связь топонимов, обозначающих Солнце, со священными местами и центрами ориентирования. Теоретически такая связь должна существовать. В настоящее время подобные топонимы возникают не случайно. Обычно — в связи с особыми условиями солнечной радиации, которые выделяют место по количеству солнечных дней в году. Название Солнечное нередко присваивается курортным поселкам и городам (пос. Солнечное под Санкт-Петербургом, г. Солнечногорск в Крыму).
Действительно, многие из топонимов с морфемой сол (соло, sol, solo) указывают на место расположения древнего святилища, которое одновременно было центром
ориентирования. Это упомянутые Соловки в Белом море в России, город Солсбери. На месте монастыря на Соловках существовал крупный мегалитический центр, остатки которого зафиксированы как на Большом Соловецком острове, так и в большей сохранности на многих мелких островах в его окружении. На карте Московии XVI в., созданной Вудом, на Соловецком острове изображен древний каменный храм, напоминающий Стоунхендж. Не из его ли каменных глыб (некоторые — длиной около 4 м) построены стены Соловецкого монастыря? Город Солсбери расположен в 12 км от крупнейшего в Европе мегалитического сооружения Стоунхендж. Впрочем, на окраине города также находится древний кромлех (хендж).
Топоним Кахокия — название древнего города индейцев, расположенного в центре США на равнине недалеко от г. Сент-Луис. Так наименовался крупнейший город доколумбовой империи, который функционировал в период с УГГГ по XVI в. В переводе с языка индейцев культуры «миссиссипи» название города звучит как «Город Солнца». На месте городища сохранились курганы и несколько больших кругов с остатками деревянных (из можжевельника) столбов, равномерно расположенных по их окружностям. Установлено для одного из кругов, что с помощью 48 столбов по окружности и трех вынесенных за ее пределы, фиксировались значимые дни солнцестояния.
С гидронимом и оронимом Аркаим (река и гора в Челябинской области), восходящим к санскритскому арка — солнце, связано местоположение протогорода кольцевой структуры, поименованным в настоящее время тем же именем. Согласно астрономическим исследованиям К. К. Быструшкина, он являлся также совершенной высокоточной пригоризонтной астрономической обсерваторией (созданной 3800-4000 лет назад) [17]. Кстати, на керамике, обнаруженной при его раскопках, изображены знаки Солнца.
Многие топонимы, содержащие морфему кол, указывают на местоположения святилищ. Среди них г. Кола, на территории которого существовал лабиринт и р. Кола. В Москве на месте охраняемой зоны «Коломенское» расположен Конь-камень. Подобными индикаторами иногда являются и топонимы с морфемой кон. Так, в Тульской области один из известных мегалитов Конь-камень находится в пос. Конино (село Спас-Конино — само название села указывает на преемственность христианской постройки языческого святилища). Подобным индикатором местоположения сооружения, посвященного солнцу, центра ориентирования по нему является в Индии город Конарак. Там действительно расположен храм Сурьи, бога солнца.
7. Особености глобального распространения феномена Солнце и связанных с ним явлений в геокультурном пространстве. Во многом они контролируются религиозными представлениями. В доисторическое время Солнце являлось главным объектом почитания и непременным элементом древнейших культур. С течением времени, по мере освоения человеком географического пространства отношение к Солнцу менялось. В южных странах, в которых солнце выжигало растительность, вызывая тем самым неурожаи, вызывало засухи, обмеления рек, а также было нетерпимым (от зноя) для жизни, обитатели этих земель предпочитали Луну. Исчисление времени у ряда народов юга стало производиться по лунному календарю. В то же время в северных районах отношение к Солнцу было совершенно иным — как к феномену, несущему только положительные последствия, весьма значимые для жизни. Жители этих территории придерживались исчисления времени по солнечному
календарю. Разумеется, в качестве дополнительного в обоих районах использовался лунный или солнечный календарь.
Среди современных основных религий культ Луны, а не Солнца проповедуется в исламе. Согласно исламу (Корану) сияние Солнца даровано аллахом. Во многом отошли от почитания Солнца проповедники иудаизма и порожденного им христианства. Почитание Солнца иудеями считается идолопоклонством. Подлинное поклонение Солнцу среди мировых религий сохранилось только в буддизме и индуизме. В обеих религиях присутствуют божества Солнца и огня. Будда — воплощение и символ солнечного света.
Несмотря на отход ряда современных религий от культа Солнца, его следы остались во всех религиях и, главное, пронизывают нашу, русскую культуру. Изображения Солнца присущи православным храмам. Сохранились древние празднования дней равноденствия и солнцестояния. Праздники Солнца (в частности, Масленицы, Ивана Купалы) сохранились тысячелетия, несмотря ни на какие запреты. Они были признаны новой религией и приспособлены к христианским обычаям.
Знаки Солнца, в том числе в виде крестов, свастики (на древнерусском — ярги) можно видеть на наличниках старинных деревенских домов, особенно на Русском Севере. Они также непременный атрибут народных вышивок, орнаментов. Впрочем, эта традиция существует и в центральных областях России [20].
Не исключено, что мегалиты, курганы, а также все последующие за ними по времени сооружения, которые использовались для целей пространственного и временного ориентирования, первоначально закладывались неслучайным образом. Более того, они были связаны друг с другом. На это указывает сеть древних центров ориентирования на территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Они просматриваются и в других районах Северо-Запада и Центра Европейской России. Возможно, существуют сети континентального масштаба, включающие в себя самые значимые центры ориентирования. На это, в частности, указывает расположение ряда таких центров примерно на одной широте (например, Стоунхендж, Аркаим, Салбыкский курган, Гозекский круг).
Символы Солнца как значимые для страны и ее народа — присутствуют на флагах и гербах многих государств. На государственных флагах 18 стран (из 203) помещено изображение знака Солнца (в виде разного рода кругов), причем только одно в Европе (Македония) и большинство (11) в Азии. Этот знак присутствует на флагах государств различной конфессиональной ориентации — индуистской (Индия), буддистской (Лаос), исламистской (Казахстан, Иордания), а также изображен на гербах целого ряда стран, в том числе Латвии, Аргентины, Шри-Ланки. Свыше трети гербов стран планеты несут изображения различных знаков Солнца.
Древнейшие солнечные знаки — изображения льва или орла начертаны на государственных гербах Норвегии, Финляндии, Чехии и России, Румынии. На гербах ряда стран Центральной и Южной Америки, в том числе Мексики, Эквадора, начертан кондор. На гербе государства Бангладеш солнце символизируется цветком лотоса.
Солнце изображается желтым (оранжевым), белым и красным цветом. В северных странах Европы, в особенности в Норвегии, красный цвет присутствует на гербах многих городов (Бергена, Тромсе) в виде фонового и в первую очередь олицетворяет солнце. Сказанное о символах Солнца на государственных флагах, гербах свидетельствует о памяти народа о значении Солнца (и таким образом — Природы)
в развитии жизни на земле и, разумеется, культуры. В условиях глобализации человечества, в том числе таких ее проявлений, как урбанизация, космополитизация культуры, — это важно.
8. Заключение. Исследование солнца, главного природного объекта, как фактора формирования геокультурного пространства необходимо для понимания корней нашего наследия, как природного, так и культурного. Разумеется, оно должно осуществляться разными специалистами. Данные, полученные в результате нестандартного исследования древних памятников наследия астрономами (в частности Стоунхенджа и Аркаима), позволили выявить их главное предназначение как астрономических обсерваторий, в которых по Солнцу осуществлялось исчисление времени. Проведенные географами с позиции геоэкологии исследования мегалитических сооружений и лабиринтов показали, что эти сооружения также в первую очередь были предназначены для ориентирования по солнцу в пространстве и во времени [11, 16]. Выявляются даже сети из мегалитических сооружений. Именно поэтому, как значимые для жизнедеятельности, они одновременно становились и священными. Разнообразные следы древнейшей солнечной культуры пронизывают всю современную культуру.
Литература.
1. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1973. 349 с.
2. Максимов Е. В. Ритмы на Земле и в Космосе. СПб.: Наука, 1995. 324 с.
3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
4. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации (историческая библиотека). М.: Аст, 2007. 528 с.
5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Наука, 1989.
6. Григорьев Ал. А. Священные места Озерного края России. СПб.: СПбГУ, 2010. 368 с.
7. Гусева Н. Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М.: Фаир-Пресс, 2002. 336 с.
8. Демин В. Н. Гиперборейские тайны Руси. М.: Вече, 2011. 480 с.
9. Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах / пер. с английского. М.: Фаир-Пресс, 2001. 528 с.
10. Уоррен У. Ф. Найденный рай на северном полюсе / пер. с английского. М.: Фаир-Пресс, 2003. 480 с.
11. Григорьев Ал. А., Паранина Г. Н. Древнее наследие Северо-Запада Европейской России. Географические аспекты. СПб.: Астерион, 2012. 130 с.
12. .Кузьмина Е. Е. Арии — путь на юг. М.; СПб.: Летний Сад, 2008. 558 с.
13. Григорьев Ал. А. Знаки и образы в географическом страноведении. СПб.: Тесса, 2010. 342 с.
14. Онайко Н. А. Аполлон Гиперборейский // История и культура античного мира. М.: Наука, 1977. С. 153-160.
15. Марсадолов Л. С., Паранина Г. Н. Сакральные объекты в системе жизнеобеспечения (по мегалитическим объектам Сибири и Северо-Запада России) // Экология древних и традиционных обществ. Тюмень: Изд-во ИПОС СОРАН, 2011. Вып. 4. С. 111-140.
16. Паранина Г. Н. Свет в лабиринте: географическое пространство, время, информация. СПб.: Астерион, 2010.124 с.
17. Быструшкин К. К. Космологическая архитектура и историческая геодезия. Ростов н/Д.: Белые Альвы, 2007. 272 с.
18. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Старые карты Великой Русской империи. М.: Аст-Астрель, 2010. 340 с.
19. Sanson S. LAsie en plusieurs cartes. Paris, 1652. 235 p.
20. Кутенков П. И. Южнорусская народная одежда. Чернавская крестьянская родовая культура. Середина XIX — XX в. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.288 с.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2013 г.