Научная статья на тему 'Место новых оральных антикоагулянтов в лечении пациентов с антифосфолипидным синдромом ревматического генеза'

Место новых оральных антикоагулянтов в лечении пациентов с антифосфолипидным синдромом ревматического генеза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кошукова Г.Н., Доля Е.М., Фурсова В.А., Гнатенко Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место новых оральных антикоагулянтов в лечении пациентов с антифосфолипидным синдромом ревматического генеза»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

018-020

(15 и 7%). Среди пациентов II группы в сравнении с пациентами I группы достоверно чаще окончательным диагнозом был ИМ с подъемом ВТ (64 и 31%), во II группе достоверно чаще выполнялась коронароангиография (КАГ) и чрескож-ное коронарное вмешательство (ЧКВ) — 98/94% и 88/75%, соответственно. Среди пациентов с ОКС с подъемом ВТ (ОКСпВТ) частота назначения клопидогрела составила 57%, тикагрелора — 43%, а среди пациентов с ОКС без подъёма ВТ (ОКСбпВТ) разница была более существенной: терапию тика-грелором получили 16% больных в сравнении с пациентами на клопидогреле (84%). Среди пациентов 75 лет и старше с ОКСпВТ клопидогрел был назначен в 74% случаев, тикагре-лор — в 26%; с ОКСбпВТ, соответственно, 92% и 8%. КАГ/ ЧКВ чаще проводилось у пожилых пациентов, получавших тикагрелор, в сравнении с получающими клопидогрел, как в подгруппе с ОКСпВТ (100/92% и 82/75%), так и в подгруппе с ОКСбпВТ (94/81% и 80/68%).

Заключение. По результатам годовой работы РСЦ пациенту с ОКС значительно чаще назначается клопидогрел в сравнении с тикагрелором. Клопидогрел более частый компонент ДАТ у пациентов более пожилого возраста, у женщин и у более коморбидных больных. ОКСпВТ, как и выполнение КАГ/ЧКВ при любом типе ОКС ассоциируются со сравнительно более частым назначением тикагрелора, а у пожилых пациентов выполнение интервенционного лечения является единственным фактором, достоверно влияющим на выбор в пользу более активного антиагреганта в составе ДАТ.

018 ПАЦИЕНТЫ С ФИБРИЛЛЯЦИЕЙ ПРЕДСЕРДИЙ СТАРШЕ 65 ЛЕТ: РИСКИ И БЕЗОПАСНОСТЬ АНТИКОАГУЛЯНТНОЙ ТЕРАПИИ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ

Корягина Н.А.*, Мелехова О.Б., Энгаус Р.Е, Шадрин А.А., Прохоров К. В.

ФГБОУ ВО ПГМУ им. ак. Е. А. Вагнера, Пермь, Россия

glavterapevtperm@gmail.com

Цель. Оценить эффективность, безопасность и приверженность терапии антикоагулянтам у пациентов старше 65 лет в поликлинической практике.

Материал и методы. Оценены результаты наблюдения за 74 пациентами с персистирующей (п=42; 54,7%) и перманентной (п=32; 45,3%) формой фибрилляции предсердий (средний возраст — 71,4±3,4 года). Наблюдение составило от 6-24 месяцев в течение 2016-2018гг. Все пациенты имели более трёх факторов риска ишемического инсульта при этом число баллов по шкале СНА2БВ2-УАВс составило 5,1±2,4. 24% пациентов имели опыт применения варфарина до включения в наблюдение. инсульт в анамнезе обнаружен у 27,7%, инфаркт миокарда — у 34,5%, сахарный диабет — у 29,1% пациентов, при этом более 35% пациентов имели сочетание инфаркта миокарда или инсульта с сахарным диабетом.

Результаты. Варфарин принимали 23% (п=17), дабига-тран — 19% (п =14), ривароксабан — 46% (п=34), апиксабан — 12% (п=9) пациентов, причём 40% принимали сниженные дозы оральных антикоагулянтов; только 20% пациентов, получавших варфарин, находились в референсных интервалах МНО. Частота инсульта составила 3,0% в год (при этом все случаи были в группе принимавших варфарин), крупных кровотечений было зарегистрировано 5,0% в год, внутричерепных кровоизлияний за период наблюдения не было, малые кровотечения возникли у 15% пациентов. При анализе ситуации выявлено, что нарушение схемы приёмы (изменение дозы, кратности, постоянства приёма, самостоятельная отмена) наблюдалось у 40% на фоне приема варфарина; у 27% — на дабигатране, у 15% — на ривароксабане и у 30% — на апиксабане нарушение схемы приема проявлялось в виде снижения дозировки.

Заключение. На амбулаторном этапе необходим контроль проводимой оральной терапии антикоагулянтами, чтобы не происходило необоснованное изменение дозы, кратности,

постоянства приёма. Необходимо обратить внимание на самостоятельную отмену антикоагулянтной терапии в поликлинике.

019 ОСОБЕННОСТИ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Корягина Н. А.*, Мелехова О. Б., Энгаус Р. Е., Шадрин А. А., Прохоров К. В.

ФГБОУ ВО ПГМУ им. ак. Е. А. Вагнера, Пермь, Россия glavterapevtperm@gmail.com

Цель. Проанализировать взаимосвязь факторов риска, структурно-функциональных показателей сердца с характером и тяжестью течения фибрилляции предсердий (ФП) у лиц пожилого возраста.

Материал и методы. В течение 2016-2018гг. в городской клинической поликлинике обследовано 120 больных с ФП (мужчин 40%), средний возраст — 68,4±2,4 года. У 15 (12,5%) из обследованных лиц эпизод ФП был зафиксирован впервые на приеме в поликлинике у участкового терапевта, у 38 (31,6%) — диагностирована пароксизмальная форма по данным суточного мониторирования ЭКГ, у 42 (35,0%) — перси-стирующая и у 32 (26,6%) человек — перманентная форма ФП. В зависимости от длительности ФП все больные были разделены на 2 группы. В 1-ю группу (n=88) вошли пациенты с впервые выявленной, пароксизмальной и персистирующей формами ФП, во 2-ю (n=32) — больные с длительно персистирующей ФП. Всем пациентам было проведено общеклиническое и лабораторное обследование, эхокардиографию, суточное мониторирование ЭкГ, а также стратификация риска тромбоэмболических осложнений.

Результаты. На этапе включения в исследование пациенты в группах достоверно не отличались по возрасту, полу, уровню систолического и диастолического АД, а также исходной ЧСС. Индекс EHRA в обеих группах был сопоставим (p>0,05). В отличие от больных 1 группы у больных с перманентной формой ФП был значимо выше функциональный класс хронической сердечной недостаточности. При проведении стратификации риска по шкале CHA2DS2-VASc в 1-й группе средний балл составил 4,2± 1,0, во 2-й группе — 6,5±2,0 баллов (p=0,021). При эхокардиографии было выявлено, что размеры левого предсердия, конечный диастолический размер левого желудочка у больных 2-й группы были значимо больше (p=0,004). Признаки нарушения регионарной сократимости (а- и гипокинез) были выявлены у 15 человек из 1 группы (17%), во 2 группе — у 18 больных (56,2%, (p<0,01, точный тест Фишера), при этом были выявлены высокие значения расчетного давления в легочной артерии вне зависимости от формы ФП. Тяжесть ФП имеет прямую связь средней силы с частотой желудочковых сокращений, фракцией выброса левого желудочка, расчетным давлением в легочной артерии.

Заключение. Наиболее значимыми факторами, определяющими течение ФП в пожилом возрасте, являются структурно-функциональные изменения сердца и сопутствующая тяжесть проявлений сердечной недостаточности.

020 МЕСТО НОВЫХ ОРАЛЬНЫХ АНТИКОАГУЛЯНТОВ

В ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С АНТИФОСФОЛИПИДНЫМ СИНДРОМОМ РЕВМАТИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

Кошукова Г.Н.*12, Доля Е. М.1,2, Фурсова В. А.2, Гнатенко Т.Г.2 1Медицинская академия им. С. и. Георгиевского (структурное подразделение) ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь; 2ГБУЗ РК Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко, Симферополь, Россия koshukova@rambler.ru

021-022

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

Цель. Провести анализ частоты назначения прямых оральных антикоагулянтов (ПОАК) для профилактики тром-боэмболических осложнений (ТЭО) у пациентов с антифос-фолипидным синдромом (АФС) в сравнении с назначением новых оральных антикоагулянтов (ПОАК) и антиагрегантов.

Материал и методы. Проанализировано 58 амбулаторных карт больных с АФС. Критерии включения: возраст старше 18 лет, документированное наличие АФС. Анализировались демографические данные пациента, наличие ТЭО в анамнезе, развитие кровотечений, проводимое лечение, частота назначения ПОАК.

Результаты. Средний возраст обследованных 32,4±4,8 лет, мужчины — 12 (20,69%), женщины — 46 (79,31%). У большинства пациентов (82,76%) диагностирован вторичный АФС на фоне ревматических заболеваний, у остальных 17,24% — сопутствующая патология не подтверждалась. У 96,55% больных выявлялись позитивные антифосфолипидными антителами (аФЛ) с превалированием антикардиолипиновых антител — у 53,45%, реже анти-р2-гликопротеина 1 антитела — у 20,69%. У 10,34% пациентов выявлен волчаночный антикоагулянт, позитивность более 1 класса антител отмечена у 12,07% пациентов. По принимаемым препаратам пациенты распределились следующим образом: монотерапия варфари-ном — 20,7%, ривароксабаном — 13,8%; монотерапия низкими дозами ацетилсалициловой кислоты (АСК) — 15,6%, клопидогрелем — 17,2%; комбинированная терапия В и плак-венилом — 12,1%, низкими дозами АСК и П — 24,1%. 27,6% пациентов антитромботической терапии не получали. В течение 12-месячного периода наблюдения зарегистрировано 1 (1,7%) кровотечение из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у пациента, применявшего варфарин в комбинации с низкой дозой АСК, что, вероятно, связано с трудностями дозирования, контроля МНО и дополнительным фактором риска в виде эрозивно-язвенных поражений ЖКТ на фоне приема нестероидных противопоспалительных препаратов (НПВП). ТЭО отмечены у 19 (32,8%) пациентов, причем наибольшее количество — 8 (13,8%) зарегистрировано в группе больных, применявших монотерапию АСК. На втором месте по частоте развития ТЭО оказались пациенты, применявшие монотерапию варфарином — 7 (12,1%). Отсутствие ТЭО за период наблюдения отмечены у пациентов, применяющих монотерапию ривароксабаном и комбинацию варфарина с плаквени-лом, что объясняется упрощенным режимом дозирования ривароксаана и противовоспалительными, противотромбо-тическими свойствами плаквенила.

Заключение. Пациенты с АФС имеют высокий риск ТЭО, а процент назначения оральных антикоагулянтов пациентам с АФС остается низким. Монотерапия АСК не является эффективной и безопасной. Увеличение частоты назначения Р с фиксированной дозой препарата, не требующей рутинного мониторинга, является перспективным методом контроля и лечения ТЭО у больных с АФС.

021 НАСЛЕДСТВЕННЫЕ

И ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФАКТОРЫ ТРОМБОГЕННОГО РИСКА У ДЕТЕЙ ИЗ РЕГИСТРА УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА С АРТЕРИАЛЬНЫМИ И ВЕНОЗНЫМИ ТРОМБОЗАМИ Кузнецов Н. Н., Аболина Т. Б., Филиппова О. А. *, Львова О. А., Вершинина Г. А., Александров К. А., Плаксина А. Н.

ФГБОУ ВО УГМУ, ГАУЗ СО ОДКБ, МЦ "Уральский", Екатеринбург, Россия glesenok@yandex.ru

Цель. В последнее десятилетие отмечается рост венозных и артериальных тромбозов у детей, что связано с новыми технологиями в акушерстве, неонатологии и педиатрии. Единый европейский протокол лечения детей с тромбозами артерий и вен не разработан, несмотря на наличие протоколов лечения таких детей в отдельных странах. Клинические рекомендации РФ по лечению венозных тромбозов у детей не охваты-

вают весь спектр по диагностики и лечению артериальных и венозных тромбозов у разных возрастных групп.

Материал и методы. В Уральском регионе с 2015 по 2018гг находились на лечении 164 ребенка в возрасте 0-18 лет с диагнозом венозных и артериальных тромбозов, развившихся на фоне катетеризации центральных и периферических вен, генерализованных инфекций, тяжелой асфиксии в родах, полицитемии, после хирургических вмешательств, врожденных пороков сердца, неврологической и онкологической патологии, травм, системной красной волчанки, наследственной тромбофилии. 43 пациента из них были в периоде ново-рожденности.

Результаты. Венозные тромбозы регистрировались у 94 детей (57,3%), из них синус тромбозы 49 (52,1%), при катетеризации периферических вен — 14 (13,1%), вен конечностей — 8 (8,5%), почечных вен — 6 (5,6%), при катетеризации центральных вен — 5 (4,7%), илеофеморальных вен — 3 (2,8%), глубоких вен голеней — 3 (2,8%), портальных вен — 3 (2,8%), пупочной вены — 3 (2,8%). Артериальные тромбозы отмечались у 70 пациентов (42,7%): ишемические инсульты у 35 детей (50%), тромбозы конечностей — 9 (12,8%), мезенте-риальные тромбозы — 7 (10%), тромбозы артерий почек — 4 (5,7%), яичка — 4 (5,7%), пристеночные тромбы в правом предсердии — 4 (5,7%), аорты — 3 (4,2%), селезеночных артерий — 3(4,2%), подключичной артерии — 2 (2,8%). Соотношение венозных тромбозов к артериальным составило 1,4:1. Локализация сосудистых нарушений определялась по данным УЗДГ, КТ и МРТ с ангиографией. Гемостазиологическое исследование включало определение количества тромбоцитов, концентрации D-димера, фибриногена, растворимых фибрин мономерных комплексов, АПТВ, МНО, антитромбина, протеина С и S, определение анти-Х активности и гомо-цистеина. В молекулярно генетический статус входило исследование полиморфизмов генов. на основании проведенной диагностики проводилась антикоагулянтная терапия, включавшая нефракционированный гепарин, низкомолекулярные гепарины, фибринолитическую терапию (актелизе) или их сочетания.

Заключение. Кроме детей с клинической реализацией сосудистых нарушений в регистр уральского региона включены дети из группы высокого тромбофильного риска на основании протокола РФ "Генетические факторы риска тромбоза у жителей, проживающих на территории РФ, клиническое фенотипирование и тромбопрофилактика тромбо-эмболических осложнений в онтогенез". Таким образом, необходимо создание единых клинических рекомендаций в РФ по лечению артериальных и венозных тромбозов у детей.

022 ОСОБЕННОСТИ ТЕРАПИИ ТРОМБОЗОВ ПРИ БОЛЕЗНИ БЕХЧЕТА

Лисицына Т.А.*, Голоева Р.Г., Алекберова З. С.

ФГБНУ НИИР им. В. А. Насоновой, Москва, Россия

talisitsyna@rambler.ru

Цель. Уточнить особенности терапии тромбозов у больных болезнью Бехчета (ББ) в российской когорте.

Материал и методы. 425 пациентов с ББ (285 (67%) мужчин и 140 (33%) женщин) средний возраст (M±SD) которых составил 33,4± 10,1 лет, средняя длительность ББ (Me [25%; 75%]) — 108 [60; 192] месяцев последовательно включались в исследование при поступлении на лечение в ФГБНУ НИИР им. В. А. Насоновой с 1990 по 2017гг. Большинство пациентов были этническими дагестанцами и чеченцами (59,4%), 24,6% — русскими. Все пациенты соответствовали международным критериям диагноза ББ (ICBD) 2014г. Активность ББ оценивалась по шкале BDCAF.

Результаты. Поражение сосудов были выявлены у 95 (22,3%) пациентов с ББ: венозные тромбозы встречались значимо чаще, чем артериальные (84 (88,4%) vs 11 (11,6%), p<0,001), аневризмы артерий обнаружены у 3 (3%) больных. Тромбоз поверхностных вен был диагностирован у 50%, глубоких вен — у 10%, сочетанный тромбоз (глубокие и поверхностные вены) — у 40% пациентов. Тромбоз синусов голов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.