Научная статья на тему 'Место налоговых доходов в структуре доходов бюджета РФ'

Место налоговых доходов в структуре доходов бюджета РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2637
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ РФ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА РФ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ДИНАМИКА / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС / ПРИРОСТ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НДС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Л.М., Макарчук В.Д.

Статья посвящена выявлению понятия налоговых доходов, их места в общей структуре доходов бюджета РФ. Рассмотрена структура налоговых доходов в динамике за два года. Определены преимущества косвенных налогов, которых включаются в цену товара или услуги в виде надбавки и уплачиваются потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место налоговых доходов в структуре доходов бюджета РФ»

УДК: 336.221

Борщ Л. М.

д.э.н., профессор кафедры финансы предприятий и страхования Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Макарчук В. Д.

студентка 4 курса группы Э-4315-о Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

МЕСТО НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ

Статья посвящена выявлению понятия налоговых доходов, их места в общей структуре доходов бюджета РФ. Рассмотрена структура налоговых доходов в динамике за два года. Определены преимущества косвенных налогов, которых включаются в цену товара или услуги в виде надбавки и уплачиваются потребителем.

Ключевые слова: бюджет РФ, доходы бюджета РФ, налоговые доходы, динамика, удельный вес, прирост, косвенные налоги, НДС.

На современном этапе экономического развития вопросы развития экономики страны напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от возможности обеспечить непрерывный экономический рост и финансовую стабильность. Так, налоговые поступления в бюджет страны занимают ведущее место в формировании его доходной части. Связь бюджета Российской Федерации и налоговой политики страны имеет двухсторонний и неразрывный характер. Современное общество порождая новые рынки, требует принципиально новых подходов и механизмов их обслуживания, что предполагает изменение парадигмы в теории не только налоговых доходов бюджетов, а также отношений, предусмотренных налоговым законодательством РФ. Включая федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ. Поэтому тема носит актуальный характер и способна продолжить дискуссии.

По своей сути налоговыми доходами бюджетов являются финансовые средства, собираемые (перераспределяемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы РФ в процессе налогообложения [1].

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется формированию бюджета Российской Федерации, как основного источника развития инфраструктуры, обеспечение социальной сферы, формирования целевых государственных программ и многое другое. Основным источником формирования бюджета являются налоги. Налоги делятся на прямые, которые устанавливаются на доход или имущество налогоплательщика. Владение и пользование имуществом служит основанием для налогообложения. Косвенные налоги, которые включаются в цену товара или услуги в виде надбавки и уплачиваются потребителями [1].

В Российской Федерации налоговые поступления занимают самый большой удельный вес в структуре доходов бюджета. Об этом свидетельствуют данные приведенные в таблице 1 [2, 3].

Таблица 1 - Анализ состава и структуры доходов РФ за 2013-2014 гг.*

Наименование 2013, млрд. руб. Удел. вес, % 2014, млрд. руб. Удел. вес, % Абсол. откл., млрд. руб. Относит. откл., %

Налоговые 7063,82 54,25 7921,22 54,64 857,40 112,14

Неналоговые 5904,99 45,35 6464,72 44,59 559,73 109,48

Безвозмездные 51,12 0,39 110,97 0,77 59,85 217,08

Всего доходов бюджета 13019,93 100 14496,91 100 1476,9 111,34

* Составлено автором

Из таблицы 1 видно, что налоговых доходы в 2013 году принесли в бюджет РФ 7063,82 млрд. руб., что составило 54,25% от всех доходов, а в 2013 году доход от налоговых поступлений составил 7921,22 (54,64%). В динамике налоговые поступления за анализируемый период выросли на 12,14% или на 857,40 млрд. руб.

Для более детального анализа налоговых поступлений была построена таблица 2 [2, 3], где представлены виды налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2013-2014 года.

Таблица 2 - Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ за 2013-2014 гг. *

2013, млрд. руб. Удел. 2014, Удел. Абсол. Относит.

Наименование вес, % млрд. руб. вес, % откл., млрд. руб. откл., %

Налоги на прибыль 352,21 4,99 420,51 5,31 68,3 119,39

Налоги на товары (работы,

услуги), реализуемые на территории российской федерации 2 329,26 32,97 2 702,25 34,11 372,99 116,01

Налоги на товары, ввозимые

на территорию российской федерации 1 734,17 24,55 1 821,79 23 87,62 105,05

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование 2 554,82 36,17 2 884,62 36,42 329,8 112,91

природными ресурсами

Государственная пошлина 92,16 1,3 90,86 1,15 -1,3 98,59

Задолженность и

перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным 1,20 0,02 1,19 0,02 -0,01 99,17

обязательным платежам

Всего 7063,82 100 7921,22 100 857,4 112,14

* Составлено автором

Исходя из данных таблицы 2 видно, что самая большая доля налоговых поступлений приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которая в 2014 году составила 36,42% от всех налоговых поступлений или 2884,62 млрд. руб., а в 2013 году - 2 554,82 млрд. руб. (36,17%).

При анализе наблюдается заметное увеличение доходов от налогов на прибыль. Прирост за анализируемый период составил 19,39% или 68,3 млрд. руб. в абсолютном

выражении. Немного меньше возросли доходы от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами - на 12,91% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение доходов от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации составило 16,01% за анализируемый период. А если говорить о налогах на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, то увеличение доходов от них чуть меньше, чем от остальных налоговых поступлений - 5,05% или 87,62 млрд. руб. в абсолютном выражении. Наименьшую долю доходов от налоговых поступлений занимает задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, и остается практически неизменной за рассматриваемый период (1,20 млрд. руб. в

2013 г. и 1,19 млрд. руб. в 2014 г.). Что касается государственных пошлин, то доходы от них в

2014 г. снизились по сравнению с 2013 г. на 1,3 млрд. руб.

Теоретические основы налогообложения трактуют, что налог на прибыль и налог на сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами являются прямыми налогами. Налогообложение товаров (работ, услуг), реализуемые на территории российской федерации и налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации являются косвенными. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в налоговых поступлениях в бюджет Российской Федерации преобладают косвенные налоги. Их удельный вес более 50%.

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления, потому что остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления.

Анализируя налоговые поступления в бюджет Российской Федерации 2013-2014 гг., был создан рисунок 1, где отображена структура налоговых поступлений.

Рисунок 1 - Структура налоговых поступлений в федеральном бюджете РФ в 2013 и 2014 гг. (составлено автором)

Анализируя данные рисунка 1 следует отметить, что в 2014 г. были не в полном объеме исполнены поступления по ряду налоговых доходов. Существенное недопоступление налоговых доходов в бюджет Российской Федерации наблюдалось по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - на сумму 80,34 млрд. руб. (обусловлено снижением цен на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов добычи природного газа). Что касается акцизов подакцизных товаров (продукции), произведено на территории России - на сумму 56,74 млрд. руб. (в основном за счет снижения поступлений акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты в связи со снижением объемов реализации подакцизной продукции). Недопоступление НДС на товары, ввозимые на территорию России, составило 20,28 млрд. руб., по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию России, - 15,65 млрд. руб. в связи со снижением объемов импорта. Однако несмотря на это в ходе анализа была выявлена положительная динамика роста доходов. Это явление наблюдается благодаря тому, что федеральный бюджет располагает значительными резервами дополнительных поступлений.

Определено, что косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога

на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Выявлено, что государство правильно используя все свои возможности и инструменты, способно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

Доведено, что косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов при принципиально новых подходах и новой парадигме теории формирования бюджетов.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 января 2014 года.

3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 января 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.