Научная статья на тему 'Место мер административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел'

Место мер административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-правовое принуждение / законность / контроль / контрольно-надзорная деятельность / надзор / общественная безопасность / общественный порядок / субъекты контроля (надзора) / administrative and legal coercion / legality / control / control and supervisory activities / supervision / public safety / public order / subjects of control (supervision)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Николаевич Стручков

В статье раскрываются теоретические вопросы, касающиеся места административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора), который реализуется в деятельности органов внутренних дел. Автором приведен анализ мнений о правовом характере мер административно-правового принуждения, об их месте в системе государственного контроля (надзора), реализуемого органами внутренних дел. Сформированы теоретические основы места административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора). Делается вывод, что государственный контроль (надзор) напрямую связан с мерами административно-правового принуждения. Цель. Выявить место и значение мер административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора), реализуемого органами внутренних дел. Процедуры и методы. В работе использованы различные методы, как общенаучные, так и частнонаучные: формально-логический, диалектический, метод анализа, формально-юридический. Результаты. Проанализировав различные подходы к пониманию мер административно-правового принуждения, была сформирована связь между принуждением и, осуществляемым органами внутренних дел государственным контролем (надзором). Определено его значение для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие института административно-правового принуждения, а также теоретически обоснованно показывают его место в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел. Позволяют решить определенные проблемы, которые препятствуют обеспечению безопасности граждан, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Николаевич Стручков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of administrative and legal enforcement measures in the system of state control (supervision) of internal affairs bodies

he article reveals the theoretical issues of the place of administrative and legal coercion in the system of state control (supervision), which is implemented in the activities of internal affairs bodies. The author presents the authors' opinions on the legal nature of administrative and legal coercion measures, their place in the system of state control (supervision) implemented by internal affairs bodies. The theoretical foundations of the place of administrative and legal coercion in the system of state control (supervision) have been formed. It is concluded that state control (supervision) is directly related to measures of administrative and legal coercion. Aim. To identify the place and significance of administrative and legal enforcement measures in the system of state control (supervision) implemented by internal affairs bodies. Methodology. The work uses various methods, both general scientific and private scientific: formal-logical, dialectical, method of analysis, formal-legal. Results. Having analyzed various approaches to understanding administrative and legal coercion measures, a connection was formed between coercion and state control (supervision) carried out by internal affairs bodies. Its importance for the protection of public order and ensuring public safety is determined. Research implications. The results of the study make a certain contribution to the development of the institution of administrative and legal coercion, and also theoretically substantiate its place in the system of state control (supervision) of internal affairs bodies. They allow us to solve certain problems in solving the problems of improving the security of citizens, society and the state.

Текст научной работы на тему «Место мер административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 135—138. State service and personnel. 2023;(4): 1 35— 1 38.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-135-13B EDN: https://elibrary.ru/ZSFYHW

NIION: 2012-0061-04/23-217 MOSURED: 77/27-00B-2023-04-417

Место мер административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел

Юрий Николаевич Стручков

Академия управления МВД России, Москва, Россия, okudgava32@rambler.ru

Аннотация. В статье раскрываются теоретические вопросы, касающиеся места административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора), который реализуется в деятельности органов внутренних дел. Автором приведен анализ мнений о правовом характере мер административно-правового принуждения, об их месте в системе государственного контроля (надзора), реализуемого органами внутренних дел. Сформированы теоретические основы места административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора). Делается вывод, что государственный контроль (надзор) напрямую связан с мерами административно-правового принуждения.

Цель. Выявить место и значение мер административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора), реализуемого органами внутренних дел.

Процедуры и методы. В работе использованы различные методы, как общенаучные, так и частнонаучные: формально-логический, диалектический, метод анализа, формально-юридический.

Результаты. Проанализировав различные подходы к пониманию мер административно-правового принуждения, была сформирована связь между принуждением и, осуществляемым органами внутренних дел государственным контролем (надзором). Определено его значение для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие института административно-правового принуждения, а также теоретически обоснованно показывают его место в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел. Позволяют решить определенные проблемы, которые препятствуют обеспечению безопасности граждан, общества и государства.

Ключевые слова: административно-правовое принуждение, законность, контроль, контрольно-надзорная деятельность, надзор, общественная безопасность, общественный порядок, субъекты контроля (надзора).

Для цитирования: Стручков Ю.Н. Место мер административно-правового принуждения в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 135—138. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-135-138 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/ZSFYHW

The place of administrative and legal enforcement measures in the system of state control (supervision) of internal affairs bodies

Yuri N. Struchkov

Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, okudgava32@rambler.ru

Abstract. The article reveals the theoretical issues of the place of administrative and legal coercion in the system of state control (supervision), which is implemented in the activities of internal affairs bodies. The author presents the authors' opinions on the legal nature of administrative and legal coercion measures, their place in the system of state control (supervision) implemented by internal affairs bodies. The theoretical foundations of the place of administrative and legal coercion in the system of state control (supervision) have been formed. It is concluded that state control (supervision) is directly related to measures of administrative and legal coercion.

© Стручков Ю.Н. М., 2023.

Original article

№ 4/2023

Aim. To identify the place and significance of administrative and legal enforcement measures in the system of state control (supervision) implemented by internal affairs bodies.

Methodology. The work uses various methods, both general scientific and private scientific: formal-logical, dialectical, method of analysis, formal-legal.

Results. Having analyzed various approaches to understanding administrative and legal coercion measures, a connection was formed between coercion and state control (supervision) carried out by internal affairs bodies. Its importance for the protection of public order and ensuring public safety is determined.

Research implications. The results of the study make a certain contribution to the development of the institution of administrative and legal coercion, and also theoretically substantiate its place in the system of state control (supervision) of internal affairs bodies. They allow us to solve certain problems in solving the problems of improving the security of citizens, society and the state.

Keywords: administrative and legal coercion, legality, control, control and supervisory activities, supervision, public safety, public order, subjects of control (supervision).

For citation: Struchkov Yu.N. The place of administrative and legal enforcement measures in the system of state control (supervision) of internal affairs bodies // State service and personnel. 2023;(4):135—138. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-135-138 EDN: https://elibrary.ru/ZSFYHW

Введение

Административно-правовое принуждение как одна из форм государственного принуждения выступает в качестве важнейшей меры в системе поддержания общественного порядка и общественной безопасности. Система административно-правового принуждения применяется не только в случаях совершения правонарушений, но и непосредственно оказывает влияние на предотвращение правонарушений. Административно-правовое принуждение представлено в виде пресечения, правовосстановления, процессуального обеспечения и ответственности. В том или ином виде эти меры представляют общественную значимость для человека, общества и государства. Государственный контроль (надзор), реализуемый органами внутренних дел (ОВД), во многом определяет состояние общественного порядка и общественной безопасности в стране. Меры административно-правового принуждения обеспечивают состояние законности в подконтрольных сферах.

Наиболее распространенной формой принуждения, осуществляемой органами внутренних дел, прежде всего, выступают меры административного предупреждения. Предупреждение правонарушений в сферах, подконтрольных ОВД, представляют существенную угрозу обществу и государству, что требует от сотрудников органов внутренних дел непосредственного применения мер административно-предупредительного характера, без обращения в судебные органы.

Значение административно-правового принуждения для системы государственного контроля (надзора), реализуемого органами внутренних дел

Меры административно-предупредительного характера достаточно подробно изучали Д.Н. Бах-рах, П.И. Кононов.

О противоречивом характере принудительности административно-предупредительных мер

высказывался Д.Н. Бахрах, который считал, что административно-предупредительные меры включают как принудительные меры, так и непринудительные [2, с. 447]. Особое место меры предупреждения в системе государственного контроля (надзора) органов внутренних дел занимают в системе правоохраны; так, имеющийся инструментарий органов внутренних дел направлен на предупреждение правонарушений. Отличительная особенность мер предупреждения в системе государственного контроля (надзора) обусловлена его целями и необходимостью их применения.

Анализ показал, что предупреждение применяется в сферах с правовыми аномалиями, которые представляют угрозу общественной безопасности, независимо от того, правонарушение это или событие.

По мнению Л.Л. Попова, основанием для применения мер предупредительного характера выступают не правонарушения, а установленные законодательством условия. Современное законодательство, регулирующее государственный контроль (надзор), ограничивает всю реализуемую органами внутренних дел контрольно-надзорную деятельность. Так, основанием для применения отдельных предупредительных мер является несоблюдение обязательных требований, установленных законодательством, что, в свою очередь, влечет за собой негативные правовые последствия. Эти меры применяются только к лицам, допустившим правонарушения ранее [4, с. 14].

Несомненно, существующая угроза личности, обществу и государству требует от органов внутренних дел оперативного реагирования на все вызовы, а излишнее правовое регулирования мер предупредительного характера не позволяет применять меры административно-ограничительного характера, которые не связаны с неблагоприятными событиями (аварии, повреждения дорожного полотна и др.). Необходимость применения мер предупредительного характера вызвана спецификой контролируемых органами внутренних

№ 4/2023

дел сфер. Объективно для применения должностными лицами мер предупредительного характера необходимо наличие возможности применения мер превентивного характера [3, с. 201—202].

В науке справедливо отмечается, что необходимым условием для применения предупредительных мер является наступление юридической презумпции. Прямое или косвенное нормативное закрепление наличия или отсутствия юридических оснований для возникновения или изменения прав и обязанностей необходимо для достижения цели административно-правового регулирования государственного контроля (надзора).

Как считает М.С. Студеникина, возможность применения мер принуждения не означает предоставление свободы субъективного усмотрения на их осуществление [7, с. 22].

Предупредительные меры, как указано в научной литературе, основываются не только на абстрактных умозаключениях, но и на обстоятельствах, наступление которых непосредственно повлечет правонарушения или противоправные деяния. Предупреждение в такой сфере, как контроль технического состояния автомототран-спортных средств и осуществление перевозок пассажиров и грузов, должно предусматривать возможность применения предупредительных мер, исключив возможность причинения вреда. В наибольшей степени применение мер принуждение необходимо в таких случаях, когда осуществляется организованная перевозка групп детей, перевозка опасных грузов.

Меры административно-предупредительного характера, применяемые органами внутренних дел, обеспечивают юридическую презумпцию правонарушений и общественно опасных последствий, которые наступают вследствие допускаемых со стороны контролируемых лиц обстоятельств. Вопрос применения мер административно-предупредительного характера связан со следующими обстоятельствами:

1) повторное совершение правонарушения;

2) реальная возможность для совершения правонарушения;

3) привлечение к ответственности;

4) реальность угрозы общественно значимым интересам.

Однако при подходе к разграничению предупредительных мер на принудительные или непринудительные за основу берется способ обеспечения административно-правового регулирования государственного контроля (надзора) как реализация правовых предписаний или правовых запретов. Подобные нормы реализуются органами внутренних дел посредством конкретных актов управления, установления юридических механизмов (действия, приемы или способы).

Следует отметить, что реализуемые органами внутренних дел в рамках государственного контроля (надзора) меры административно-правового принуждения схожи по способу осуществления с государственным принуждением; например, досмотр транспортных средств, а также проверка перевозимых грузов или пассажиров предполагают принудительный характер, излишнее ограничение полномочий должностных лиц органов внутренних дел, в некоторых случаях не являются мерой предупреждения. А в случае совершения дорожно-транспортного происшествия выступают мерой административно-правового обеспечения.

Особое внимание необходимо уделить мнению А.В. Серегина, который в основу классификации мер административно-правового принуждения поставил цель их применения. Автор указывает, что административно-предупредительные меры применяется должностными лицами по причине, не зависящей от субъекта контроля (надзора) или его поведения [6, с. 45]. Иные меры административно-правового принуждения реализуются в случае наступления юридического факта, которые и необходимы для пресечения правонарушения и поддержания законности в государстве, обеспечения общественной безопасности или общественного порядка. Например, контроль в сфере миграции предполагает наличие возможности применения отдельных мер административно-правового принуждения; аннулирование разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданного иностранному гражданину, предполагает применение мер пресечения противоправного поведения.

Анализируя различные классификации, на наш взгляд, можно разделить в зависимости от цели применения меры принуждения на две группы:

1) применяемые в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

2) применяемые для предупреждения новых или повторных правонарушений.

Следующим основанием для классификации мер принуждения является подразделение по кругу лиц:

1) неопределенный круг лиц (перекрытие участков дорог);

2) индивидуально применяемые меры принуждения (административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свобод).

С учетом положений ст. 12 и ст. 13 ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ к числу предупредительных мер, применяемых должностными лицами ОВД для предотвращения вреда, применяются следующие меры [1]:

1) блокирование участков местности;

2) контроль норм, регулирующих строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;

№ 4/2023

3) контроль технического состояния автомо-тотранспортных средств и осуществление перевозок пассажиров и грузов;

4) контроль за пребыванием граждан и лиц без гражданства на территории РФ;

5) административный надзор за отдельными категориями граждан;

6) аннулирование лицензий организаций, которые трудоустраивают граждан РФ за границей и др.

Заключение

Анализ содержания способов воздействия на регулируемые общественные отношения включает, во-первых, воздействие на лицо путем ограничения или обременения его прав и свобод, во-вторых, принудительные меры заставляют воздействовать на лицо в целях соблюдения им обязательных требований независимо от его желания и воли. Характеризуя общественные отношения как состояние подчинения, необходимо понимать, что лицо лишено свободы варианта поведения. Именно такое качество предполагает технический осмотр транспортного средства, периодический медицинский осмотр водителей определенных категорий транспорта.

Место мер административно-правового принуждения при реализации органами внутренних дел государственного контроля (надзора) обосновано целями и задачами, поставленными перед ОВД. Необходимость в поддержании законности в системе государственного управления ставит перед ОВД новые цели и задачи, а реализуемые способы и средства позволяют обеспечивать определенный уровень общественного порядка и общественной безопасности, обеспечить безопасность личности, общества и государства, предупредить правонарушения, наступление общественно опасных последствий. Особенностью государственного контроля (надзора), реализуемого органами внутренних дел, является выделение его государственно-принудительной формы.

Список источников

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 18.07.2019) // http://www. consultant.ru/

2. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: ИГ НОРМА-ИФРА-М, 2000. 622 с.

3. Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: МА МВД России, 2001. 385 с.

4. Попов Л.Л. Организационно-воспитательные и административно-правовые средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции. М.: Моск рабочий, 1968. 159 с.

5. Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры по советскому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Высш. Шк. МВД СССР, 1973. 14 с.

6. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М.: Академия МВД СССР, 1975.

7. Студеникина М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Сов. гос-во и право. 1968. № 10.

References

1. Federal Law № 3-FZ dated 07.02.2011 (ed. dated 18.07.2019) «On the Police» // http:// www.consultant.ru/

2. Bakhrah D.N. Administrative law of Russia: Textbook for universities. Moscow: Publishing house of the NORM-RSHFRA-M group, 2000. 622p.

3. Kononov P.I. Administrative procedural legislation and problems of its codification: Dis. ... dr. yurid. M.: MA of the Ministry of internal affairs of Russia, 2001. 385 p.

4. Popov L.L. Organizational-educational and administrative-legal means of protecting public order in the activities of the Soviet police. M.: Moscow worker, 1968. 159 p.

5. Ryabov Yu.S. Administrative and preventive measures in Soviet law: Abstract dis. ... cand. jurid. M.: Higher School of the Ministry of internal affairs of the USSR, 1973. 14 p.

6. Seregin A.V. Soviet public order and administrative and legal means of strengthening it. Moscow: Academy of the Ministry of internal affairs of the USSR, 1975.

7. Studenikina M.S. The ratio of administrative coercion and administrative responsibility // The Soviet state and law. 1968. № 10.

Информация об авторе

Стручков Ю.Н. — адъюнкт

Статья поступила в редакцию 18.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Struchkov Yu.N. — adjunct

The article was submitted 18.10.2023; approved after reviewing 08.1 1.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.