Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ПРАВОПОРЯДОК В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ И ЖИЛОМ СЕКТОРЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ПРАВОПОРЯДОК В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ И ЖИЛОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ / ЗАКОННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАДЗОР / СУБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стручков Юрий Николаевич

В статье рассматриваются отдельные теоретические вопросы государственного контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел. Автором изложены различные точки зрения ученых на понятие контроля (надзора). Обозначены место и значение контрольно-надзорных полномочий в деятельности полиции, а также теоретические основы государственного контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел, его понятие и сущность. Делается вывод, что данная деятельность напрямую влияет на права и интересы контролируемых субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF STATE CONTROL (SUPERVISION) BY OFFICIALS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES ENSURING LAW AND ORDER IN PUBLIC PLACES AND THE RESIDENTIAL SECTOR

The article discusses some theoretical issues of state control (supervision) in the activities of internal affairs bodies. The author outlines the positions of different scientists to the understanding of control (supervision). The place and significance of control and supervisory powers in the activities of the police, as well as the theoretical foundations of state control (supervision) in the activities of internal affairs bodies, its concept and essence are outlined. It is concluded that this activity directly affects the rights and interests of controlled entities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ПРАВОПОРЯДОК В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ И ЖИЛОМ СЕКТОРЕ»

Актуальные вопросы осуществления государственного контроля (надзора) должностными лицами органов внутренних дел, обеспечивающими правопорядок в общественных местах и жилом секторе

СТРУЧКОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: okudgava32@rambler.ru

Topical Issues of State Control (Supervision) by Officials of Internal Affairs Bodies Ensuring Law and Order in Public Places and the Residential Sector

STRUCHKOV YURI NIKOLAEVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: okudgava32@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные теоретические вопросы государственного контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел. Автором изложены различные точки зрения ученых на понятие контроля (надзора). Обозначены место и значение контрольно-надзорных полномочий в деятельности полиции, а также теоретические основы государственного контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел, его понятие и сущность. Делается вывод, что данная деятельность напрямую влияет на права и интересы контролируемых субъектов.

Ключевые слова и словосочетания: административно-правовые науки; законность; контроль; контрольно-надзорная деятельность; надзор; субъекты контроля (надзора).

УДК 351.74

Annotation. The article discusses some theoretical issues of state control (supervision) in the activities of internal affairs bodies. The author outlines the positions of different scientists to the understanding of control (supervision). The place and significance of control and supervisory powers in the activities of the police, as well as the theoretical foundations of state control (supervision) in the activities of internal affairs bodies, its concept and essence are outlined. It is concluded that this activity directly affects the rights and interests of controlled entities.

Keywords and phrases: administrative and legal sciences; legality; control; control and supervisory activities; supervision; subjects of control (supervision).

О беспечение законности и правопорядка выступает базовым направлением деятельности органов внутренних дел при осуществлении контрольно-надзорных

полномочий. Президент Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России 20 марта 2023 г. обозначил вопрос недопустимости злоупотребления контрольно-

надзорными полномочиями полиции [6]. Прозрачность данной деятельности напрямую влияет на основные права и свободы физических и юридических лиц. В текущей политической обстановке излишнее вмешательство в бизнес наносит существенный ущерб различным его сферам.

Разграничение и научное обоснование отличий контроля и надзора являются предметом спора многих ученых в области административного права. Необходимо отметить, что отсутствие единых понятий «контроль» и «надзор» указывает на научность данной проблемы и, как следствие, вызывает интерес для написания научных трудов.

Заинтересованность государства в осуществлении контрольно-надзорной деятельности полиции обусловлена несколькими причинами. Во-первых, решениями, принимаемыми органами и должностными лицами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность с целью устранения нарушений законодательства в сфере государственного контроля и надзора. Во-вторых, необходимостью достижения целей и задач, содержащихся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1.

В современной административно-правовой науке теоретические основы государственного контроля (надзора) носят разносторонний характер. Авторы многих научных работ определяют контроль и надзор как разные категории и разные правовые явления [3, с. 74]. Административное право выделяет контроль и надзор как стадии государственного управления, форму деятельности государства. Многообразие сфер государственного контроля и надзора создают разногласия в понимании контроля и надзора.

В актуальном административном праве существуют четыре основных концепции понимания контроля и надзора. Одни ученые полагают, что невозможно сформулировать единое понятие и нет в этом необходимости; вторые считают, что единое понятие допустимо только в определенной сфере контроля и надзора; третьи говорят, что единое понятие контроля и надзора необходимо; четвертые высказывают мнение о том, что надзор является частью контроля.

Хотелось бы выделить как индивидуальное направление обеспечения правопорядка контрольно-надзорную деятельность ОВД. Сущность контроля и надзора является предметом изучения многих ученых в административно-правовой науке. М. С. Студеникина рассма-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.04.2023).

тривает контроль с позиции государственной концепции, контроль не зависит от того, где он осуществляется, основная суть — в наблюдении за соответствием деятельности объекта предписаниям, которые выданы управляющим органом или должностным лицом. Данное исследование показывает текущее положение дел, соотнося реальное состояние с назначенными целями, а также оценку с анализом подконтрольной деятельности и повышения ее эффективности [7 с. 74].

Ф. С. Разаренов рассматривает понятие «надзор» как самостоятельную категорию. По мнению указанного автора, отличием контроля от надзора будет выступать такой признак, как компетенции, для контроля будут характерны более широкие полномочия, включающие в себя проверку как с позиции правильности, так и с позиции целесообразности осуществляемой деятельности [5, с. 70].

Несомненно, контролируемый объект отличается от надзорного объекта. Характеризуя надзор, можно выделить свой особый метод управления. В результате надзор проявляется как форма публичного управления, цель которого — профилактика, предупреждение и пресечение различных угроз обществу и государству. Надзор — своего рода суженный контроль, который ограничен в сфере применения. Анализ научных концепций понятия надзора в государственном управлении отражен в работе А. В. Мартынова [4, с. 6-12].

Отметим некоторые признаки надзора, которые выделяет А. В. Мартынов: надзор выступает особенной формой публичного управления, которая определяет своей целью практическое обеспечение необходимой модели поведения, а в случаи отклонения — применения мер принуждения; обеспечивает правоохранительную функцию; выполняет принудительное воздействие на поднадзорный объект, а именно на его деятельность; характеризуется как специальное административно-надзорное производство; реализуется в специфических формах, а именно проведения проверок, выдачи предписаний, привлечения к административной ответственности, временного запрета на осуществление определенной деятельности. Результатом надзорных мероприятий является не привлечение к административной ответственности, а повышение эффективности [4, с. 12—14].

Сущность контрольной деятельности в лице полиции и должностных лиц обращена, во-первых, на анализ информации и наблюдение за процессами, вызывающими интерес; во-вторых, на выявление нарушений правовых норм путем нахождения несоответствий в деятельности подконтрольных объектов; в-третьих,

на повышение эффективности самих норм и их изменение [1, с. 74].

Акцентируя внимание на таком правовом последствии, как привлечение к административной ответственности, можно будет разделять такие понятия, как контроль и надзор: привлечение к ответственности относится к исключительной юрисдикции контроля; относить такой признак к надзорному органу является ошибочным. Следующим признаком, который позволяет развести понятия «надзор» и «контроль», является непосредственное взаимодействие органа надзора и поднадзорного объекта с целью выполнения специфических задач. Административный надзор обеспечивает публичное управление, которое выступает основной задачей для государства. По словам А. В. Мартынова, «оказать влияние, воздействие на так называемые болевые точки общественной жизни. Иными словами, заставить путем соприкосновения с управляемыми объектами эти субъекты управления действовать надлежащим образом» [5, с. 74].

Дискуссия в науке относительно понятия контроля (надзора), а также признаков и места в системе публичного управления продолжается длительный период. Государственный контроль

Список литературы:

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая : учебник / под ред. А. П. Коренева. М., 1996.

2. Бахрах Д. Н, Татарян В. Г. Административное право России : учебник. М., 2009.

3. Кокорин Е. Проблематика толкования понятий «надзор» и «контроль» в современной юридической литературе // Власть. 2012. № 1.

4. Мартынов А. В. Административный надзор в России: теоретические основы построения : монография / под ред. Ю. Н. Старилова. М., 2010.

(надзор) реализуется на практике в административно-правовых нормах. Как верно отметил Д. Н. Бахрах, органы надзора в системе публичного управления осуществляют функцию правотворчества посредством издания подзаконных норм. Именно правотворческая функция является одним из признаков для разделения понятий «контроль» и «надзор» [2, ^ 363].

Таким образом, имеющиеся проблемы в функционировании деятельности органов внутренних дел в сфере государственного контроля и надзора позволяют определить цели государственного управления и сформулировать предложения. Подобное позволяет обеспечить основные принципы государственного регулирования в такой сфере, как государственный контроль и надзор, повысить эффективность данной деятельности. Данные обстоятельства сформировали теоретические основы государственного контроля (надзора) в деятельности ОВД, фактически позволяют обеспечивать правопорядок в общественных местах и жилом секторе. В системе публичного управления государственный контроль (надзор) выражается в административно-правовых нормах, но реальным ее проявлением является требуемая модель поведения контролируемого субъекта.

5. Разаренов Ф. С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963.

6. Расширенное заседание коллегии МВД России 20 марта 2023 г. // Президент России : сайт. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/deliberations/70744 (дата обращения: 10.04.2023).

7. Советское административное право : учебник / под ред. В. И. Поповой, М. С. Студени-киной. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.