Научная статья на тему 'Место машиностроительного комплекса в структуре промышленности российской Федерации'

Место машиностроительного комплекса в структуре промышленности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1145
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ENGINEERING COMPLEX / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОТРАСЛЬ / INDUSTRY / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ЭКОНОМИКА / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягумова Зарема Нурбиевна

В статье анализируется роль и значение машиностроительного комплекса в структуре машиностроительного комплекса. Поскольку машиностроительный комплекс является основной базой для промышленного производства, особое внимание в статье уделяется обстоятельствам, вызывающим отраслевые проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место машиностроительного комплекса в структуре промышленности российской Федерации»

В структуру себестоимости частично включаются общепроизводственные расходы, которые учитываются на 91 «Общепроизводственные расходы» по экономическим элементам и в части переменных расходов списываются на себестоимость в соответствии с базой распределения, а в части постоянных расходов на себестоимость реализации.

Для учета расходов российским планом счетов используются 90 и 91 счета. По характеру это сравнительные счета.

В украинском учете для учета расходов выделен 9 класс счетов. Счета активные -по дебету счёта отражаются понесенные расходы по кредиту в порядке закрытия расходы списываются на финансовый результат. В плане счетов предусмотрены: 90 счет «Себестоимость реализации», 92 «Административные расходы», 93 счет «Расходы на сбыт». Эти счета формируют производственную себестоимость.

Для учета прочих операционных расходов предназначен 94 счет, финансовые и инвестиционные расходы учитываются соответственно на 95 и 96 счетах на 97 счете учитываются прочие расходы. 98 счет предназначен для учета расходов по налогу на прибыль. С 2013 года упразднен 99 счет «Чрезвычайные расходы».

Существуют определенные проблемы с признание расходов и соответствии расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

В настоящий момент организация учета в республике находится на стадии законодательного становления и предприятиям необходимо внести свои предложения в соответствии с видением проблем учета расходов «изнутри».

Литература

1. ПБУ 10/99 «Расходы организации». [Электронный ресурс]. Министерство финансов России URL: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2010/p bu_10.pdf (дата обращения: 24.03.2016).

2. ПСБУ 16 «Расходы». [Электронный ресурс]. URL: http://kodeksy.com.ua/ka/buh/psb u/16.htm (дата обращения: 24.03.2016).

Place of machine-building complex in the structure of industry of Russian Federation Yagumova Z.

Место машиностроительного комплекса в структуре промышленности Российской Федерации Ягумова З. Н.

Ягумова Зарема Нурбиевна / Yagumova Zarema - кандидат экономических наук, доцент,

кафедра экономики и финансов, Институт права, экономики и финансов Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в статье анализируется роль и значение машиностроительного комплекса в структуре машиностроительного комплекса. Поскольку машиностроительный комплекс является основной базой для промышленного производства, особое внимание в статье уделяется обстоятельствам, вызывающим отраслевые проблемы.

Abstract: the article analyzes the role and importance of engineering complex in the structure of machine-building complex. Since the engineering sector is the main base for industrial production, special attention is paid about the circumstances that cause the industry problems.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, промышленность, структура, отрасль, экономика.

Keywords: engineering complex, industry, structure, industry, economy.

Для экономики любой страны стабильное развитие машиностроительного комплекса играет важную роль. Это обусловлено тем, что на протяжении длительного промежутка времени данный сектор остается единственным поставщиком капитальных ресурсов на предприятия смежных отраслей.

В современных условиях машиностроительный комплекс, занимающий второе место после топливно-энергетического комплекса, имеет приоритетный вектор развития, выступая основным сектором экономики, позволяющим повысить уровень производительности труда и устойчивого развития ведущих отраслей экономики, обеспечить высокий уровень обороноспособности государства. Однако доля машиностроительного комплекса в промышленности России составляет около 20 %, что в разы ниже, чем в экономически развитых странах.

Машиностроение представляет собой совокупность отраслей промышленности, включая интеллектуальный потенциал работников, транспортные средства, предметы потребления, оборонную технику [4].

Уровень развития машиностроительного комплекса оказывает непосредственное влияние на такие важные показатели, как: валовой внутренний продукт, производительность труда в смежных отраслях, степень экологической безопасности машиностроительного производства, а также обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроительного комплекса представлена значительным количеством крупных, средних и малых предприятий, составляющих около 40 % от числа предприятий промышленности. Количество занятых работников в машиностроении -около 4 млн человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

Отрасли машиностроения в настоящее время объединены в единый машиностроительный комплекс, включающий в себя 12 крупных отраслей и более 100 специальных отраслей, подотраслей и производств (рис. 1).

тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; химическое и нефтяное оборудование; электрическая промышленность; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Рис. 1. Отрасли машиностроения в структуре машиностроительного комплекса

В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4 % приходится на автомобилестроение, 12,3 % - на электротехнику и приборостроение, 10,3 % - на

г

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6 % - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4 % - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1 % - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9 % - на станкоинструментальную промышленность, 1,8 % - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35 % - на оборонные и другие подотрасли [2].

Машиностроение занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производственных фондов крупных и средних промышленных предприятий. В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности страны доля машиностроения составляет более трети и более 15 % - в структуре инвестиций по всем отраслям экономики [3].

Отрасль занимает второе место (после топливной промышленности) по вкладу в бюджет Российской Федерации. Предприятия отрасли имеются в большинстве регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей.

Машиностроение, будучи важнейшей отраслью экономики России, которая оказывает существенное влияние на производственный и кадровый потенциал, обороноспособность страны, обеспечивает функционирование промышленности, является движущей силой роста и развития экономики России и придания ей инновационного направления [1].

Развитие машиностроения оказывает влияние на возможность нашей страны занять достойное место среди стран с высокотехнологичной промышленностью и производящих конкурентоспособные на мировом рынке товары либо стать сырьевым придатком экономик промышленно развитых стран мира. Поскольку машиностроительный комплекс (далее - МСК) является основной базой для промышленного производства, следует особенно тщательно подходить к решению отраслевых проблем, это связано со следующими обстоятельствами:

1) МСК, будучи катализатором НТП в российской экономике, является одной из отраслей обрабатывающей промышленности, которая оказывает существенное влияние на техническую вооруженность экономики, обеспечивая предприятия высокотехнологичными основными фондами;

2) машиностроительный комплекс считается самой сложной отраслью промышленности, предприятия которой производят широкий спектр продукции, начиная от орудий труда и заканчивая широко используемой бытовой техникой и автомобилями;

3) предприятия МСК работают на военно-оборонный комплекс, оказывая непосредственное влияние на обороноспособность государства;

4) ряд предприятий МСК, производя 75 % специализированной продукции, занимают монопольное положение в некоторых секторах экономики, что определяет их высокую социальную и экономическую роль;

5) по количеству занятых (35 % экономически активного населения) и по стоимости выпускаемой продукции МСК занимает первое место среди всех отраслей промышленного производства;

6) МСК обеспечивает 15 % ВВП РФ, 20 % промышленной продукции и использует 25 % стоимости основных фондов промышленности.

Таким образом, вышеперечисленные факторы свидетельствуют о важности рационального управления предприятиями машиностроительного комплекса Российской Федерации, занимающего в системе экономических отношений поистине уникальное положение.

Литература

1. Батанова М. В. Формирование системы управления инновационной деятельностью промышленного предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 10 (40). С. 99-102.

2. Россия в цифрах. Стат. сборник. 2015.

3. Ягумова З. Н. Роль инвестиций в обновлении основного капитала машиностроительной отрасли // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11 (6). С. 67-69.

4. Ягумова З. Н. Развитие машиностроительного комплекса РФ в современных условиях // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 10 (56). С. 17-19.

Fiscal and burdensome tax system as a prerequisite for the development of the shadow economy Tolkacheva O. Фискальная и обременительная налоговая система как предпосылки развития теневой экономики Толкачева О. П.

Толкачева Ольга Петровна / Tolkacheva Olga - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет подготовки финансово-экономических кадров, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается действующая налоговая система в России и как на стабильность, экономическую безопасность страны влияет фискальная функция налоговой системы.

Abstract: the article examines the current tax system in Russia and on the stability and economic security of a country affects fiscal function of the tax system.

Ключевые слова: налоговая система, вопросы эффективного реформирования, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

Keywords: the tax system, the effective reform, tax burden, regulation of the economy.

Взимание налогов - одно из основных условий существования, развития, процветания и экономической безопасности любого государства.

Налоги являются главным регулятором процесса воспроизводства экономических благ, который влияет на основные характеристики функционирования любой экономики.

Если рассмотреть российскую налоговую систему, то в ней есть определенные проблемы, которые мешают развитию экономики. А с введением экономических санкций, такие проблемы еще более усугубляются. Рассмотрим, какие же проблемы присущи нашей налоговой системе:

1) отсутствие стабильности в действующей налоговой политике;

2) высокий уровень налогового бремени для налогоплательщиков;

3) в некоторых случаях, присутствие большого количества налоговых льгот, это приводит к ощутимым потерям собираемости налогов;

4) отсутствие достаточного стимулирования проблемных секторов экономики.

В свою очередь главной проблемой Налогового кодекса РФ можно считать то, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.