Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования и реализацииинвестиционной политики отраслей машиностроительного комплекса российской Федерации'

Теоретические аспекты формирования и реализацииинвестиционной политики отраслей машиностроительного комплекса российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / ЗАДАЧИ / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / INVESTMENT / INVESTMENT POLICY / EFFICIENCY / MECHANICAL ENGINEERING / PUBLIC POLICY / OBJECT / SUBJECT / OBJECTIVES / FUNDAMENTAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байзулаев Салих Ахматович, Ягумова Зарема Нурбиевна

В условиях развития мирового финансового кризиса, стагнации российской экономики, слабой конкурентоспособности продукции промышленного производства перед отраслями промышленного комплекса возникает проблема стабильного экономического роста, прежде всего в отраслях машиностроительного комплекса. Это обусловлено тем, что отрасли машиностроительного комплекса в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны, уровень научно-технического прогресса, создание ядра новых технологических укладов и место в мировом экономическом пространстве. Повышению конкурентоспособности продукции хозяйствующих субъектов машиностроительного комплекса способствует реализация действенной инвестиционной политики, комплексная и сбалансированная система формирования и реализации которой на данный момент отсутствует. Это оказывает негативное влияние на развитие машиностроительного комплекса. В данной статье говорится об аспектах формирования и реализации инвестиционной политики: дается определение, уточняются ее объект и субъект. Рассматриваются этапы формирования инвестиционной политики. Выдвигаются задачи, которые необходимо решить для формирования и реализации эффективной инвестиционной политики на макроуровне, мезоуровне и микроуровне. В условиях низкой конкурентоспособностипродукции машиностроительного комплекса, обосновывается необходимость формирования системы инвестиционного обеспечения как одного из основополагающих факторов преобразования российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of formation and realization of investment policy in Russia Russian Federation

In terms of development of the global financial crisis, the stagnation of the Russian economy, the weak competitiveness of industrial production industries before the industrial complex, a problem of stable economic growth, primarily in the sectors of machine building. This is because of the industry machine-building complex largely determines the socio-economic level of development, level of scientific and technological progress, the creation of a nucleus of new technological modes and a place in the global economic space. The higher competitiveness of economic entities of the engineering complex promotes the implementation of effective investment policy, a comprehensive and balanced system of formation and implementation of which is currently missing. This has a negative impact on the development of machine-building complex. This article refers to the aspects of formation and implementation of investment policy: defines, clarifies its object and subject. Consider the stages of formation of investment policy. Nominated tasks that need to be addressed for the development and implementation of effective investment policy at the macro level, meso level and micro level. In low competitiveness of machine building products, the necessity of forming the system of investment support as one of the fundamental factors of transformation of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования и реализацииинвестиционной политики отраслей машиностроительного комплекса российской Федерации»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/152EVN515.pdf DOI: 10.15862/152EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/152EVN515)

УДК 330.322

Байзулаев Салих Ахматович

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Россия, г. Нальчик1 Кандидат экономических наук

Доцент

E-mail: salix-axmat@mail.ru Ягумова Зарема Нурбиевна

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Россия, г. Нальчик Кандидат экономических наук E-mail: zarema262@mail.ru

Теоретические аспекты формирования и реализацииинвестиционной политики отраслей машиностроительного комплекса Российской Федерации

1 360004, Россия, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 173 1

Аннотация. В условиях развития мирового финансового кризиса, стагнации российской экономики, слабой конкурентоспособности продукции промышленного производства перед отраслями промышленного комплекса возникает проблема стабильного экономического роста, прежде всего в отраслях машиностроительного комплекса. Это обусловлено тем, что отрасли машиностроительного комплекса в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны, уровень научно-технического прогресса, создание ядра новых технологических укладов и место в мировом экономическом пространстве. Повышению конкурентоспособности продукции хозяйствующих субъектов машиностроительного комплекса способствует реализация действенной инвестиционной политики, комплексная и сбалансированная система формирования и реализации которой на данный момент отсутствует. Это оказывает негативное влияние на развитие машиностроительного комплекса. В данной статье говорится об аспектах формирования и реализации инвестиционной политики: дается определение, уточняются ее объект и субъект. Рассматриваются этапы формирования инвестиционной политики. Выдвигаются задачи, которые необходимо решить для формирования и реализации эффективной инвестиционной политики на макроуровне, мезоуровне и микроуровне. В условиях низкой конкурентоспособностипродукции машиностроительного комплекса, обосновывается необходимость формирования системы инвестиционного обеспечения как одного из основополагающих факторов преобразования российской экономики.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная политика; эффективность; машиностроительный комплекс; государственная политика; объект; субъект; задачи; основополагающие факторы.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Байзулаев С.А., Ягумова З.Н. Теоретические аспекты формирования и реализации инвестиционной политики отраслей машиностроительного комплекса Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/152EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/152EVN515

В условиях перехода к новой модели экономического роста огромное внимание уделяется изучению сущности инвестиционной деятельности. Следует отметить, что в экономическойлитературе данный вопрос раскрывается, во-первых, в основном с позиции капиталовложений. За редким исключением отсутствуют попытки систематизации элементов инвестиционной сферы, определяющие их место и роль в активизации инвестиционного процесса. Поэтому на современном этапе нам представляется логичной и целесообразнойточка зрения Ф.С. Тумусова, согласно которой инвестиционный процесс есть процесс производства и накопления средства производства и финансов для обеспечения движения воспроизводства капитала [6]. Инвестиционная сфера включает весь комплекс отраслей экономики, в которых реализуется процесс накопления средств производства и финансовых ресурсов, обеспечивающих воспроизводство капитала [4].

Инвестиционную политику можно определить, как систему мероприятий, направленных на формирование условий для достижения синергетического эффекта от использования капитала, удовлетворяющего потребности машиностроительного комплекса в инвестициях определенного объема и структуры в зависимости от уровня ее формирования [2].

Формирование инвестиционной политики в машиностроительном комплексе требует разработки новой парадигмы инструментального портфеля на основе методического, стратегического и рыночного инструментария, способствующего формированию интегрированной инвестиционной политики, обеспечивающей синергетический эффект. Успешное решение любой проблемы во многом зависит от правильного понимания экономической сути изучаемых явлений и процессов. Это требует уточнения экономической сущности категориального аппарата, формирующего инвестиционную политику.

Эволюционное развитие инвестиционной составляющей позволяет увидеть, что инвестиционный фактор (в товарно-материальной и в денежной форме) в системе экономических отношений выступает в качестве критерия, который, с одной стороны, демонстрирует динамику процесса воспроизводства, а с другой является элементом, воздействие на который дает возможность влиять на темпы и динамику развития экономики страны.

Важным аспектом разработки целостной конструкции инвестиционной политики машиностроительного комплекса является уточнение объекта и субъекта инвестирования. Под инвестиционным объектом мы понимает любые подотрасли машиностроения, нуждающиеся в инвестициях. Следует отметить, что инвестиционный объект существует только в процессе осуществления инвестиционной деятельности и является материальной основой достижения целей, определенных инвестиционной политикой. Инвестиционный субъект определяется нами как источник свободного капитала (государство, муниципальные органы, хозяйствующие субъекты). Формирование инвестиционной политики при переходе на инновационный путь развития проходит в определенной последовательности и протекает как процесс, учитывающий закономерности развития технологических укладов [7]. Формирование инвестиционной политики должно происходить по определенной концептуальной модели - механизму построения и реализации инвестиционной политики, представляющему обоснование происходящих событий [9, 10].

С учетом сложившейся в машиностроительном комплексе ситуации при разработке инвестиционной политики основными элементами должны выступать:

• методический инструментарий (принципы, факторы, методы формирования инвестиционной политики);

• стратегический инструментарий (рациональная взаимосвязь стратегии развития машиностроительного комплекса и инвестиционной политики; инвестиционная безопасность);

• рыночный инструментарий (элементы рыночной инфраструктуры, уровень квалификации кадров, уровень конкуренции в отрасли, рациональное управление ресурсами).

Формирование и реализацию инвестиционной политики отраслей машиностроительного комплекса следует осуществлять на трех уровнях.

На макроуровне (уровень РФ) формулируются национальные цели промышленного и инвестиционного развития, формируются федеральные целевые программы реализации инвестиционной политики, обеспечивается взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации политики (прямые и обратные связи), уточняется разделение компетенций с регионами. На данном уровне формирование и реализация инвестиционной политики должна происходить на основе инвестиционных программ, которые разработаны по основным направлениям: модернизация основных фондов; инновационная деятельность; переход на пятый технологический уклад развития; совершенствование управленческой составляющей.

На мезоуровне (уровень субъекта РФ) разрабатывается региональная инвестиционная стратегия, регулируютсяпроцессы формирования и функционирования производственно-технологических комплексов (кластеров), сопряженных по производству конкурентоспособной продукции, и территориально-промышленных комплексов. Основными направлениями практической деятельности структур регионального управления в рамках промышленной и инвестиционной политики должны стать:

• формирование благоприятного имиджа территории, привлекательной для инвестора,продвижение инвестиционного потенциала региона;

• разработка систем информационной поддержки и административного сопровождения инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов;

• создание на территории региона производственно-технологических зон льготного налогового режима;

• создание эффективной региональной системы нефискальных льгот для инвесторов;

• мотивация деятельности предприятий в качестве самостоятельных рыночных субъектов.

На микроуровне (уровень предприятия) осуществляется непосредственное управление проектами, направленное на решение стоящих перед предприятием целей: улучшение качества, увеличение количества, снижение затрат [5].

Таким образом, основные векторы развития инвестиционной политики предприятий МСК должны быть направлены на:

1) разделение функций управления, прав и ответственности в процессе формирования и реализации инвестиционной политики между управляющими структурами федерального, отраслевого, регионального, муниципального уровнейпредприятия и разработку прозрачного механизма взаимодействий этих органов управления;

2) формирование системы проектного финансирования;

3) реструктуризацию депрессивных, убыточных предприятий МСК;

4) решение экономических и социальных проблем посредством созданияновых рабочих мест;

5) стимулирование «самофинансирования» инвестиционных и хозяйственных решений в условиях сокращения бюджетного финансирования МСК;

6) совершенствование системы банковского кредитования участников инвестиционного процесса;

7) формирование системы конкурса инвестиционных проектов и совершенствование процедур оценки приоритетности проектов как объектов инвестирования;

8) совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, направленное на стимулирование инвесторов и снижение инвестиционных рисков;

9) повышение эффективности процедур прогнозирования рыночной конъюнктуры;

10) обновление основных производственных фондов предприятий МСК путем нового строительства, реконструкции и модернизацииперспективных предприятий.

Эффективное развитие отраслей машиностроительного комплекса в условиях новой модели экономического роста должно происходить на основе создания инновационной среды.

При формировании инвестиционной политики необходимо учитывать не только обновление, расширение машиностроительного производства, но и его инновационное развитие, позволяющее выйти на мировой рынок. Повышение уровня конкурентоспособности возможно только на предприятиях МСК, реализующих грамотную маркетинговую политику и стратегию, при этом продукция, производимая на данных предприятиях должна опережать спрос, существующий на текущий момент [1]. Решение данной проблемы возможно на условиях постоянного усовершенствования продукции с учетом технических инноваций и высоких технологий. Это позволит быстрыми темпами перейти на следующий этап технологического уклада.

Разработка интегрированной инвестиционной политики требует обоснования новых методических подходов, базирующихся на инновационных принципах, факторах, методологическом инструментарии.

Состояние воспроизводственного процесса на современном этапе развития характеризуется дисбалансом, который проявляется в сдерживании накопленияи стимулировании процессов инвестирования со стороныхозяйственных агентов. В последние годы снижение уровня валовых инвестиций в целом сопровождается ухудшением качества и сокращением объема инвестиционного комплекса [3].

Этот процесс возник как результат снижения платежеспособного спроса. Российские промышленные товары вытесняются импортными, более конкурентоспособными. Для роста конкурентоспособности отечественных товаров необходима структурная реорганизация экономики, направленная на расширение внутреннего спроса на отечественные товары и услуги и зависящая от ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности [7].

Формирование системы инвестиционного обеспечения является одним из основополагающих факторов преобразования российской экономики [8]. Однако такая система в настоящее время отсутствует, что обусловлено следующими обстоятельствами:

1) значительный системный риск;

2) низкий уровень корпоративной культуры;

3) общая неэффективность экономики;

4) значительный дефицит финансовых ресурсов;

5) недостаточная эффективность, ширина и глубина рынка капитала;

6) неэффективная система реализации инвестиционной политики.

Эти обстоятельства объясняют отсутствие у инвесторов интереса вкладывать финансовые ресурсыв длительно реализуемые проекты, а также стремление инвесторов вкладывать средства в краткосрочные операции для получения быстрого дохода. Таким образом, возникает замкнутый круг, выйти из которого можно только посредством активизации инвестиционной деятельности.

Таким образом, в этих условиях основной задачей государственной экономической политики должно стать активное развитие инвестиционной деятельности. Решение этой задачи требует принятия инвестиционной политики, направленной на создание и поддержание эффективных условий для обеспечения такого уровня развития предложения на рынке капитала, который способен обеспечить удовлетворение потребностейэкономики в инвестициях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аликаева, М.В., Налчаджи, Т.А. Подходы к формированию региональной системы промышленного маркетинга (на материалах КБР) // Современные проблемы науки и образования. - №3, 2014.

2. Лапыгин, Ю.Н., Балакирев, А.А. Инвестиционная политика: учебное пособие / под ред. Ю.Н. Лапыгина, - М.: КНОРУС, 2005.

3. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru.

4. Орлова, Е.Р. Инвестиции: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2013.

5. Портал Социально-Демократической Политики: официальный сайт: http://www.psdp.ru.

6. Тумусов, Ф.С. Инвестиционный потенциалрегиона: теория, проблемы, практика.

- М.: Экономика, 1999.

7. Ягумова, З.Н. Машиностроительный комплекс в условиях последовательной смены технологических укладов // Экономика и предпринимательство. - №7 (48), 2014.

8. Ягумова, З.Н. Концептуальные положения государственной инвестиционной политики в отраслях промышленности Концептуальные положения государственной инвестиционной политики в отраслях промышленности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 4, 2013.

9. Ягумова, З.Н. Отечественный и зарубежный опыт реализации инвестиционной политики в промышленном комплексе // Экономические и гуманитарные науки.

- №7 (258), 2013.

10. Ягумова, З.Н. Оценка эффективности осуществляемых инвестиций в машиностроение // ФЭн-наука. - №7-8, 2013.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Baizulaev Salikh Akhmatovich

Federal State State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education

«Kabardino-Balkarian State University, H.M. Berbekov name»

Russian Federation, Nalchik E-mail: salih-ahmat@mail.ru

Yagumova Zarema Nurbievna

Federal State State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education

«Kabardino-Balkarian State University, H.M. Berbekov name»

Russian Federation, Nalchik E-mail: zarema262@mail.ru

Theoretical aspects of formation and realization of investment policy in Russia Russian Federation

Abstract. In terms of development of the global financial crisis, the stagnation of the Russian economy, the weak competitiveness of industrial production industries before the industrial complex, a problem of stable economic growth, primarily in the sectors of machine building. This is because of the industry machine-building complex largely determines the socio-economic level of development, level of scientific and technological progress, the creation of a nucleus of new technological modes and a place in the global economic space. The higher competitiveness of economic entities of the engineering complex promotes the implementation of effective investment policy, a comprehensive and balanced system of formation and implementation of which is currently missing. This has a negative impact on the development of machine-building complex. This article refers to the aspects of formation and implementation of investment policy: defines, clarifies its object and subject. Consider the stages of formation of investment policy. Nominated tasks that need to be addressed for the development and implementation of effective investment policy at the macro level, meso level and micro level. In low competitiveness of machine building products, the necessity of forming the system of investment support as one of the fundamental factors of transformation of the Russian economy.

Keywords: investment; investment policy; efficiency; mechanical engineering; public policy; object; subject; objectives; fundamental factors.

КЕГЕКЕ^Е8

1. ЛНкаеуа, М^., Т.А. РоёкЬоёу к Гогш1гоуап1уи ге§юпаГпоу 81в1ешу ргошу8к1еппо§о шагке11п§а (па ша1ег1а1акЬ КБЯ) // Боугешеппуе ргоЬ1ешу паиЫ 1 оЬга2оуап1уа. - №3, 2014.

2. Ьару§т, Yu.N., Ба1ак1геу, Л.Л. 1пуе81Й8юппауа ро1шка: исЬеЬпое роБоЫе / роё геё. Yu.N. Ьару§1па, - М.: KNORUS, 2005.

3. М1п1Б1егБ1уо ргошувЬ1еппо811 1 Ш^оуН Яо881увкоу Беёега18П. [Е1ек1гоппуу геБигБ]. - Я^Ыш ёоБШра: http://www.шinpгoшtoгg.goу.гu.

4. Ог1оуа, Е.Я. Investitsii: ucheЬnoe роБоЫе. - М.: Omega-L, 2013.

5. Poгta1 Sotsia1'no-Deшokгaticheskoy РоНйЫ: ofitsia1'nyy sayt: http://www.psdp.гu.

6. ^шшоу, КБ. Inуestitsionnyy potentsia1гegiona: teoгiya, ргоЬ1ешу, pгaktika. - М.: Ekonoшika, 1999.

7. Yagumova, Z.N. Mashinostгoite1'nyy komp1eks у us1oуiyakh pos1edoуate1'noy sшeny tekhno1ogicheskikh uk1adoу // Ekonoшika i pгedpгiniшate1'stУO. - №7 (48), 2014.

8. Yagumova, Z.N. Kontseptua1'nye po1ozheniya gosudarstvennoy inуestitsionnoy po1itiki у otгas1yakh promysh1ennosti Kontseptua1'nye po1ozheniya gosudaгstуennoy inуestitsionnoy роНйЫ у otгas1yakh pгoшysh1ennosti // Gumanitarnye, sotsia1'no-ekonoшicheskie i oЬshchestуennye nauki. - 4, 2013.

9. Yagumova, Z.N. Otechestуennyy i zaгuЬezhnyy opyt гea1izatsii inуestitsionnoy po1itiki у promysh1ennom koшp1ekse // Ekonoшicheskie i gumanitarnye nauki. - №7 (258), 2013.

10. Yagumova, Z.N. Otsenka effektivnosti osushchestу1yaeшykh inуestitsiy у mashinostroenie // FЭn-nauka. - №7-8, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.