Научная статья на тему 'Фискальная и обременительная налоговая система как предпосылки развития теневой экономики'

Фискальная и обременительная налоговая система как предпосылки развития теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ / EFFECTIVE REFORM / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / REGULATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толкачева Ольга Петровна

В статье рассматривается действующая налоговая система в России и как на стабильность, экономическую безопасность страны влияет фискальная функция налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фискальная и обременительная налоговая система как предпосылки развития теневой экономики»

Литература

1. Батанова М. В. Формирование системы управления инновационной деятельностью промышленного предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 10 (40). С. 99-102.

2. Россия в цифрах. Стат. сборник. 2015.

3. Ягумова З. Н. Роль инвестиций в обновлении основного капитала машиностроительной отрасли // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11 (6). С. 67-69.

4. Ягумова З. Н. Развитие машиностроительного комплекса РФ в современных условиях // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 10 (56). С. 17-19.

Fiscal and burdensome tax system as a prerequisite for the development of the shadow economy Tolkacheva O. Фискальная и обременительная налоговая система как предпосылки развития теневой экономики Толкачева О. П.

Толкачева Ольга Петровна / Tolkacheva Olga - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет подготовки финансово-экономических кадров, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается действующая налоговая система в России и как на стабильность, экономическую безопасность страны влияет фискальная функция налоговой системы.

Abstract: the article examines the current tax system in Russia and on the stability and economic security of a country affects fiscal function of the tax system.

Ключевые слова: налоговая система, вопросы эффективного реформирования, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

Keywords: the tax system, the effective reform, tax burden, regulation of the economy.

Взимание налогов - одно из основных условий существования, развития, процветания и экономической безопасности любого государства.

Налоги являются главным регулятором процесса воспроизводства экономических благ, который влияет на основные характеристики функционирования любой экономики.

Если рассмотреть российскую налоговую систему, то в ней есть определенные проблемы, которые мешают развитию экономики. А с введением экономических санкций, такие проблемы еще более усугубляются. Рассмотрим, какие же проблемы присущи нашей налоговой системе:

1) отсутствие стабильности в действующей налоговой политике;

2) высокий уровень налогового бремени для налогоплательщиков;

3) в некоторых случаях, присутствие большого количества налоговых льгот, это приводит к ощутимым потерям собираемости налогов;

4) отсутствие достаточного стимулирования проблемных секторов экономики.

В свою очередь главной проблемой Налогового кодекса РФ можно считать то, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения [1].

Любое государство заинтересовано в увеличении налоговых доходов, как известно они составляют более половины бюджета любой страны.

Из потенциальных источников увеличивающих налоговые поступления можно выделить теневую экономику.

Из-за того что крупный приток инвестиций, как правило, привлекает внимание налоговых органов к источнику средств, капиталам, скрываемым от налогообложения, даже при желании, бывает практически нереально вернуться в легальную производственную сферу данные инвестиции. Поэтому, как правило, капиталы, которые хоть раз попали в теневую сферу экономики, в большинстве случаев так и остаются там.

Сильное государство должно формировать, практически не уязвимую налоговую систему, которая должна опираться на разумную нормативную базу.

Что же предусмотрено государством в направлении реформирования российской налоговой системы:

- ужесточение контроля со стороны налоговых органов за применением трансфертных цен в целях налогообложения;

- увеличение доли электронного документооборота в налоговой сфере;

- дальнейшее введение в налоговую практику института консолидированных групп налогоплательщиков, а также особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для участников таких групп;

- дальнейшее упрощение ведения налогового учета в хозяйствующих субъектах;

- дальнейшее сближение налогового и бухгалтерского учетов;

- упрощение процесса администрирования налогообложения физических лиц.

Если резюмировать вышесказанное, можно предложить следующее, для

совершенствования налоговой системы:

1) Снижение общей налоговой нагрузки.

Сокращение налогового бремени без ущерба для доходов бюджета в целом может быть получено путем отмены целого ряда льгот, негативно сказывающихся на перспективах развития налоговой системы страны. Количество льгот по разным налогам в настоящее время превышает разумные пределы. Некоторые хозяйствующие субъекты вообще не платят некоторые налоги, потому, что сумма льгот превышает налогооблагаемую величину. Такая диспропорция не может стимулировать рост экономической мощи страны.

2) Упрощение налоговой системы.

Необходимо откорректировать список налогов и сборов при уменьшении их общего числа и максимально по возможности объединить уже функционирующие режимы исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов [2]. Также ставки некоторых налогов можно снизить, иногда снижение ставок, приводит к наибольшему сбору налоговых средств, нежели уплата налогов по повышенным ставкам.

3) Повышение качества работы налоговых органов.

В связи с тем, что налоговые органы являются проводниками между хозяйствующими субъектами и бюджетами, необходимо осуществлять тщательный контроль за качеством работы налоговых органов, а особенно за компетентностью их работников.

4) Проведение работ по уменьшению задолженностей по налогам и сборам.

В России серьезной проблемой стало уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, получили широкое распространение различные схемы обхода налогового законодательства. Налоговый Кодекс дает возможность сократить налоговое бремя путем оптимизации налогов. Но парой хозяйствующие субъекты не оптимизируют, а делают так, чтобы вообще не платить налогов. Одной из основных задач контролирующих органов остается эффективный выбор объектов налоговых проверок и совершенствование проводимых документальных проверок.

5) Упрощение налоговой отчетности.

В настоящее время состав налоговой отчетности довольно-таки громоздок. Большое количество заполняемых документов побуждает хозяйствующих субъектов избегать встреч с налоговыми органами и как следствие уход в «теневую» экономику.

На сегодняшний день, налоговая система практически любого государства является одним из главных рычагов, которые регулируют финансовые отношения хозяйствующих субъектов с государством. Основная цель такой системы заключается в обеспечении государства финансами, необходимыми для выполнения им своих задач и функций. Посредством налогов, льгот и санкций государство осуществляет воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов для того, чтобы создать благоприятные условия для всех участников общественного воспроизводства. Налоговые рычаги регулирования экономики совместно с другими экономическими рычагами способствуют созданию единого рынка, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию рыночных отношений.

Но необходимо помнить, что та страна будет в более удачном экономическом положении, которая работает совместно с налогоплательщиками, а не в роли жандарма, который отбирает последнее. Социальная направленность налоговой системы - это визитная карточка экономически развитой страны [3].

Литература

1. Толкачева О. П. Методологические аспекты анализа налоговых преступлений // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. Т. 21. № 4. С. 82-85.

2. Толкачева О. П. Роль налоговой политики в стратегии экономической безопасности // Новая наука: От идеи к результату. 2015. № 7-1. С. 232-235.

3. Толкачева О. П. Анализ экономических правонарушений, возникающих в деятельности автозаправочных станций // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 1 (43). С. 129-131.

Improving interest rate policy for agricultural credit and the mechanisms for its implementation Jumalieva J. Совершенствования процентной политики сельскохозяйственного кредита и механизмы ее реализации

Жумалиева Ж. З.

Жумалиева Жылдыз Зайнидиновна / Jumalieva Jyldyz - старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы кредитной политики отдельных банков, связанных с кредитованием сельскохозяйственной отрасли, а также политика субсидирования процентных ставок государством.

Abstract: the article deals with the issues of credit policy of individual banks associated with lending to the agricultural sector, as well as policies for interest rate subsidies by the state.

Ключевые слова: государственный кредит, кредит, субсидирование, денежно-кредитная политика, национальный банк, кредитная политика.

Keywords: government loan, credit, subsidies, monetary policy, national Bank, credit policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.