Научная статья на тему 'Налоговые риски и факторы, влияющие на их возникновение'

Налоговые риски и факторы, влияющие на их возникновение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3269
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ РИСК / КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ / ВИДЫ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX RISK / TAX RISK CLASSIFICATION / TYPES OF TAX RISKS / TAX RELATIONS / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Юлия Габдрашитовна

Деятельность любого субъекта финансовых отношений сопряжена с определенными рисками. Одной из самых значимых групп рисков являются налоговые риски, затрагивающие как государственные, так и частные интересы. Несмотря на большое количество публикаций по теории налоговых рисков, многие проблемы в этой области остаются все еще актуальными. Неоднозначность подходов в идентификации налоговых рисков, недостаточная разработанность системы их оценки, нечеткость классификационных критериев определяют необходимость дальнейшего исследования этого вида рисков. В статье рассматриваются подходы к определению содержания налоговых рисков, обобщаются имеющиеся понятия с позиции государства и налогоплательщиков, перечисляются признаки, присущие налоговым рискам. В результате исследования сделан вывод о том, что идентификация причин возникновения налоговых рисков позволит разработать методику управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax risks and factors influencing their occurrence

Activity of any participant of the financial relationship involves some risks, among which tax risks represent the most important group that affects both public and private interests. Despite the large number of publications on the theory of tax risks, many of the issues in this area are still relevant. The ambiguity of approaches in the identification of tax risks, insufficient development of the evaluation system, vague classification criteria necessitate further studies of this group of risks. This article considers approaches to defining the concept of tax risks, summarizes the existing concepts from the standpoint of the state and taxpayers, and focuses on the features specific to tax risks. It is concluded that the identification of causes for risks will result in development of a methodology for tax risk management.

Текст научной работы на тему «Налоговые риски и факторы, влияющие на их возникновение»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА FINANCIAL, TAXATION AND MONETARY POLICY

УДК 336.2

DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(6).964-971

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Ю. Г. Тюрина

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 6 октября 2016 г. Дата принятия к печати 1 ноября 2016 г. Дата онлайн-размещения 30 декабря 2016 г.

Ключевые слова

Налоговый риск; классификация налоговых рисков; виды налоговых рисков; налоговые отношения; налоговая политика

Финансирование

Государственное задание № 26.1348.2014/К на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках проектной части проекта № 1348 «Влияние теневого сектора экономики на качество жизни населения в России и Украине: сравнительный анализ»

TAX RISKS AND FACTORS INFLUENCING THEIR OCCURRENCE

Yuliya G. Tyurina

Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation

Аннотация

Деятельность любого субъекта финансовых отношений сопряжена с определенными рисками. Одной из самых значимых групп рисков являются налоговые риски, затрагивающие как государственные, так и частные интересы. Несмотря на большое количество публикаций по теории налоговых рисков, многие проблемы в этой области остаются все еще актуальными. Неоднозначность подходов в идентификации налоговых рисков, недостаточная разработанность системы их оценки, нечеткость классификационных критериев определяют необходимость дальнейшего исследования этого вида рисков. В статье рассматриваются подходы к определению содержания налоговых рисков, обобщаются имеющиеся понятия с позиции государства и налогоплательщиков, перечисляются признаки, присущие налоговым рискам. В результате исследования сделан вывод о том, что идентификация причин возникновения налоговых рисков позволит разработать методику управления ими.

Article info

Received October 6, 2016 Accepted November 1, 2016

Available online December 30, 2016

Keywords

Tax risk; tax risk classification; types of tax risks; tax relations, tax policy

Financing

This work was supported by the Governmental Research Task No. 26.1348.2014 within the frames of the project No. 1348 «The influence of shadow economy on the quality of life of the population in Russia and Ukraine: a comparative analysis»

Abstract

Activity of any participant of the financial relationship involves some risks, among which tax risks represent the most important group that affects both public and private interests. Despite the large number of publications on the theory of tax risks, many of the issues in this area are still relevant. The ambiguity of approaches in the identification of tax risks, insufficient development of the evaluation system, vague classification criteria necessitate further studies of this group of risks. This article considers approaches to defining the concept of tax risks, summarizes the existing concepts from the standpoint of the state and taxpayers, and focuses on the features specific to tax risks. It is concluded that the identification of causes for risks will result in development of a methodology for tax risk management.

© Ю. Г. Тюрина, 2016

ISSN 2500-2759

Налоговый риск в самом общем виде представляет собой вероятность возникновения негативных последствий в сфере налогообложения. С такими рисками сталкиваются все субъекты налоговых правоотношений. Для государства налоговые риски чаще всего обусловлены неопределенностями внешней среды, внутрисистемными пробелами и возможностью совершения налоговых правонарушений со стороны налогоплательщиков. Для налогоплательщиков вероятность потерь в сфере налогообложения связана с нестабильностью и противоречивостью налогового законодательства.

Одним из важнейших направлений минимизации налоговых рисков как для представителей публичной власти, так и для частных субъектов является грамотно выстроенная налоговая политика, которая создает благоприятные условия для активной финансовой деятельности, стимулирования экономического роста посредством сбалансирования личных и общественных интересов.

Понятие «налоговые риски» трактуется по-разному. С точки зрения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) налоговый риск представляет собой возможные потери, связанные с процессом налогообложения, вызванные изменениями законодательства в области налогов и сборов, действиями контролирующих органов и т. д. С позиции государства налоговый риск — это возможное неисполнение (снижение эффективности исполнения) задач по администрированию налоговых доходов бюджета, связанное с неэффективной работой налоговых органов по контролю за уплатой налогов и сборов, нарушениями норм законодательства налогоплательщиками и органами, представляющими финансовые интересы государства, колебаниями в деятельности хозяйствующих субъектов, вызванными различными факторами (внутрикорпоративными, региональными, макроэкономическими и др.).

Независимо от того, какой точки зрения придерживаются ученые, они все признают, что налоговые риски возникают в процессе начисления и уплаты налогов и предполагают для участников налоговых правоотношений те или иные потери, основанные на некой неопределенности в их деятельности.

Природа налоговых рисков тесно связана с реализацией прав и обязанностей, прежде всего, в сфере налогово-бюджетных отношений. Законодательно понятие налога закреплено в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Изъятая у

налогоплательщика часть собственности поступает в бюджеты различных уровней для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Причиной возникновения налоговых рисков выступает законодательно установленная обязанность налогоплательщика полно и своевременно уплачивать налоги и сборы и право органов власти формировать согласно бюджетному и налоговому законодательству налоговые доходы соответствующих бюджетов для выполнения своих задач и функций. В этом аспекте налоговый риск связан с отношениями, где налицо объективное противоречие: с одной стороны, государство нацелено на формирование достаточных денежных фондов, с другой — налогоплательщик стремится минимизировать свои затраты по уплате налогов [1, с. 190].

Если взглянуть на источники налоговых рисков глубже, то представляется логичным, что они кроются не только в распределении стоимости между государством и собственником, но и в формировании самих отношений собственности [2, с. 93]. Эти отношения включают юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта собственности (собственника) уплачивать налог. Поэтому налоговые риски возникают не только в бюджетно-налоговой сфере, но и в экономике формирования собственности [3, с. 83].

По своему содержанию налоговый риск всегда имеет негативный характер. В экономической литературе риск определяется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода и имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами [4, с. 263]. В Большом экономическом словаре термин «риск» определяется в двух аспектах:

- возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий;

- вероятность понести убытки или упустить выгоду, неуверенность в получении соответствующего дохода или убытка [5].

Таким образом, налоговый риск всегда обусловлен вероятностью наступления отрицательных финансовых последствий. Для государства таким риском является недопоступление доходов в бюджет, что в последующем может стать причиной сокращения бюджетного финансирования и падения темпов экономического роста; для налого-

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м

Z

10

(О №

(О ■Ч

N

5

«о

9

ä

6

«f О

<0 N

S

0

N

£ ё

1

iE э

ф *

n *

(0 «

£ «

CO

® IE

CO

плательщика — снижение его экономического потенциала, финансовой устойчивости, платежеспособности, оборотных активов и т. д. [6, с. 8].

Налоговый риск обусловлен характером управленческих решений, принимаемых субъектами налоговых отношений [7, с. 1596]. Так, налоговые риски государства тесно связаны с решением налогоплательщика соблюдать требования законодательства или же разработать теневые схемы уклонения от уплаты налогов. Налогоплательщик, в свою очередь, также ориентируется на решения государства по поводу изменения условий налогообложения. Чрезмерное желание государства усилить налоговую нагрузку неизбежно приводит к уходу плательщиков в теневой сектор и сокращению доходов бюджетов бюджетной системы.

Важная особенность налогового риска — временная отложенность его исхода. Это означает, что результирующая составляющая налогового риска проявляется не сразу после принятия управленческих решений, а по истечении определенного времени. Например, реакции налогоплательщиков на отмену налоговых льгот не происходит сразу после принятия такого решения, эффект заставит себя ждать до истечения последующих налоговых периодов (рис. 1).

К вопросу классификации налоговых рисков в литературе подходят довольно неоднозначно. Результаты теоретических исследований в этой области демонстрируют широкое многообразие критериев, используемых при группировке налоговых рисков.

Одной из распространенных классификаций является деление налоговых рисков в зависимости от субъектов налогообложения. При этом представляется, что налоговые риски налогоплательщиков, налоговых агентов и взаимозависимых лиц как субъектов, представляющих частные интересы, будут аналогичны. Каждая из названных групп рисков подвергается дальнейшей детализации

и систематизации. Так, налоговые риски государства часто классифицируют в зависимости от принадлежности к уровню бюджетной системы, выделяя риски федерального бюджета, субфедеральных и местных бюджетов. Довольно специфический подход при классификации налоговых рисков государства использует О. С. Семенова [8, с. 75]. Она предлагает разделять налоговые риски государства в зависимости от соблюдения основных принципов налогообложения как основных критериев минимизации налоговых рисков. Однако, такой подход может применяться и по отношению к налогоплательщикам. Представляется, что такая классификация является универсальной и применима для всех субъектов налоговых рисков.

В целях дальнейшей конкретизации налоговых рисков налогоплательщиков целесообразно выделить налоговые риски юридических и физических лиц. По характеру последствий для хозяйствующих субъектов налоговые риски классифицируются на риски с вероятностью финансовых и нефинансовых потерь. К первой группе относятся риски по повышению налоговых платежей, снижению финансовой устойчивости вследствие изменения законодательства (в сторону ухудшения для налогоплательщика), риск банкротства. Так, рисками нефинансового характера могут быть риски привлечения к ответственности в силу коллизионности норм законодательства или допущения ошибок в налоговом учете из-за неграмотности бухгалтера либо риски потери репутации и уменьшения числа клиентов из-за формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости компании.

По источникам возникновения налоговые риски принято делить на зависящие от государства или налогоплательщиков. При этом необходимо понимать, что взаимовлияние указанных рисков носит разнонаправленный характер, так как деятельность органов, представляющих интересы государства,

Возникают в сфере налогово-бюджетных отношений Источник налоговых рисков — распределение стоимости между государством и собственником Обусловлены спецификой принимаемых управленческих решений

' А-------

Имеют негативный характер Признаки налоговых рисков Влекут финансовые и нефинансовые потери

Временная отложенность исхода налоговых рисков Взаимообусловленность рисков, зависящих от деятельности государства и налогоплательщиков Важнейшее направление минимизации налоговых рисков — эффективная налоговая политика

Рис. 1. Признаки налоговых рисков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

может вызвать риск финансовых потерь не только для налогоплательщиков, но и самого государства.

В соответствии с факторами, обуславливающими появление налоговых рисков, выделяют внутренние и внешние риски, для представителей частных и публичных интересов они будут различны [9, с. 148].

По частоте возникновения налоговые риски подразделяются на систематические и несистематические. Систематические факторы риска являются общими для всех налоговых правоотношений, они могут регулярно появляться, поскольку действия, их вызывающие, носят постоянный характер. Несистематические факторы риска обусловлены реакцией субъектов налоговых правоотношений на требования окружающей действительности. Тесно связана с данной классификацией дифференциация рисков с точки зрения срока действия. Выделяют временные и постоянные налоговые риски. Первые действуют определенный промежуток времени, обычно не превышающий одного года, вторые, напротив, имеют многолетний и цикличный характер.

В зависимости от величины возможных потерь налоговые риски делятся на допустимые, критические и катастрофические [10, с. 342]. К допустимым относятся риски, не способные оказать существенного влияния на деятельность субъектов налоговых правоотношений. Критические риски несут угрозу для дальнейшего эффективного функционирования хозяйствующих субъектов и принятия нежелательных финансовых мер для государства. Катастрофические риски ставят под сомнение возможность дальнейшей предпринимательской деятельности налогоплательщика, а в отношении государства они означают невозможность финансирования самых значимых направлений его деятельности.

Для дальнейшего исследования особую значимость имеет деление налоговых рисков на предсказуемые и непредсказуемые. Предсказуемость налоговых рисков определяется факторами их обуславливающими, поэтому в большинстве своем они предсказуемы. Например, чрезмерное повышение налоговых ставок вероятно приведет к уходу бизнеса «в тень», т. е. принимая решения, ухудшающие положение налогоплательщиков, государство рискует больше потерять, чем получить. Риск повышения налоговой нагрузки для налогоплательщика также предсказуем, ведь основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу

публикуются и неоднократно обсуждаются в средствах массовой информации. Непредсказуемые риски в основном возникают в силу допущения всевозможных ошибок и обстоятельств, вызванных сменой внешнеэкономической или социально-политической обстановки.

По причинам возникновения налоговые риски следует разделить на объективные и субъективные. Объективные причины обусловлены неопределенностью внешней и внутренней среды. Субъективные налоговые риски возникают в результате действия человеческого фактора и зависят от неопределенности действий лиц, принимающих решения в сфере налогообложения.

Налоговые риски могут иметь различные последствия. Вероятность наступления тех или иных последствий (результирующей составляющей налогового риска) можно установить путем получения релевантной информации о факторах риска. В этом аспекте речь идет о предсказуемых рисках, ведь результат непредсказуемых рисков очень сложно и даже практически невозможно заранее просчитать.

Для выявления и объективной оценки налоговых рисков нужен комплексный подход, поскольку факторы возникновения налоговых рисков как в отношении государства, так и налогоплательщиков, несмотря на противоречивость их интересов, взаимосвязаны, а порой взаимообусловлены. В данном аспекте налоговая политика должна стать катализатором позитивных социально-экономических процессов, ориентироваться на создание условий, побуждающих платить налоги, при этом центральное место занимает уровень налоговой нагрузки.

В настоящее время в России не сложилось единого подхода к определению понятия «налоговая нагрузка». В самом общем смысле она предстает как отношение суммы уплаченных налогов к общему объему оборота (выручки, валового продукта). Чаще встречается точка зрения, согласно которой налоговая нагрузка отражает уровень количественного и качественного влияния налоговых платежей на финансовое положение налогоплательщиков.

В литературе различают два вида налоговой нагрузки: номинальную и реальную. Номинальная налоговая нагрузка — это доля обязательных платежей в бюджет в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) при условии полного выполнения налогоплательщиком своих обязанностей, предусмотренных НК РФ. Разница между номинальной и

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м

Z

10

(О №

(О ■Ч

реальной налоговой нагрузкой характеризует уровень уклонения от налогов: чем больше номинальная нагрузка, тем выше уровень налогового риска для государства и налогоплательщиков. При высокой номинальной нагрузке возрастает риск ухода налогоплательщика «в тень» путем разработки различных схем уклонения от уплаты налогов. Согласно официальным данным, опубликованным Минфином, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 34-35 % (рис. 2).

40

30

20

10

0

31,1

34,3 35,0 33,6

36,6

2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2. Номинальная налоговая нагрузка в России в 2010—2014 гг., %

Составлено по данным Минфина.

URL: http://minfin.ru/ru/

Состав экономических инструментов государства меняется и зависит от особенностей его развития на определенном интервале времени. Налоговая нагрузка, соответственно, также зависит от экономической политики государства и определяется перечнем обязательных к уплате налогов и сборов и условиями их начисления и уплаты.

Одной из важнейших задач государства является определение такого уровня нагрузки, который обеспечивал бы минимальные налоговые риски для государства и плательщиков. С одной стороны, не должен ставиться под сомнение вопрос достаточного наполнения государственной казны, с другой — стимулировать налогоплательщиков к дальнейшему развитию необходимо, не подвергая их к лишним налоговым потерям.

На сегодняшний день темпы глобальной интеграции стимулируют органы власти более основательно относиться к вопросу налоговой нагрузки, так как привлечение зарубежного капитала является значимым шагом в развитии территорий и снижении уровня налогового риска государства в части сужения налогового потенциала и уменьшения налоговых доходов бюджетов различных уровней.

По сравнению с зарубежными странами, в частности со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговая нагрузка в России находится на вполне сопоставимом уровне

(рис. 3). В 2013 г. средняя налоговая нагрузка по ОЭСР составляла 34,5 %, а в России — 33,6 %, т. е. на 1,1 % ниже. Налоговая нагрузка в странах БРИКС и Евразийского экономического союза в средней совокупности также имеет более низкие показатели, чем в России, и составляет 28,5 % и 30,4 % соответственно.

Китай Беларусь Казахстан Канада США Франция Южная Корея Великобритания Россия

28,2

25

25

3

30,6

4

J 41,9

J 24,3

=F

] 32,9 36,6

45,0

0 10 20 30 40 50 Рис. 3. Выборочная сравнительная налоговая нагрузка по странам Организации экономического сотрудничества и развития, Евразийского экономического союза и БРИКС в 2013 г., % Составлено по данным Организации экономического сотрудничества и развития.

URL: http://www.oecd-ilibrary.org/statistics

Приведенные данные (см. рис. 3) указывают на прямую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и экономическим развитием страны. Представляется, что налоговая нагрузка влияет на уровень налоговых рисков в совокупности с другими факторами. Тем не менее, в России налоговая нагрузка в среднем приближена к допустимой норме, а ее показатели, по сравнению со многими развитыми странами, являются более низкими. Возникает вопрос, почему при таком приемлемом уровне налогового бремени около половины произведенного ВВП остается в теневом секторе, увеличивая налоговые риски государства? Неужели налоговые риски налогоплательщиков настолько критичны, что они идут на различные ухищрения в плане ухода от уплаты налогов?

Как показывает практика, налогоплательщики используют схемы уклонения от налогообложения не только по причине высокой налоговой нагрузки. В России сложились серьезные проблемы с налоговой дисциплиной. С целью собственного обогащения различными методами из-под налогообложения уводятся огромные суммы денежных средств (завышение затрат путем использования фирм-однодневок; необоснованное применение льгот; регистрация сотрудников

в качестве индивидуальных предпринимателей; неоправданное наращивание цены на товар). В связи с этим увеличиваются риски государства по невыполнению показателя собираемости налогов, ведь налогоплательщики чаще всего уплачивают налоги не из принципа «сколько положено по закону, столько заплачу», а с учетом своих реальных или искусственно заниженных финансовых возможностей [11, с. 141]. Конечно, помимо указанного, риски государства по недополучению запланированных сумм налогов обусловлены иными факторами. В частности, недостатками организации процесса планирования, некомпетентностью должностных лиц, составляющих планы и прогнозы в этой области, несовершенством методик, а также наступлением непредвиденных обстоятельств, не учтенных в плане.

Поведение налогоплательщиков опосредовано психологическими, политическими, правовыми и экономическими факторами. Одни не уплачивают налоги из-за незнания законодательства, другие, наоборот, умышленно используют пробелы в праве для разработки различных схем уклонения. При этом те, кто использует нелегальные схемы, имеют более выгодное положение по сравнению с налогоплательщиками, исправно уплачивающими налоги и сборы, так как у них в распоряжении остаются свободные денежные средства, которые могут быть реинвестированы в производство.

Налоговое правосознание, налоговая этика, налоговая грамотность и дисциплина — все это составные части интегральной категории «налоговая культура». Уровень налоговой культуры определяет способность и готовность субъектов налоговых отношений к выполнению обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, характеризует реакцию на мероприятия налоговой политики, дает информационные сигналы для оценки действующей налоговой системы и ориентиры для последующего государственного налогового воздействия на экономику. Высокая налоговая культура снижает риски государства по увеличению финансовых потерь.

Проблема низкой налоговой культуры в России складывается в первую очередь из-за неразвитого правосознания у налогоплательщиков. Многие не видят прямой связи между уплаченными налогами и их отдачей в виде повышения государственных услуг и эффективности бюджетных расходов. Таким образом, проблема формирования налоговой культуры не такая простая, как может показаться на

первый взгляд, она требует эффективных мер по внутрисистемному совершенствованию процесса налогообложения.

Кроме того, увеличение числа конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами ведет к повышению нагрузки на судебную систему. Несмотря на то, что законодательством установлен обязательный внесудебный порядок урегулирования налоговых споров, проблема загруженности судов делами в сфере налогообложения остается актуальной.

Налоговые риски налогоплательщиков могут быть вызваны неправильным применением налогового законодательства, незнанием правил бухгалтерского и налогового учета, ошибками, допускаемыми при заполнении и подаче налоговых деклараций и т. д. Любое ошибочное (преднамеренное или непреднамеренное) действие или бездействие персонала при исчислении и уплате налогов может стать причиной возникновения налоговых рисков.

В управлении налоговыми рисками необходима не столько оценка вероятности их наступления, сколько оценка возможности полного или частичного предотвращения негативных последствий [12, с. 79].

С позиции налоговых рисков кадровые риски хозяйствующих субъектов классифицируются на две группы. К первой относятся квалификационно-образовательные риски, возникающие вследствие неадекватного набора, подбора персонала, а также несоответствия образования, профессии, квалификации работника занимаемой должности. Вторая группа включает риски непринятия сотрудниками нововведений налогового законодательства, которое подвержено частым изменениям. Уровень образования и квалификации должностных лиц налоговых органов и иных лиц, представляющих интересы государства в этой сфере, может стать источником налоговых рисков государства. Причинами кадровых проблем налоговых органов являются низкая оплата труда, утечка кадров, неэффективная система стимулирования и поощрения. В результате появляются проблемы во всех направлениях деятельности налоговых органов (регистрация и учет налогоплательщиков, планирование налоговых поступлении, налоговое администрирование и контроль, процесс взимания и перечисления налогов и сборов).

В условиях низкой налоговой культуры и прорастания теневой экономики проблемы налогового администрирования и налого-

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

ф

ч

2 О

2 Z

10

(О №

(О ■Ч

вого контроля создают реальную угрозу недополучения государством достаточных налоговых доходов. В связи с чем, вопросы совершенствования налогового администрирования и налогового контроля находятся в центре научных дискуссий. В специализированной литературе перечисляются наиболее острые проблемы этой области:

- несовершенство процедур регистрации и учета налогоплательщиков;

- миграция;

- нечеткость описания процедуры проведения налоговых проверок в НК РФ;

- неудобство сдачи различных налоговых деклараций в разные сроки;

- малый объем рабочего времени для проверки деклараций.

Указанные проблемы требуют незамедлительного решения. Для этого могут применяться следующие меры:

- ужесточение ответственности за несоблюдение налогового законодательства;

- повышение минимального размера уставного капитала коммерческих организаций и введение независимой оценки для имущества, вносимого учредителями в уставный капитал;

- конкретизация в НК РФ фактов, которые должны проверяться при проведении налоговых проверок;

- изменение периодичности и сроков проведения камеральных налоговых проверок;

- совершенствование критериев отбора налогоплательщиков для планирования проведения выездных налоговых проверок.

Обобщая сказанное, следует отметить, что идентификация причин возникновения налоговых рисков позволит разработать методику управления рисками и снизить экономические потери.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айтхожина Г. С. К вопросу выявления рисков, связанных с нарушениями налогового законодательства / Г. С. Айтхожина // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. — 2011. — № 3. — С. 189-193.

2. Doerrenberg Philipp. Circumstantial risk: Impact of future tax evasion and labor supply opportunities on risk exposure / Philipp Doerrenberg, Denvil Duncan, Christopher Zeppenfeld // Journal of Economic Behavior & Organization. — 2015. — Vol. 109. — P. 85-100.

3. Пименов Н. А. Налоговые риски: теоретические подходы / Н. А. Пименов // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 4. — С. 81-86.

4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А., Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Инфра-М, 2007. — 495 с.

5. Большой экономический словарь / М. Ю. Агафонова [и др.] ; под ред. А. Н. Азрилияна. — М. : Ин-т новой экономики, 2002. —1280 с.

6. Пансков В. Г. Налоговый контроль: проблемы решаются, проблемы остаются / В. Г. Пансков // Финансы и кредит. — 2012. — № 3. — С. 8-14.

7. Cozmei Catalina. Risk management triggers: from the tax risk pitfalls to organizational risk / Catalina Cozmei, Elena Claudia §erban // Procedia Economics and Finance. — 2014. — Vol. 15. — P. 1594-1602.

8. Семенова О. С. О подходах к классификации налоговых рисков / О. С. Семенова // Финансы и кредит. — 2011. — № 44. — С. 71-76.

9. Шестакова Е. В. Методологические основы развития социально-экономических систем микроуровня / Е. В. Шестакова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2016. — № 2 (384). — С. 142-150.

10. Чекулаева Е. Н. Значение категории «налоговый риск» в современной системе налогового администрирования / Е. Н. Чекулаева // Вестник Чувашского университета. — 2013. — № 2. — С. 341-348.

11. Пелькова С. В. Оценка налоговой нагрузки на экономику Российской Федерации / С. В. Пелькова, Т. А. Савина // Академический вестник. — 2009. — № 4. — С. 139-144.

12. Киреенко А. П. Налоговые риски в деятельности малого бизнеса [Электронный ресурс] / А. П. Киреен-ко // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2010. — № 5. — Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=13887.

REFERENCES

1. Aitkhozhina G. S. Tax law abuse risks to be identified. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Herald Omsk University. Series Economics, 2011, no. 3, pp. 189-193. (In Russian).

2. Doerrenberg Philipp, Duncan Denvil, Zeppenfeld Christopher. Circumstantial risk: Impact of future tax evasion and labor supply opportunities on risk exposure. Journal of Economic Behavior & Organization, 2015, vol. 109, pp. 85-100.

3. Pimenov N. A. Tax risks: Theoretical approaches. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2013, no. 3, pp. 81-86. (In Russian).

4. Raizberg B. A., Lozovskii L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar' [The Modern Economic Dictionary]. 5th ed. Moscow, Infra-M Publ., 2007. 495 p.

5. Agafonova M. Yu. et al.; Azriliyan A. N. (ed.). Bol'shoi ekonomicheskii slovar' [Great Business Dictionary]. Moscow, Institute for New Economy Publ., 2002. 1280 p.

6. Panskov V. G. Tax control: issues get solved, issues remain. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2012, no. 3, pp. 8-14. (In Russian).

7. Cozmei Catalina, §erban Elena Claudia. Risk management triggers: from the tax risk pitfalls to organizational risk. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 15, pp. 1594-1602.

8. Semenova O. S. Approaches to identification of tax risks. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2011, no. 44, pp. 71-76. (In Russian).

9. Shestakova E. V. Methodical basis of development of the socio-economic systems at the micro-level. Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2016, no. 2 (384), pp. 142-150. (In Russian).

10. Chekulaeva E. N. Meaning of the «tax risk» in the current system of tax administration. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of Chuvash State University, 2013, no. 2, pp. 341-348. (In Russian).

11. Pel'kova S. V., Savina T. A. Evaluating the tax burden on the economy of the Russian Federation. Akademi-cheskii vestnik = Academic Bulletin, 2009, no. 4, pp. 139-144. (In Russian).

12. Kireenko A. P. Tax risks is in small businesses. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2010, no. 5, Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx-?id=13887. (In Russian).

Информация об авторе

Тюрина Юлия Габдрашитовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Оренбургский государственный университет, 460018, г. Оренбург, просп. Победы, 13, e-mail: u turina@mail.ru.

Author

Yuliya G. Tyurina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Finances, Orenburg State University, 13 Prospekt Pobedy, 460018, Orenburg, Russian Federation, e-mail: u_turina@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Тюрина Ю. Г. Налоговые риски и факторы, влияющие на их возникновение / Ю. Г. Тюрина // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 6. — С. 964-971. — DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).964-971.

Reference to article

Tyurina Yu. G. Tax risks and factors influencing their occurrence. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 6, pp. 964-971. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).964-971. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.