Научная статья на тему 'Конструирование экономического механизма управления предприятиями машиностроительного комплекса'

Конструирование экономического механизма управления предприятиями машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / MACHINE-BUILDING COMPLEX / ECONOMIC MECHANISM OF ENTERPRISE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Екатерина Владимировна

Представлены ключевые факторы развития и функционирования предприятий машиностроительного комплекса. Разработан системно-координационный механизм в реализации перспективных направлений развития отечественного машиностроения. Представлена схема структурирования экономического механизма в контексте функционально-целевого подхода к управлению предприятиями МСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермоленко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING ECONOMIC MECHANISM FOR ENGINEERING PLANTS

The key factors in the development and functioning of the enterprises of machine building complex are presented. The system-coordination mechanism in the realization of perspective directions of development of the domestic industry is designed. The scheme of structuring economic mechanism in the context of functionally-oriented approach to the management of enterprises is presented.

Текст научной работы на тему «Конструирование экономического механизма управления предприятиями машиностроительного комплекса»

УДК 338.24

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

© Екатерина Владимировна ЕРМОЛЕНКО

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант, кафедра экономики труда и управления персоналом, e-mail: vid1952@mail.ru

Представлены ключевые факторы развития и функционирования предприятий машиностроительного комплекса. Разработан системно-координационный механизм в реализации перспективных направлений развития отечественного машиностроения. Представлена схема структурирования экономического механизма в контексте функционально-целевого подхода к управлению предприятиями МСК.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс; экономический механизм; предприятие; управление.

Машиностроительный комплекс (МСК) характеризуется единством технологических процессов производства, используемого оборудования и применяемых материалов [1]. Особенностью машиностроительного комплекса является широкая кооперация между отраслями в производстве конечной продукции. Отметим, что машиностроительный сектор, являясь основой промышленного производства Российской Федерации, требует к решению своих проблем основательного и взвешенного подхода, что обусловлено целым рядом факторов:

- машиностроительный комплекс, выступая в качестве катализатора научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, является по сути одной из немногих отраслей обрабатывающей промышленности, развитие которой оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами высокого технического уровня;

- МСК без преувеличения принято считать самой сложной отраслью промышленности, производящей широко дифференцированную продукцию: от наиболее активной части основных фондов (орудий труда) до привычных всем бытовых приборов и автомобилей;

- многие машиностроительные предприятия работают на оборонный комплекс, поэтому развитие данной отрасли определяет обороноспособность страны;

- большинство российских предприятий машиностроения, выпуская свыше 75 % продукции своей специализации, достигли монополистического положения в занимаемом секторе экономики, что определяет необычайную экономическую и социальную значимость данных субъектов хозяйствования;

- по числу занятых (порядка 35 % от трудоспособного населения [2]) и по стоимости выпускаемой продукции машиностроительный комплекс, который насчитывает тысячелетнюю историю величайших научных побед, до сих пор занимает первое место среди всех отраслей промышленного производства;

- в среднем 15 % ВВП РФ [2], порядка 20 % производимой российскими промышленными отраслями продукции и 25 % стоимости их основных фондов приходится на долю машиностроения.

Все перечисленное подтверждает важность рационального управления предприятиями МСК РФ, занимающего в системе экономических отношений поистине уникальное положение.

Как показал анализ статистических данных российского машиностроения, износ его основных фондов достиг 50 %, низкая доля наукоемкой продукции в общем объеме выпуска (фактическая доля составляет 2,6 % при пороговой величине 6 %). Вследствие этого огромный научно-технологический потенциал оборонного комплекса не помог переориентировать машиностроительные заводы на внутренний потребительский рынок.

Доля убыточных машиностроительных предприятий по видам экономической деятельности составила: производство машин и оборудования - 40 %; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 37 %; производство транспортных средств и оборудования - 42,6 % [3].

В этой связи представляется необходимым разработка системно-координационного механизма в реализации перспективных направлений развития отечественного машиностроительного комплекса на основе принятых Правительством РФ стратегиями и концепциями, программами, соглашениями, отраслевыми и межотраслевыми проектами (рис. 1).

В научной литературе под экономическим механизмом понимается рыночный, сочетающий в себе саморегулирующую функцию деятельности субъектов с регулирующей функцией государства. В данном ключе очевидно мнение известных исследователей, определяющее экономический механизм не только простым набором экономических инструментов и рычагов, но и как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических регуляторов.

Различные трактовки понятия «экономический механизм», представленные многими ведущими учеными, в большинстве случаев связаны с процессным подходом. Однако в естественных науках механизм носит исключительно ресурсное определение, что вызывает определенные трудности в построении экономико-математического моделирования экономического механизма. Также в научных исследованиях и точных экономических расчетах возникают значительные проблемы в разработке устойчивых логических конструкций данного механизма.

В узком понимании экономический механизм управления предприятиями машиностроительного комплекса представляет собой совокупность инструментов и методик, способов и действий, позволяющих осуществлять управление и развитие бизнес-процессами с целью обеспечения эффективного достижения целей.

Следует отметить, что одни авторы классифицируют инструменты управления в зависимости от различных признаков, что отражает функционально-ориентированный и процессный подходы к управлению (общие

или традиционные методы). Другие авторы классифицируют по приемам и способам воздействия. В этой связи, существующие инструменты и методы в механизме управления предприятиями МСК дополняют друг друга, обеспечивая определенный уровень их динамического равновесия.

Применяемые в условиях модернизации отечественной экономики методы и инструменты позволяют в значительной степени повысить эффективность управления предприятиями МСК на различных этапах жизненного цикла: стратегическое планирование, проектирование, внедрение, контроллинг и т. д. Таким образом, выбор конкретных методов и инструментов в построении экономического механизма управления предприятиями МСК связан со стратегическим планированием, которое осуществляется по сформированным руководством целям в соответствии с характером и стилем принимаемых управленческих решений, а также структурно-коммуникационными процессами и обеспечением системы менеджмента интегрированной информацией.

Отметим, что в экономико-организационной модели трансформации потенциала управления фундаментальным является система управления, которая характеризуется определенной конфигурацией структуры предприятия МСК, степенью централизации или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью или изменчивостью, открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешнему окружению).

Итак, структурирование экономического механизма необходимо осуществлять в контексте функционально-целевой схемы взаимодействия основных функциональных подсистем, обеспечивающих подсистем и экономических рычагов, в комплексе которые направлены на обеспечение достижения целей предприятия (рис. 2).

Безусловно, конечным результатом функционирования представленного механизма для первых двух уровней является формирование финансового плана государства (политика бюджетирования), включая сбалансированные бюджеты по налоговым и неналоговым поступлениям (федеральный госбюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ).

Рис. 1 Структура управленческих взаимоотношений предприятий машиностроительного комплекса, построенных на принципе саморегуляции

1 уровень - национальная экономика РФ (исполнительные органы)

2 уровень - государственные финансы, бюджетный процесс, управление государственными

финансами

3 уровень - законодательная база, регулирующая отношения собственности

----1________I----

4 уровень - предприятия машиностроительного комплекса

Функциональные

подсистемы:

- планирование

- прогнозирование

- регулирование

- система оплаты труда

- ценообразование анализ

- учет

Цели предприятия

ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МСК

________гсг_________

А

Обеспечивающие подсистемы внутренние экономические отношения нормы и нормативы правовое обеспечение

- информационное обеспечение

Экономические рычаги: цены тарифы

- процентные ставки экономическое стимулирование

- льготы санкции и т. д.

Рис. 2. Функционально-целевая схема построения экономического механизма управления предприятиями машиностроительного комплекса

Для третьего и четвертого уровней -формирование стратегии экономического развития на основе баланса экономических интересов всех участников машиностроительного комплекса, обеспечивающей постоянный экономический рост и высокий уровень капитализации.

К значимым и востребованным направлениям развития механизма управления предприятиями машиностроительного комплекса следует отнести нормативное регулирование отношений между государственными и крупными хозяйствующими субъектами, а также совершенствование внутренних управленческих механизмов.

Таким образом, разработка экономического механизма управления предприятиями машиностроительного комплекса на основе применения программно-целевого метода с участием государства позволит:

- осуществить модернизацию машиностроения и обеспечение на этой основе ускоренного инновационного развития отрасли;

- повысить интеллектуальный потенциал машиностроительной отрасли на основе интеграции усилий в подготовке кадров предприятий машиностроения, отраслевых НИИ, академической науки и технических университетов страны;

- создать эффективную систему обеспечения отрасли высококвалифицированными научными, управленческими, инженернотехническими и рабочими кадрами;

- реструктурировать отраслевые научные учреждения и организацию машиностроительного комплекса;

- повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий;

- улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в т. ч. для иностранных инвестиций;

- расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в т. ч. за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта.

1. Экономический словарь иКЬ: http://www. ekoslovar.ru/186.html. Загл. с экрана.

2. Российский статистический ежегодник. 2010. М., 2010.

3. Аналитический бюллетень. Машиностроение: тенденции и прогнозы. Вып. 3. Итоги 2011 г. иКЬ: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/b_ mash3.pdf. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 11.09.2012 г.

UDC 338.24

DESIGNING ECONOMIC MECHANISM FOR ENGINEERING PLANTS

Ekaterina Vladimirovna ERMOLENKO, Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation, Post-graduate Student, Labor Economics and Personnel Management Department, e-mail: vid1952@mail.ru

The key factors in the development and functioning of the enterprises of machine building complex are presented. The system-coordination mechanism in the realization of perspective directions of development of the domestic industry is designed. The scheme of structuring economic mechanism in the context of functionally-oriented approach to the management of enterprises is presented.

Key words: machine-building complex; economic mechanism of enterprise; management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.