УДК 338.24
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© Дмитрий Сергеевич БАКАНОВ
Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом,
e-mail: vid1952@mail.ru
В статье обобщены подходы исследователей к содержанию понятия «организационно-экономический инструментарий управления». Актуализированы основные приоритетные направления развития предприятий газовой отрасли. Выявлен организационно-экономический инструментарий управления предприятиями газовой промышленности.
Ключевые слова: газовая промышленность; инструментарий; механизм; управление; предприятие.
Развитие механизма управления отечественными предприятиями тесно связано со структурными преобразованиями основных элементов экономики, модернизацией научно-технического потенциала, созданием
новых и реконструкцией существующих производственно-технологических комплексов и т. д. Проводимые преобразования коренным образом меняют существующие подходы к управлению, изменяя и совершенствуя инструментально-методологические и методические характеристики, адаптируя по новым требованиям микро-, мезо- и макросреды. И как следствие, перманентно актуализируется необходимость обоснования инструментов, методов повышения эффективности управления промышленными предприятиями, способных обеспечить выработку оптимальных управленческих решений, что обусловливает необходимость глубокого исследования оценочных механизмов в реальном временном и пространственном измерении.
Как отмечено классиками экономической теории, инструмент (от лат. і^іхитеп-іит - орудие) представляет собой орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины, который «...захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его» [1, т. 23, с. 384]. Касательно деятельности предприятий газовой промышленности существующие инструменты в механизме управления позволяют обеспечить бесперебойность их функционирования, а применение новых инструментов обеспечивает преобразование и модернизацию бизнес-процессов в достижении целевой функции.
Однако многие исследователи рассматривают инструменты управления в качестве экономических нормативов, ограничений, правил, налогов, платежей, штрафов, санкций, цен, вознаграждений, стимулов, кредитов, инвестиций, субсидий, дотаций, трансфертов, заказов, преференций и др. [2]. То есть, могогранный смысл, заложенный в содержательность инструментов управления, отражает их всесторонность, универсальность, применимость в различных системах и структурах.
Так, применяемые современные методы и инструменты позволят усовершенствовать управление бизнес-процессами промышленных предприятий газовой отрасли на всех этапах их развития: от стратегического планирования и проектирования до внедрения и контроллинга. Используя различные подходы (функциональный, системный, процессный, субстратный), возможно внедрить эффективные инструменты проектирования организационной структуры предприятий газовой промышленности, поддержания его в актуальном состоянии и, тем самым, обеспечить непрерывное самосовершенствование и саморазвитие их деятельности.
Исходя из специфики функционирования предприятий газовой промышленности, в механизме управления следует выделить два укрупненных блока инструментов, условно обозначенные как внешние и внутренние. В блок внешних инструментов следует отнести страновые экономико-правовые регуляторы, осуществляемые через нормотворческую и законодательную деятельности государства (политика ценообразования, контроллинг и
аудит, тарифная политика и т. д.). Отметим, что внешние регуляторы оказывают существенное влияние на формирование и развитие внутренних инструментов в механизме управления предприятиями газовой промышленности.
Многочисленные исследования классиков в области менеджмента и общего управления показали, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания и единства четырех групп внутренних инструментов - экономических, административных, социально-психологических и воспитательных [3]. Их взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты - эффективными и полезными. Однако ряд современных исследователей считает, что, возможно, расширение перечня применяемых инструментов в механизме управления, обусловленное стратегиями конкурентной борьбы между контрагентами, характерно и для предприятий газовой промышленности. Наряду с этим следует применять нестандартные инструменты (рейдерство, хедхантинг, слияние и поглощение, «перехват» клиентов и т. д.).
Таким образом, организационно-экономический инструментарий механизма управления предприятием газовой промышленностью представляет собой совокупность внутренних инструментов, методов и внешних регуляторов, направленных на развитие инновационной деятельности, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Эффективность применения инструментария управления очевидна при ориентации на взаимодействие предприятий с создаваемыми институтами развития.
Наряду с западными исследователями отечественные ученые подтверждают эффективность инструментов стратегического управления. В данном ключе, содержательный аспект инструментов стратегического управления можно классифицировать по трем признакам:
- аналитические (сбалансированная система показателей, SWOT-анализ, финансовый леверидж и др.);
- системно-процессные (внутренний аудит, управленческий учет, сценарное планирование, стратегическое планирование, бюджетирование, контроллинг, управление отношениями с клиентами (CRM) и др.)
- предметные (управленческая команда, интеллектуальный капитал, корпоративная культура, информационные технологии, деловая этика и др.)
Безусловно, при работе с инструментами стратегического менеджмента важна их корректная реализация, при этом результат должен быть измеряем.
Стоит отметить, что в условиях инновационного развития отечественной экономики газовая отрасль является ведущей отраслью промышленности и занимает лидирующую позицию в экономической деятельности. Инфраструктура газовой промышленности России представляет собой разветвленную систему, которая состоит из основных производителей газа и сервисных организаций (специализированно-сбытовые и газораспределительные организации) [4].
К приоритетным направлениям развития газовой отрасли относят [5]:
- поддержание и развитие добычи газа и конденсата в традиционных районах, включая утилизацию низконапорного газа;
- создание новых крупных центров газодобычи на п-ове Ямал, в Обской и Тазов-ской губах, восточных районах страны, на шельфах морей;
- увеличение объемов геолого-разве-дочных работ с целью воспроизводства и расширения минерально-сырьевой базы;
- сокращение издержек на всех стадиях производственного процесса;
- глубокая переработка сырья;
- модернизация существующих и строительство новых газотранспортных систем;
- газификация промышленности,
транспорта, городов и населенных пунктов страны;
- диверсификация экспортных поставок, включая выход на новые рынки и доступ к системам газоснабжения конечных потребителей в странах-импортерах российского газа.
Представленные приоритетные направления развития газовой отрасли предполагают использование следующих инструментов в механизме управления в рамках реализации процессно-функционального подхода: венчурное финансирование; измерение уровня удовлетворенности клиентов (Customer satisfaction measurement); сокращение затрат времени (Cycle time reduction); реинжини-
ринг бизнес-процессов (Reengineering); тотальное управление качеством; автоматизация производства; управление рисками; контроллинг.
Как показывает современная практика ведения бизнеса газовой промышленности, управление осуществляется посредством следующих основных инструментов: бюджетирование и контроллинг; управленческий учет и корпоративные информационноаналитические системы; стратегическое планирование. Как предостерегает директор по развитию бизнеса одной из японских корпораций: «Легко запутаться в инструментах управления. А выбрать нужно всего несколько, чтобы хватило времени и ресурсов на то, чтобы заставить их работать» [6]. Действительно, инструменты управления отличаются многообразием и разнообразием их применения, важным является умение эффективно их использовать в деятельности предприятия, не разрушая целостность системы и адаптируя под условия среды.
Стоит заметить, что отечественные газовые компании в современных условиях становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики, в которую непрерывно интегрируются многочисленные предприятия мелкого и среднего бизнеса, производственные, сбытовые и сервисные, составляющие периферию мирохозяйственного корпоративного ядра. Безусловно, применение инструментария управления в различных регионах несколько отличается, что обусловлено территориальными признаками,
направленностью организации (производственная или сервисная), масштабами и наличием ресурсного потенциала.
Итак, развитие инструментально-методического обеспечения механизма управления предприятиями газовой промышленности связано со структурными преобразованиями отечественной экономики; модернизацией (реконструкцией) и обновлением производственных фондов предприятия; созданием новых технологических линий форсированной добычи газа, газового конденсата; автоматизацией и информатизацией производства; выходом в торгово-международное пространство и т. д.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: в 39 т. М., 1955-1981.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.
3. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Хозяйственный механизм. URL: http://www. smartcat.ru/Referat/atyelramnz.shtml. Загл. с экрана.
4. Язев В.А. Российская газовая промышленность: состояние и перспективы. URL: http:// www.ids55.ru/nig/articles. Загл. с экрана.
5. URL: http://www.ria.ru/politics/20111026/471
357071.html.
6. URL:http://www.sifbd.ru/magazine/books/collec tion/ss 2007/1.
Поступила в редакцию 14.01.2012 г.
UDC 338.24
STUDY OF TOOLS IN CONTROL GAS INDUSTRY
Dmitriy Sergeyevich BAKANOV, Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation, Postgraduate Student of Labor Economics and Personnel Management Department, e-mail: vid1952@mail.ru
In the article are generalized the approaches of researchers to the content of concept “organizational-economic set of instruments of control”. Basic priority trends in development of enterprises in the gas field are actualized. The organizational-economic set of instruments of management of the enterprises of natural gas industry is revealed.
Key words: natural gas industry; set of instruments; mechanism; control; enterprise.